Антонимы и омонимы
Оценка 4.9

Антонимы и омонимы

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
22.02.2019
Антонимы и омонимы
ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; предвидеть последствия коллективных решений
антонимы омонимы .docx
У р о к   2 3   СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ Тип урока Педагогически е задачи Планируемые  предметные  результаты Метапредметн ые УУД Личностные  результаты Освоение нового материала Создать условия для ознакомления с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении  точности, информативности и выразительности речи; совершенствовать умение работать с разными типами  лингвистических словарей; способствовать развитию навыков анализа художественного текста, определения  особенностей употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся;  содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке Познакомятся с понятиями «синонимы», «антонимы», «омонимы» и их ролью в достижении точности,  информативности и выразительности речи; научатся работать с разными типами лингвистических словарей;  анализировать художественный текст, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов;  подбирать антонимы и синонимы к данным словам; объяснять значения омонимов Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения  данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;  самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;  регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой  деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или  одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: слушать и  понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая  правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;  предвидеть последствия коллективных решений Ориентироваться на содержательные моменты школьной действительности и принимать образец «хорошего ученика»;  принимать и осваивать социальную роль учащегося, иметь мотивы учебной деятельности (социальные, учебно­ познавательные и внешние); проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в  информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 1 II.  Актуализаци я знаний. Проверка  домашнего  задания  (рабочая  тетрадь). Работа над  словами с  непроверяемы м написанием 2 3 Проверяет домашнее задание. Проводит беседу  о проделанной работе. – Прочитайте задание 65. Назовите многозначные  слова. Какие из них употреблены в переносном  значении? – Прочитайте составленное вами предложение,  в котором многозначное слово было бы  употреблено в прямом, основном значении. Организует работу над словами с  непроверяемым написанием. – Отгадайте загадку: Ежедневно спозаранку В руки он берет баранку. Крутит, вертит так и сяк, Но не съест ее никак!  (Шофер.) (См. РМ, Приложение 3.) – Запишите словарное слово в индивидуальные  словарики, используя прием ассоциаций. – Подберите однокоренные слова к слову «шофер» Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о  выполненной дома работе.  Называют многозначные слова. (См. РМ, Приложение 2.) Читают предложение. Записывают словарное слово в индивидуальный  словарик. П О В О Р Ш О Ф Е Р Т Формируемые способы  деятельности учащегося 4 Выделять  существенную  информацию  из текста  загадки.  Осуществлять  актуализацию  личного  жизненного  опыта. Уметь  слушать в  соответствии с целевой  установкой.  Принимать и  сохранять  учебную цель  и задачу.  Дополнять,  уточнять  высказанные  мнения по  существу полученного  задания 1 2 3 4 Продолжение табл. Подбирают однокоренные слова к словарному  слову. Составляют предложения с этим словом Читают эпиграф на доске: «Язык – наш верный  друг, когда мы его хорошо знаем; он же  неприятель, если им владеем плохо или мысль  туманна, неясна. Кто не испытал муки, отыскивая  необходимое слово, тот никогда не чувствовал  радости, открывая самое меткое, самое точное,  единственно нужное слово». (В. Кодухов) Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы,  формулируют цель урока. Под руководством  учителя определяют задачи урока – Слова обозначают предметы, действия, признаки,  количество, явления, состояния и т. д. – Лексикология, лексика Принимать  и сохранять  учебную цель  и задачу.  Анализировать , находить об­ щее и  различия,  делать  выводы.  Осознанно и  произвольно  строить  речевое  высказывание в устной  форме III.  Сообщение  темы урока.  Определение  целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы,  предлагает сформулировать цель урока. В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но путешествовать начнем – И сами до всего дойдем. – Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали  тему нашего урока и цель, которая стоит перед  нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны! Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по  порядку. Если буду я молчать,  Как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово  Любимое, родное … (слово). – А для чего служат слова, что они обозначают? – Как называется раздел науки о языке, изучающий  словарный состав языка? – Прочитайте тему урока. – Сегодня мы с вами будем говорить о синонимах,  антонимах, омонимах и учиться пользоваться  толковыми словарями Продолжение табл. 1 IV.  Объяснение  нового  материала.  Наблюдение  над языковым материалом 2 3 Выводят языковые закономерности, лежащие в  основе изучаемого понятия или правила.  Анализируют формулировку правила (понятия),  данную в учебнике. Проводят наблюдения на  материале связных текстов. Записывают слова, противоположные по смыслу. Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний,  тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий –  холодный, прозрачное – мрачное, чудесная –  ужасная. Организует работу по теме урока. Объясняет  новый материал, отвечает на вопросы учеников. Н а   д о с к е  текст:  Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно.  Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора! – О каком времени года говорится в этом тексте?  (О лете.) – Какие слова показывают, что в тексте говорится о лете? Подберите к ним слова, противоположные по  смыслу, и с этими словами создайте новый текст.  Прочитайте, что у вас получилось. О каком  времени года говорится в вашем тексте? (О зиме.) – Как называются слова, которые имеют  противоположное значение? (Антонимы.) – Прочитайте стихотворение С. Маршака «Вьюга». Читают стихотворение С. Маршака «Вьюга». 4 Осуществлять  анализ  объектов с  опорой на  визуализацию Вьюга снежная, пурга  Напряди нам пряжи,  Взбей пушистые снега,  Дайте радужной парчи Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Для косматых елей. – Какие синонимы к слову­названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они  принадлежат? По словарю синонимов определите  их лексическое значение.  – Чем отличаются эти слова? (Оттенками  лексического значения.) Рассказывают о словах­синонимах, которые  использует С. Маршак в стихотворении. Вьюга – снежная буря, сопровождаемая  ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в  воздухе. Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах. 1 2 3 4 Продолжение табл. – Для чего синонимы служат в речи? Что вы знаете  о синонимах? (Синонимы широко используются в  речи, в произведениях художественной  литературы для передачи оттенков мыслей,  чтобы сделать речь точной и выразительной и  избежать повторов.) V. Первичное закрепление  знаний. Работа  по учебнику  (упражне­ ние 69). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся.  Помогает, при необходимости проверяет  ответы. Комментирует ход решения. – Рассмотрите рисунки. Назовите по рисункам  слова­синонимы, антонимы, омонимы. – Составьте предложение по любому рисунку.  Запишите его. Метель – снежная буря, сопровождаемая  сильным ветром в одном направлении. Вихрь – порывистое, стремительное круговое  движение воздуха. В ы в о д : все эти слова называют одно и то же  явление – снежную бурю, но разными словами.  Указывают значение слов­синонимов в русском  языке. Слова­синонимы: – это слова, близкие по значению; – отвечают на один и тот же вопрос; – различаются оттенками значений; – помогают разнообразить нашу речь; – позволяют избежать повторов; – помогают объяснить значение слов. (См. РМ, Приложение 4.) Выполняют дидактические упражнения, отвечают  на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют  новые знания на новом языковом материале.  Выполняют аналитические упражнения. Участвуют  в обсуждении вопросов по теме. Называют по рисункам слова­синонимы, антонимы,  омонимы. (См. РМ, Приложение 5.) Осуществлять  анализ  произведения.  Осознанно и  произвольно  строить  речевое  высказывание в устной  форме,  обосновывать свое мне­ Продолжение табл. 1 Работа  по учебнику  (упражне­ ние 70). Работа  по учебнику  (упражне­ ние 71). Работа  по учебнику  (упражне­ ние 72) 2 3 – Рассмотрите схему и вспомните, что такое  синонимы, антонимы и омонимы. – Что нового вы узнали о синонимах и антонимах?  Приведите примеры, пользуясь словарями  синонимов и антонимов.  – Какие слова называются омонимами? Найдите  омонимы в словаре под редакцией С. И. Ожегова,  обратите внимание на то, что в толковых словарях  омонимы представлены в разных словарных  статьях. – Какими частями речи являются слова в паре  синонимов, антонимов и омонимов? – Прочитайте. Найдите эти слова в словаре  омонимов учебника. Запишите толкование любой  пары омонимов. – Составьте с любым словом предложение. – Прочитайте. Объясните смысл пословиц. – Спишите предложения, где употреблены  синонимы. – Спишите предложения, где употреблены  антонимы. Делают вывод, что синонимы, антонимы и омонимы – это слова чаще всего одной и той же части речи. Работают со словарем омонимов в учебнике. Записывают предложения, где употреблены  синонимы. Вьюги да метели под февраль полетели. Кому честь, тому и почет. Записывают предложения, где употреблены  антонимы. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. В большом горе и маленькая радость велика. Ученье – свет, а неученье – тьма. 4 ние.  Согласовывать усилия по  решению  учебной  задачи.  Договариватьс я и приходить  к общему  мнению при  работе в паре.  Учитывать  мнение соседа  по парте.  Осуществлять  контроль  по результату 1 2 3 4 Продолжение табл. – Спишите предложения, где употреблены  омонимы. – Подчеркните синонимы, антонимы, омонимы Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте задание 66. Соедините линиями  синонимы, а потом антонимы. – Подчеркните в выделенных словах изученные  орфограммы. – Составьте и запишите предложение с каждым  словом любой пары синонимов или антонимов. (См. РМ, Приложение 9, 10.) Записывают предложения, где употреблены  омонимы. Мир лучше ссоры. Мир не без добрых людей. Выполняют звуко­буквенный разбор слова «честь». (См. РМ, Приложение 6, 7, 8.) Выполняют задание в рабочей тетради. Определяют синонимы и антонимы. (См. РМ, Приложение 11.) Составляют предложения. VI.  Дальнейшая  работа  по  закреплению  и обобщению  приобретенн ых знаний и  умений. Работа в тет­ ради (зада­ ние 66). Работа в тет­ ради (зада­ ние 67). Понимать  на слух ответы учащихся.  Слушать  собеседника.  Аргументиров ать свою точку зрения.  Осуществлять  анализ с целью нахождения  соответствия,  заданному  эталону.  Формулироват ь свое мнение  и позицию.  Строить  монологическ ие  высказывания – Прочитайте задание 67. Подберите к каждому  слову синоним из орфографического словаря. – Запишите. Подчеркните в словах изученные  орфограммы. Работа в тет­ ради (зада­ ние 68). – Прочитайте задание 68. Подчеркните слова из  скобок, которые не являются синонимами к  выделенным словам. Подбирают и записывают синонимы. Дети – ребята, азбука – алфавит, узор – рисунок, воин – солдат, холод – мороз, скоро – быстро,  луна – месяц, папа – отец, друг – товарищ, путь – дорога. Подчеркивают слова, которые не являются  синонимами. Красивый – сказочный, душистый – душевный,  поучение – наказание, думать – объяснять, друг – знакомый. Продолжение табл. 4 Осуществлять  самоконтроль  учебной  деятельности 1 2 Работа в тет­ ради (зада­ ние 69) VII. Итог  урока.  Рефлексия – Составьте и запишите предложение с любым  словом. – Прочитайте задание 69. Подберите к каждому  слову антоним из орфографического словаря. – Запишите антонимы. Подчеркните в словах  изученные орфограммы Организация подведения итогов урока  учащимися. Учитель предлагает детям оценить  их работу на уроке, заполнив таблицу  самооценки. Проводит беседу по вопросам:  – Послушайте стихотворение Николая Рыленкова.  Какую силу имеют слова? Горят, как жар, слова Иль стынут, словно камни, – Зависит от того, Чем наделил их ты, Какими к ним в свой час Притронулся руками И сколько отдал им Душевной теплоты. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените  себя.  – Для того чтобы оценить нашу с вами работу,  заполните анкету, которая перед вами на партах 3 Записывают предложение.  (См. РМ, Приложение 11.) Подбирают и записывают антонимы. До свидания – здравствуйте, юг – север, плохо –  хорошо, запад – восток, белый – черный, завтрак  – ужин, прежде – сейчас Отвечают на вопросы. Определяют свое  эмоциональное состояние на уроке. Проводят  самооценку, рефлексию. Проговаривают цель  урока, определяют, достигнут результат или нет,  высказываются о трудностях, с которыми  столкнулись на уроке. Заполняют анкеты: подчеркивают ответ,  соответствующий своему настроению. На уроке я работал хорошо плохо Своей работой на уроке я… доволен недоволен Урок для меня показался… коротким длинным За урок я… Мое настроение… не устал стало  лучше устал стало  хуже Материал урока мне был… понятен непонятен Домашнее задание мне  кажется… легким трудным 1 Домашнее  задание 2 3 Проговаривает и объясняет домашнее задание.  Формулирует задачи выполнения упражнения,  дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 70 в рабочей тетради,  упражнение 73 в учебнике Внимательно слушают, задают уточняющие  вопросы Окончание табл. 4 Осознавать,  принимать,  сохранять  учебные  задачи

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы

Антонимы и омонимы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2019