Ханина Л.В., педагогпсихолог, куратор
инклюзивного образования.
Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №8» г. Бердск.
email: nafanja_life@mail.ru
ТЕМА: «Арт –терапия как инструмент формирования и развития детей с
ОВЗ»
Арттерапия одно из молодых направлений работы в практической
психологии, широко используется на всех возрастных этапах обучения и
воспитания детей.
Арттерапия
это терапевтический метод воздействия,
осуществляемый при помощи искусства и творчества, она имеет две главные
основополагающие цели: получить удовольствие от творческого процесса,
раскрыть потенциал и, психологический аспект, решать аутогенные проблемы,
конфликты. Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия является
техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к
лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством
аффективного взаимодействия. В школе методы арттерапии широко
применяются в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
и инвалидами. Применение технологий арттерапии в работе педагога
психолога в образовательном пространстве способствует приобретению новых
навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а
также принятия и понимания других людей.
Цель арт терапии в работе школьного психолога, заключается в развитии
и коррекции искусством, снятие внутреннего напряжения, агрессии,
тревожности, стрессов. Одним
из значимых звеньев в коррекционно
развивающей деятельности с учащимися со статусом ОВЗ является работа над
эмоциональноволевой и познавательной сферой.
На своих занятиях я часто использую музыку как сопровождение к
упражнениям, так и отдельным элементом занятия. Чаще всего как
прослушивание. Ребята погружаются в ритм музыки, фантазируют затем,
описывают своё состояние или прорисовывают в разных техниках. Универсальность музыки заключается в том, что она существовала,
существует и будет существовать у всех народов и во всех культурах. История
взаимоотношений музыки и человека уходит корнями в далекое прошлое, к
истокам человечества.
Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь
все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности,
музыка является общепонятным языком.
Музыка вызывает различные двигательные реакции организма. Ритм
музыки побуждает ребенка к движению. Также известно множество
вегетативных реакций организма на музыку. Музыкальные импульсы неизбежно
оказывают влияние на ритм мышления и поведения человека. Таким образом,
музыкатерапия очень важна в работе с детьми имеющими особенности в
развитии.
Танцевальнодвигательная терапия направлена на выражение своих
чувств, эмоций с помощью движений, танца. Человеческое тело взаимосвязано
с его душой.
Следующее направление – сказкотерапия. С давних времен известна
волшебная сила сказки. Любая сказка творит чудеса! Наравне с
развлекательным характером сказка несет воспитательное, познавательное,
чувственное значение. В простой и ясной сказочной форме поданная мудрость,
учит детей находить решение проблем, думать, развивает воображение и
интуицию.
Я предлагаю участникам разыграть сказку «Теремок». Эта позитивная
сказка о взаимовыручке медведь случайно сломал теремок, но помог его опять
построить, да лучше прежнего… Вместе веселее жить, чем одному….Я
предлагаю сказку «Теремок» рассмотреть с шуточной стороны: в этой сказке
главный герой не Мышка, не Медведь, а сам Терем. Его личность описывает
следующая строчка «Он не низок, не высок». Словом, ни то ни се. Самооценка
у Теремка сильно занижена, поэтому он пускает к себе всех подряд. В итоге,
разваливается.
Мораль: если человек не умеет «фильтровать» (что бы то ни было), он,
как и терем может рассыпаться.
Следующее направление мандалатерапия. Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ
исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.
Мандалатерапия путь духовного исцеления, очищения. Метод познания
себя, своих сокральных возможностей. Столкновение сознательного с
бессознательным. Первоисточником необычного метода арттерапии уходят
корнями к древним восточным народам и религиям (Индия, Тибет).
Развитие современной идеи арттерапии и диагностика методом мандала
принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.
Мандала, созданная руками человека уникальна и неповторима. Она
является продуктом творчества, не только наших рук и сознания, а в первую
очередь бессознательного, и создается в определенное время и в определенном
месте. Именно по этому, мандала словно зеркало нашей души!
Можно предложить раскрасить готовые образцы мандал, сами участники
могут расписать круг, изготовить мандалу из насыпных материалов – варианты
могут быть самые различные.
Обязательно должно быть отреагированное завершение после работы с
мандалой, так как рисунок с концентрической симметрией является не только
прямым отражением внутреннего мира его создателя, но и мощным
психологическим резонатором, помогающим подсознанию его автора
структурировать свое психоэмоциональное состояние.
Мандалатерапия необходима детям с агрессивным поведением,
расстройствами мелкой моторики, нетерпеливость и гиперактивность,
психосоматические нарушения, при сложной адаптации и многих других
проблемах.
Фантазии детей не имеют границ при работе в технике Эбру. Этот вид арт
–терапии так же как и мандала, пришел с востока. В переводе с турецкого
означает «мраморирование». Эбру – не только знакомство с древнейшим
искусством, освоением этой необычайно интересной техникой, а также один из
способов погрузиться в мир цвета и форм. Этот вид изобразительной
деятельности не требует способностей и специальных умений, даже не
умеющий рисовать ребенок с первого раза создает нечто красивое.
Рисунок наносится на поверхность воды красками, которые не
растворяются, та остаются на поверхности. Ребенок выбирает цвета, наносит их на воду следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них
фантазийный узор. Результаты работы невозможно предугадать!
Эбру относится к «правополушарному» рисованию.
Это не
академическое рисование по заданным образцам, а раскрытие творческой
индивидуальности. Это рисование эмоциями и чувствами.
Эбрутерапия помогает работать со страхами,
тревожностью,
замкнутостью, агрессивностью, помогает снять напряжение. Прекрасный
инструмент в развитии воображения, моторики, повышает адаптационные
способности, эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений
личностного развития.
Песочная терапия. Песок – это нечто необычное, песочная терапия с
успехом применяется в работе педагогапсихолога по сопровождению
участников образовательного пространства. Песочная терапия, как и арт –
терапия в целом, мало знакома как эффективный способ психологической
помощи. Применять песочную терапию можно в случаях: когда не возможно
решить проблему при помощи других видов терапии; если ребенок ограничен в
проявлении своих чувств, находится в состоянии фрустрации; имеет трудности
в принятии решений; пережил психологическую травму; остро переживает
возрастной кризис.
Материалом для работы может служить любой песок. Песочный рисунок
создается не только руками, но различными палочками, кисточками,
расческами, валиками. Из песка можно выстраивать различные постройки и
обыгрывать их.
Таким образом работа с песком поглощает «негативную» психическую
энергию, стабилизирует эмоциональное состояние. Игра в песок позитивно
влияет на эмоциональное самочувствие детей и это делает его прекрасным
средством для развития и саморазвития ребенка.
Есть еще очень много различных методов арт терапии. Я рассказала о
тех, которые использую в своей повседневной работе с учащимися с особыми
возможностями здоровья и инвалидами Список литературы:
1.Копытин А.И Основы арттерапии. СПб.: Лань,1999
2. Майорова А.В., Хатуцкая С.А. Музыкотерапия в кооррекции
I Международного конгресса
нарушений общения у детей//Тезисы
«Музыкотерапия и восстановительная медицина в XXI веке» М.,2000
3. Ленц Ф Образный язык народных сказок/Пер. с нем. М.: Evidentis.1999.
4.Бонде М. магия цвета. Спб.:Питер1997.
5. Бажанова Е.В, Поташова И.И. эбрутерапия как инновационная
технология реабилитации детей с нарушениями развития. Статья
Арт терапия в работе с детьми
Арт терапия в работе с детьми
Арт терапия в работе с детьми
Арт терапия в работе с детьми
Арт терапия в работе с детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.