"Аппликация из соломы"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Авторская программа "Аппликация из соломы" Моя мечта – привнести черты декоративно-прикладного искусства в современную действительность, сохранить народные традиции и возродить их в душах детей. Введение Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано формировать, оформлять его быт и среду обитания. Значение народного искусства трудно переоценить. Это – прежде всего, средство воспитания ребенка, пробуждение его к творчеству. Наш край богат народными традициями. А народное искусство в национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа, его поэтичность, фантазию, образное мышление; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому делу, Родине. Включение национально-регионального компонента в образование является важным фактором формирования личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, гарантом права на получение нормативных знаний о природе, истории, культуре Самарской области.
Иконка файла материала Авторская программа.doc
Авторская программа "Аппликация из соломы"  Моя мечта – привнести черты декоративно­прикладного искусства в современную  действительность, сохранить народные традиции и возродить их в душах детей. Введение Декоративно­прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и  призвано формировать, оформлять его быт и среду обитания. Значение народного искусства трудно переоценить. Это – прежде всего, средство воспитания ребенка,  пробуждение его к творчеству. Наш край богат народными традициями. А народное искусство в национальной культуре занимает особое  место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа, его поэтичность, фантазию, образное  мышление; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому  делу, Родине. Включение национально­регионального компонента в образование является важным фактором формирования  личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его  социокультурных ценностей и традиций, гарантом права на получение нормативных знаний о природе,  истории, культуре Самарской области. Национально­региональный компонент в декоративно­прикладном искусстве отвечает потребностям и  интересам народов нашего региона и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных  особенностей края, национальной литературы. Пояснительная записка Актуальность и современность данной программы состоит в том, что при анализе имеющихся программ по  декоративно­прикладному искусству выявлена однобокость, узкопрофильность содержания деятельности. В  этих программах отсутствует воспитательный аспект, обучение направлено на развитие только практических  навыков у учащихся. Актуальность авторской программы обусловлена потребностью времени. Цель программы Приобщение учащихся к региональной культуре, знакомство с истоками народного творчества, изучение  местных традиций. Задачи программы 1. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма к малой Родине. 2. Развитие мотивации у детей к занятиям декоративно­прикладным искусством. 3. Формирование эстетического восприятия, художественного вкуса, эмоционально­чувственного отношения к  природе и предметам. Результатами реализации программы В широком смысле: должно стать осознание каждым учащимся значения народного искусства. Человек не  подобен бабочке­однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит  завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и будущее. Человек – сын своего времени и  своей страны, чувство Родины неотделимо от чувства истории. Поэтому, учащиеся прошедшие курспрограммы должны не только овладеть определенными умениями и навыками декоративно­прикладной  работы в технике аппликации из соломы, но быть патриотами свой малой Родины. Воспитание ребенка должно основываться на культурных традициях своего народа, а не на американских  мультфильмах и боевиках. Материал программы должен восполнить пробел не только в художественно­ эстетическом, но и патриотическом воспитании учащихся. В узком смысле: должно стать овладение учениками знаниями, умениями и навыками в данном виде  декоративно­прикладного творчества, а способ их проверки – участие ребят в выставках, конкурсах,  фестивалях. Особенности программы Она интегрированная и содержит: – знания по истории и культуре Самарского края; – использование ИКТ в изучении материала; – музыкальный фольклор и национальный орнамент. Гипотеза Развитие личности будет эффективно, если у учащихся: – отмечается динамика в развитии творческой активности и высокий уровень увлеченности; – формируется адекватная самооценка; – развиваются отношения содружества и сотворчества учеников и педагога. Научная новизна Заключается в модификации программы на основе идей национально­регионального аспекта содержания  образования. Это позволяет учащимся осознать себя частью народа, прикоснуться к неиссякаемому источнику региональной культуры. Практическая значимость Заключается в структурировании учебно­тематического плана в определении содержания соответствующих  тем программы на основе изложенных идей и принципов. Данная программа по декоративно­прикладному  искусству преемственная, она продолжает развитие творческих способностей детей, дает им возможность  получить необходимые знания, овладеть умениями и навыками декоративно­прикладной работы. Обучение по программе проводится с первого класса Художественного отделения Детской художественной  школы, интегрированный курс с включением регионального компонента, компьютерной графики  целесообразно вводить к четвертому году обучения, так как учащиеся к этому времени получили основные  знания по основам рисунка, композиции, стилизации растительной формы, владеют компьютерной грамотой и  определенными практическими навыками декоративно­прикладной работы, способны выполнять качественные художественные изделия. Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста. Срок реализации 4 года. Основными являются аудиторные занятия группы учащихся под руководством  преподавателя. Групповые занятия сочетаются с индивидуальной формой работы. Предусмотрены такие  формы работы, как беседы, просмотр презентаций по теме, использование интернета как источника получения  информации для занятий, практическая деятельность учащихся, выставки, конкурсы, фестивали. Программа реализована в Детской художественной школе. Количество часов в неделю по предмету – 2 часа, в  год – 68 часов.Обязательный минимум содержания программы “Аппликация из соломы” Учащиеся, прошедшие полный курс программы должны получить и самостоятельно применять Знания  1. По истории декоративно­прикладного искусства Самарской области. 2. О связи видов народного творчества (сказки, песни, декоративно­прикладного творчества); 3. О композиционной основе орнамента. 4. О технологии выполнения аппликации из соломы. 5. Об инкрустации соломой. 6. О различных видах аппликации из соломы (предметной, сюжетной, декоративной). 7. О видах изображения аппликации из соломы (контурное, сплошное, смешанное). Умения и навыки 1. Композиционно мыслить на различные темы. 2. Эмоционально откликаться на произведения декоративно­прикладного искусства, находить образные слова и  выражения для рассказов о них. 3. Анализировать произведения декоративно­прикладного искусства. 4. Применять принципы народного творчества в решении художественно­творческих задач. 5. Овладеть всеми приемами аппликации из соломы. 6. Применять элементы стилизации в работе над аппликацией из соломы и при выполнении эскизов к декоративным панно. 7. Применять в художественно­творческой работе по изучению программы компьютерные технологи  (использование интернета как источника получения информации по теме, компьютерная графика, слайдовая  презентация и т. д.). 8. Умение самостоятельно по итогам изучения программы применять, полученные знания, умения и навыки. Формы и методы оценки результативности программы Контрольные задания в конце каждой четверти, зачет в конце курса обучения в виде электронной презентации  одной из тем курса программы, оформления итоговой выставки, участие в конкурсах и выставках различного  уровня, оценка и анализ работ учащихся проводится педагогическим коллективом школы на итоговых  просмотрах по итогам первого полугодия и за год, оценочные результаты просмотров фиксируются в  классном журнале. Ресурсное обеспечение программы Методическое: пособие “Аппликация из соломы”, методические материалы, разработки по темам:  декоративная роспись, архитектура, памятники зодчества Самарской области, национальный орнамент,  символика края, видео и фото материалы, лучшие работы учащихся, методический фонд школы, реквизит,  наличие методических разработок преподавателя, входящих в УМК по предмету, библиотека преподавателя,  школьная библиотека. Кадровое: реализация программы обеспечивается преподавателем с высшим художественным образованием. Материально­техническое: учебный кабинет декоративно­прикладного искусства, оборудование включает в  себя: столы, стулья, шкаф для преподавателя, шкаф для учащихся, ноутбук, телевизор, цифровой  фотоаппарат, диски, видео и фото материалы, инструменты (ножи, ножницы), утюг. Организационные формы занятий Беседы, конкурсы, выставки, фестивали, презентации, открытые уроки.Типы занятий Усвоение новых ЗУН, занятия вариаций и импровизаций, уроки обобщающего типа, уроки – формотворчества,  экспериментирование. Методы обучения 1. Объяснительно­иллюстративный: использование бесед, рассказов, наглядных изобразительных средств,  иллюстраций, фотографий, просмотр видеоматериалов по теме, экскурсии на выставки, музеи. 2. Репродуктивный – метод упражнений – основа деятельности по программе. 3. Проблемное изложение: невозможно без решения проблем. Создается та или иная проблемная ситуация,  раскрываются заложенные в ней противоречия, показывается ход ее решения. 4. Частично­поисковый: ставится проблема, учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью педагога. 5. Метод контроля: осуществляет контроль ЗУН учеников. 6. Диагностические методы: анкеты, тесты. 7. Исследовательский: педагог планирует творческое задание, а ученик самостоятельно ее решает. Этот метод  предполагает самый высокий уровень развития и обученности учащихся.

Посмотрите также