Авторская программа "Аппликация из соломы"
Моя мечта – привнести
черты декоративно-прикладного
искусства в современную
действительность, сохранить народные
традиции и возродить их в душах детей.
Введение
Декоративно-прикладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано формировать, оформлять его быт и среду обитания.
Значение народного искусства трудно переоценить. Это – прежде всего, средство воспитания ребенка, пробуждение его к творчеству.
Наш край богат народными традициями. А народное искусство в национальной культуре занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа, его поэтичность, фантазию, образное мышление; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому делу, Родине.
Включение национально-регионального компонента в образование является важным фактором формирования личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций, гарантом права на получение нормативных знаний о природе, истории, культуре Самарской области.
Авторская программа.doc
Авторская программа "Аппликация из соломы"
Моя мечта – привнести
черты декоративноприкладного
искусства в современную
действительность, сохранить народные
традиции и возродить их в душах детей.
Введение
Декоративноприкладное искусство непосредственно связано с повседневным окружением человека и
призвано формировать, оформлять его быт и среду обитания.
Значение народного искусства трудно переоценить. Это – прежде всего, средство воспитания ребенка,
пробуждение его к творчеству.
Наш край богат народными традициями. А народное искусство в национальной культуре занимает особое
место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа, его поэтичность, фантазию, образное
мышление; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность гражданскому
делу, Родине.
Включение национальнорегионального компонента в образование является важным фактором формирования
личности учащегося как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его
социокультурных ценностей и традиций, гарантом права на получение нормативных знаний о природе,
истории, культуре Самарской области.
Национальнорегиональный компонент в декоративноприкладном искусстве отвечает потребностям и
интересам народов нашего региона и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных
особенностей края, национальной литературы.
Пояснительная записка
Актуальность и современность данной программы состоит в том, что при анализе имеющихся программ по
декоративноприкладному искусству выявлена однобокость, узкопрофильность содержания деятельности. В
этих программах отсутствует воспитательный аспект, обучение направлено на развитие только практических
навыков у учащихся. Актуальность авторской программы обусловлена потребностью времени.
Цель программы
Приобщение учащихся к региональной культуре, знакомство с истоками народного творчества, изучение
местных традиций.
Задачи программы
1. Воспитание у детей и подростков чувства патриотизма к малой Родине.
2. Развитие мотивации у детей к занятиям декоративноприкладным искусством.
3. Формирование эстетического восприятия, художественного вкуса, эмоциональночувственного отношения к
природе и предметам.
Результатами реализации программы
В широком смысле: должно стать осознание каждым учащимся значения народного искусства. Человек не
подобен бабочкеоднодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит
завтра. В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и будущее. Человек – сын своего времени и
своей страны, чувство Родины неотделимо от чувства истории. Поэтому, учащиеся прошедшие курс программы должны не только овладеть определенными умениями и навыками декоративноприкладной
работы в технике аппликации из соломы, но быть патриотами свой малой Родины.
Воспитание ребенка должно основываться на культурных традициях своего народа, а не на американских
мультфильмах и боевиках. Материал программы должен восполнить пробел не только в художественно
эстетическом, но и патриотическом воспитании учащихся.
В узком смысле: должно стать овладение учениками знаниями, умениями и навыками в данном виде
декоративноприкладного творчества, а способ их проверки – участие ребят в выставках, конкурсах,
фестивалях.
Особенности программы
Она интегрированная и содержит:
– знания по истории и культуре Самарского края;
– использование ИКТ в изучении материала;
– музыкальный фольклор и национальный орнамент.
Гипотеза
Развитие личности будет эффективно, если у учащихся:
– отмечается динамика в развитии творческой активности и высокий уровень увлеченности;
– формируется адекватная самооценка;
– развиваются отношения содружества и сотворчества учеников и педагога.
Научная новизна
Заключается в модификации программы на основе идей национальнорегионального аспекта содержания
образования. Это позволяет учащимся осознать себя частью народа, прикоснуться к неиссякаемому источнику
региональной культуры.
Практическая значимость
Заключается в структурировании учебнотематического плана в определении содержания соответствующих
тем программы на основе изложенных идей и принципов. Данная программа по декоративноприкладному
искусству преемственная, она продолжает развитие творческих способностей детей, дает им возможность
получить необходимые знания, овладеть умениями и навыками декоративноприкладной работы.
Обучение по программе проводится с первого класса Художественного отделения Детской художественной
школы, интегрированный курс с включением регионального компонента, компьютерной графики
целесообразно вводить к четвертому году обучения, так как учащиеся к этому времени получили основные
знания по основам рисунка, композиции, стилизации растительной формы, владеют компьютерной грамотой и
определенными практическими навыками декоративноприкладной работы, способны выполнять качественные
художественные изделия.
Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста.
Срок реализации 4 года. Основными являются аудиторные занятия группы учащихся под руководством
преподавателя. Групповые занятия сочетаются с индивидуальной формой работы. Предусмотрены такие
формы работы, как беседы, просмотр презентаций по теме, использование интернета как источника получения
информации для занятий, практическая деятельность учащихся, выставки, конкурсы, фестивали.
Программа реализована в Детской художественной школе. Количество часов в неделю по предмету – 2 часа, в
год – 68 часов. Обязательный минимум содержания программы “Аппликация из соломы”
Учащиеся, прошедшие полный курс программы должны получить и самостоятельно применять
Знания
1. По истории декоративноприкладного искусства Самарской области.
2. О связи видов народного творчества (сказки, песни, декоративноприкладного творчества);
3. О композиционной основе орнамента.
4. О технологии выполнения аппликации из соломы.
5. Об инкрустации соломой.
6. О различных видах аппликации из соломы (предметной, сюжетной, декоративной).
7. О видах изображения аппликации из соломы (контурное, сплошное, смешанное).
Умения и навыки
1. Композиционно мыслить на различные темы.
2. Эмоционально откликаться на произведения декоративноприкладного искусства, находить образные слова и
выражения для рассказов о них.
3. Анализировать произведения декоративноприкладного искусства.
4. Применять принципы народного творчества в решении художественнотворческих задач.
5. Овладеть всеми приемами аппликации из соломы.
6. Применять элементы стилизации в работе над аппликацией из соломы и при выполнении эскизов к декоративным
панно.
7. Применять в художественнотворческой работе по изучению программы компьютерные технологи
(использование интернета как источника получения информации по теме, компьютерная графика, слайдовая
презентация и т. д.).
8. Умение самостоятельно по итогам изучения программы применять, полученные знания, умения и навыки.
Формы и методы оценки результативности программы
Контрольные задания в конце каждой четверти, зачет в конце курса обучения в виде электронной презентации
одной из тем курса программы, оформления итоговой выставки, участие в конкурсах и выставках различного
уровня, оценка и анализ работ учащихся проводится педагогическим коллективом школы на итоговых
просмотрах по итогам первого полугодия и за год, оценочные результаты просмотров фиксируются в
классном журнале.
Ресурсное обеспечение программы
Методическое: пособие “Аппликация из соломы”, методические материалы, разработки по темам:
декоративная роспись, архитектура, памятники зодчества Самарской области, национальный орнамент,
символика края, видео и фото материалы, лучшие работы учащихся, методический фонд школы, реквизит,
наличие методических разработок преподавателя, входящих в УМК по предмету, библиотека преподавателя,
школьная библиотека.
Кадровое: реализация программы обеспечивается преподавателем с высшим художественным образованием.
Материальнотехническое: учебный кабинет декоративноприкладного искусства, оборудование включает в
себя: столы, стулья, шкаф для преподавателя, шкаф для учащихся, ноутбук, телевизор, цифровой
фотоаппарат, диски, видео и фото материалы, инструменты (ножи, ножницы), утюг.
Организационные формы занятий
Беседы, конкурсы, выставки, фестивали, презентации, открытые уроки. Типы занятий
Усвоение новых ЗУН, занятия вариаций и импровизаций, уроки обобщающего типа, уроки – формотворчества,
экспериментирование.
Методы обучения
1. Объяснительноиллюстративный: использование бесед, рассказов, наглядных изобразительных средств,
иллюстраций, фотографий, просмотр видеоматериалов по теме, экскурсии на выставки, музеи.
2. Репродуктивный – метод упражнений – основа деятельности по программе.
3. Проблемное изложение: невозможно без решения проблем. Создается та или иная проблемная ситуация,
раскрываются заложенные в ней противоречия, показывается ход ее решения.
4. Частичнопоисковый: ставится проблема, учащиеся решают ее самостоятельно или с помощью педагога.
5. Метод контроля: осуществляет контроль ЗУН учеников.
6. Диагностические методы: анкеты, тесты.
7. Исследовательский: педагог планирует творческое задание, а ученик самостоятельно ее решает. Этот метод
предполагает самый высокий уровень развития и обученности учащихся.
"Аппликация из соломы"
"Аппликация из соломы"
"Аппликация из соломы"
"Аппликация из соломы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.