Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения А.С. Пушкина (10 ч)
А.С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный...»
Дата: 09.10.18
Урок 22.
Тема:
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с отрывком из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила ;
добиться понимания содержаний,
обобщить знания детей о творчестве А.С.Пушкина на основе прочитанных сказок.
Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения.
Воспитательные:
воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста.
Учебные задачи:
• познакомить с понятиями: поэма, сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм;
• осваивать на практике понятия: олицетворение, эпитет, устойчивый эпитет;
• учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения,
наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение);
• учить определять темы стихов и виды сказок;
• познакомить с художниками иллюстраторами книг произведений А.С. Пушкина.
Учебные умения:
• различать стихотворные строки, строфы (двустишия, трёхстишия, четверостишия, пятистишия и т. д.);
• ставить задачу для выразительного чтения, выбирать нужный тон, темп чтения, указывать паузы и выделять
при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке;
• находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения в тексте и употреблять их в речи;
• сочинять двустишия или четверостишия по заданным рифмам.
Оборудование: выставка книг, рисунки и портрет поэта.
Ход урока:
1. Выявление читательского опыта (знания произведений А.С. Пушкина).
• Беседа: какие произведения А.С. Пушкина читали? какие знаете наизусть?
• Чтение наизусть стихов или рассказывание сказок А.С. Пушкина.
• Игра «Назови».
Совет коллегам. Начиная новый раздел, непременно включайте упражнения по выявлению
читательского опыта, чтобы узнать уровень начитанности учеников.
В круг чтения учащихся, обучающихся по нашей программе начиная с уроков слушания в 1 классе,
входят произведения А.С. Пушкина. Если постоянно повторять изученные произведения, то уровень
начитанности будет достаточно высоким и будет соответствовать требованиям программы и
государственного стандарта. Обязательно включайте ранее изученные произведения. В 1 классе дети
слушали отрывок из «Сказки о царе Салтане...» и читали стихотворение, во 2 классе стихи, «Сказку о
рыбаке и рыбке» и др. Эти произведения и должны быть предметом повторения. Включайте в игру отрывки
из произведений: вы их читаете, а дети вспоминают и называют правильно произведение. Например, вы
1читаете: «Ещё пуще старуха бранится...», а дети отвечают: «Это отрывок из „Сказки о рыбаке и рыбке"
А.С. Пушкина».
2. Обобщение читательского опыта учащихся.
1) Самостоятельная работа: заполнить схему.
2) Проверка, подтверждение ответа названием произведения.
3) Слушание первой строфы из отрывка «У лукоморья дуб зелёный...»,
4) Беседа.
Из какого произведения этот отрывок?
Кто читал это произведение?
Что такое поэма?
3. Самостоятельное чтение вводной статьи «А.С. Пушкин», дополнение схемы новым жанром
«поэма».
4. Работа с отрывком «У лукоморья дуб зелёный...» из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»:
слушание (читает учитель), выполнение заданий к тексту, упражнение в выразительном чтении, работа с
текстом и иллюстрацией в учебнике, задание 2 в тетради.
5. Задание на дом: чтение наизусть отрывка «У лукоморья дуб зелёный...», выполнение заданий 1, 3 в
тетради.
23