ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение»
Чичерина Лариса Ивановна
_______________________
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
начального общего образования
для детей с расстройством аутистического спектра
ученика 3 класса
Тюричева Назара
Составитель:
Сомова Ольга Владимировна
2020
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
1. Конституция Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II, от 25.11.2017 № 195-II, от 02.02.2018 № 212-II, от 06.09.2018 № 263-II)
2. Закон от 30. 09.2016 г. № 128-II « Об образовании»;
3. Закон от 24.09.2014 г. № 25- I «О Государственном флаге Луганской Народной Республике»;
4. Закон от 28.10.2014 г. № 33- I «О Государственном гербе Луганской Народной Республики»;
5. Закон от 29.04.2016 г. № 90-II « О государственном гимне Луганской Народной Республики».
6. Закон от 08.05.2015 г. № 25- II «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
7. Закон от 30.06. 2015 г. № 51-II « О системе патриотического воспитания граждан Луганской Народной Республики»;
8. Указ Главы Луганской Народной Республики от 27.10.2016 г. № 706/01/10/16 « Об утверждении Концепции государственной политики в сфере правового просвещения и повышения уровня правовой культуры граждан»;
9. Постановление Совета Министров Луганской Народной Республики от 04.10.2016 г. № 532 «Об утверждении Программы духовно-нравственного воспитания учащихся и молодежи на 2016-2020 годы»;
10. Приказ МОН ЛНР № 495-од от 21.05.2018 «Об утверждении государственных образовательных стандартов Луганской Народной Республики»
11. Специальный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ Луганской Народной Республики.
12. Приказ №626-од от 26.06.2020 "Об организованном начале 2020-2021 учебного года в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики"
13. Приказ МОН ЛНР №715-од от 04.08.2020 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации образовательного процесса в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
14. Приказ МОН ЛНР №713-од от 04.08.2020 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов в 2020-2021 учебном году в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
15. Приказ МОН ЛНР №724-од 05.08.2020 г. «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях Луганской Народной Республики, осуществляющих реализацию специальных государственных образовательных стандартов»
16. Устав государственного общеобразовательного учреждения Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Восхождение»
17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
18. Индивидуального учебного плана Тюричева Назара на 2020 – 2021 учебный год ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение».
Цели и задачи предмета
Главной целью уроков изобразительного искусства в 3 классе является существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствование формированию личности школьника с отклонениями в интеллектуальном развитии, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Программа по изобразительному искусству ставит следующие задачи:
· способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
· находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
· содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
· ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
· исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
· знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
Роль учебного предмета
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащегося с РАС.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
· практико-ориентированная направленность содержания обучения;
· применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
· применение полученного опыта практической деятельности для выполнения общественно полезных обязанностей.
Основными видами деятельности учащихся с нарушениями в развитии по предмету «Изобразительное искусство» являются:
· практические действия с предметами, их заменителями, направленные на формирование способности мыслить отвлеченно;
· отработка графических умений и навыков;
· практические упражнения в композиционном, цветовом и художественно-эстетическом построении заданного изображения;
· развёрнутые рассуждения при анализе картин, произведений народных промыслов, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю;
· работа над ошибками, способствующая раскрытию причин, осознанию и исправлению ошибок;
· работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя.
Общая характеристика курса
Для решения задач курса программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Декоративное рисование
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев, учебных таблиц и репродукций помогают в определенной степени формированию у учащихся эстетического вкуса.
Рисование с натуры
Рисованию с натуры обязательно предшествует наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После всестороннего изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Большое значение на этих уроках имеет правильный отбор соответствующего оборудования и моделей.
Основная задача обучения рисованию с натуры в 3 классе — научить рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
На занятиях по рисованию с натуры очень важно выработать у учащихся потребность постоянно сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться простейшими вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Рисование на темы
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 3 классе задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют елочные игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют рисунки к сказкам «Колобок», «Три медведя» и др. Перед учащимися ставится задача, передать в рисунке какую-либо тему, раскрыть сюжет отрывка литературного произведения, проиллюстрировать текст-описание. При этом все усилия сосредотачиваются на активизации зрительных образов, формировании замысла. Учащиеся должны осознать, что следует нарисовать, как, где и в какой последовательности.
Декоративное рисование
Учить детей проводить от руки прямые линии (вертикальные, горизонтальные, наклонные), делить отрезок на равные части; развивать умения рисовать от руки основные геометрические фигуры и составлять из них узор в полосе, соблюдая чередование по форме и цвету; составлять узоры из растительных элементов в полосе, квадрате, круге; совершенствовать навык раскрашивания рисунка; равномерно накладывать штрихи без излишнего нажима в одном направлении, не выходя за контур; учить использовать в узорах красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый цвета.
Рисование с натуры
Учить детей правильно размещать изображение на листе бумаги; различать и называть формы квадратных, прямоугольных, круглых и треугольных предметов. Развивать умения замечать и передавать в рисунке квадратную и прямоугольную формы отдельных предметов; соблюдать пространственные отношения предметов и обозначать эти отношения словами посередине, справа, слева. Определять существенные признаки предмета, выявляя характерные детали путем расчленения относительно сложной формы; аккуратно раскрашивать рисунок, подбирая цветные карандаши в соответствии с натурой.
Рисование на темы
Учить детей передавать в рисунке основную форму знакомых предметов; развивать умения объединять эти предметы в одном рисунке; изображать по представлению округлую форму частей предмета, их величину, а также передавать пространственные отношения предметов и их частей (сверху, снизу, рядом, около).
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану курс изобразительного искусства в 2020-2021 учебном году в 3 классе рассчитан на 17 часов в год(0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса в 3 классе
В результате обучения в 3 классе обучающиеся будут уметь:
свободно, без напряжения проводить от руки линии в нужных направлениях, не поворачивая при этом лист бумаги;
ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
использовать данные учителем ориентиры (опорные точки) и в соответствии с ними размещать изображение на листе бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения, направление штрихов и равномерный характер нажима на карандаш;
рисовать от руки предметы округлой, прямоугольной и треугольной формы;
понимать принцип повторения или чередования элементов в узоре (по форме и цвету);
различать и знать названия цветов;
узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально – эстетическое отношение к ним.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1. |
Рисование с натуры осенних листьев, овощей и фруктов |
2 |
2.. |
Узор для гжельской тарелки. |
1 |
3. |
Рисование узора в полосе, в квадрате |
3 |
4. |
Рисование на тему «Нарядная елка». |
3 |
5. |
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой», «Снеговики» |
2 |
6. |
Декоративное рисование |
1 |
7. |
Рисование с натуры |
2 |
8. |
Знакомство с Городецкой росписью |
1 |
9. |
Рисование на тему «Праздник Победы (праздничный салют) ». |
1 |
10 |
Рисование на тему «Лето пришло!» |
1 |
|
ИТОГО |
17 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изобразительное искусство
Класс 3
№ п/п |
№ уро ка в теме |
Содержание материала |
Дата
|
Примеча ние |
||
По плану |
По факту |
|||||
1. |
1. |
Рисование с натуры осенних листьев. |
09.09. |
|
|
|
2 |
2 |
Рисование с натуры овощей и фруктов, разных видов грибов (белый, подосиновик, мухомор). |
23.09 |
|
|
|
3.
|
1. |
Знакомство с работами гжельских мастеров. Узор для гжельской тарелки. |
07.10. |
|
|
|
4 |
1. |
Рисование в полосе узора из листьев и ягод. Рисование на тему: «Деревья осенью». |
21.10 |
|
|
|
5. |
2. |
Рисование узора в полосе (снежинки и веточки ели). |
11.11. |
|
|
|
6. |
3 |
Рисование геометрического орнамента в квадрате. Рисование в квадрате узора из веточек с листочками (на осевых линиях). |
25.11 |
|
|
|
7. |
1. |
Рисование на тему «Нарядная елка». |
09.12. |
|
|
|
8. |
2. |
Оформление новогодней открытки. |
23.12 |
|
|
|
2 семестр
№ п/п |
№ уро ка в теме |
Содержание материала |
Дата |
Примеча ние |
||
По плану |
По факту |
|||||
9. |
3. |
Рисование узора из снежинок (украшение шарфа, свитера). |
20.01 |
|
|
|
10. |
1. |
Рисование на тему «Мой любимый сказочный герой». |
03.02. |
|
|
|
11. |
2. |
Рисование на тему: «Снеговики». |
17.02. |
|
|
|
12. |
1. |
Декоративное рисование – оформление поздравительной открытки к 8 марта. |
03.03. |
|
|
|
13. |
1. |
Рисование на тему: « Моя семья». |
17.03. |
|
|
|
14. |
2. |
Рисование с натуры весенней веточки. |
07.04. |
|
|
|
15. |
1. |
Знакомство с Городецкой росписью. Узор из цветков в кружке. |
21.04. |
|
|
|
16. |
1. |
Рисование на тему «Праздник Победы (праздничный салют) ». |
05.05. |
|
|
|
17. |
1. |
Рисование на тему: « Лето пришло!» |
19.05. |
|
|
|
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей индивидуального обучения от__.__._____ №___.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР Л. Н. Коробкина
« ______» __________ 2020г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.