Арт терапия в работе с детьми
Оценка 5

Арт терапия в работе с детьми

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.01.2019
Арт терапия в работе с детьми
Публикация является частью публикации:
на 29.11арт терапия в работе с детьми ОВЗ.docx
Ханина Л.В., педагог­психолог, куратор  инклюзивного образования. Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Бердск. e­mail: [email protected] ТЕМА:   «Арт   –терапия   как   инструмент     формирования   и   развития   детей   с ОВЗ» Арт­терапия­   одно   из   молодых   направлений   работы   в   практической психологии,   широко   используется   на   всех   возрастных   этапах   обучения   и воспитания детей. Арт­терапия­   это   терапевтический   метод   воздействия, осуществляемый при помощи искусства и творчества, она имеет две главные основополагающие   цели:   получить   удовольствие   от   творческого   процесса, раскрыть потенциал и, психологический аспект, решать аутогенные проблемы, конфликты.  Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного   взаимодействия.   В   школе   методы   арт­терапии   широко применяются в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья и   инвалидами.  Применение   технологий   арт­терапии   в   работе   педагога­ психолога в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков   взаимодействия   и   рефлексии,   самопонимания   и   самопринятия,   а также принятия и понимания других людей.          Цель арт­ терапии в работе школьного психолога, заключается в развитии и   коррекции   искусством,   снятие   внутреннего   напряжения,   агрессии, тревожности,   стрессов.   Одним     из   значимых   звеньев   в   коррекционно­ развивающей деятельности с учащимися со статусом ОВЗ является работа над эмоционально­волевой и познавательной сферой. На   своих   занятиях   я   часто   использую   музыку   как   сопровождение   к упражнениям,   так   и   отдельным   элементом   занятия.   Чаще   всего   как прослушивание.   Ребята   погружаются   в   ритм   музыки,   фантазируют   затем, описывают своё состояние или прорисовывают в разных техниках. Универсальность   музыки   заключается   в   том,   что   она   существовала, существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах. История взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к истокам человечества. Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком. Музыка   вызывает   различные   двигательные   реакции   организма.   Ритм музыки   побуждает   ребенка   к   движению.   Также   известно   множество вегетативных реакций организма на музыку. Музыкальные импульсы неизбежно оказывают влияние на ритм мышления и поведения человека. Таким образом, музыка­терапия   очень   важна   в   работе   с   детьми   имеющими   особенности   в развитии. Танцевально­двигательная     терапия­   направлена   на   выражение   своих чувств, эмоций с помощью движений, танца. Человеческое тело взаимосвязано с его душой. Следующее   направление   –   сказкотерапия.   С   давних   времен   известна волшебная   сила   сказки.   Любая   сказка­   творит   чудеса!   Наравне   с развлекательным   характером   сказка   несет   воспитательное,   познавательное, чувственное значение. В простой и ясной сказочной форме поданная мудрость, учит   детей   находить   решение   проблем,   думать,   развивает   воображение   и интуицию. Я предлагаю участникам разыграть сказку «Теремок». Эта позитивная сказка о взаимовыручке­ медведь случайно сломал теремок, но помог его опять построить,   да   лучше   прежнего…   Вместе   веселее   жить,   чем   одному….Я предлагаю сказку «Теремок» рассмотреть с шуточной стороны: в этой сказке главный герой­ не Мышка, не Медведь, а сам Терем. Его личность описывает следующая строчка «Он не низок, не высок». Словом, ни то ни се. Самооценка у Теремка сильно занижена, поэтому он пускает к себе всех подряд. В итоге, разваливается. Мораль: если человек не умеет «фильтровать» (что бы то ни было), он, как и терем может рассыпаться. Следующее направление мандала­терапия. Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни. Мандала­терапия­ путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя,   своих   сокральных   возможностей.   Столкновение   сознательного   с бессознательным.   Первоисточником   необычного   метода   арт­терапии   уходят корнями к древним восточным народам и религиям (Индия, Тибет). Развитие современной идеи арт­терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу. Мандала,   созданная   руками   человека   уникальна   и   неповторима.   Она является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном месте. Именно по этому, мандала словно зеркало нашей души! Можно предложить раскрасить готовые образцы мандал, сами участники могут расписать круг, изготовить мандалу из насыпных материалов – варианты могут быть самые различные.  Обязательно должно быть отреагированное завершение после работы с мандалой, так как рисунок с концентрической симметрией является не только прямым   отражением   внутреннего   мира   его   создателя,   но   и   мощным психологическим   резонатором,   помогающим   подсознанию   его   автора структурировать свое психоэмоциональное состояние. Мандала­терапия   необходима   детям   с   агрессивным   поведением, расстройствами   мелкой   моторики,   нетерпеливость   и   гиперактивность, психосоматические   нарушения,   при   сложной   адаптации   и   многих   других проблемах. Фантазии детей не имеют границ при работе в технике Эбру. Этот вид арт –терапии так же как и мандала, пришел с востока. В переводе с турецкого означает   «мраморирование».   Эбру   –   не   только   знакомство   с   древнейшим искусством, освоением этой необычайно интересной техникой, а также один из способов   погрузиться   в   мир   цвета   и   форм.   Этот   вид   изобразительной деятельности   не   требует   способностей   и   специальных   умений,   даже   не умеющий рисовать ребенок с первого раза создает нечто красивое. Рисунок   наносится   на   поверхность   воды   красками,   которые   не растворяются, та остаются на поверхности. Ребенок выбирает цвета, наносит их на воду следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них фантазийный узор. Результаты работы невозможно предугадать! Эбру   относится   к   «правополушарному»   рисованию.   Это   не академическое   рисование   по   заданным   образцам,   а   раскрытие   творческой индивидуальности. Это рисование эмоциями и чувствами. Эбру­терапия   помогает   работать   со   страхами,   тревожностью, замкнутостью,   агрессивностью,   помогает   снять   напряжение.   Прекрасный инструмент   в   развитии   воображения,   моторики,   повышает   адаптационные способности,   эффективен   в   коррекции   различных   отклонений   и   нарушений личностного развития.  Песочная   терапия.  Песок   –  это   нечто   необычное,   песочная   терапия   с успехом   применяется   в   работе   педагога­психолога   по   сопровождению участников   образовательного   пространства.   Песочная   терапия,   как   и   арт   – терапия   в   целом,   мало   знакома   как   эффективный   способ   психологической помощи. Применять песочную терапию можно в случаях: когда не возможно решить проблему при помощи других видов терапии; если ребенок ограничен в проявлении своих чувств, находится в состоянии фрустрации; имеет трудности в   принятии   решений;     пережил   психологическую   травму;   остро   переживает возрастной кризис. Материалом для работы может служить любой песок. Песочный рисунок создается   не   только   руками,   но   различными   палочками,   кисточками, расческами, валиками. Из песка можно выстраивать  различные постройки и обыгрывать их.  Таким образом работа с песком   поглощает «негативную» психическую энергию,   стабилизирует   эмоциональное   состояние.   Игра   в   песок   позитивно влияет  на  эмоциональное   самочувствие   детей   и  это   делает  его   прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Есть еще очень много различных методов арт­ терапии. Я рассказала о тех, которые использую в своей повседневной работе с учащимися с особыми возможностями здоровья и инвалидами Список литературы: 1.Копытин А.И  Основы арт­терапии. СПб.: Лань,1999 2.   Майорова   А.В.,   Хатуцкая   С.А.   Музыкотерапия   в   кооррекции  I  Международного   конгресса нарушений   общения   у   детей//Тезисы   «Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке» М.,2000 3. Ленц Ф Образный язык народных сказок/Пер. с нем. М.: Evidentis.1999. 4.Бонде М. магия цвета. Спб.:Питер1997. 5.   Бажанова   Е.В,   Поташова   И.И.   эбру­терапия   как   инновационная технология реабилитации детей с нарушениями развития. Статья

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми

Арт терапия в работе с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019