Авторская методическая разработка учебного занятия на тему "Масленица" в технологии "Педагогическая мастерская".
Оценка 4.8

Авторская методическая разработка учебного занятия на тему "Масленица" в технологии "Педагогическая мастерская".

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
музыка
4 кл
25.12.2020
Авторская методическая разработка учебного занятия на тему "Масленица" в технологии "Педагогическая мастерская".
Данная разработка занятия позволит познакомить ребят с особенностями празднования масленичной "сырной недели". Теоретический материал отрабатывается в практической деятельности, что позволяет ребятам закрепить полученные новые знания.
Методич. разработка - мастерская на тему масленица.doc

Авторская методическая разработка Куксиной Александры Владимировны,  учителя музыки МБОУ «СОШ №17» г. Усть-Илимск

Тема: «Масленицу  провожаем – Весну встречаем» (4 класс).

 Цель:  познакомить учащихся с особенностями народного обрядового праздника  -    «Масленица».

 Задачи: 1. Продолжить знакомство с традициями русского народа через  изучение особенностей и исторических предпосылок возникновения    обрядового праздника  - «Масленица».   

   2. Развивать познавательный интерес  учащихся к фольклору   своего народа средствами музыкального  искусства:  работа по разучиванию  и исполнению вокально-хорового и инструментального репертуара.

   3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обрядам славян, жанрам народной музыки.  Формировать коммуникативные навыки  в организации группового взаимодействия.

Тип урока: изучение нового материала в рамках темы: «Музыка моего народа».

Жанр урока: тематический.

Вид урока: мастерская по построению знаний.

Оборудование:  трафареты «Солнышко» - по числу участников мастерской с пятью  отличительными признаками (солнышки: улыбающиеся (5штук), подмигивающие (5 шт.), с красными щёчками (5 шт.),  синими глазками (5 шт.), с показом язычка (5шт); распечатки  истории возникновения  праздника в тезисах– приложение № 1; стихотворение – приложение № 2; тексты песен – приложение № 3, рецепта выпекания блинов –приложение № 4; картины Б.М. Кустодиева «Проводы Масленицы», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», комплект-образец фото и картинок для учителя (оформить на доски) и раздаточные   фото и иллюстрации, отражающие  дни масленой недели (приложение № 5) музыкальные инструменты: ложки, бубен, трещотки, колокольчики.

Музыкальный ряд:    

                                       1. «Блины» -  русская народная песня.                                   

                                       3. Вариации на тему русской народной песни:  «Светит месяц»

                                       4. Русские народные наигрыши.

                                       5. Закличка - «Жаворонушки».

Структура урока:

1. Посадка в группы по 5 человек по принципу объединения одинаковых солнышек.

2. Формулировка темы занятия с опорой на музыку входа, трафареты – солнышко и слайдовой заставки – блинов и фотографию солнечного чучела.

3. Определение первоначальных знаний учащихся о празднике «Масленица».

 4. Изучение информационного материала по данному вопросу (история и дни недели).

5. Закрепление знаний на практике через работу с раздаточным материалом (фото).

6. Вокально-хоровая деятельность – разучивание и исполнение  заклички и русской народной песен.

7. Соревновательный момент ка обобщение темы: назвать опорные слова масленичной недели.

8.Рефлексия: устная. Продолжите фразу «Сегодня на мастерской мне было….» Как?

9. Домашнее задание.  Прослушать дома через интернет пьесу П.И.Чайковского «Масленица» и определить её настроение и соответствие дню масленичной недели.

Ход мастерской.    

· Предварительная  (на перемене) посадка   в группы по 5 человек по принципу объединения одинаковых солнышек (улыбающихся, подмигивающих, с красными щёчками,  с синими глазками, с показом язычка.

· Вход в класс после перемены под русские народные наигрыши.

Организационный момент.    1. Активизатор: - Я очень рада нашей встречи в рамках этого урока. Я прекрасно понимаю, что вы волнуетесь не меньше, чем, и по этому, вам и себе тоже предлагаю выполнить одно упражнение на сбрасывание с себя всех тревог и переживаний.

Исходное положение: встать ровно, руки поднять вверх и привстав на носочки, потянуться в высоту, напрягая всё тело. Наши переживания сковали нас. Попробуем от них освободиться. Резко начинаем сбрасывать со всех частей тела все тревоги, бросая кисти рук, руки, ослабляем плечи, туловище, ноги.  Теперь у нас обязательно всё получится. Предлагаю всех спокойно сесть  и продолжить занятие.

2.- Сегодня у нас не просто урок, а занятие в мастерской, где каждый имеет право голоса и любой ваш ответ будет очень ценен и значим и для меня и для групп, которыми вы сидите. Так как в любой мастерской  мастер что-то создаёт, творит и строит, то мы, превратившись в мастеров, будем  формировать, строить новые знания по теме занятия  СЛАЙД №1.

Позвольте начать. Нашими совместными усилиями, я предлагаю определить тему мастерской.

Индуктор  1 - (жетоны – солнышки).    Помогут нам в этом  жетончики, которые разделили нас по группам.  Определите   то, что объединяет их все вместе (это – солнышки).

Индуктор  2 – (музыка). А теперь вспомните музыку входа и  поделитесь своими впечатлениями.

Выскажите свои мысли по поводу её национальной принадлежности (русская, народная). Попробуйте объединить эти  критерии воедино  СЛАЙД №2.

*- солнце и **-народ инструменты) и *эта фотография - назвать тему занятия.  Звучание народ.  музыки говорит о том, что изучать мы будем  как рус. народ. музыку, так и традиции, обряды в ней нуждающиеся. В момент сложности -  предложить ещё один индуктор.

Индуктор  3 – (фото чучела  - Солнышка – СЛАЙД №3.

Самоактуализация.

2.- Озвучивание и запись на доске темы мастерской: «Масленица – славянский народный праздник» СЛАЙД № 4.  (оформить тему на доске из приложения – наглядность-А)

Задача занятия: узнать как можно больше об этом русском народном обряде.

3.- И начнём мы с вашего рассказа. Расскажите  всё, что вам известно об этом празднике.   (Ответы детей подтверждать  картинками и фото, размещая их в свободном порядке на доске).   Вижу, что запас знаний о данном обряде у вас имеется, однако, предлагаю его расширить.- Назовите причины возникновения  данного обряда и условия проведения праздника  (ответы детей).

 Социоконструкция.

4.-Для того чтобы узнать историю возникновения   обряда,  предлагаю окунуться в энциклопедию праздников  и изучить распечатки  из конверта с пометкой красного квадрата.(Приложение № 1 – тезисы )  Каждая группа получает свою информацию, изучает её, обсуждает в группе и представляет другим группам в виде рассказа по пунктам: 1.Отношение человека к природе.2. Воздействие человека на природу.

                                              3.Сроки проведения «Масленицы».

Социализация.

5.  Подробнее остановиться на информации  

* В борьбе церкви с языческими обрядами,  язычеству удалось поглотить религию и образовать нечто новое – бытовое крестьянское православие, где ужились христианские святые с возложенными на них языческими обязанностями: забота о природе, здоровье, о работе дома и на поле.

6. Зачитайте  тот пункт, который гласит о продолжительности данного праздника.

7. Самоактуализация. СЛАЙД № с 5по 12.

–И так, «Масленица» - это семидневный праздник, где каждый день имеет своё название и обрядность. Дайте названия этим дням и расскажите об их значимости (ответы учащихся подкреплять фото и картинками, оформляя выставку наглядности на доске) (приложение 5-фотографии). Изучить распечатки  из конверта с пометкой зелёный квадрат.

Социоконструкция.

8.Проверить правильность ваших мнений поможет стихотворение -  распечатки  из конверта с пометкой зелёный квадрат. (Приложение № 2). Ознакомьтесь с текстом.

Пока ребята изучают текст, разместить 7 фото на доске (в разброс), отражающих дни масленичной недели.

9. Социализация.  Назовите  в нужном порядке названия дней масленичной недели с опорой на изображения фотографий. Какому дню недели соответствуют картины художников Б.М. Кустодиева «Проводы Масленицы» и В.И. Сурикова «Взятие снежного городка»?

 Определите, какому дню соответствуют поговорки: «Придет зять, где сметанки взять?», «Зять на дворе – пирог на столе». (Кого в родне называют зятем?)

Самоконструкция.

10.-Зная теперь подробно информацию о празднике, предлагаю каждой группе рассмотреть комплект фотографий, запечатлевших  этапы праздника – конверт с пометкой синий квадрат.  (приложение № 5),

 Социализация.

11.-Пополните общую выставку картин, фотографиями из вашего комплекта, а мы полюбуемся разнообразием кадров.

Самоконструкция. Социализация

12.- СЛАЙД № 13.    Изучив теорию, предлагаю обратиться к практике - устному народному творчеству и музыкальному фольклору. Чтобы растопить Зиму своей активностью, народ, водя хоровод, как символ солнца,  распевал заклички, веснянки и песни, которые в течение дня были весёлые, а к закату воскресного дня сменились на лирические, печальные, полные тоски по уходу такой вкусной и весёлой недели.  Но, не будем говорить о грустном. Давайте разучим ЗАКЛИЧКУ  «Жаворонушки» (текст в приложении № 3). Для концертного исполнения предложить встать в хоровод и эмоционально исполнить закличку. СЛАЙД № 14.

13. Назовите самый главный атрибут масленицы (блины). Предлагаю об этом замечательном лакомстве спеть песню. СЛАЙД № 15.

 Приложение № 3«Блины» - рус. н. песня. Отдельно отработать падпевку повторных строчек: «Ой, блины….».

14. Выразительное исполнение песни с использованием ритмического аккомпанемента шумовыми музыкальными инструментами: ложками, бубном, трещоткой, коробочками, колокольчиками. Предлагаю разыграть данную песню.

15.-  А теперь предлагаю немножко  интеллектуально посоревноваться между группами и назвать те опорные слова, которые соответствуют масленице, т.е. отражают её (солнце, блины,  заклички, веснянки, чучело, игрища…и т.д.)

16. Сюрпризный момент –  в качестве сюрпризного момента я дарю вам рецепт приготовления масленичных блинчиков.

Рефлексия.

17. Давайте подведём итог нашему занятию. Мне очень хочется знать, узнали ли вы нечто новое о таком традиционном и известном празднике как «Масленица». Продолжите начатую мной фразу: «Сегодня на мастерской я узнала или  узнал о….»

18. - Рефлексия учителя – А я сегодня поняла, что эта мастерская не только расширила ваши знания об обрядах русского народа, но и позволила нам найти общий язык в общении и приятно провести всем время.

19. Домашнее задание

Прослушать дома через интернет пьесу П.И.Чайковского «Масленица» и определить её настроение и соответствие дню масленичной недели. Познакомиться через интернет с играми  масленичной недели.

*        СЛАЙД 16.. Спасибо за участие.    Желаю успехов и хорошего настроения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение История возникновения  обряда «Масленица».

         Отношение человека к природе.

*МАСЛЕНИЦА – это древний праздник поклонения человека  природным силам и богам. Имея зависимость от природы, земледельцы примечали мельчайшие её изменения, улавливали связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый ряд правил, примет и наблюдений. Действия праздника соответствует фазе весеннего равноденствия, когда световой день увеличивается по времени.

 

Воздействие человека на природу.

* Человек не только изучал окружающий мир,  разгадывал смысл явлений, и молился, но и оказывал  личное воздействие на природу. Один человек слаб, но собравшись все вместе, люди могли силой слова – песнями и закличками, силой магического действий – буйным  и энергичным весельем молодёжи, помочь солнцу и земле разбудить силы природы, разогнать и обмануть силы зла.

 

    Сроки проведения «Масленицы».

 *   В борьбе христианства с  язычеством (обрядами) сформировалось бытовое крестьянское православие, где ужились и христианские святые и языческие традиции. Масленица связана с датами проведения церковных праздников и начинается за семь недель до Пасхи, длится 7 дней, получив название  «Сырная неделя». Это праздник без точной даты и проводится – с конца февраля до начала марта.

 

Дни недели.           1 группа.

 Утро… Понедельник… Наступает «ВСТРЕЧА». Тесто разводить блинное пора.

  Первый блин – усопшим, мы всегда их помним, остальными подчиваться будет детвора.

  «ЗАИГРАШ»  беспечный – вторника отрада. Все гулять, резвиться вышли, как один!

   Игры и потехи, а за них награда: сдобный и румяный масленичный блин.

  Тут среда подходит – «ЛАКОМКОЙ» зовётся. Приглашает тёща зятя на блины.

  Кулебяки, сырники – всё им достаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи.

  2 группа.

А в четверг «широкий» - «РАЗГУЛЯЙ»» приходит, чтоб кататься с горок,

из снега крепость разбивать.Всем, без исключения можно состязаться, и в боях кулачных участие принять.

  Пятница настала – «ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ» - к зятю пойдет тёща в гости на блины.

  Чтобы любоваться дочкиным уменьем - накрывать на праздники «сдобные» столы.

 Близится суббота – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНЬЕ». Вся родня встречается, водит хоровод

  Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

3 группа.

 Воскресенье светлое быстро наступает. Душу облегчает народ в «ПРОЩЁННЫЙ ДЕНЬ». В этот день обиды друг другу все прощают, чтоб светлей и радостней всем жилось теперь.Ярмарка на площади ликует и шумит. Тройка запряжённая на снегу скрипит. Куклу из соломы на санях катают, «Масленицей» вежливо её все величают.

 Всюду льются песни: веснянки и заклички, чтоб в края родные быстрей летели птички. А к закату солнышка  чучело сжигается, и на этом «Сырная неделя»  завершается.

 

Песни. Блины.

1.     Мы давно блинов не ели, мы блиночков захотели!

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!

 

2.     Моя старшая сестрица, печь блины – то мастерица!

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!

 

3.     Напекла она поесть, сотен пять наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!

 

4.     На поднос она кладёт и сама к столу несёт.

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!

 

5.     «Гости, будьте же здоровы! Вот, блины мои готовы!»

Ой, блины, блины, блины – вы блиночки мои!

 

Закличка:                                Жаворонушки.

                                   Жаворонушки, прилетите к нам,  

                                    Весну-красную принесите нам,

                                    А  Зимушку унесите от нас.

                                   Нам Зима то надоела, весь хлеб у нас поела.

                                   Нам зима наскучила, морозами замучила.

 

 

 

 

     


Авторская методическая разработка

Авторская методическая разработка

Предварительная (на перемене) посадка в группы по 5 человек по принципу объединения одинаковых солнышек (улыбающихся, подмигивающих, с красными щёчками, с синими глазками, с показом язычка

Предварительная (на перемене) посадка в группы по 5 человек по принципу объединения одинаковых солнышек (улыбающихся, подмигивающих, с красными щёчками, с синими глазками, с показом язычка

Отношение человека к природе

Отношение человека к природе

Приложение № 3 – «Блины» - рус

Приложение № 3 – «Блины» - рус

Приложение История возникновения обряда «Масленица»

Приложение История возникновения обряда «Масленица»

Всюду льются песни: веснянки и заклички, чтоб в края родные быстрей летели птички

Всюду льются песни: веснянки и заклички, чтоб в края родные быстрей летели птички
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2020