Авторская методическая разработка Куксиной Александры Владимировны, учителя музыки МБОУ «СОШ №17» г. Усть-Илимск
Тема: «Масленицу провожаем – Весну встречаем» (4 класс).
Цель: познакомить учащихся с особенностями народного обрядового праздника - «Масленица».
Задачи: 1. Продолжить знакомство с традициями русского народа через изучение особенностей и исторических предпосылок возникновения обрядового праздника - «Масленица».
2. Развивать познавательный интерес учащихся к фольклору своего народа средствами музыкального искусства: работа по разучиванию и исполнению вокально-хорового и инструментального репертуара.
3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обрядам славян, жанрам народной музыки. Формировать коммуникативные навыки в организации группового взаимодействия.
Тип урока: изучение нового материала в рамках темы: «Музыка моего народа».
Жанр урока: тематический.
Вид урока: мастерская по построению знаний.
Оборудование: трафареты «Солнышко» - по числу участников мастерской с пятью отличительными признаками (солнышки: улыбающиеся (5штук), подмигивающие (5 шт.), с красными щёчками (5 шт.), синими глазками (5 шт.), с показом язычка (5шт); распечатки истории возникновения праздника в тезисах– приложение № 1; стихотворение – приложение № 2; тексты песен – приложение № 3, рецепта выпекания блинов –приложение № 4; картины Б.М. Кустодиева «Проводы Масленицы», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», комплект-образец фото и картинок для учителя (оформить на доски) и раздаточные фото и иллюстрации, отражающие дни масленой недели (приложение № 5) музыкальные инструменты: ложки, бубен, трещотки, колокольчики.
Музыкальный ряд:
1. «Блины» - русская народная песня.
3. Вариации на тему русской народной песни: «Светит месяц»
4. Русские народные наигрыши.
5. Закличка - «Жаворонушки».
Структура урока:
1. Посадка в группы по 5 человек по принципу объединения одинаковых солнышек.
2. Формулировка темы занятия с опорой на музыку входа, трафареты – солнышко и слайдовой заставки – блинов и фотографию солнечного чучела.
3. Определение первоначальных знаний учащихся о празднике «Масленица».
4. Изучение информационного материала по данному вопросу (история и дни недели).
5. Закрепление знаний на практике через работу с раздаточным материалом (фото).
6. Вокально-хоровая деятельность – разучивание и исполнение заклички и русской народной песен.
7. Соревновательный момент ка обобщение темы: назвать опорные слова масленичной недели.
8.Рефлексия: устная. Продолжите фразу «Сегодня на мастерской мне было….» Как?
9. Домашнее задание. Прослушать дома через интернет пьесу П.И.Чайковского «Масленица» и определить её настроение и соответствие дню масленичной недели.
Ход мастерской.
· Предварительная (на перемене) посадка в группы по 5 человек по принципу объединения одинаковых солнышек (улыбающихся, подмигивающих, с красными щёчками, с синими глазками, с показом язычка.
· Вход в класс после перемены под русские народные наигрыши.
Организационный момент. 1. Активизатор: - Я очень рада нашей встречи в рамках этого урока. Я прекрасно понимаю, что вы волнуетесь не меньше, чем, и по этому, вам и себе тоже предлагаю выполнить одно упражнение на сбрасывание с себя всех тревог и переживаний.
Исходное положение: встать ровно, руки поднять вверх и привстав на носочки, потянуться в высоту, напрягая всё тело. Наши переживания сковали нас. Попробуем от них освободиться. Резко начинаем сбрасывать со всех частей тела все тревоги, бросая кисти рук, руки, ослабляем плечи, туловище, ноги. Теперь у нас обязательно всё получится. Предлагаю всех спокойно сесть и продолжить занятие.
2.- Сегодня у нас не просто урок, а занятие в мастерской, где каждый имеет право голоса и любой ваш ответ будет очень ценен и значим и для меня и для групп, которыми вы сидите. Так как в любой мастерской мастер что-то создаёт, творит и строит, то мы, превратившись в мастеров, будем формировать, строить новые знания по теме занятия СЛАЙД №1.
Позвольте начать. Нашими совместными усилиями, я предлагаю определить тему мастерской.
Индуктор 1 - (жетоны – солнышки). Помогут нам в этом жетончики, которые разделили нас по группам. Определите то, что объединяет их все вместе (это – солнышки).
Индуктор 2 – (музыка). А теперь вспомните музыку входа и поделитесь своими впечатлениями.
Выскажите свои мысли по поводу её национальной принадлежности (русская, народная). Попробуйте объединить эти критерии воедино СЛАЙД №2.
*- солнце и **-народ инструменты) и *эта фотография - назвать тему занятия. Звучание народ. музыки говорит о том, что изучать мы будем как рус. народ. музыку, так и традиции, обряды в ней нуждающиеся. В момент сложности - предложить ещё один индуктор.
Индуктор 3 – (фото чучела - Солнышка – СЛАЙД №3.
Самоактуализация.
2.- Озвучивание и запись на доске темы мастерской: «Масленица – славянский народный праздник» СЛАЙД № 4. (оформить тему на доске из приложения – наглядность-А)
Задача занятия: узнать как можно больше об этом русском народном обряде.
3.- И начнём мы с вашего рассказа. Расскажите всё, что вам известно об этом празднике. (Ответы детей подтверждать картинками и фото, размещая их в свободном порядке на доске). Вижу, что запас знаний о данном обряде у вас имеется, однако, предлагаю его расширить.- Назовите причины возникновения данного обряда и условия проведения праздника (ответы детей).
Социоконструкция.
4.-Для того чтобы узнать историю возникновения обряда, предлагаю окунуться в энциклопедию праздников и изучить распечатки из конверта с пометкой красного квадрата.(Приложение № 1 – тезисы ) Каждая группа получает свою информацию, изучает её, обсуждает в группе и представляет другим группам в виде рассказа по пунктам: 1.Отношение человека к природе.2. Воздействие человека на природу.
3.Сроки проведения «Масленицы».
Социализация.
5. Подробнее остановиться на информации
* В борьбе церкви с языческими обрядами, язычеству удалось поглотить религию и образовать нечто новое – бытовое крестьянское православие, где ужились христианские святые с возложенными на них языческими обязанностями: забота о природе, здоровье, о работе дома и на поле.
6. Зачитайте тот пункт, который гласит о продолжительности данного праздника.
7. Самоактуализация. СЛАЙД № с 5по 12.
–И так, «Масленица» - это семидневный праздник, где каждый день имеет своё название и обрядность. Дайте названия этим дням и расскажите об их значимости (ответы учащихся подкреплять фото и картинками, оформляя выставку наглядности на доске) (приложение 5-фотографии). Изучить распечатки из конверта с пометкой зелёный квадрат.
Социоконструкция.
8.Проверить правильность ваших мнений поможет стихотворение - распечатки из конверта с пометкой зелёный квадрат. (Приложение № 2). Ознакомьтесь с текстом.
Пока ребята изучают текст, разместить 7 фото на доске (в разброс), отражающих дни масленичной недели.
9. Социализация. Назовите в нужном порядке названия дней масленичной недели с опорой на изображения фотографий. Какому дню недели соответствуют картины художников Б.М. Кустодиева «Проводы Масленицы» и В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»?
Определите, какому дню соответствуют поговорки: «Придет зять, где сметанки взять?», «Зять на дворе – пирог на столе». (Кого в родне называют зятем?)
Самоконструкция.
10.-Зная теперь подробно информацию о празднике, предлагаю каждой группе рассмотреть комплект фотографий, запечатлевших этапы праздника – конверт с пометкой синий квадрат. (приложение № 5),
Социализация.
11.-Пополните общую выставку картин, фотографиями из вашего комплекта, а мы полюбуемся разнообразием кадров.
Самоконструкция. Социализация
12.- СЛАЙД № 13. Изучив теорию, предлагаю обратиться к практике - устному народному творчеству и музыкальному фольклору. Чтобы растопить Зиму своей активностью, народ, водя хоровод, как символ солнца, распевал заклички, веснянки и песни, которые в течение дня были весёлые, а к закату воскресного дня сменились на лирические, печальные, полные тоски по уходу такой вкусной и весёлой недели. Но, не будем говорить о грустном. Давайте разучим ЗАКЛИЧКУ «Жаворонушки» (текст в приложении № 3). Для концертного исполнения предложить встать в хоровод и эмоционально исполнить закличку. СЛАЙД № 14.
13. Назовите самый главный атрибут масленицы (блины). Предлагаю об этом замечательном лакомстве спеть песню. СЛАЙД № 15.
Приложение № 3– «Блины» - рус. н. песня. Отдельно отработать падпевку повторных строчек: «Ой, блины….».
14. Выразительное исполнение песни с использованием ритмического аккомпанемента шумовыми музыкальными инструментами: ложками, бубном, трещоткой, коробочками, колокольчиками. Предлагаю разыграть данную песню.
15.- А теперь предлагаю немножко интеллектуально посоревноваться между группами и назвать те опорные слова, которые соответствуют масленице, т.е. отражают её (солнце, блины, заклички, веснянки, чучело, игрища…и т.д.)
16. Сюрпризный момент – в качестве сюрпризного момента я дарю вам рецепт приготовления масленичных блинчиков.
Рефлексия.
17. Давайте подведём итог нашему занятию. Мне очень хочется знать, узнали ли вы нечто новое о таком традиционном и известном празднике как «Масленица». Продолжите начатую мной фразу: «Сегодня на мастерской я узнала или узнал о….»
18. - Рефлексия учителя – А я сегодня поняла, что эта мастерская не только расширила ваши знания об обрядах русского народа, но и позволила нам найти общий язык в общении и приятно провести всем время.
19. Домашнее задание.
Прослушать дома через интернет пьесу П.И.Чайковского «Масленица» и определить её настроение и соответствие дню масленичной недели. Познакомиться через интернет с играми масленичной недели.
* СЛАЙД 16.. Спасибо за участие. Желаю успехов и хорошего настроения
Приложение История возникновения обряда «Масленица».
Отношение человека к природе.
*МАСЛЕНИЦА – это древний праздник поклонения человека природным силам и богам. Имея зависимость от природы, земледельцы примечали мельчайшие её изменения, улавливали связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый ряд правил, примет и наблюдений. Действия праздника соответствует фазе весеннего равноденствия, когда световой день увеличивается по времени.
Воздействие человека на природу.
* Человек не только изучал окружающий мир, разгадывал смысл явлений, и молился, но и оказывал личное воздействие на природу. Один человек слаб, но собравшись все вместе, люди могли силой слова – песнями и закличками, силой магического действий – буйным и энергичным весельем молодёжи, помочь солнцу и земле разбудить силы природы, разогнать и обмануть силы зла.
Сроки проведения «Масленицы».
* В борьбе христианства с язычеством (обрядами) сформировалось бытовое крестьянское православие, где ужились и христианские святые и языческие традиции. Масленица связана с датами проведения церковных праздников и начинается за семь недель до Пасхи, длится 7 дней, получив название «Сырная неделя». Это праздник без точной даты и проводится – с конца февраля до начала марта.
Дни недели. 1 группа.
Утро… Понедельник… Наступает «ВСТРЕЧА». Тесто разводить блинное пора.
Первый блин – усопшим, мы всегда их помним, остальными подчиваться будет детвора.
«ЗАИГРАШ» беспечный – вторника отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них награда: сдобный и румяный масленичный блин.
Тут среда подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся. Приглашает тёща зятя на блины.
Кулебяки, сырники – всё им достаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи.
2 группа.
А в четверг «широкий» - «РАЗГУЛЯЙ»» приходит, чтоб кататься с горок,
из снега крепость разбивать.Всем, без исключения можно состязаться, и в боях кулачных участие принять.
Пятница настала – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ» - к зятю пойдет тёща в гости на блины.
Чтобы любоваться дочкиным уменьем - накрывать на праздники «сдобные» столы.
Близится суббота – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНЬЕ». Вся родня встречается, водит хоровод
Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!
3 группа.
Воскресенье светлое быстро наступает. Душу облегчает народ в «ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ». В этот день обиды друг другу все прощают, чтоб светлей и радостней всем жилось теперь.Ярмарка на площади ликует и шумит. Тройка запряжённая на снегу скрипит. Куклу из соломы на санях катают, «Масленицей» вежливо её все величают.
Всюду льются песни: веснянки и заклички, чтоб в края родные быстрей летели птички. А к закату солнышка чучело сжигается, и на этом «Сырная неделя» завершается.
Песни. Блины.
1. Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели!
Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!
2. Моя старшая сестрица, печь блины – то мастерица!
Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!
3. Напекла она поесть, сотен пять наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!
4. На поднос она кладёт и сама к столу несёт.
Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!
5. «Гости, будьте же здоровы! Вот, блины мои готовы!»
Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!
Закличка: Жаворонушки.
Жаворонушки, прилетите к нам,
Весну-красную принесите нам,
А Зимушку унесите от нас.
Нам Зима то надоела, весь хлеб у нас поела.
Нам зима наскучила, морозами замучила.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.