МОУ СОШ №9
Тиридатова Е.Н.
«Прогрессио – движение вперёд»
«Прогрессио – движение вперёд» - урок комбинированных задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Цели урока: - повторение и обобщение изученного материала путём решения комбинированных задач; развитие познавательного интереса к математике.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки решения разнообразных задач по использованию формул арифметической и геометрической прогрессий;
- применять свои знания в практических ситуациях;
-расширять знания учащихся путём решения нестандартных задач;
Развивающие:
- развивать математический кругозор, мышление, математическую речь;
Воспитательные:
-воспитывать стремление к непрерывному совершенствованию; воспитывать чувство прекрасного;
-формировать отношения взаимной ответственности при совместной работе;
Тип урока: отработка умений и навыков, применение знаний при решении комбинированных задач.
Форма проведения: личное соревнование с использованием презентации.
Длительность : 2 учебных часа.
К уроку прилагается презентация Приложение1.ppt
Эпиграф урока.
Закончился 20-ый век.
Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строенье звёзд и вся Земля.
Но математиков зовёт
Известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперёд».
ХОД УРОКА.
Ι. Организационный момент.
II. Сценка «Мужик и купец».
(Стол. На столе – самовар; у окна сидит купчиха. Входит купец )
Купец: Послушай, жена! На базаре я встретил глупого мужика и заключил с ним выгодную сделку.
Жена: Какую?
Купец: Он каждый день будет приносить мне по 100 000 рублей, а я ему в первый день отдам копейку. Ты слышишь, копейку за 100 000 рублей. Во второй день за 100 000- две копейки, в третий- 4 копейки и так целый месяц. А он мне целый месяц будет носить каждый день по 100 000 рублей!
Жена: Откуда у этого глупца столько денег?
Купец: Это не наше дело. Об одном жалею, что заключил договор только на 1 месяц. Боюсь, что этот чудак поймёт, что его обманывают, и не принесёт свои деньги.
(Раздаётся стук. Жена выглядывает в окно.)
Жена: Там кто-то пришел!
Купец: Это он. (Входит мужик)
Мужик: Получай, купец, свои деньги и отдай мою копейку. (Взяв копейку, уходит)
Купец: Как я боялся, что он не придёт! А вдруг завтра он не придёт? Или придёт и заберёт свои деньги?
Жена: Успокойся! Если он сегодня не понял, что его обманывают, не думаю, что он поймёт это завтра. Говорят же: «Если дурак, то надолго».
Купец: Так-то оно так, да всё равно боязно.
Ведущий: Каждый день мужик приносил по 100 000 рублей и забирал свои копейки. Вначале купец радовался и не задумывался над тем, сколько он отдаёт мужику. На 24 день он отдал уже более 83000 рублей.
Купец: О горе мне, горе! Мужик оказался не так глуп! Какой я глупец! Разве можно заключать сделки на базаре!
Ведущий: Видите, ребята, сколь неожиданными бывают результаты, когда не знаешь математику. Вероятно, купец не оказался бы в безвыходном положении, знай он хоть чуть-чуть математику.
«Так о чём же, ребята, пойдёт сегодня речь?»
III . Сообщение темы и целей урока.
Конечно о прогрессиях. Но встретим мы её в комбинированных нестандартных задачах. Сегодня мы должны обобщить и систематизировать знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, а также вспомнить, насколько математика может быть занимательной. Нам предстоит поработать и с формулами, вспомнить, как решаются уравнения и строятся графики, посадить «волшебное дерево» и услышать исторические факты, решить задачу и написать тест.
А вот почему же в конце месяца купец посчитал себя глупцом?
Сколько пришлось заплатить каждому?
I V. Устная работа
1.Считают «мужик» и «купец»
«Мужик» заплатил : S30 = 100 000∙ 30 = 3 000 000рублей.
«Купец» заплатил : 1; 2; 4;… q=2/1=2.
S30 =1∙ (230 - 1):(2-1)= 2 30 -1=1 073 741 824 -1 =1 073 741 823 коп.=
= 10 738 418 руб.23коп
2.Найди ошибку.(Текст решения на слайде)
В то время пока двое подсчитывают суммы, следующий ученик комментирует решение и находит ошибку в решенном неравенстве:
х2+ х(-1-1/2-1/4-…) – 8 < 0,
Имеем в скобках сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии, которая равна S=1/(1-1/2)=2, и тогда неравенство приобретает вид
х2 -2x -8 <0.
Рассмотрим функцию у = х2 -2х -8. График парабола, «ветви» вверх, т.к. а=1, 1>0.
Нули функции: 4; -2.
Построим параболу схематично:
Ответ: (-2;4).
V. Работа с формулами.
Герберт Спенсер, английский философ, когда-то сказал: «Дороги не те знания, которые откладываются в мозгу, как жир, дороги те, которые превращаются в умственные мышцы».
Проверим, кто из вас порадовал бы Герберта Спенсера.
восприятие речи на слух. Проговариваю название формулы один раз, а учащиеся пишут номер формулы (двое у доски, остальные под копирку на листочках, повернувшись так, чтобы работать спиной к доске).
Вопросы к формулам
1.Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
2.Формула n-го члена арифметической прогрессии.
3.Сумма n-первых членов арифметической прогрессии.
4.Сумма n-первых членов геометрической прогрессии.
5.Формула n-го члена геометрической прогрессии.
6.Свойство членов арифметической прогрессии.
7.Свойство членов геометрической прогрессии.
8.Знаменатель геометрической прогрессии.
9.Разность арифметической прогрессии.
Формулы.
1. an = a1 + ( n-1)d
2. bn = b1∙ qn-1
3. Sn.
4. Sn =
5. S =.
6. an = .
7. bn=
8. d = an + 1 – an.
9. q =
Листочки с каждого ряда собирает дежурный помощник. Выполняем проверку по коду.
Получили 9-значное число 513 426 798.
Это КОД ОТВЕТА.
VI. Практическая часть урока.
«Умение решать задачи – практическое искусство, подобное плаванию или катанию на лыжах, или игре на фортепиано; научиться этому можно лишь, подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»,- говорил Д.Пойа.
1.Задача. Три числа составляют арифметическую прогрессию. Найдите эти числа, если их сумма равна 27, а при уменьшении первого числа на 1, уменьшении второго на 3 и при увеличении третьего на 3, получили геометрическую прогрессию.
Дано: а1+а2 +а3=27 –сумма трёх членов арифметической прогрессии; а1-1; а2 -3; а3+3- геометрическая прогрессия
Найти: а1; а2; а3.
Решение. , ,
q =
=9 – d,
(8 - d)(d + 12)=36.
d2 +4d-60=0,
d1=6, d2=-10.
Если d1=6, то ; .
Если d2=-10, то ; .
Ответ: если арифметическая прогрессия 3; 9; 15, то геометрическая прогрессия 2; 6; 18.
Если арифметическая прогрессия 19; 9; -1, то геометрическая прогрессия 18; 6; 2.
Нестандартные комбинированные задачи по теме «Прогрессии» мы можем встретить и при решении уравнений, неравенств, при построении графиков функций.
2. Решите неравенство:
(3х+)() > 0.
6-слагаемых 6-слагаемых
Двое учащихся упрощают скобки в данном неравенстве. Сумма 6-ти слагаемых арифметической прогрессии равна (-18) . Сумма 6-ти слагаемых геометрической прогрессии равна 126.
Неравенство перепишется в виде : (3х-18)(х+126)>0.
Третий ученик решает его методом интервалов.
Ответ: (- ∞; -126) U (6; + ∞).
VII . Проверка домашнего задания.
Мы знаем легенду об изобретателе шахмат, которая гласит, что изобретатель шахмат Сета попросил у индусского царя Шерам за своё изобретение столько пшеничных зёрен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую – в два раза больше, т. е. 2 зерна, на третью – ещё в два раза больше, т.е. 4 зерна, и т.д. до 64-й клетки. Одно из домашних заданий заключалось в том, чтобы посчитать современными способами и записать, сколько зёрен должен был получить изобретатель шахмат?
S64 = 264 – 1 = 18 446 744 073 709 551 615.
18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 73 миллиарда (биллиона) 709миллионов 551 тысяча 615.
Современники сказали бы так:
S64 = 1, 84∙ 10 19 – стандартный вид данного числа.
Если бы индусскому царю Шерам удалось засеять пшеницей площадь всей поверхности Земли, считая и моря, и океаны, и горы, и пустыни, и Арктику с Антарктикой, и получить удовлетворительный результат, то, пожалуй, лет за 5 он смог бы рассчитаться.
Мы ещё посмотрели сценку о мужике и купце. А когда же стали встречаться первые упоминания о прогрессиях?
VIII. Сообщаются краткие исторические сведения, приготовленные учащимися.
В клинописных табличках вавилонян, как и в египетских папирусах, относящихся ко 2 тысячелетию до нашей эры, встречаются примеры арифметических и геометрических прогрессий. Первые теоретические сведения, связанные с прогрессиями, дошли до нас в документах Древней Греции. Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны и индийским учёным.
Правило для нахождения суммы членов произвольной арифметической прогрессии даётся в «Книге абака» (1202г.) Леонардо Фибоначчи. А общее правило для суммирования любой конечной геометрической прогрессии встречается в книге Н. Шюке «Наука о числах», увидевшей свет в 1484 году.
IX. Практическая часть. (продолжение)
Великому Эйнштейну приходилось делить время между политикой и уравнениями. Он говорил: «Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно».
3. Итак, уравнение, содержащее прогрессию.
х2 -3 |х | = 2+1+1/2+…
Решение: S= 2/(1-1/2)=4.
Уравнение приобретает вид х2 -3 |х | -4=0.
1) Если х ≥ 0, то х2 -3х - 4 =0. Его корни 4 и -1;
х= -1 не удовлетворяет условию х ≥ 0.
2) Если х < 0, то х2 +3х - 4=0. Его корни -4 и 1;
х=1 не удовлетворяет условию х < 0.
Ответ: 4; - 4.
4. Построить график функции:
у = . Решение. 1+sin30+sin2 30+sin3 30+...=1+1/2+1/4+1/8+...- сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии, т.к. q=1/2.
S= 1/(1-1/2)=2.
Функция приобретает вид: 1) у = х +2, если х > 0
2) у = х - 2, если х < 0.
Область определения х ≠0. У доски работают 2 ученика, каждый строит свою часть графика.
В нашей школе стало традицией: выпускники школы, заложив однажды «аллею выпускников», продолжают эту традицию каждую новую весну.
Но пока ещё зима, самое время посадить «волшебное дерево».
5. Логическая задача.
Волшебное дерево, первоначальная высота которого 1 м, каждый день увеличивает свою высоту в 2 раза. При этом через 36 дней оно «достанет» до Луны. Через сколько дней оно достало бы до Луны, если бы его высота в начальный момент времени была 8м?
Решение: через 33 дня. Один день-2м. Два дня-4м. Три дня-8м. 36-3=33 дня.
X. Индивидуальная работа .
В этом году вы принимаете эстафетную палочку от 11 классов и тоже сдаёте свой экзамен по алгебре в форме тестов ЕГЭ. Следующий тест позволит проверить вашу готовность к нему по теме « Прогрессии». (Текст теста по вариантам ).
Решается тест в тетради, записывается в тетради номер ответа, тесты сдаются и выполняется проверка по коду. Привожу пример теста.
Вариант 1.
1. (аn )-арифметическая прогрессия, а1 =10; d = - 0,1. Найди а4 .
1) 9,7 2) 97 3) -97 4) 10,3 5) – 10,3
2. В геометрической прогрессии b1 ; b2 ; 4; 8;…. Найди b1 .
1)- 4 2) 1 3) 1/4 4) 1/8 5) – 1
3. (bn ) – геометрическая прогрессия. Найди b6 , если b1 = 4; q = 1/2
1) - 1/8 2) 1,25 3) 1/8 4)12,5 5) – 1,25
4. Найди сумму бесконечной геометрической прогрессии 12;6;…
1) 6 2) - 12 3) -24 4) 24 5) 12
5. Представь в виде обыкновенной дроби число 0, (1).
1) 9 2) 11/9 3) -1/9 4) - 9 5) 1/9
6. Найди сумму 100 – первых членов последовательности (x n ), если x n =2n +1.
1)10200 2) 20400 3)1200 4) 102 5) 1020
7. Найди S4 , (bn ) – геометрическая прогрессия и b1 = = 1, q = 3.
1) 81 2) 40 3) 80 4) -80 5) – 40
Код ответов 1234542
XΙ . Подведение итогов.
Итак, сегодня мы в нестандартных комбинированных заданиях обобщили и систематизировали знания и умения, приобретённые при изучении прогрессий, , поработали с формулами, вспомнили, как решаются уравнения и строятся графики, встретились с занимательной математикой и посадили «волшебное дерево» при решении занимательной логической задачи, услышали исторические факты, решили задачу и написали тест. (Итоги подводят ученики)
Урок сегодня завершён,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.
XΙΙ. Выставление оценок.
За работу с формулами и тестом каждый учащийся получает оценки в журнал. Дополнительные оценки получают те, кто был активен на уроке.
XΙΙΙ. Домашнее задание - творческое: составить 3 комбинированных задачи по теме «Прогрессии» и их решения оформить на альбомном листе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.