Модель «Российское образование – 2020» создается в интересах потребителей образовательных услуг. Структура модели адекватно отражает существующее проблемное поле системы образования. Одна из проблем - непрерывное образование. Мы предлагаем нашим учащимся реальную систему мер, позволяющую обеспечить возможность учиться и переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры. В нашем регионе выработан богатый опыт непрерывного образования по системе «школа- колледж- вуз- производство».статья
АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ "ШКОЛА КОЛЛЕДЖ"
Модель «Российское образование – 2020» создается в интересах потребителей
образовательных услуг. Структура модели адекватно отражает существующее проблемное поле
системы образования. Одна из проблем непрерывное образование. Мы предлагаем нашим
учащимся реальную систему мер, позволяющую обеспечить возможность учиться и
переучиваться в течение всей жизни, осваивая те образовательные модули, которые
необходимы в определенный момент их профессиональной карьеры. В нашем регионе выработан
богатый опыт непрерывного образования по системе «школа колледж вуз производство».
В нашей школе с 20062007 учебного года в 1011х классах ведется преподавание по базисному
учебному плану 2004 года, поэтому в школе организовано обучение по социально
экономическому и универсальному профилям. И с этого же года началось наше сотрудничество с
БОУ ОО СПО "Торговоэкономическим колледжем им. Г.Д. Зуйковой". Мы набрали первую
экспериментальную группу из числа учащихся 10ых классов. Занятия проходили на базе школы.
Наследующий год эта группа изучала предметы по специальностям «Оператор ПК», «Повар»,
«Продавец» на базе колледжа. В это же время в школе был организован 10 класс социально
экономического профиля, который в течение двух лет обучался в школе и колледже
одновременно.
В 2007 году создана Ассоциация «Омский губернский колледж»: многоуровневый,
многопрофильный, многофункциональный профессиональный комплекс образовательных
учреждений. Данная ассоциация представляла собой абсолютно новую форму непрерывного
многоуровневого образования, максимально ориентированного на удовлетворение
образовательных потребностей, а также обретает такое качество, как многопрофильность.
За период совместной работы школы с колледжем сформировалась система деятельности по
следующим направлениям:
1. Организационное направление.
В феврале в 9 классах проводится родительское собрание на котором присутствуют
представители колледжа, в марте проводим анкетирование с учащимися и их родителями, в ходе
которого выясняются запросы на получение начального профессионального образования. По
итогам анкетирования формируются профильные классы. Разрабатывается и утверждается
совместный учебный план. Утверждается программнометодическое обеспечение. Составляется
совместное расписание занятий. Занятия проводятся в школе пять дней, а шестой день в
колледже. Согласуются планы воспитательной работы школы и колледжа. Определяется состав
преподавателей колледжа.
1. Учебная работа.
Учащиеся приобретают различные специальности, для получения которых в учебные планы
школы вносятся дополнительные предметы в соответствии с профессией. Все учащиеся
осваивают курсы: экономики, социологии и политологии, социальной психологии, основ
предпринимательства, информационных технологий в профессиональной деятельности. Часть
учебных дисциплин изучается на базе школы, а другая часть на базе колледжа. Например, по
специальностям «Повар», «Продавецкассир» ребята изучают основы товароведения,
потребительских знаний, организацию обслуживания, получая не только теоретические знания,
но и практические навыки будущей профессии. Программа обучения рассчитана на два года, по
истечении которых сдаются зачеты по профильным и элективным предметам. Выпускникам,успешно освоившим программы, выдаётся наряду со школьным аттестатом свидетельство о
начальном профессиональном образовании.
1. Воспитательная работа.
Помимо учебной ребята участвуют и во внеурочной работе. Колледж и школы, сотрудничающие с
колледжем, совместно проводят олимпиады по экономике, информатике, праву, конкурсы,
турниры по математике, русскому языку, потребительским знаниям, научнопрактические
конференции, спортивные соревнования по волейболу и баскетболу с целью оказания помощи в
личностном развитии, профессиональном самоопределении и организации работы с одаренными
детьми.
1. Методическое направление.
В рамках договора осуществляется методическое сопровождение учебного и воспитательного
процессов. Созданы методические сообщества различного уровня: объединение директоров,
заместителей директоров, объединения учителей различных предметов, в рамках которых раз в
четверть проводятся совместные семинары и конференции. Методическими советами руководят
преподаватели колледжа или учителя школ, которые сотрудничают с колледжем.
1. Профориентационное направление.
На протяжении ряда лет выпускники нашей школы продолжают получать образование в Торгово
экономическом колледже по различным специальностям: экономика и бухгалтерский учет,
технология продуктов питания, автоматизированные системы управления, менеджмент.
Заканчивая колледж, дети имеют возможность продолжить образование в Омском
Государственном Техническом университете и других вузах города.
Хотелось бы отметить такие положительные стороны данной модели профильного обучения,
как: качественный уровень преподавания профильных предметов, который обеспечивают
преподаватели и материальнотехническая база колледжа; получение выпускниками школы
документа о начальном профессиональном образовании; освоение учащимися школы статуса
студента, что положительно влияет на повышение учебной мотивации.
Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что результаты апробации модели профильного
обучения "Школаколледж" показывают, что она обеспечивает непрерывность, доступность и
открытость образования.