Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме: «Австралия и Океания»
Задачи урока:
• Образовательный аспект:
o в результате анализа различных источников географических знаний сформировать представление об Австралии, ЭГП страны, природных условиях и ресурсах, населении;
o выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;
o показать привлекательность и неповторимость, красоту и величие Австралии
• Развивающий аспект:
o формировать умения работать с картой и дополнительной литературой, отстаивать свою точку зрения, доказывать ее, систематизировать большой блок знаний;
o развивать кругозор студентов, логическое мышление
• Воспитательный аспект:
o способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран;
o воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока: урок-путешествие
Оборудование: физическая карта Австралии, атласы, технологические карты, справочный материал, фрагмент документального фильма «Австралия»
Австралия и Океания
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и
специальных умений по теме: «Австралия и Океания»
Задачи урока:
Образовательный аспект:
o в результате анализа различных источников географических знаний сформировать
представление об Австралии, ЭГП страны, природных условиях и ресурсах, населении;
o выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;
o показать привлекательность и неповторимость, красоту и величие Австралии
Развивающий аспект:
o формировать умения работать с картой и дополнительной литературой, отстаивать свою точку
зрения, доказывать ее, систематизировать большой блок знаний;
o развивать кругозор студентов, логическое мышление
Воспитательный аспект:
o способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран;
o воспитывать ответственность, организованность, самостоятельность
Тип урока: урок изучения новых знаний
Форма урока: урокпутешествие
Оборудование: физическая карта Австралии, атласы, технологические карты, справочный материал,
фрагмент документального фильма «Австралия»
ХОД УРОКА
I.Организация начала урока
Приветствие студентов.
Проверка готовности к работе
II. Сообщение темы и целей урока
Мы продолжаем путешествие по политической карте мира. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня
речь пойдет о самом маленьком континенте или самом большом острове с удивительным животным и
растительным миром, с неслыханным богатством недр, с развитыми промышленностью и сельским
хозяйством, с миллионными городами и огромными пустынями.
(Фрагмент документального фильма «Австралия»)
Страна эта никогда особенно не привлекала путешественников, то есть она никогда не была таким
местом, которое жаждали посетить толпы людей, но в то же время еще совсем недавно многие хотелибы поселиться там, так же как в свое время миллионы людей стремились поселиться в Америке.
Здесь нет живописных руин, мало следов древней культуры, нет таких величественных красот
природы, как Гималаи и Ниагарский водопад.
Вместе с тем, в некоторых отношениях эта страна – самая необычная и самая интересная из всех
государств мира и, если представить ее такой, какой она была до появления здесь белого человека,
можно было подумать, что это совсем другая планета.
Это Австралия – страна, которая все больше заявляет о себе в экономике, политике, культуре.
Итак, тема нашего урока: «Австралия и Океания»
Сегодня на уроке мы выясним, какое влияние оказывает ЭГП на развитие страны, познакомимся с
природными условиями и ресурсами, поговорим об особенностях населения Австралии и отраслевой
структуре.
И в конце нашего путешествия вы мне ответите на вопрос:
– Почему Австралия, с одной стороны, является развитым государством (находится в
«двадцатке» первых стран мира), а, с другой стороны, ее долг Западным странам на
сегодняшний день составляет 100 млрд долларов (1/3 ВВП)?
Настоящие путешественники всегда ведут дневники экспедиции. Нам тоже пригодятся эти дневники
для записи
Их вы будете заполнять в процессе путешествия.
Итак, в путь!
III. Изучение нового материала
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там расцветают в октябре сады,
Там протекают реки без воды
(они в пустыне пропадают гдето).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье…
Австралия – уникальная, единственная в мире страна, которая занимает целый континент,
отличающийся разнообразием природных комплексов и многочисленными видами только ей присущих
эндемиков. Австралия – это все самое, самое…
1) Оценка ЭГП страны
Пользуясь планом и используя карты атласа и таблицу учебника №3 с.272 дайте характеристику ЭГП
Австралии. Основные моменты отразите в полевых дневниках. Время на выполнение этой работы 5
минут.
– Выгодно ли ЭГП страны?
С одной стороны, Австралия изолирована от других государств и частей света. Крупные развитые
государства удалены от нее на многие тысячи километров. От Лондона до Австралии более 20 тысяч
километров. Но современная авиация значительно приближает Австралию к другим материкам.
Самолет покрывает расстояние от Англии за 30 летних часов, в то время как в 19 веке кораблю нужно
было плыть 8 месяцев.Крупные империалистические державы рассматривают страну как трамплин для проникновения в
ЮгоВосточную Азию.
С другой стороны, Австралийский Союз имеет только морские границы. Омывающие материк моря
служат транспортными путями для внешних связей страны)
2) Население
Действительно, Австралия является изолированным государством.
– Может ли этот факт служить доказательством того, что на материке проживает около 20 млн.
человек – меньше, чем на любом другом материке?
– Дайте характеристику населения Австралии, используя справочный материал. Заполните
технологические карты.
Работа с таблицами, диаграммами, картами.
3) Природные богатства Австралии
До чего же всетаки сложен современный мир! Однажды в одном из священных мест аборигенов, где,
по их верованиям, обитают духи – покровители племен, было обнаружено фантастически богатое
месторождение урана – 1% мирового запаса на участке с футбольное поле.
Я хочу попросить экскурсоводов дать оценку природных условий и ресурсов Австралии. Вы
внимательно слушаете сообщение и основную информацию фиксируете в своих дневниках. А после
этого ответите на вопрос:
– Как природноресурсный потенциал влияет на развитие промышленности и сельского хозяйства?
– Анализируя все вышесказанное, что вы можете сказать об отраслевой структуре этого государства?
(20% экспортных доходов стана получает от обрабатывающей промышленности, 40% от
горнодобывающей промышленности и 40% от сельского хозяйства. Т.е. Австралия по уровню
жизни принадлежит к развитым странам, а по структуре производства ее можно отнести к
странам Востока)
Итак, давайте ответим на главный вопрос нашего урока
– Почему Австралия, с одной стороны, является развитым государством (находится в «двадцатке»
первых стран мира), а, с другой стороны, ее долг Западным странам на сегодняшний день составляет
100 млрд долларов (1/3 ВВП)?
Австралия является одной из развитых государств мира, так как:
Располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе полезными ископаемыми, при
небольшом количестве населения
Полностью удовлетворяет потребности в сельском хозяйстве и продовольствии
Широк приток иностранного капитала (англичане принесли сюда капиталистические отношения,
навыки, традиции, квалифицированные рабочие руки)
Несмотря на огромные долги, Австралия продолжает процветать и с каждым годом добивается новых
результатов в экономике
Как вы считаете, изменится ли структура производства Австралии в будущем, в каком случае и
сможет ли страна расплатиться с долгами?
IV. Закрепление
Давайте теперь проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока
Тестовая проверка
(1 – в, 2 – б, 3 – б, 4 – г, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – в, 9 – г, 10 – а)V. Итог урока
– Мне бы очень хотелось, чтобы наш разговор об Австралии на этом не закончился. А если вас
заинтересовала эта страна, советую вам прочитать книги Железнова «Еще одно открытие Австралии»,
В.Овчинникова «Своими глазами», которые помогут поближе познакомиться с яркими вехами
истории, характерными чертами хозяйства и политики, ощутить дух страны. Кроме того, вы сможете
лучше понять, какие они, сегодняшние австралийцы.
– И мне хотелось бы закончит наш урок словами из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта», где
Паганель говорил: «…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение,
растения, животные, климат – всё это удивляло, удивляет и ещё удивит ученых всего мира.
Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни
своей центральной частью, краями, как какоето гигантское кольцо – материк; в середине которого
есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем всё больше и больше
высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где
листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени… Самая причудливая, самая
нелогическая страна из всех когдалибо существовавших».
Выставление оценок
VI. Домашнее задание
Выписать в тетрадь пять положений, характеризующих экономику страны