АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «С гордостью о России»» для учащихся 5-11 классов Автор программы: Салькова Лада Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ СОШ № 8 г.о. Октябрьск Самарской области

  • Образовательные программы
  • docx
  • 03.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала С гордостью о России ПРОГРАММА.docx

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  Самарской  области

средняя общеобразовательная школа № 8 

городского округа  Октябрьск Самарской области

 

 

 

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей

Протокол №   1

от «30» августа  2018 г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР    

________ Шляпкина Е.В.

«30» августа 2018 г.

«Утверждаю»:

Директор

___________Шальнова Е.В.

Приказ № 257-ОД

«30 » августа  2018 г

 

 

                                             АВТОРСКАЯ    ПРОГРАММА

 

курса внеурочной деятельности

 «С гордостью о России»»

для учащихся  5-11 классов

 

 

                                            

 

                                      Автор программы:

Салькова Лада Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

                                                     высшей категории  ГБОУ СОШ № 8

                                                         г.о. Октябрьск Самарской области

 

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             2018 -2019г.

                           Пояснительная записка

      Программа внеурочной деятельности по интеллектуально -нравственному воспитанию школьников «С гордостью о России» является авторской. Опубликована в методическом пособии по воспитательной работе с учащимися 5-11 классов «Проект «С гордостью о России»(2016 г.МБУ «Городской краеведчески музей» городского округа Октябрьск Самарской области).

Целью должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития.  

  Эти цели конкретизируются в следующих результатах
1. Воспитание цельной,  целомудренной личности,  понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования: 
формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности; 
– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни; 
– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели; 
утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе. 
2. Восстановление традиционного образа семьи как величайшей святыни; воспитание традиционной бытовой и семейной культуры, потребности в ответственном и заботливом отношении к членам своей семьи. 
3. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды. 
4. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам и их культурам и умению плодотворно взаимодействовать с ними. 
5. Воспитание достойного гражданина России, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры. 
6. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете. 
7. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями России; восстановление традиционной российской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей и молодежи. 
Если же попытаться сформулировать тот идеал, который необходимо достичь в процессе воспитания, то его можно представить следующим образом:
1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего, здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам. Далее – эстетически и интеллектуально развитый человек. Духовно и нравственно развитый человек. Поскольку человек всегда живет в социальном пространстве, то необходимо осмыслить его роль и в контексте его будущего социального положения. 
2. Семьянин. Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью. 
3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п. 
4. Сын своего народа. Каждый народ – это великое создание Божие на земле, и потому каждый человек должен понимать это и работать для блага своего народа. 
5. Гражданин России. Россия – многонациональное государство. Содружество всех наций образует единый российский народ. И только это единство и может обеспечить процветание страны в целом и каждого человека в отдельности. 
6. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества. С каждым днем этот абстрактный тезис наполняется все большим смыслом и реальным содержанием, так как каждый человек так или иначе, но все теснее входит в общение с человечеством. Поэтому необходимо воспитывать гражданина мира, а не исполнителя тех или иных непонятно кем заданных и непонятных самому человеку ролей. 

  Формы и методы  работы: индивидуальные беседы, викторины, конкурсы, интеллектуальные турниры разного уровня,  экскурсии, написание рефератов, докладов,  научно- исследовательских работ, статей, эссе, работа  с источниками  Интернет – сайтов,   встреча  с интересными людьми.

                               Содержание курса

 

                               Тема

Кол-во

часов

 

 

дата

1.Планирование занятий курса  «С гордостью о России», определение темы для самостоятельной научно-познавательной работы на школьную  конференцию «С гордостью о России», список литературы, рекомендации к оформлению.

 

 

1

 

сентябрь

2.Отборочные игры в 6-8 кл., создание команд знатоков в классах

  1

сентябрь

3 Участие команд знатоков в городской интеллектуальной игре «Царь горы», подготовка к играм по разным направлениям

7

1раз в месяц

ДМО

4. Интеллектуальные игры по разным темам, направлениям ( «Котелок, «Мозгобойня», «Что?Где?Когда?»

7

 

                Традиционные школьные мероприятия

 

 

5.Подготовительная работа команд знатоков   классов школы к традиционным историко-познавательным играм «С гордостью о России», посвящённым  Дням воинской славы:

 4 ноября-Дня освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612);

27 января – Дня снятия блокады города Ленинграда (1944);

2 февраля – Дня разгрома советскими войсками немецко   - фашистских войск  в Сталинградской битве(1943);

23 февраля - Дня победы красной армии над кайзеровскими войсками Германии(1918)- Дня защитника Отечества;

9 мая - Дня Победы советского народа в великой Отечественной войне 1941-1945годов (1945).

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

 

1

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

Январь

Февраль

Февраль

Май

 

 

6.Участие во Всероссийских, областных, окружных  творческих конкурсах на духовно-нравственные  темы (индивидуальная работа)

 

В течение года

7.Научно-практическая школьная конференция на тему: «С гордостью о России»

2

Январь

 

8. Подготовка команд к областному конкурсу эрудитов «Знание-сила» и участие.

1

октябрь-январь

9. Подготовка к межмуниципальному духовно- интеллектуальному турниру «Архимедовы забавы» (с. Приволжье)

 

1

февраль

 

10. Подготовка команд к Межмуниципальному духовно- интеллектуальному турниру «Книга. Молодёжь. Интеллект» (с. Приволжье).

1

ноябрь-апрель

9. Подготовка команд к межмуниципальному фестивалю интеллектуальных игр (5-7 классы) «Умные посиделки» (п.Новоспасский Приволжского района)

1

март

 

10.Подготовка команд  и участие в  городском отборочном туре областного фестиваля команд эрудитов «Интеллект-63» 

1

март-апрель

11.Подготовка команды победителей и участие в областном фестивале команд эрудитов «Интеллект-63»

 

1

апрель

12. Подготовка команд классов и участие  в городском туре  Всероссийской патриотической игры  «Риск»

1

май

 

                                  

                                               Календарно - тематический план

№ урока

Содержание материала

Количество часов

дата

 

план

факт

 

 

1

Планирование занятий курса  «С гордостью о России», определение темы для самостоятельной научно-познавательной работы на школьную  конференцию «С гордостью о России», список литературы, рекомендации к оформлению.

1

 

 

 

2

Отборочные игры в 5-11кл., создание команд знатоков в классах

1

 

 

 

3

Участие в городском игровом клубе «Царь горы»

1

 

 

 

4

Викторина «Знание- сила»

1

 

 

 

5

Турнир «Мозгобойня»

1

 

 

 

6

Конкурс «Русь моя родная»

1

 

 

 

7

Подготовка к школьной олимпиаде

1

 

 

 

8

Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая  Дню воинской славы:4 ноября-Дня освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612);

 

1

 

 

 

9

Викторина «Что? Где? Когда?»

1

 

 

 

10

Интеллектуальная игра «Котелок»

1

 

 

 

11

Защита исследовательских рефератов

1

 

 

 

12

Участие в городском игровом клубе «Царь горы»

1

 

 

 

13

Викторина «Что?Где?Когда?»

1

 

 

 

14

Интеллектуальная игра «Котелок»

1

 

 

 

15

Подготовка к научно-практической школьной конференции на тему: «С гордостью о России»

1

 

 

 

16

 Подготовка команд к областному конкурсу эрудитов «Знание-сила»

1

 

 

 

17

Участие в городском игровом клубе «Царь горы»

1

 

 

 

18

Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая  Дню воинской славы : 27 января – Дня снятия блокады города Ленинграда (1944);

1

 

 

 

19

Подготовка к межмуниципальному духовно- интеллектуальному турниру «Архимедовы забавы»                      (с. Приволжье)

1

 

 

 

20

Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая  Дню воинской славы : 2 февраля – Дня разгрома советскими войсками немецко   - фашистских войск  в Сталинградской битве(1943);

 

1

 

 

 

21

Участие в городском игровом клубе «Царь горы»

1

 

 

 

22

Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая  Дню воинской славы :23 февраля - Дня победы красной армии над кайзеровскими войсками Германии(1918)- Дня защитника Отечества

1

 

 

 

23

Подготовка к научно-практической школьной конференции на тему: «С гордостью о России»

1

 

 

 

24

Школьная конференция на тему: «С гордостью о России»

1

 

 

 

25

Подготовка команд к межмуниципальному фестивалю интеллектуальных игр (5-7 классы) «Умные посиделки» (п.Новоспасский Приволжского района)

1

 

 

 

26

Участие в городском игровом клубе «Царь горы»

1

 

 

 

27

Подготовка команд  и участие в  городском отборочном туре областного фестиваля команд эрудитов «Интеллект-63

1

 

 

 

28

Подготовка команды победителей и участие в областном фестивале команд эрудитов «Интеллект-63»

 

1

 

 

 

29

Участие в городском игровом клубе «Царь горы»

1

 

 

 

30

Интеллектуальная игра «Котелок»

1

 

 

 

31

Историко-познавательная игра «С гордостью о России», посвящённая  Дню воинской славы : 9 мая - Дня Победы советского народа в великой Отечественной войне 1941-1945годов (1945).

 

1

 

 

 

32

Участие в городском игровом клубе «Царь горы»

1

 

 

 

33

Подготовка команд классов и участие  в городском туре  Всероссийской патриотической игры  «Риск»

1

 

 

 

34

Итоговая игра «С гордостью о России», подведение итого учебного года

1

 

 

 

Система контроля результативности образовательного процесса

Методы контроля и самоконтроля: беседы; викторины; конкурсы; экскурсии, наблюдения; рассказы.                                                                                             

    Методическое обеспечение внеурочной ной программы:

·         Диски с тренировочными материалами игры «Интеллект-63».

·         Ноутбук, проектор.

·         Мультимедийные презентации с использованием интерактивной доски: «Интеллектуальные игры», «Великие полотна России», «День народного единства», «Блокада Ленинграда», «Великие люди России»,  «Города-герои» и другие.

·         Видеофильмы,  научные фильмы.

·         Фотоматериалы.

·         Музыкальный центр.

·         Аудиозаписи.

·         Художественная, библиографическая литература, словари, справочники, энциклопедии.                                                                                       Дидактический материал:

·         Художественная, библиографическая литература, словари, справочники, энциклопедии, газетные материалы, сведения из Интернета, картографические материалы о Самарской области (об истории края, о природных особенностях родного края, о населении, о знаменитых людях края.

Список литературы:

1.  Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / М.Ю. Бабанский - М., Педагогика, 1989.

2. Жарков Г. В. Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр / Жарков Г. В. – Владимир. 2000.

3. Зубков Т. И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов / Зубков Т. И.  – Екатеринбург, 1993.

4.  Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения / Маркова А.К. и др. - М., 1990.