Апокрифы живописи Юрия Попова
Пространство, обжитое холстами
История Школы космонавтики в Зеленогорске канула в лету. Однако именно в те времена в наших краях появился Юрий Попов – художник с особым культурным пространством вокруг себя. Когда меня уговаривали съездить к нему, я кочевряжилась, оттягивала встречу. Но, наконец–то, переступив порог дома–мастерской, вмиг прониклась его атмосферой и поняла, что здесь есть дело искусствоведу. Тогда один из многочисленных моих материалов о Ю. Попове назывался так: “И эта глушь – столица здешних мест”. С той поры много воды утекло…
Апокрифы живописи Юрия Попова.doc
Апокрифы живописи Юрия Попова
Пространство, обжитое холстами
История Школы космонавтики в Зеленогорске канула в лету. Однако именно в те времена в наших краях
появился Юрий Попов – художник с особым культурным пространством вокруг себя. Когда меня уговаривали
съездить к нему, я кочевряжилась, оттягивала встречу. Но, наконец–то, переступив порог дома–мастерской,
вмиг прониклась его атмосферой и поняла, что здесь есть дело искусствоведу. Тогда один из многочисленных
моих материалов о Ю. Попове назывался так: “И эта глушь – столица здешних мест”. С той поры много воды
утекло…
Сегодня Юру не встретить в окрестностях Зеленогорска. И слушая мои впечатления о Париже или
Амстердаме, он уверенно бьет мои карты своими козырями – за это время ему удалось и мир посмотреть, и
себя показать.
Сотрудничество в Женеве с галереей “Cigarini” позволило Юре осмотреться в пространстве швейцарской
столицы. Не проезжим туристом, а представителем современного российского искусства считают нашего
земляка в Париже в “Galerie Figure”. Столица Франции – город далеко не гостеприимный для тех, кто
пытается в нем зарабатывать, а не тратить – сделала некоторые уступки, предоставив художнику возможность
показаться в престижных залах Пьера Кардена, известного своим изысканным вкусом во всем мире. Эта
экспозиция проходила недавно в рамках кинофестиваля “Paris–Art–Moscow”. Не затерялся художник Попов и
в столице нашей Родины Москве. Не только в Доме Художника на Крымском валу можно увидеть его
живопись, но и в “Арт–студии Реброва” на Никольской, а теперь вот появился и новый адрес: Старая площадь,
10/2 – здесь находится Администрация Президента РФ. Художник по–прежнему востребован ценителями из
Новосибирска, а Красноярск, волей судьбы ставший местом постоянного проживания, достаточно хорошо
обжит поповскими холстами в стенах галереи “Хинган”. Творческая личность – всегда тайна, которую не
разгадать, хотя следует помнить о том, что искусство – не самый худший повод для общения между людьми.
Открывая автора, мы начинаем интересоваться человеком. Мы хотим знать, о чем он думает, как творит, чем живет, в надежде получить ответы, открывающие скрытые смыслы полученных впечатлений – они настоящие
двигатели нашего любопытства.
Неутраченные иллюзии
– Юра! Чаще всего мы общаемся с тобою про искусство и его смыслы. Но давай поговорим о тебе ?
– Давай, – миролюбиво позволяет он.
Мой глаз зажигается зеленым светом, молниеносно настраиваясь на неизвестную волну, и я произношу:
– Каким ветром занесло тебя в Сибирь из Вологодчины?
Юра начинает неторопливо, вдумчиво:
– Отъезд мой был в большей степени случаен. В очередной летний отпуск приехала мамина сестра, в
очередной раз я с завистью слушал рассказы о горах, о Енисее, о Красноярском “море”, смотрел черно–белые
фотографии, казавшиеся самыми цветными на свете.
Тетушка предложила маме забрать меня на год – закончить 8–й класс, попробовать позаниматься в
художественной школе. В нашей глухомани никаких художественных заведений не было, поэтому
мама решилась “поискать звезду” мою в других краях. Отец находился в командировке, и это решение –
поехать пусть и ненадолго, не насовсем, как тогда предполагалось, – оказалось тем более трудным.
– Понятное дело – вопрос ведь не из праздных, – аккуратно вставляю свое слово я. – На мой взгляд, когда
кардинально меняется место жительства, то и мир души переезжает как бы на другой адрес. Интересно, каким
было твое первое живое впечатление от Сибири?
– Мне запомнилось, как теплым августовским вечером, пересев на дивногорскую электричку, мы переезжали
мост: в те полторы минуты над Енисеем, сквозь рябь металлических ребер, всплыли желтые впереди и синие
сзади гигантские туши гор над страшноватой рекой. И уже все было решено. И даже если бы пришлось уехать
через год, я все равно вернулся бы сюда.
– Стало быть, вернуться на родину через год, как планировалось, не удалось, и ты поступил в красноярское
художественное училище? – почти что констатирую я.
– Так точно, – соглашается Юра. – В училище поступил сразу. Группа подобралась очень–очень яркая: все
абсолютно непохожие один на другого, и гораздо талантливее меня. Все и работали по–разному, и лидировали
в разном, учились друг у друга, и было очень мощное движение вперед. Я не помню ни одного момента вражды
– работали и дурили (и немало) дружно. Правда, я сначала разрывался – все выходные пропадал в пещерах, на
“Столбах”, в горах. И пару вечеров в неделю – в клубе бардов. Я уже нечасто ночевал у тетушки – бывало, жил
на “Столбах”, в мастерской прямо, пропадал у геологов, да и просто оставался, где ночь застигла. Это был
тоже счастливый период – такой плотной по событиям, жизнерадостной жизни уже не будет…
Юра! А дальше? – настаиваю я с желанием сдвинуть зависшую паузу.
– Дальше? – переспрашивает мой собеседник, меняя скорость нашего общения. – Дальше, через три дня после
окончания училища, я был уже в армии. После демобилизации с ходу поступил в институт – это было тоже
довольно насыщенное время, и хотя училось легко и даже на повышенную стипендию, все–таки хотелось
слепить из себя что–то нестандартное, и институт я бросил. Дальше, опять же случайно, – Школа
космонавтики... Ну, да эту историю ты уже знаешь.
– Ну, я знаю и то, что ты всегда помнишь, откуда родом, хотя и прирос к нашим местам. Твоя малая родина
подпитывает дух, обостряет чувства. Какой фильм воспоминаний крутится в твоей голове? – О чем бы ни рассказывал, все мои воспоминания связаны с рекой Сухоной. Она сильно обмелела, и теперь
редко можно увидеть какой–нибудь буксир, – как о свершившемся факте говорит Юра. – Воспоминания о
детстве не то чтобы перечеркнуты – как–то немного заслонены тем, что я осознал позднее. А детство было
действительно счастливым – село да деревня, река, лес, велосипеды, арбалеты, воздушные змеи и огромная
пластилиновая крепость.
Юра замедлил свой рассказ, но воскресшая в памяти жизнь уже не отпускала. Он продолжил:
– Пара ярких впечатлений. Меня пускают в рубку “Зари” и дают порулить. Кругом – сверкающая гладь! И я –
рулю!!!
А потом меня оставляют ночевать в крохотной каютке капитана. И мне не до сна – такой восторг: вокруг
пристани, на водяных бликах, пыхтят, разворачиваются буксиры; “Заря” качается; прожектора; громкие
команды. И так жаль, что никто из друзей не видит, что я в каюте капитана.
Или я в деревне, которой уже нет, ем сушеные ломтики яблок на печке. В окне – рожь во все поле, а по радио – “На
дальней станции сойду...” в исполнении Г. Белова. И было просто счастье от осознания того, что я родился в этой
стране, а не там, где угнетают негров.
Апокрифы живописи Юрия Попова
Апокрифы живописи Юрия Попова
Апокрифы живописи Юрия Попова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.