Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 3 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника по литературному чтению Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Произведения А.С. Пушкина (10 ч)
А.С.Пушкин. «Няне».
Дата: 22.10.18
Уроки 30.
Тема:
Цель урока: помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и
зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт.
Задачи:
Образовательные:
познакомить со стихами А.С.Пушкина;
добиться понимания содержаний.
обобщить знания детей о творчестве А.С.Пушкина на основе прочитанных сказок. Развивающие:
развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную речь;
развивать скорость техники чтения. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету;
воспитательные возможности текста. Учебные задачи:
познакомить с понятиями: поэма, сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм;
•
осваивать на практике понятия: олицетворение, эпитет, устойчивый эпитет;
•
учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать
за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логическое ударение);
•
• учить определять темы стихов и виды сказок;
• познакомить с художниками иллюстраторами книг произведений А.С. Пушкина. Учебные умения:
• различать стихотворные строки, строфы (двустишия, трёхстишия, четверостишия, пятистишия и т.
д ) :
ставить задачу для выразительного чтения, выбирать нужный тон, темп чтения, указывать паузы и выделять
при чтении логические ударения (важные слова) в стихотворной строке;
• находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения в тексте и употреблять их в речи;
• сочинять двустишия или четверостишия по заданным рифмам.
• Характеристика деятельности учащихся:
Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.С. Пушкин. «Няне»), высказывать свою оценку, читать
выразительно, передавая интонационный рисунок стихотворения (памятка 1). Находить справочную информацию
(об авторе, о няне). Выполнять задания в тетради Оборудование: выставка книг, рисунки и портрет поэта.
Ход урока
1. Продолжение работы с изученными стихотворениями А.С. Пушкина.
Взаимная проверка выразительного чтения наизусть одного из стихотворений А.С. Пушкина «Вот север,
•
тучи нагоняя...» или «Зимний вечер».
• Упражнения с употреблением олицетворений и сравнений (выборочное чтение стихотворений).
2. Работа со стихотворением А.С. Пушкина «Няне»:
слушание,
выполнение заданий в учебнике,
упражнение в выразительном чтении.
3. Сравнение стихотворений «Зимний вечер» и «Няне»: общее жанр, автор; различия тема, заглавия.
• Упражнения с моделями. Назвать стихотворения, соответствующие моделям.
• Выборочное чтение: обращение поэта к няне в этих стихотворениях.
4. Работа в печатной тетради.
Арина Родионовна Яковлева (Матвеева) няня Пушкина. Она рассказывала сказки и пела народные песни,
всегда была с ним рядом и в детстве, и в трудное для него время.
5. Задание на дом: выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Няне» или «Зимний вечер»;
найти справку о няне Л.С. Пушкина (задание для сильной группы).
11