Арттерапия
Оценка 4.6

Арттерапия

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
20.10.2018
Арттерапия
Программа "Творческое самовыражение". Цель: стабилизация эмоционального состояния воспитанников средствами творческого самовыражения. Задачи: развитие творческого воображения; воспитание художественно - эстетической культуры; стабилизация эмоционального состояния через изобразительную деятельность. Пояснительная записка Часть 1. Психолого – педагогическое сопровождение занятий творческого самовыражения 1.1. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания подростков 1.2. Чувства и эмоции в творческом самовыражении 1.3. Эстетическое воспитание на занятиях с учетом психологических особенностей подросткового возраста Часть 2. Методика обучения школьников искусству пейзажной живописи на занятиях самовыражения 2.1. Методика проведения занятий «Творческое самовыражение» 2.2. Пейзаж - жанр изобразительного искусства Приложение I Таблица III - Тематический план программы Приложение II - Разработка занятий Приложение III - Правила поведения на занятиях
конспект.docx
Содержание Пояснительная записка Часть 1. Психолого – педагогическое сопровождение занятий творческого самовыражения 1.1. Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания подростков 1.2. Чувства и эмоции в творческом самовыражении 1.3. Эстетическое воспитание на занятиях с учетом психологических особенностей подросткового возраста Часть 2. Методика обучения школьников искусству пейзажной живописи на занятиях самовыражения 2.1. Методика проведения занятий «Творческое самовыражение» 2.2. Пейзаж - жанр изобразительного искусства Приложение I Таблица III - Тематический план программы Приложение II - Разработка занятий Приложение III - Правила поведения на занятиях Пояснительная записка Общие положения Настоящая Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения и является дополнением Программы развития ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» на 2011-2015 гг. Актуальность В условиях жизни школы-интерната учащиеся часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми, раздраженными. Следует отметить, что дети, поступая в кадетский корпус, оказываются в условиях повышенных умственных, физических и психологических нагрузок. Обучение в кадетском корпусе - это новый этап в жизни 12-13- летних мальчиков, дети оказываются в новых, непривычных социальных условиях:      нахождение в закрытом образовательном учреждении смена места жительства отделение от семьи и привычного социального окружения переход к самостоятельному быту изменения питания изменения режима дня и его жесткая регламентация   жизнь в новом коллективе, преобладание групповых видов деятельности  элементы воинской дисциплины Кадетский корпус отличается от средней общеобразовательной школы. Новые условия требуют изменения стереотипа мышления и поведения подростков, и чем быстрее   подросток   преобразует,   переосмыслит   для   себя   действительность,   будет   готов   к преодолению преград, тем быстрее и безболезненнее пройдет процесс адаптации. Замечено, что при   поступлении   в   кадетский   корпус   подростки   испытывают   эмоциональное   напряжение, тревожность, возрастает уровень агрессии. Подросткам, воспитывающимся в условиях школы­ интерната, свойственны взрывы эмоций ­ бурная радость, гнев.  Занятия   музыкой,   живописью,   танцами   помогают   снимать   у   человека   эмоциональное напряжение, уменьшают тревожность, агрессию. О положительном влиянии искусства известно с древнейших   времен.   Наиболее   древняя   естественная   форма   изменения   эмоционального состояния,  которой   многие   люди   пользуются   (осознанно  или   нет),  чтобы   снять   психическое напряжение,   успокоиться,   сосредоточиться   это   творчество.  Для   многих   людей   народное творчество   (рукоделие   и   ремесло)   до   сих   пор   является   фактором   сохранения   душевного равновесия и здоровья. Наиболее распространенным видом является рисование. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка ­ один из важнейших преимуществ в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере, а таких как в интернате, так и в обычных школах не мало. Для этого не надо быть художником – достаточно   взять   ручку,   карандаш   или   краски   и   сделать   несколько   штрихов   на   бумаге. Творчество развивает и усиливает внимание к чувствам, дает возможность для самовыражения и самопознания, помогает приобрести эмоциональное равновесие, может стать ответом решения задачи самопомощи учащимся в нормализации своего состояния.  Соприкосновение   с   произведениями   пейзажной   живописи   укрепляет   дух   человека, обогащает его внутренний мир. Правдиво передавая красоту природы и вместе с тем выражая эмоциональное отношение к ней художника, пейзаж является и важным средством воспитания любви к Родине. «Зовите меня варваром в педагогике, ­ говорил К. Д. Ушинский, ­ но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога». Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов посредством пейзажной живописи – это весьма сложная педагогическая задача. Иногда для этого необходимы дополнительные занятия, так как они способствуют более полноценному и разностороннему эстетическому воспитанию средствами изобразительного искусства; на них также учащиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области изобразительного искусства. Эстетическое   воспитание   осуществляется   с   помощью   искусства.   Поэтому   его содержание   должно   охватывать   изучение   и   приобщение   учащихся   к   различным   видам искусства   —   к   литературе,   музыке,   изобразительному   искусству   Существенной   стороной эстетического   воспитания   является   также   познание   прекрасного   в   жизни,   в   природе,   в нравственном облике и поведении человека. Не   менее   важной   стороной   содержания   эстетического   воспитания   является   его направленность  на личностное  развитие  учащихся. Какие  же  стороны  этого развития  оно должно охватывать? Прежде   всего,   необходимо   формировать   у   учащихся   эстетические   потребности   в области   искусства,   стремление   к   постижению   художественных   ценностей   общества, важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных   восприятий.   Эта   восприятия   должны   охватывать   широкую   область эстетических явлений. Необходимо научить учащихся воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни.  Существенным   компонентом   эстетического   воспитания   является   овладение учащимися   знаниям,   связанными   с   пониманием   искусства   и   умением   выражать   свои суждения   (взгляды)   по   вопросам   художественного   отражения   действительности.   В частности, необходимо формировать у учащихся представления и понятия, относящиеся к пониманию различных видов и жанров искусства и специфике художественного отражения действительности,   выработать   у   них   умение   анализировать   содержание   произведений искусства. Большое   место   в   содержании   эстетического   воспитания   занимает   формирование   у учащихся   высоких   художественных   вкусов,   связанных   с   восприятием   и   переживанием прекрасного.   Нужно   научить   учащихся   чувствовать   красоту   и   гармонию   подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также эстетическую требовательность к культуре поведения. Важным   содержательным   компонентом   эстетического   воспитания   является приобщение   учащихся   к   художественному   творчеству,   развитие   их   склонностей   и способностей в музыке, изобразительном и литературном искусстве.  Л.   Н.   Толстой   высказывал   убеждение   в   том,   что   у   каждого   человека   есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. К. Д. Ушинский отмечал, что «все дети без исключения — страстные   рисовальщики»,   а   В.   А.   Сухомлинский   писал,   что   «каждый   ребенок   —   поэт». Каким   же   должен   быть   процесс   эстетического   воспитания   учащихся?   На   занятиях,   как правило,   имеются   более   благоприятные   условия  для   занятий   конкретным   видом изобразительного   искусства,   наиболее   интересным   школьнику,   чем   на   уроке   –   в   данной программе   будем   рассматривать     занятия   творческого   самовыражения   с   элементами пейзажной   живописи.   На   занятиях     имеется   больше   времени,  меньшее   количество занимающихся,   выше   их   активность   и   сплоченность  на   почве   общности   интересов   и сравнительно   одинакового   уровня   подготовки,   более   свободные   формы   организации   работы, большая возможность общения с руководителем.  Занятия   живописью   побуждают   у   учащихся   интерес   к   искусству,   открывают   путь правильного   понимания   произведений   искусства:   живописи,   скульптуры,   архитектуры. Занятия   живописью   развивают   умение   видеть   красивое   в   природе,   в   окружающей   жизни. Через зрительные ощущения при рисовании уточняются представления о свойствах вещей и явлений, с одной стороны, а с другой ­ воспитывается эстетическое отношение к этим вещам и   явлениям.   Переключение   учащихся   с   занятий   научными   дисциплинами   на   занятия художественной   деятельностью   способствует   сокращению   перегрузки   детей.   Занятия оказывают   на   учащихся   значительное   психотерапевтическое   воздействие,   снимая   нервно­ психическое напряжение, вызванное другими уроками, тем самым сохраняя здоровье детей. Программа   направлена   на   успешную   адаптацию   кадет   средствами   творческого самовыражения   в   условиях   кадетского   корпуса,   основана   на   методе   терапии   творческим самовыражением   (ТТС)   М.   Е.   Бурно.   Обращение   к   культуре,   искусству   и   творчеству   дает возможность выстроить собирательный образ психологически устойчивого, здорового, а также  нравственного,   культурного,   духовного   человека.   Культура,   искусство,   творчество выступили основным условием творческого самовыражения человека.  Цель программы: стабилизация эмоционального состояния воспитанников средствами творческого самовыражения. Задачи программы: 1.Развитие творческого воображения 2.Воспитание художественно – эстетической культуры и художественного вкуса 3.Стабилизация эмоционального состояния воспитанников через изобразительную деятельность в адаптационный период 4.Формирование стремления к самопознанию Методы: диалог, групповая дискуссия, мозговой штурм, индивидуальная и групповая работа, арт-терапевтические техники, рефлексия, визуализация, кинезиологические упражнения, творческое самовыражение, релаксационные техники. Все занятия предполагают музыкальное сопровождение. Структура программы: Программа состоит из двух блоков и предполагает работу по трем основным направлениям: • психолого-диагностическое • • информационно-просветительское коррекционно-развивающее Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска нарушения психологического равновесия воспитанников на этапе адаптации к кадетскому корпусу. Критерии оценки эффективности (индикаторы): 1. снижение уровня тревожности 2. развитие творческих способностей 3. успешная адаптация воспитанников к условиям школы-интерната Курс рассчитан на 20 учебных занятий по 30 - 40 минут с сентября по декабрь. Занятия проводятся 1 раз в неделю по подгруппам в 7 классах в период адаптации в кадетском корпусе к новым социально- психологическим условиям, в кабинете изобразительного искусства кадетского корпуса. Занятия строятся по принципу сочетания теории и практических заданий, заканчивается каждое занятие психологической релаксационной техникой, как способы преодоления внутреннего напряжения, основанный на сознательном расслаблении мышц. Каждое занятие мы начинаем и заканчиваем ритуалом приветствия «Кружочки настроения», что позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Тематическая основа: пейзажная живопись, произведения искусства и, как неотъемлемая часть, жизненные наблюдения и впечатления самих школьников. Введение Считаем, что приобщение школьников к изобразительному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Для этого только необходимо создать условия — научить работать разнообразными художественными материалами, научить понимать язык изобразительного искусства, использовать средства художественной выразительности. При этом необходимо постоянно обогащать зрительные представления детей и актуализировать имеющийся у них опыт. Знакомство с разными стилями и направлениями в изобразительном искусстве, с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников обогащает внутренний мир, помогает творческим поискам. На занятиях важнейший акцент делается на личности гениев, великих людей, беззаветно служившие своему Отечеству и имеющих всемирное признание. Такой подход способствует воспитанию патриотизма самосознания, достоинства, уважения к ценностям мировой культуры. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка - один из важнейших преимуществ в работе с детьми, особенно с теми, кто имеет нарушения в психоэмоциональной сфере, а таких как в интернате, так и в обычных школах не мало. Создание творческих работ — это метод творческого самовыражения, который помогает кадетам выходить за рамки границ закрытого образовательного пространства, выражать себя и чувствовать себя свободными. На занятиях творческого самовыражения, кадеты получают возможность глубже познавать окружающих людей, изучать особенности человеческой психики. Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся школьников-подростков живописи направленно на воспитание художественной культуры учащихся, творческое самовыражение негативных проявлений личности и стабилизацию эмоционального состояния. Реализация программы, в основе которой лежит метод творческого самовыражения М. Е. Бурно, создает условия для получения опыта эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыта самовыражения через творчество и художественно-творческую деятельность, собственных впечатлений от творческой деятельности. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации воспитанников к новым условиям в кадетском корпусе посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде. «Творческое самовыражение» в сочетании с кинезиологическими упражнениями и релаксационными техниками связано с укреплением психического здоровья подростков, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Часть 1. Психолого-педагогическое сопровождение творческого самовыражения занятий 1.1.Психолого-педагогические особенности эстетического воспитания подростков Картины оказывают на человека огромное воздействие: они создают настроение и вызывают определенные чувства. Живописные полотна служат не только украшением стен, но и помогают расслабиться, абстрагироваться от рутинных дел. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего нас мира. Чтобы выразить свои чувства, не обязательно что-то говорить, можно взять краски или карандаши и выразить свои чувства в рисунке. Если сразу же после того, как человека что-то расстроило, он сядет и начнет рисовать, его отрицательные эмоции уйдут, а он полнее и глубже осознает свои эмоции. Выбор цветов расскажет о многом: красный цвет предполагает гнев, черный - печаль, а серый - беспокойство. Специалисты утверждают, что отдельные цвета вызывают особые душевные состояния, в частности желтый и красно-желтый цвета рождают бодрое, деятельное настроение, мрачные тона вызывают и соответствующие настроения. Зеленый цвет является самым успокаивающим цветом, он поднимает настроение, способствует отдыху при нервной раздражительности, бессоннице. Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, благодаря рисованию он постигает, иногда моделирует действительность, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Рисунок не только улучшает коммуникацию и экспрессию, но дает удовольствие и укрепляет чувство контроля и завершенности. Процесс создания композиций может также быть полезным в облегчении психического дискомфорта. Рисунок способствует обращению агрессивных и враждебных чувств в более приемлемые способы самовыражения. Занятия искусством представляет ребенку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах. Интерес к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей задачи: адаптации ребенка посредствам искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде. В процессе творческой деятельности создаётся атмосфера эмоциональной теплоты, происходит более глубокое понимание себя и своего внутреннего мира; через рисунок, игру, музыку, мы можем помочь подросткам дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций. «Творческое самовыражение» так или иначе, связано с укреплением психического здоровья ребенка, а потому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Используя рисуночную терапию в своей работе, мы выбираем темы рисунков так, чтобы предоставить ребенку возможность графически выразить свои чувства и мысли, иногда даже неосознаваемые. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л. С. Выготский называл детское рисование графической речью. Специалисты подчеркивают роль арттерапевтического процесса в повышении адаптационных возможностей человека. Неотъемлемой техникой занятий курса является релаксация подростков в конце каждого занятия. Релаксация — один из способов преодоления внутреннего напряжения, основанный на сознательном расслаблении мышц. Обучая воспитанников методам релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться и тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние. Умение подростков управлять своими чувствами и эмоциями — еще один шаг к формированию у них уверенности в себе. Практика показывает, что подростки с удовольствием выполняют упражнения, как на расслабление отдельных частей тела, так и на общую релаксацию. Однако для получения наибольшего оздоровительного эффекта мы соблюдаем следующие правила при подборе упражнений и их выполнении: 1. Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке. 2. Расслабляться лучше с закрытыми глазами. 3. Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно. В занятия также включены кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения, которые мы используем, направлены на развитие мозолистого тела, повышения стрессоустойчивости. Под их влиянием в организме происходят положительные структурные изменения: совершенствуется регулирующая и координирующая функция нервной системы, гармонизируется работа головного мозга. Постепенно от занятия к занятию повышается сложность этих упражнений и увеличивается время их выполнения. Подобные упражнения развивают внимание, произвольность, успокаивают и уравновешивают психику. Все занятия предполагают музыкальное сопровождение. Используется музыкальный фон, который направлен на создание определенной атмосферы в группе посредством специального прослушивания отдельных произведений. Приведем в качестве примера подборку из классических музыкальных произведений — для улучшения настроения, снятия напряжения, тревоги. Можно использовать и звуки природы (пение птиц, шум океана или моря и т. д.), а также современные аранжировки классических произведений, инструментальной музыки. Музыкальные композиции для проведения занятий Таблица 1 Направленность музыкальных Название музыкальных произведений произведений 1. Для уменьшения раздражительности, ощущения единства с природой 2. Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности в себе 3. Для снятия напряженности И. С. Бах «Кантата № 2» Л. Ван Бетховен «Лунная соната» С. С. Прокофьев «Соната» Ф. Шопен «Мазурка» и прелюдии И. Штраус — Вальсы А. Г. Рубинштейн «Мелодия» И. С. Бах «Концерт ре-минор для скрипки» Б. Барток «Соната для фортепьяно», «Квартет № 5» И. С. Бах «Кантата № 21» Свою работу мы начали с того, что разработали критерии (индикаторы), по которым будут отслеживаться эффективность проводимой работы, подобрали методики: Критерии и методики эффективности программы Таблица 2 № Наименование критерия 1 Личностная тревожность 2 Эмоциональное состояние 3 Адаптивность 4 Творческие способности диагностики Наименование методики Методика тревожности Филлипса. Цветовой тест Люшера Тест социально - психологической адаптации К. Рождерса, Р. Даймонда Анализ продуктов деятельности уровня В начале курса и по завершении все учащиеся проходят диагностическое исследование по отслеживаемым критериям. В конце курса выявляется динамика. Для воспитания художественных восприятий у школьников на занятиях существенное значение имеет использование приема, сравнения при рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям. Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, породили тот жанр в изобразительном искусстве, который называется пейзажем. Изучение природы и воплощение ее образа на бумаге являются глубоко взаимосвязанными процессами в формировании художника- пейзажиста. Творческий подход к изображению пейзажа основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Только в результате общения с природой может появиться вдохновение, созреть замысел композиции. Поэтому творческое самовыражение, обучение пейзажному этюду – одна из существенных задач подготовки художника и важный раздел программы курса. Основные достоинства пейзажного этюда – передача определенного состояния освещенности природы, воздушной среды и значительного пространства. Всего этого художник добивается с помощью цветовых отложений с учетом воздушной перспективы, а также передачей, так называемого общего тонового и цветового состояния освещенности, колористической согласованности красок природы 1.2. Чувства и эмоции в творческом самовыражении Одной из задач художника является точная передача в произведениях внешнего выражения чувств. Важным фактором, определяющим роль чувств в изобразительной деятельности, являются эмоции. Переживание художника во время работы предполагает 3 наиболее существенных компонента: 1. Эмоциональное переживание от объекта изображения; 2. Эмоциональное переживание от самого процесса изображения; 3. Общее эмоциональное состояние художника, выражающееся в легкости эмоционального возбуждения, в силе и глубине проявления эмоционального возбуждения. Эдуард Манэ говорил, что художнику мало знать свое ремесло, нужно быть также взволнованным темой. К. Коро в своей записной книжке отмечал, что в природе необходимо искать прежде всего форму, затем соотношение тонов, колорит – и все это должно быть подчинено испытываемому художником чувству. Исключительно большое значение придавали «прочувствованию» природы такие известные русские пейзажисты, как А. К. Саврасов, И.И. Левитан, В. Д. Поленов. Они справедливо считали, что эмоциональное переживание художника, вызываемое родной природой, просторами русских полей и лугов, разливами рек, является необходимым условием успеха в изобразительной деятельности живописца. Этим объясняется особая роль пленэра в педагогической практике Саврасова, Левитана и др. Часто Левитан говорил, что картина – это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника. Богатство, глубина и сила эмоциональных переживаний художников растут в процессе изобразительной деятельности. Специфические особенности изобразительного искусства таковы, что художник должен четко и определенно выражать свое отношение к изображаемому. Поэтому развитие чувств и эмоций у молодых художников с самого начала их обучения является важной задачей педагога. Любое произведение изобразительного искусства рассчитано на восприятие его многими людьми. Поэтому художник стремится в своих произведениях донести до других свои мысли, идеи, взгляды через наглядные образы предметов и явлений действительности. Посредством восприятия картины зрители знакомятся с мировоззрением художника, его идеями, переживают те же чувства, которые переживал он сам. Таким образом, развитие эстетических чувств художника, творца прекрасного, является совершенно необходимым условием для успешной изобразительной деятельности. Рассматривая значение эстетических чувств на занятиях, следует иметь в виду, что в их возникновении и проявлении значительную роль играют особенности чувственного облика объектов – цвет, форма, силуэт, изящество линий. Но форма предметов не существует изолированно от их содержания. Поэтому необходимым условием формирования эстетических чувств является воспитание умения воспринимать форму как материальную оболочку определенного содержания. Переживание предметов и явлений действительности как прекрасное обогащает духовный мир человека, делает его жизнь богаче, прекраснее. Это объясняется тем, как говорил Н. Г. Чернышевский, что эстетические чувства переживаются человеком как светлая радость. Прекрасное постоянно привлекает к себе внимание человека, ласкает его взор, пробуждает потребность еще и еще раз посмотреть, доставляет человеку эстетическое наслаждение. Т. о. художественное искусство играет большую роль в воспитании людей, особенно в воспитании их чувств и художественного вкуса. Мы считаем, что для успешного развития чувств в педагогическом процессе могут применяться самые различные способы и приемы. Основным является непосредственный процесс работы. Эффективное средство – эмоциональный рассказ преподавателя, глубокий анализ произведений мастеров. Большое воздействие на формирование чувств учеников оказывают похвала или порицание педагога. Поэтому следует всегда с тактом относиться к результатам юного художника, учитывая его старание, любовь к искусству. 1.3.Эстетическое воспитание учащихся на занятиях творческого самовыражения с учетом психологических особенностей подросткового возраста У подростка есть все психологические предпосылки, чтобы жить своей личной жизнью: есть внутренний план действий, есть ориентировка на внутренний мир, есть уже сложившиеся способы понимания окружающего мира – тип мышления. Психологи считают, что развитие в этом возрасте определяется общением ребенка с людьми во всех формах общественно – полезной деятельности. Но ему не хватает устойчивых координат – той системы жизненных ценностей, которая позволяет ему давать настоящую оценку происходящему. Именно поэтому по достижении этого возраста учащимся в школьную программу включают больше уроков эстетического цикла – изобразительное искусство, этику, эстетику, МХК и др. Эстетическое воспитание формирует чувства в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека. В подростковом возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться все качества внимания: объем, концентрация, распределение, устойчивость внимания. Особенное развитие получает произвольное внимание. Ответственность за учение, свои поступки, интерес к учебным знаниям, увлеченность той или иной деятельностью, осознанность своих решений – все это способствует развитию произвольного внимания, формированию умения самостоятельно воспитывать внимание. Поэтому в этом возрасте школьники наиболее хорошо поддаются эстетическому воспитанию посредством занятий пейзажной живописи. На занятиях ребятам обеспечивается активность и самостоятельность в выполнении учебного задания, в связи с этим происходит воспитание чувства ответственности перед коллективом, взрослыми (учителем, родителями), формируется умение преодолевать трудности, развивается наблюдательность, интерес к учебной работе. В живописи отражение действительности начинается с ощущений. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Преднамеренное восприятие, Отражение предметов и явлений в многообразии их свойств и особенностей представляет собой восприятие. В процессе восприятия, наряду с ощущениями, включается прошлый опыт в виде знаний, представлений. Восприятие является связующим звеном между ощущением и мышлением в едином процессе познания. Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственному познанию. В психологии восприятия различают непреднамеренное и преднамеренное. Такое восприятие обычно вызывается яркой внешностью объекта, наличием интереса у человека к воспринимаемому объекту. В этом случае человек не просто смотрит, а разглядывает. бывает обусловлено задачами, интересами, потребностями человека. Занятия творчеством развивают восприятие, посредством развития чувствительности глаза к максимальным изменениям величины, направлениям формы, определение направления контура линий и их соотношение по величине. Некоторые свойства предметов, которые мы воспринимаем через зрительный аппарат, в силу особенностей его устройства кажутся не такими, какими они существуют на самом деле. Творческое самовыражение позволяет получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Полученные продукты художественного творчества отражают интересы, ценности и межличностные отношения подростков. А также рабочая атмосфера позволяет корректировать самооценку и уровень притязаний. Также групповые формы работы способствуют коррекции межличностных отношений. спецификой деятельности, как правило, В подростковом возрасте развитие эмоций и чувств тесно связано с особенностями полового созревания, что обусловливает повышенную эмоциональную возбужденность, эмоциональную неустойчивость, аффективность чувств и поведения. В этом возрасте наблюдается стремление школьников к острым переживаниям, совершению героических поступков. Этим объясняется тяга подростков к подражанию успешно сложившимся личностям, а на занятиях живописью – известным художникам. Сопереживание – характерная черта подросткового возраста. Оно способствует развитию чувств подростка, обусловливает устойчивость, глубину, силу отдельных эмоциональных переживаний и чувств. Обостренная чувствительность в подростковом возрасте вызывает повышенную требовательность к своим поступкам, волевым качествам и это может способствовать успешному обучению на занятиях в кружке пейзажной живописи. Считаем, что в этом возрасте можно наиболее успешно повлиять на формирование у школьников моральных чувств и воспитать нравственность. Часть 2. Методика обучения школьников на занятиях «Творческое самовыражение» 2.1. Методические рекомендации к проведению занятий «Творческое самовыражение» Помимо занятий в классе в учебные часы, педагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса. Внеклассная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто интересуется изобразительным искусством, и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности занятий отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы занятий творческого самовыражения включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности занятий (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр.). Задача учителя состоит в том, чтобы вовлечь в регулярную работу занятий как можно большее число учащихся. Знания и навыки, приобретенные на занятиях, они применяют при оформлении стенгазеты, выполнении театральных декораций для школьной сцены, при организации различных оформительских работ в своем классе. На занятии обычно занимается не более пятнадцати учащихся, что создает необходимые условия для индивидуальной работы. Занятия имеют две очень важные задачи: а) углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных учащимися на классных занятиях изобразительным искусством; б) приобщение детей к новым видам работы в области изобразительного искусства; в) саморегуляция эмоционального состояния средствами творческого самовыражения и релаксационных техник Занятия дают возможность усиления эффективности эстетического воспитания школьников, расширения их культурного и интеллектуального кругозора. Общеизвестно — большинство ребят подросткового возраста очень любят рисовать. И если хорошо организовать внеклассную работу, то увлечение изобразительным искусством может продолжиться и в старших классах, т. е. первый аспект внеклассной работы — профориентация. Мы чаще говорим о профориентации на технические профессии. Однако в области искусства она также необходима. Второй — в работе педагог имеет возможность полностью использовать свою педагогическую квалификацию и творческий потенциал. При планировании работы необходимо учитывать число членов занятия, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок. Планируя выполнение пейзажа с участием членов занятия, педагог должен определить объем работы, исходя из количества часов, которыми располагают учащиеся. Организацию итоговых выставок планируем на конец учебного года. К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие методические таблицы, репродукции. Формы и методы работы на занятиях должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то на занятиях надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование материалов для рисования, и метод работы. Руководя работой учащихся, надо не ограничиваться объяснениями, а больше показывать на практике, как работать кистью, как разводить краску, подбирать нужные тона и цвета. Желательно, чтобы на этих занятиях сам преподаватель выполнил в присутствии учащихся основной процесс работы над частью постановки. Законченные работы полезно просмотреть коллективно, с тем, чтобы учащиеся отметили достоинства и недостатки своих рисунков, В конце просмотра надо суммировать их высказывания и дать указания к исправлению рисунков. Лучшие работы, выполненные учащимися на занятиях, нужно отобрать для хранения в папке у преподавателя. Одновременно с учебной работой педагоги ведут и большую воспитательную работу, в особенности в период адаптации к условиям кадетского корпуса. Педагоги должны объединить детей в единый коллектив, живущий общими интересами, с едиными творческими устремлениями. Каждый поступивший в изостудию должен посещать занятия выполнять предусмотренные планом задания и разработанные кружком правила поведения, принимать активное участие в делах кружка, в общественной жизни школы-интерната Методические рекомендации к занятиям на тему «Пейзаж» Пейзаж – самостоятельный жанр в искусстве, и мы считаем, что ему следует уделить наибольшее внимание, потому что природа прекрасна и бесконечно разнообразна. Природа «воздействует» на человека, вызывает глубокие переживания и мысли, а соприкосновения с произведениями пейзажной живописи укрепляет дух человека, обогащает его внутренний мир. Если в классе учащиеся не имеют возможности работать над пейзажем, то на занятиях для этого имеются лучшие условия. Творческое самовыражение – искусство, доступное для понимания подростков, ее красота и естественность пробуждает любовь к природе, культуре своей Родины. Оно рассматривается как одно из средств развития художественного вкуса, творческой активностью детей, эстетического отношения к действительности. Учитывая возраст учащихся, их индивидуальные особенности, уровень художественного и эстетического развития каждого, а также местные, региональные особенности, традиции искусства, культуры, педагог выбирает и рекомендует темы, их последовательность и время выполнения. Содержание предлагаемой программы по обучению учащихся школьников-подростков живописи направленно на воспитание художественной культуры учащихся, творческое самовыражение негативных проявлений личности и стабилизацию эмоционального состояния. На занятиях учащиеся учатся создавать красоту и самовыражаться через цветовую палитру. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями известных мастеров, но и дают им необходимые технические знания, развивают практические умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к творчеству, к выбору профессии. Вся система занятий ведет к развитию таких творческих способностей учащихся, как художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление, творческое воображение, чувства цветовых отношений. 2.2. Пейзаж – жанр изобразительного искусства Что такое пейзаж? То же самое, что и ландшафт (это уже по-немецки) - вид страны, местности. А можно сказать - изображение природы во всем ее разнообразии. Одним из важнейших видов современной живописи является пейзаж. Именно живопись наиболее способна создать яркие и глубокие образы природы. В пейзажах, ставящих перед нами картины «естественной» природы, художник как бы возвращает нас к самым глубоким природным истокам человека, обнажая вечно свежие, неисчерпаемые основы жизни. В буйно разросшихся деревьях, в могучих и чистых волнах океана, в незыблемых горных хребтах, мы словно находим подтверждение мощи, прочности, разумности нашей человеческой жизни и деятельности, которые опираются на это бессмертное и спокойное в своем величии тело природы, растут из него и черпают в нем все новые и новые силы. Произведения пейзажного искусства - это воплощение емкое содеражение, осмысленное сопоставление природы с жизнью человеческого общества. Воспринимая запечатленное в пейзаже величие природы, человек чувствует себя причастным к этому величию, сознает его - ведь он тоже детище громадного мира, в котором вздымаются к небу высочайшие вершины гор, простираются беспредельные равнины, пронизаны лучезарным светом бездонные глубины неба. Пейзаж - один из любимейших жанров в живописи и графике, он присутствует и в скульптуре - в рельефах, медалях. Часто пейзаж является фоном в произведениях других жанров. Из русских художников-живописцев мне больше всего нравятся пейзажисты И. И. Шишкин, И. И. Левитан, И. Э. Грабарь и др. Меня с детства сопровождают их картины природы. На монументальном полотне Шишкина «Рожь» – бескрайнее поле созревающей ржи, окаймленное цепью могучих сосен на горизонте, воспринимаемом как эпический образ бескрайних просторов русской земли, образ России. На примере их произведений видно, что изображениях природы выражается мировоззрение художника и его эпохи, особенности восприятия природного мира. Отдельные фигурки людей или животных в их произведениях, а также небольшие сюжетные сценки в пейзажной композиции существенной роли не играют и являются средством дополнения и оживления пейзажа, хотя в европейском искусстве до 16 – 17 в. было наоборот: пейзаж служил лишь фоном для тематической картины или портрета. Айвазовский посвятил морю около 6 тыс. картин. Изображая море в постоянном движении, в непрерывной изменчивости, он создал произведения, лишенные сюжетной занимательности и внешнего эффекта. Привлекательные мощью и внутренней красотой величественных морских просторов. Таковы, например, картины «Черное море», «Среди волн», где только два «действующих лица»: бурное море и покрытое облаками небо разыгрывают извечную драму борьбы двух стихий. Пейзаж Левитана часто именуется «пейзажем настроения». Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека. Настроения – явления подвижные, склонные к изменчивости, и поэтому в пейзажах Левитана мы не найдем тщательной отделки объемной формы предметов. Передача формы предметов, их цвета дается цветовыми пятнами. Так написаны картины «Март» и «Золотая осень». Отдельные элементы окружающего мира, природы первобытный человек изображал уже в наскальных росписях эпохи Неолита. В рисунках на плато Тассилин-Аджер в Алжирской Сахаре - в сценах охоты, перегона стад и др. встречаются схематично использованные деревья, камни, водная гладь. Они словно намекают на место действия, но еще не создают образа конкретной местности. Более широкое распространение пейзажные мотивы получают в искусстве Древнего Востока и острова Крита, особенно в сценах с изображением охоты фараонов на диких животных в зарослях. Деталь росписи гробницы в Бени-Хасане, XX в. до н.э. Дикая кошка. Истории известны изображения природы в античной Греции и Риме. Писали природу и мастера средневековья, даже художники мусульманских стран, где романтическое изображение действительности преследовалось исламом, как дело греховное. Богатым и разнообразным стало изображение природы в эпоху Возрождения: Пейзаж стал разнообразнее - радостно-декоративный, космический, величественный, трогательно - нежными. В Германии и Нидерландах пейзажи удивляют тщательной проработкой дальних планов и деталей. В Италии сложились два вида изображения природы. Первое эмоционально-уравновешанное, динамически-сдержанное, как бы изображение ландшафта основа классического европейского пейзажа. Второе - романтическое нагромождение мощных скалистых и древесных масс, неожиданное чередование объемов, замкнутого и открытого пространства - классицизм, художники барокко, впоследствии и даже романтики. Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутой в пределах холста, сочиненной композиции. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в нее определенный смысл. Так, пейзаж, в котором природа представлена величественной и недоступной для человека, можно назвать героическим. В нём изображаются высокие, скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне мифические герои и боги. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра - мотивы романтического пейзажа. Приложение I Тематический план программы Таблица 3 № п/п Тема занятия Общее количеств часов о часов 1. 2. Вводное занятие. «Знакомство» «Рисуем имя. Технология живописи гуашью» 3. «Мой самый сильный страх» (Самовыражение) 1 2 2 В том числе теорет практич . . заняти занятия 1 1 1 1 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. «Пейзаж как жанр изобразительного искусства» «Ценности, их роль в жизни человека». ( Добро и зло) «Дружбой дорожить умейте» «Природные стихии. Земля, Воздух, Вода, Огонь» «Времена года. Природа в «Все грани моего Я» искусстве» (самопознание) «Рисуем музыку» Цветовидение. «Цветные звуки моего Заключительное занятие. настроения» Анализ курса. Анкетирование. 1 2. Итого: 2 1 1 2 3 2 1 1 2 20 1 1 1 1 6 1 1 1 1 2 1 1 1 2 14 Приложение II Разработка занятий Занятие № 1. Тема: «Знакомство» Цель: Знакомство участников группы, создание благоприятной атмосферы в классе. Методы: беседа, свободное рисование, релаксация по представлению. Оборудование: листы формата А4, цветные мелки, карандаши, краски, музыкальная композиция Чайковского «Времена года». Задачи: 1.Знакомство, создание доброжелательной атмосферы в группе 2. Формирование стремления к самопознанию 3. Предоставить возможность подросткам выразить свои чувства с помощью рисунка Ход: I. Орг. момент Знакомство с ритуалом начала занятий – «Кружочки – настроения» Подросткам предлагается соотнести своё настроение с кружочком определенного цвета. II. Основная часть 1.Принятие правил. (Приложение 1). Педагог обещает выполнять правила и просит каждого участника дать такое обещание. 2.Упражнение «Назови свое имя». Подросткам предлагается назвать свое имя и сказать нравится ли оно. Назвать свое имя ласково. Дискуссия по упражнению. Почему одним людям нравится их имя, а другим нет? Что обозначают ваши имена? В честь кого вас назвали? Кто из родителей вас назвал? 2.Упражнение «Рисунок моего настроения» Под релаксационную музыку участники рисуют то, что может отразить их настроение «здесь и сейчас». Нерешительным предлагается просто набрать кисточкой краску понравившегося цвета, поставить кончик кисточки в любое место листа и делать спонтанные мазки. В случае если кто-то из участников изобразил плохое или мрачное настроение, педагог может предложить ему нарисовать на новом листе то, что могло бы улучшить это настроение. После этого листы с рисунками передаются по кругу. Первый участник, получивший рисунок, высказывается, что ему в нем нравится, после чего передает рисунок следующему. Обсуждение. Нахождение совместными усилиями общего и отличительного во всех рисунках. 4.Релаксационное упражнение «Безопасное место» «Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Дышите медленно и глубоко. Закройте глаза. Пофантазируйте, представьте место, в котором вы чувствуете себя в безопасности и вам приятно там находится. Только вы имеете доступ к этому месту. Мысленно перенеситесь туда. Почувствуйте воздух, который там движется, запахи, насладитесь красотой. Выразите улыбкой свою радость по отношению к этому месту. Украсьте своё сказочное место. Сделайте его безопасным. Представьте пещеру или дом и окружающую природу, желаемую погоду. Оставайтесь в этом месте столько, сколько пожелаете, если вам приятно здесь находиться. Если вы почувствовали что отдохнули, дайте себе знак «проснуться». Не торопитесь, пробуждайтесь медленно и с определённым ритмом возвращайтесь в реальный мир. III. Заключительная часть 5.Рефлексия занятия. 6.Ритуал окончания занятия «Кружочки - настроения» У учащихся на столе лежат вырезанные из плотной бумаги цветные кружочки. Подросткам предлагается соотнести своё настроение с определенным цветом кружочка. Занятие №3 Тема: «Мой самый сильный страх» Цель: коррекция страхов, снятие эмоционального напряжения Задачи: 1. Формирование стремления к самопознанию 2.Развитие межполушарного взаимодействия средствами кинезиологических упражнений 3. Гармонизация эмоционального состояния. Методы: свободное рисование, групповое обсуждение, кинезиологическое упражнение Материалы: презентация «Страхи человека», клубок ниток, листы формата А4, карандаши, краски акварельные, мелки, нитки, цветные кружочки, музыкальное композиция Чайковского «Времена года». Ход: I. Орг. момент 1.Ритуал начала занятия «Кружочки - настроения» II. Основная часть 2. Показ презентации «Страхи человека». Подросткам предлагается посмотреть, а затем порассуждать на тему страхов. Каждый рассказывает о том, чего он боится или боялся (чего мы боимся? Какой он страх?) 3. Упражнение «Мой страх» Подросткам предлагается нарисовать свой страх (на что он похож). После предлагается уничтожить рисунок. Групповое обсуждение упражнения. 4.Упражнение «Нитки» Подросткам с помощью ниток предлагается на альбомном листе выложить свой страх. Затем предлагается из уже получившегося страха выложить, что то совсем не страшное. Например, цветок, бабочку. Таким образом, страх, выложенный нитками, является бестелесным, нестрашным, легкозаменяемым. Его можно превратить, во что - то смешное, быстро сматываемое. Групповое обсуждение упражнения. III. Заключительная часть 5. Кинезиологическое упражнение « Колечко» 6.Рефлексия занятия «Пожелание - тренировка в необычном способе передачи обратной связи» Каждый участник получает лист бумаги, на котором он молча рисует свое пожелание группе. По сигналу ведущего каждый передает рисунок своему соседу справа (слева). Участник, получивший рисунок, продолжает его. Упражнение продолжается до тех пор, пока рисунки не вернутся к своим авторам. 7.Ритуал прощания «Кружочки - настроения» Занятие №2 Тема: «Рисуем имя. Технология живописи гуашью» (2 часа) Цель: Стимулирование творчества и свободных цветовых ассоциаций Задачи: 1.Закреплять изобразительные приемы и средства пейзажа 2. Способствовать самораскрытию учащихся самовыражения 3. Стабилизация психоэмоционального состояния воспитанников Методы: групповая дискуссия, тематическое рисование, релаксация по представлению, Оборудование: методические таблицы “последовательность рисования пейзажа”. Гуашевые краски и акварельные, кисти, палитра, два листа бумаги формата А:4.,муз.сопровождение Чайковского «Времена года» творческого путем Занятие № 4 Тема: «Пейзаж как жанр изобразительного искусства» (2 часа) Цель: Ознакомить учащихся с историей и видами пейзажа, а также с особенностями композиционного построения и выполнение практической работы. Задачи: 1.Обучать особенностям выполнения композиции пейзажа, композиционным основам 2. Гармонизация эмоционального состояния 3. Воспитание художественно – эстетической культуры и художественного вкуса Методы: беседа, метод ассоциаций, релаксация по представлению Оборудование: бумага различного формата, цветные мелки, карандаши, краски, репродукции картин пейзажистов. его Занятие № 6 Тема занятия: «Дружбой дорожить умейте» Задачи: 1.Раскрыть смысл понятия «доброта». 2.Стабилизация эмоционального фона средствами творческого самовыражения Методы: мозговой штурм, тематическое рисование, релаксация по представлению,гпупповая работа,рефлексия. Оборудование: пейзаж в картинах русских художников,муз.произведение Л. Ван Бетховен «Лунная соната»,гуашевые краски , акварельные, кисти, листы формата. А:4.Слайдовая презентация. «Пейзаж в картинах русских художников», музыкальное произведение Чайковского «осенний вальс». Тема занятия: «Ценности,их роль в жизни человека» (добро и зло) Цель: Занятие № 6 Методы: мозговой штурм, тематическое рисование, релаксация по представлению,гпупповая работа,рефлексия,кинезиологические упражнения. Задачи. 1.Раскрыть смысл поняти «доброта».Убедить в необходимости нравственных категорий:доброта,дружба,взаимопомощь. 2.Стабилизация эмоционального фона средствами творческого самовыражения. Оборудование: пейзаж в картинах русских художников,муз.произведение Л. Ван Бетховен «Лунная соната»,гуашевые краски и акварельные, кисти, листы формата. А:4.Слайдовая презентация. «Пейзаж в картинах русских художников», музыкальное произведение Чайковского «осенний вальс». Занятие №7 листы формата А4,краски, цветные карандаши, ластик, Тема: «Природные стихии: Вода, Огонь, Земля, Воздух» (2 часа) Цель: развитие творческого воображения Методы: диалог, свободное рисование, релаксация по представлению, кинезиологические упражнения Задачи: 1. Развитие межполушарного взаимодействия 2. Гармонизация эмоционального состояния 3. Воспитывать бережное отношение к природе Оборудование: кисти художественные, презентация «Стихии природы» Занятие №8 Тема: «Природа в искусстве. Времена года: весна, осень, зима, весна» Цель: развивать умения найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям. Задачи: 1. Воспитывать бережное отношение к природе, к родному краю. 2. Гармонизация эмоционального состояния. Методы: беседа, диалог, свободное рисование, релаксационная техника «Звуки природы» Оборудование: бумага рисовальная, краски, цветные карандаши, ластик, кисти художественные. самораскрытию учащихся путем Занятие №9 Тема: «Все грани моего Я» (2 часа) Цель: Моделирование психических состояний личности учащихся через эмоцию и цвет, снятие эмоциональной нагрузки; повышение настроения Задачи: 1.Способствовать самопознанию, творческого самовыражения 2. Стабилизация психоэмоционального состояния воспитанников 3.Развитие межполушарного взаимодействия Методы: беседа, групповая дискуссия, релаксация по представлению, прорисовывание чувств, кинезиологические упражнения. Оборудование: бумага различного формата, цветные мелки, карандаши, краски,муз.сопровождение Чайковского «Времена года» Занятие №10 Тема: «Рисуем музыку: линия, ритм» Цель: восприятие музыки подростками через эмоции Методы: аудиальный, свободное рисование, релаксация по представлению. Задачи: 1. Обучать самовыражению подростков своих эмоций 2. Снятие эмоциональной нагрузки; повышение настроения Оборудование: бумага рисовальная, краски, цветные карандаши, ластик, кисти художественные, музыкальное сопровождение. Занятие №11 Тема: «Цветовидение. Цветные звуки моего настроения» Цель: Стимулирование творчества и свободных цветовых ассоциаций. Методы: представлению, Задачи: 1.Обучать технике средства пейзажа. 2. Воспитывать активное эстетическое отношение к действительности, искусству, явлениям художественной культуры. cовместное рисование, мозговой штурм, релаксация по живописи; закреплять изобразительные приемы и 3.Стабилизация эмоционального фона подростков Оборудование: методические таблицы “последовательность рисования пейзажа”. Гуашевые краски и акварельные, кисти, палитра, два листа бумаги формата А:4. Муз.композиция Й. Гайдн «Симфония» Занятие №12 Тема: «Заключительное» (2 часа) Цель: пройденной программой Методы: анкетирование, групповая дискуссия, рефлексия, релаксация по представлению. Задачи: 1. Анкетирование воспитанников по итогам курса 2. Снятие эмоциональной нагрузки; повышение настроения Оборудование: бумага рисовальная, краски, цветные карандаши, ластик, кисти художественные, музыкальное сопровождение Л. Ван Бетховен «Лунная соната» выявить результативность курса, удовлетворенность учащихся Приложение III Правила поведения на занятии. 1. Общение по принципу «здесь и теперь». Во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе. 2. Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время занятия, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне занятия. 3. Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа «Большинство людей считают, что...», «Некоторые из нас думают...» заменяем на «Я считаю, что...», «Я думаю...». 4. Искренность в общении. Во время занятия говорить только то, что думаешь и чувствуешь. 5. Уважение к говорящему. 6. Говорим только по одному. 7. Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. 32

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия

Арттерапия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2018