А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование
Оценка 4.6

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
22.01.2019
А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование
Цели урока. 1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении. 2. Деятельностная. Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Задачи урока: развивающие и воспитательные
литра 5 класс.docx
Конспект урока  литературы Дата: Учитель:Танабергенова А.С. Класс:5 Тема:А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Урок – исследование Цели урока. 1. Содержательная. Рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении. 2. Деятельностная.  Помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развивать  навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать  умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию,  положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Планируемые результаты. Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и  анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику  героям. Метапредметные УУД. Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание  приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и  одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану. Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной,  модельной форме, использует знаково­символические средства для решения различных задач. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания,, осуществляет совместную  деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно­познавательных задач. Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный  материал. Портрет А.С.Пушкина.  Ход урока. 1­ый этап.  Самоопределение к деятельности. Вступительное слово учителя. Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться  в окружении настоящих  читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.                                                                                                                             Слайд 1. Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.» Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы   меня слушать и слышать. 2­ой этап.  Постановка учебной задачи. Учитель рассказывает притчу.   ­ Когда­то давным­давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло.  Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли  два сосуда.  Один  сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов,  решил он заглянуть  вовнутрь и узнать, что же такое  Добро и Зло. Разбил он кувшины,  перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт  человек и не знает,  так что же такое добро и зло, чего в его душе больше. ­ Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Ученики отвечают, что мы  будем говорить о добрых и злых героях  в сказке А.С.Пушкина, о  царевне и мачехе, будем сравнивать их. ­ Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение   терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать  образы героев, анализировать текст.                                                                                                                Слайд 2 Работа с эпиграфом к уроку.                                                 Лишь добро одно бессмертно.                                                  Зло подолгу не живет.                                                                                  Шота Руставели. ­ Как вы думаете, так ли это? ­ Отвечают. ­ Сразу тяжело ответить  на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина. 3­ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия. Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро  всегда  побеждает Зло». Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое  Зло. Слушаем ответы. ­ Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.                                                                                                       Слайд 3 4­ый этап.  Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения. ­ Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся? ­ Царевны и царицы.                                                                        Слайд 4. ­ Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц,  солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых  качеств героев. ­ Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого  отнесём к отрицательным героям?  ( Царицу – мачеху). Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.                                                                                                          Слайд 5. ­ А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а  царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему? ( Царица­мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица­ мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы). Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза. Составление небольшого монологического высказывания. ­ Как  разворачиваются события дальше? ­ Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит  только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У  неё появляется жених – Елисей. 5­ый этап. Первичное закрепление Работа над образом царевны.                                                 Слайд 6 . Работа в группах по заданному плану. План. 1. Представление сказочного персонажа. 2. Описание внешности. 3. Черты характера. 4. Отношение к окружающим. 5. Отношение окружающих к героине 6. Кому героиня противопоставлена в сказке? Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают. Работа над образом царицы­мачехи. Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами. Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.                                                                                                     Слайд 7. Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой. Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что  падчерица «милее» и «белее», чем она.  Учащиеся делают выводы.                                                      Слайд 8  Снятие утомления с глаз.                                                      Слайд 9  6­ой этап.  Самостоятельная работа с проверкой. 1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».  Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них. 2   Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны? Прослушивание фонограммы.  Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко. Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает. Составление КЛАСТЕРА  «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ.  Л.Присекиной. 7­ой этап.  Рефлексия деятельности. ­ Какой урок мы извлекли из  «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях? Какими нельзя быть? Итог урока.                                                                  Слайд 10 Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице.  Выставляют себе оценки, учитель  контролирует. Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока. На  «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким,  одноклассникам, учителям … и озвучивают их. Д/З    На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.          2  Выучить понравившийся отрывок  наизусть.

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование

А.С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Урок-исследование
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2019