государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 8
городского округа Октябрьск Самарской области
Рассмотрено на заседании методического объединения учителей Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ________ Шляпкина Е.В. «30» августа 2018 г. |
«Утверждаю»: Директор ___________Шальнова Е.В. Приказ № 257-ОД «30 » августа 2018 г
|
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«С гордостью о России»»
для учащихся 5-11 классов
Автор программы:
Салькова Лада Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
высшей категории ГБОУ СОШ № 8
г.о. Октябрьск Самарской области
2018 -2019г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по интеллектуально -нравственному воспитанию школьников «С гордостью о России» является авторской. Опубликована в методическом пособии по воспитательной работе с учащимися 5-11 классов «Проект «С гордостью о России»(2016 г.МБУ «Городской краеведчески музей» городского округа Октябрьск Самарской области).
Целью должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.
Эти цели конкретизируются в следующих результатах:
1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и
принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя,
своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание
себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития,
самореализации и самосовершенствования:
– формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание
окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и
неоднозначности;
– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека,
воспитание бережного отношения к собственной жизни;
– формирование волевого характера, способности преодолевать любые
возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной
цели;
– утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов
чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.
2. Восстановление традиционного образа семьи как величайшей святыни;
воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в
ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи.
3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального
самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры,
путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное
оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной
среды.
4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального
самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание
уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать
с ними.
5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического
сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему
Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и
духовной культуры.
6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного
за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за
другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества,
но и всего живого на планете.
7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию
своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение
высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с
предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской
духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и
молодежи.
Если же попытаться сформулировать тот идеал, который необходимо достичь
в процессе воспитания, то его можно представить следующим образом:
1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего,
здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам. Далее –
эстетически и интеллектуально развитый человек. Духовно и нравственно развитый
человек. Поскольку человек всегда живет в социальном пространстве, то
необходимо осмыслить его роль и в контексте его будущего социального
положения.
2. Семьянин. Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому
ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой
и т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью.
3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего классном, потом
школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать
в коллективе, находить общий язык и т.п.
4. Сын своего народа. Каждый народ – это великое создание Божие на
земле, и потому каждый человек должен понимать это и работать для блага своего
народа.
5. Гражданин России. Россия – многонациональное государство. Содружество
всех наций образует единый российский народ. И только это единство и может
обеспечить процветание страны в целом и каждого человека в отдельности.
6. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества. С каждым днем
этот абстрактный тезис наполняется все большим смыслом и реальным содержанием,
так как каждый человек так или иначе, но все теснее входит в общение с
человечеством. Поэтому необходимо воспитывать гражданина мира, а не исполнителя
тех или иных непонятно кем заданных и непонятных самому человеку ролей.
Формы и методы работы: индивидуальные беседы, викторины, конкурсы, интеллектуальные турниры разного уровня, экскурсии, написание рефератов, докладов, научно- исследовательских работ, статей, эссе, работа с источниками Интернет – сайтов, встреча с интересными людьми.
Содержание курса
Тема |
Кол-во часов
|
дата |
1.Планирование занятий курса «С гордостью о России», определение темы для самостоятельной научно-познавательной работы на школьную конференцию «С гордостью о России», список литературы, рекомендации к оформлению.
|
1
|
сентябрь |
2.Отборочные игры в 6-8 кл., создание команд знатоков в классах |
1 |
сентябрь |
3 Участие команд знатоков в городской интеллектуальной игре «Царь горы», подготовка к играм по разным направлениям |
7 |
1раз в месяц ДМО |
4. Интеллектуальные игры по разным темам, направлениям ( «Котелок, «Мозгобойня», «Что?Где?Когда?» |
7 |
|
Традиционные школьные мероприятия |
|
|
5.Подготовительная работа команд знатоков классов школы к традиционным историко-познавательным играм «С гордостью о России», посвящённым Дням воинской славы: 4 ноября-Дня освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612); 27 января – Дня снятия блокады города Ленинграда (1944); 2 февраля – Дня разгрома советскими войсками немецко - фашистских войск в Сталинградской битве(1943); 23 февраля - Дня победы красной армии над кайзеровскими войсками Германии(1918)- Дня защитника Отечества; 9 мая - Дня Победы советского народа в великой Отечественной войне 1941-1945годов (1945).
|
1
1
1
|
Ноябрь
Январь Февраль Февраль Май
|
6.Участие во Всероссийских, областных, окружных творческих конкурсах на духовно-нравственные темы (индивидуальная работа) |
|
В течение года |
7.Научно-практическая школьная конференция на тему: «С гордостью о России» |
2 |
Январь
|
8. Подготовка команд к областному конкурсу эрудитов «Знание-сила» и участие. |
1 |
октябрь-январь |
9. Подготовка к межмуниципальному духовно- интеллектуальному турниру «Архимедовы забавы» (с. Приволжье)
|
1 |
февраль
|
10. Подготовка команд к Межмуниципальному духовно- интеллектуальному турниру «Книга. Молодёжь. Интеллект» (с. Приволжье). |
1 |
ноябрь-апрель |
9. Подготовка команд к межмуниципальному фестивалю интеллектуальных игр (5-7 классы) «Умные посиделки» (п.Новоспасский Приволжского района) |
1 |
март
|
10.Подготовка команд и участие в городском отборочном туре областного фестиваля команд эрудитов «Интеллект-63» |
1 |
март-апрель |
11.Подготовка команды победителей и участие в областном фестивале команд эрудитов «Интеллект-63»
|
1 |
апрель |
12. Подготовка команд классов и участие в городском туре Всероссийской патриотической игры «Риск» |
1 |
май
|
Календарно - тематический план
№ урока |
Содержание материала |
Количество часов |
дата |
|
|||
план |
факт |
|
|||||
|
|||||||
1 |
Планирование занятий курса «С гордостью о России», определение темы для самостоятельной научно-познавательной работы на школьную конференцию «С гордостью о России», список литературы, рекомендации к оформлению. |
1 |
|
|
|
||
2 |
Отборочные игры в 5-11кл., создание команд знатоков в классах |
1 |
|
|
|
||
3 |
Участие в городском игровом клубе «Царь горы» |
1 |
|
|
|
||
4 |
Викторина «Знание- сила» |
1 |
|
|
|
||
5 |
Турнир «Мозгобойня» |
1 |
|
|
|
||
6 |
Конкурс «Русь моя родная» |
1 |
|
|
|
||
7 |
Подготовка к школьной олимпиаде |
1 |
|
|
|
||
8 |
Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая Дню воинской славы:4 ноября-Дня освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612);
|
1 |
|
|
|
||
9 |
Викторина «Что? Где? Когда?» |
1 |
|
|
|
||
10 |
Интеллектуальная игра «Котелок» |
1 |
|
|
|
||
11 |
Защита исследовательских рефератов |
1 |
|
|
|
||
12 |
Участие в городском игровом клубе «Царь горы» |
1 |
|
|
|
||
13 |
Викторина «Что?Где?Когда?» |
1 |
|
|
|
||
14 |
Интеллектуальная игра «Котелок» |
1 |
|
|
|
||
15 |
Подготовка к научно-практической школьной конференции на тему: «С гордостью о России» |
1 |
|
|
|
||
16 |
Подготовка команд к областному конкурсу эрудитов «Знание-сила» |
1 |
|
|
|
||
17 |
Участие в городском игровом клубе «Царь горы» |
1 |
|
|
|
||
18 |
Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая Дню воинской славы : 27 января – Дня снятия блокады города Ленинграда (1944); |
1 |
|
|
|
||
19 |
Подготовка к межмуниципальному духовно- интеллектуальному турниру «Архимедовы забавы» (с. Приволжье) |
1 |
|
|
|
||
20 |
Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая Дню воинской славы : 2 февраля – Дня разгрома советскими войсками немецко - фашистских войск в Сталинградской битве(1943);
|
1 |
|
|
|
||
21 |
Участие в городском игровом клубе «Царь горы» |
1 |
|
|
|
||
22 |
Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая Дню воинской славы :23 февраля - Дня победы красной армии над кайзеровскими войсками Германии(1918)- Дня защитника Отечества |
1 |
|
|
|
||
23 |
Подготовка к научно-практической школьной конференции на тему: «С гордостью о России» |
1 |
|
|
|
||
24 |
Школьная конференция на тему: «С гордостью о России» |
1 |
|
|
|
||
25 |
Подготовка команд к межмуниципальному фестивалю интеллектуальных игр (5-7 классы) «Умные посиделки» (п.Новоспасский Приволжского района) |
1 |
|
|
|
||
26 |
Участие в городском игровом клубе «Царь горы» |
1 |
|
|
|
||
27 |
Подготовка команд и участие в городском отборочном туре областного фестиваля команд эрудитов «Интеллект-63 |
1 |
|
|
|
||
28 |
Подготовка команды победителей и участие в областном фестивале команд эрудитов «Интеллект-63»
|
1 |
|
|
|
||
29 |
Участие в городском игровом клубе «Царь горы» |
1 |
|
|
|
||
30 |
Интеллектуальная игра «Котелок» |
1 |
|
|
|
||
31 |
Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая Дню воинской славы : 9 мая - Дня Победы советского народа в великой Отечественной войне 1941-1945годов (1945).
|
1 |
|
|
|
||
32 |
Участие в городском игровом клубе «Царь горы» |
1 |
|
|
|
||
33 |
Подготовка команд классов и участие в городском туре Всероссийской патриотической игры «Риск» |
1 |
|
|
|
||
34 |
Итоговая игра «С гордостью о России», подведение итого учебного года |
1 |
|
|
|
||
Система контроля результативности образовательного процесса
Методы контроля и самоконтроля: беседы; викторины; конкурсы; экскурсии, наблюдения; рассказы.
Методическое обеспечение внеурочной ной программы:
· Диски с тренировочными материалами игры «Интеллект-63».
· Ноутбук, проектор.
· Мультимедийные презентации с использованием интерактивной доски: «Интеллектуальные игры», «Великие полотна России», «День народного единства», «Блокада Ленинграда», «Великие люди России», «Города-герои» и другие.
· Видеофильмы, научные фильмы.
· Фотоматериалы.
· Музыкальный центр.
· Аудиозаписи.
· Художественная, библиографическая литература, словари, справочники, энциклопедии. Дидактический материал:
· Художественная, библиографическая литература, словари, справочники, энциклопедии, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Самарской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края.
Список литературы:
1. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / М.Ю. Бабанский - М., Педагогика, 1989.
2. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр / Жарков Г. В. – Владимир. 2000.
3. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов / Зубков Т. И. – Екатеринбург, 1993.
4. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения / Маркова А.К. и др. - М., 1990.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.