А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
22.01.2019
Цели урока.
1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
2. Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Задачи урока: развивающие и воспитательные
литра 5 класс.docx
Конспект урока литературы
Дата:
Учитель:Танабергенова А.С.
Класс:5
Тема:А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Урок – исследование
Цели урока.
1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.
2. Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать
навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать
умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию,
положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Планируемые результаты.
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и
анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику
героям.
Метапредметные УУД.
Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание
приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и
одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной,
модельной форме, использует знаковосимволические средства для решения различных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебнопознавательных задач.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный
материал. Портрет А.С.Пушкина.
Ход урока.
1ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих
читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.
Слайд 1.
Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы
меня слушать и слышать.
2ой этап. Постановка учебной задачи.
Учитель рассказывает притчу.
Когдато давнымдавно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло.
Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда.
Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов,
решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины,
перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт
человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о
царевне и мачехе, будем сравнивать их.
Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение
терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать
образы героев, анализировать текст.
Слайд 2
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели.
Как вы думаете, так ли это?
Отвечают.
Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.
3ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».
Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое
Зло. Слушаем ответы.
Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.
Слайд 3
4ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.
Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?
Царевны и царицы. Слайд 4.
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц,
солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых
качеств героев.
Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого
отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Слайд 5.
А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а
царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?
( Царицамать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица
мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Составление небольшого монологического высказывания.
Как разворачиваются события дальше?
Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит
только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У
неё появляется жених – Елисей.
5ый этап. Первичное закрепление
Работа над образом царевны. Слайд 6 .
Работа в группах по заданному плану.
План.
1. Представление сказочного персонажа.
2. Описание внешности.
3. Черты характера.
4. Отношение к окружающим.
5. Отношение окружающих к героине 6. Кому героиня противопоставлена в сказке?
Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.
Работа над образом царицымачехи.
Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.
Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.
Слайд 7.
Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает
ещё и душевной красотой.
Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что
падчерица «милее» и «белее», чем она.
Учащиеся делают выводы. Слайд 8
Снятие утомления с глаз. Слайд 9
6ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.
1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».
Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.
2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?
Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.
Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро
побеждает зло. Царица умирает.
Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ.
Л.Присекиной.
7ой этап. Рефлексия деятельности.
Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?
Какими нельзя быть?
Итог урока. Слайд 10
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель
контролирует.
Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.
На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким,
одноклассникам, учителям … и озвучивают их.
Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.
2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.