Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Нусинская основная общеобразовательная школа» Арского района
Республики Татарстан
|
|
|
Авторская программа по краеведению для 6 класса
Разработчик:
учитель географии высшей кв.категории
муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Нусинская основная общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
2019-2020учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Концепция модернизации российской системы образования определяет важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов детей. Современное образование, ориентированное на создание условий для наиболее полного раскрытия и развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, неизбежно встречается с рядом проблем, которые невозможно решить без изменения целей, задач, содержания и методов обучения. Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.
Д.С. Лихачёв писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие учёные, и школьники».
Рабочая программа по краеведению рассчитан на 35 часа и предназначен для обучающихся 6-х классов в качестве предметно-ориентированного курса, направленного на выбор гуманитарного профиля. Важная особенность предложенного курса заключается и в том, что он может быть рекомендован слушателям разных профилей. При этом в одном случае его содержание может максимально способствовать реализации углубленного содержания в выбранных в соответствии с профилем предметов, а в другом нести общезначимую гуманитарную направленность, способствовать развитию краеведческой грамотности.
Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, объективность, научность, доступность, реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы.
Рабочая программа учебного предмета краеведение составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по краеведению, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
2. Программы общеобразовательных учреждений по краеведению автор Л.И. Григорьева
3. Учебного плана МБОУ «Нусинская ООШ» на 2019-2020 учебный год
4. Устава МБОУ «Нусинская ООШ»
Цели программы.
Изучение краеведения в 6 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности, ее познавательных интересов, нравственной культуры, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
2. Получение и расширение знаний учащихся о родном крае, его истории, традициях и культуре.
3. Патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание на основе формирования исторического сознания.
Задачи:
1. Изучить историю своего села (деревни), поселка;
2. Углубление и систематизация знаний о своей семье;
3. Пробудить интерес к изучению природы, истории и культуры родного края, к изучению его традиций;
4. Привлечь учащихся к познавательной, поисково -исследовательской деятельности;
5. Воспитание чувства любви к Родине, формирование гражданского патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;
6. Воспитать бережное отношение к природному, историческому и культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Школьный компонент базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для изучения учебного предмета «Краеведение» в VI классе на этапе основного общего образования, из расчета 1 учебный час в неделю.
Практические работы -6
Содержание програмы
. Вводные занятия . Что изучает краеведение.Географическое положение РТ. Географическое положение Арского района
Геральдика. Официальные символы области и района. Топонимика Арского района. Пр. работа «Топонимика село»
Административные границы Арского района, РТ. Рельеф Арского района. Горные породы, их происхождение. Практическая работа. «Определение горных пород по образцам.» Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат РТ
Особенности климата Арского района РТ. Природа нашего село. Климат Урок-практикум. Экскурсия в природу. Метеорологические приборы. Солнечное излучение. Биологические ритмы Прак. работа «Метеорол. приборы на м/площадке». Край рек и озер. Водные
богатства Арского района. Водоемы нашего село. Определение активной реакции воды. Проблема чистой воды и здоровья человека. Гидрологические наблюдения. Урок-практикум
Растительный мир Татарстана, Арского района, нашего село. Лекарственные, охраняемые растения и съедобные грибы. Ядовитые растения и грибы. Животные в природе родного края. Охраняемые, редкие и исчезающие растения и животные нашей местности. Пр. работа Конкурс плакатов «Их надо спасти». Красная книга – сигнал опасности. По заповедным местам природы. Памятники природы Татарстана. Экология нашей местности. Причины возникновения экологических проблем. Особенности местного ландшафта. Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности. Население области и района. Народные промыслы. Быт. Обычаи.Птицы - наши друзья. Село, в котором я хотел бы жить. Природа в творчестве местных художников.Богатства недр. Арского района в Искусстве, худ. литературе и публицистике. Легенды и предания нашего района. Озеленение пришкольной территории. Высадка деревьев и кустарников вдоль оврага. Природа и здоровье человека. Конкурс плакатов «Охрана природы» Обобщение и повторение, проверка знаний по теме: «Природные комплексы нашего края.». Экскурсия на приш. участок
«Определение местных растений, наблюдение за насекомыми и птицами.»
Заключительное занятие. Творческий отчет.
Ожидаемые результаты
По окончании курса учащиеся должны уметь:
Наблюдать и описывать природные явления
Выдвигать свои гипотезы
Делать выводы
Самостоятельно работать с дополнительной литературой в сети Интернет
Выбирать из общего главное
Принимать правильные решения при ответе на вопрос
Аргументировать свои ответы
Выполнять мониторинг экологического состояния данной территории
Работать над исследовательским проектом и защищать его
Применять теоретические знания на практике, в повседневной жизни давать описание природных и хозяйственных объектов;
Вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
Определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
Владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.
Знать:
Суть понятия «краеведение».
Источники комплексного изучение района и города.
Терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне.
Особенности освоения территории.
Особенности природы и ресурсно-природный потенциал района.
Правила проведения практических работ особенности экономико-географического положения района.
Факторы, формирующие климат, рельеф, внутренние воды и другие компоненты природы.
Правила поведения в природе
Местонахождение особо охраняемых территорий района.
Основные виды природных ресурсов и экологические проблемы в городе и районе.
Особенности национального состава и населения Арского района и города.
· Объяснять сущность конкретных региональных экологических проблем;
· Проводить подкормку птиц;
· Охранять растения и животных;
· Озеленять территорию школы;
· Выполнять исследовательские проекты.
Календарно – тематическое планирование
Краеведение: 6 класс
Учитель: Григорьева Лена Ильясовна
Количество часов- 35, в неделю – 1час
Практические работы - 6
Рабочая программа по краеведению составлена автором Л.И. Григорьева
Литература:
3. Атлас Республики Татарстан. «Картография» Москва 2005.
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Дата |
|||
1 |
Вводные занятия . Что изучает краеведение. |
1 |
|
|
2 |
Географическое положение РТ. |
1 |
|
|
3 |
Географическое положение Арского района |
1 |
|
|
4 |
Геральдика. Официальные символы области и района. |
1 |
|
|
5 |
Топонимика Арского района. Пр. работа «Топонимика село» |
1 |
|
|
6 |
Административные границы Арского района, РТ |
1 |
|
|
7 |
Рельеф Арского района. |
1 |
|
|
8 |
Горные породы, их происхождение. Практическая работа. «Определение горных пород по образцам.» |
1 |
|
|
9 |
Знаменитые географы и краеведы, изучавшие климат РТ |
|
|
|
10 |
Особенности климата Арского района РТ. Природа нашего село. Климат Урок-практикум |
1 |
|
|
11 |
Экскурсия в природу |
1 |
|
|
12 |
Метеорологические приборы. Солнечное излучение. Биологические ритмы Прак. работа «Метеорол. приборы на г/площадке» |
1 |
|
|
13 |
Край рек и озер. Водные богатства Арского района. |
1 |
|
|
14 |
Водоемы нашего село. Определение активной реакции воды |
1 |
|
|
15 |
Проблема чистой воды и здоровья человека. Гидрологические наблюдения. Урок-практикум |
|
|
|
16 |
Растительный мир Татарстана, Арского района, нашего село |
1 |
|
|
17 |
Лекарственные, охраняемые растения и съедобные грибы |
1 |
|
|
18 |
Ядовитые растения и грибы. |
1 |
|
|
19 |
Охраняемые, редкие и исчезающие растения и животные нашей местности. Пр. работа Конкурс плакатов «Их надо спасти» |
1 |
|
|
20 |
Животные в природе родного края. |
1 |
|
|
21 |
Красная книга – сигнал опасности. По заповедным местам природы. Памятники природы Татарстана.
|
1 |
|
|
22 |
Экология нашей местности. Причины возникновения экологических проблем Особенности местного ландшафта |
1 |
|
|
23 |
Использование и изменение человеком отдельных компонентов природы своей местности |
1 |
|
|
24 |
Население области и района |
1 |
|
|
25 |
Народные промыслы. Быт. Обычаи. |
1 |
|
|
26 |
Птицы - наши друзья |
1 |
|
|
27 |
Село, в котором я хотел бы жить |
1 |
|
|
28 |
Природа в творчестве местных художников |
1 |
|
|
29 |
Богатства недр. Арского района в Искусстве, худ. литературе и публицистике. Легенды и предания нашего района. |
1 |
|
|
30 |
Озеленение пришкольной территории |
1 |
|
|
31 |
Природа и здоровье человека |
1 |
|
|
32 |
Высадка деревьев и кустарников вдоль оврага |
1 |
|
|
33 |
Конкурс плакатов «Охрана природы» Обобщение и повторение, проверка знаний по теме: «Природные комплексы нашего края.» |
1 |
|
|
34 |
Экскурсия на приш. участок «Определение местных растений, наблюдение за насекомыми и птицами.» |
1 |
|
|
35 |
Заключительное занятие. Творческий отчет |
1 |
|
|
Литература:
1. И.И. Рахимов; К.К. Ибрагимова Растительный и животный мир Татарстана Казань Изд. Магариф
2. Красная книга Республики Татарстан Казань Изд. Идел-пресс 2006
3. Атлас Республики Татарстан. «Картография» Москва 2005
Рабочая программа по краеведению
Рабочая программа предназначена для изучения исторического краеведения
в основной школе
I. Нормативно- правовое обеспечение программы
II. Пояснительная записка
В
условиях модернизации Российского образования возрастает роль гуманитарных
предметов в становлении и развитии личности учащихся. Краеведение как составная
часть исторического образования помогает заинтересовать учащихся историей своей
малой Родины, воспитывать патриотизм, формировать активную жизненную позицию.
При изучении современных курсов отечественной истории предусматривается
включение региональных компонентов по краеведению в учебные планы
общеобразовательных школ.
Программа школьного курса «Краеведение» разработана на основе концепции регионализации общего образования Костромской области, концепции школьного обществоведческого и исторического образования, требований федерального и регионального компонентов стандарта школьного исторического образования.
Региональный курс «Краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии, истории и литературы. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у обучающихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде .Программа способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций.
Курс «Краеведение» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного исторического и культурного образования.
Предлагаемая рабочая программа по курсу исторического краеведения направлена на то, чтобы помочь учащимся полноценно усвоить материал по региональному компоненту связанным с изучением истории родного края.
Актуальность программы по краеведению заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.
Главным требованием к внедрению историко-краеведческого материала является то, что он должен соответствовать основному содержанию занятия, быть полноценным с научной точки зрения, иметь воспитательное значение, являться типичным для данной местности, быть небольшим по объему и посильным для самостоятельного анализа учащимися.
Новизна. Программа построена таким образом, что шестиклассники изучают свой район, город используя различные источники информации. В силу возрастных особенностей использование и совмещение нескольких источников информации предусматриваются различные виды работ , как индивидуальные так и коллективно - групповые, работа в группе помогает наладить тесное сотрудничество, учит терпимости, коллективизму , взаимопониманию, доброжелательности, творческому подходу, выявляет личностно лидерские качества у обучающихся . Следует отметить, что большое внимание уделяется экскурсионной работе (теоретические познания закрепляются практической частью), многие занятия проходят на природе, связаны с посещением историков - культурных центров города и района по определенным маршрутам в соответствии с программой.
Объект исследования: образовательный процесс реализации регионального компонента школьного образования.
Предмет исследования: Авторская рабочая программа по краеведению
в рамках выполнения регионального компонента.
Цель исторического краеведения - краеведческого образования является формирование национального самосознания (национальной и культурной идентичности) и ответственного гражданского поведения на основе изучения исторического наследия и современной жизни родного края
Задачи программы :
· накопление краеведческого материала и использование его, как дополнительного материала к урокам истории;
· развитие навыков общественной работы (в краеведении все выполняется коллективно: появляются общие интересы, укрепляющиеся со знанием полезности своего дела и реальными результатами проделанной работы);
· развитие эстетического воспитания учащихся;
воспитание патриотических чувств, любовь к своей малой родине
· формирование знаний об истории, культуре, природных особенностях своего региона в общенациональном, общегосударственном контексте;
· развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России пробуждение деятельной любви к родному краю;
· укрепление семейных связей; а также дружеских, соседских и иных привязанностей, основанных на общности жизни и чувстве причастности к судьбе малой родины, для сохранения традиционных форм человеческого взаимодействия, солидарности и взаимопомощи;
· развитие исследовательских и творческих способностей, накопление эмоциональных впечатлений и разнообразного опыта созидательной деятельности в процессе изучения истории и культуры Костромского края.
Основные принципы, положенные в основу программы:
· Доступность – учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
· Демократия - предполагает сотрудничество учителя и учащихся;
· Научность - предполагает отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
· Системность и последовательность - единство целей и задач, содержание форм и методов, управляемость, планомерность.
· Коллективность– разумное сочетание групповых и индивидуальных, обязательных и добровольных форм и видов деятельности;
· Конкретность- знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
· Создание благоприятных условий для эффективной работы программы.
Основные критерии - отбор материала при составлении рабочей программы имеет образовательную значимость исторического краеведения в реализации регионального компонента по предмету история.
Методы работы:
На уроках исторического краеведения выделяются три уровня краеведческой, познавательной работы учащихся.
I уровень – получение учащимися «готовых знаний» объяснение учителя …
II уровень – самостоятельное приобретение знаний.
· Источниками таких знаний служат:
· Учебные пособия;
· Научная - популярная литература;
· Публикации в местных и центральных СМИ;
· Интернет ресурсы;
· Материалы школьного музея;
· Материалы государственных музеев и архивов.
III уровень – изучение учащимися истории родного края в ходе углубленного поиска, когда сами дети выступают в роли исследователей.
В основе программы заложен принцип концентризма, когда учащиеся занимаются, изучением исторического краеведения, продвигаются по своеобразным кругам знаний;
· Археология и краеведение;
· Этнография в краеведение;
· Топонимика в краеведение;
· Документальные материалы и краеведение;
· Работа в школьном музее.
Курс «Краеведение» рассчитан на 34часов в год (1 час в неделю). Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческие музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы.
III. Место предмета в учебном плане. Режим занятий.
Программа курса краеведение рассчитана на 34 ч в год, по 1 ч в неделю.
Учебные занятия продолжаются по 40 минут. Экскурсии продолжительностью не более 60 минут. Следует отметить, что занятия проводятся с учётом здоровьесберегающих технологий.VI. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Краеведения» в основной школе.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
- Личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции. Правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы. Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности через изучение материала по истории России и краеведения;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе через участие в дискуссиях и т.п.;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность, например, путем посещения музеев, составление отчетов об этом.
- Метапредметные – освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
· формирование проектных умений:
• генерировать идеи;
• находить не одно, а несколько вариантов решения;
• выбирать наиболее рациональное решение;
• прогнозировать последствия того или иного решения;
• видеть новую проблему;
• готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
• работать с различными источниками информации;
• планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
• собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
• оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
• сделать электронную презентацию.
- Предметные – освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления. Научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией ключевыми понятиями, методами и приемами.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
· формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
· овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
· формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
· формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
· развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
· воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
·
Данные результаты достигаются путем проведения проблемного обучения, интегрированных уроков, групповой работы, исследовательской работы, проектной деятельности.
V. Содержание курса.
Введение (1 час).
Краеведение, как наука. Краткие сведения об истории краеведения. Сущность и значение исторического краеведения.
Тема 1. Археология и краеведение. (13часов).
Понятие археологии. Виды археологических памятников. Археология одна из частей исторической науки, которая изучает вещественные памятники. Что является археологическими памятниками. Как работают археологи. Методы датировка в археологии. Особенности сбора историко-краеведческого материала и его изучения основных эпох – палеолита, мезолита, неолита, энеолита, бронзового века, железного века. Фатьяновская археологическая культура. Средневековье. Результаты археологических исследований в Костромской области.
Практические занятия: Работа по изучению особенностей местности, где возник город Буй, выявление причин его появления и его исторической значимости в контексте развития государства Российского.
Межпредметных связи: география, история, изобразительное искусство.
Тема 2.Этнография в краеведении. (6 час).
Понятие этнография. Этнография и ее связь с историей, археологией, географией, языкознанием особенности и различия и сходство в культуре, быту нашего народа. Какие существуют проблемы в изучении этнографии в современном мире. Этнография духовная и материальная. Способы и методы
сбора этнографического материала. Этнографическое наследство костромского края.
Практические занятия: Этнографическая экскурсия «Акающий остров», запись песенного ,
игрового материала.
Межпредметных связи: история, география , литература, русский язык, музыка.
Тема 3.Топонимика в краеведении. (6 часов).
Понятие о топонимике и ее особенности. Зарождение основ научной топонимики. Что изучает топонимика и ее связь с другими науками. Закон топонимики «от сегодня – к глубинам веков». Зачем нужна топонимика. Методы сбора информации и его использования при изучении родного края. Топонимика Костромского края.
Практические занятия: Составление опросника для сбора топонимического материала.
Межпредметных связи: история, география , литература, русский язык.
Тема 4. Источники изучения краеведения и их функциональная значимость. (4 час).
Документальные источники – и их виды. Становление архивного дела в России и Костромской области. Государственные архивы. Многочисленные разновидности архивов и фондов их функциональная значимость в изучении родного края. Методика сбора и организация хранения краеведческого материала.
Практические занятия: Изучение правил пользования и работы с архивными материалами
Межпредметных связи: История, география , литература .
Тема 5. Школьный музей. (5 часов).
История музея. Использование материалов на уроках. и во внеклассной работе. Роль экскурсоводов и проведение экскурсий на основе историко-краеведческого материала. Систематизация собранного материала. Отчет творческих групп.
Практические занятия: Работа с фондами, правила классификации материалов. Оформление экспозиции в школьном музее. Творческие отчеты учащихся на базе музея.
Межпредметных связи: История, география, литература, искусство, музыка.
VI. Учебно-тематический план
№ n/n
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Тема 1
Археология и краеведение.
13 часов
1.
Введение.
1
2.
Понятие археологии.
1
3.
Виды археологических памятников.
1
4.
Как работают археологи?
1
5.
Методы датировки в археологии.
1
6.
Палеолит (Результаты археологических исследований в Костромской области)
1
7.
Мезолит (Результаты археологических исследований в Костромской области)
1
8.
Неолит.
1
9.
Энеолит.
1
10
Бронзовый век.
1
11
Железный век (Результаты археологических исследований в Костромской области)
1
12
Фатьяновская археологическая культура
1
13
Средневековье (Результаты археологических исследований в Костромской области)
1
Тема 2
Этнография в краеведение
6 часов
14 -15
Понятие этнография. Этнография и ее связь с историей, археологией, географией, языкознанием особенности и различия и сходство в культуре, быту нашего народа.
2
16
Какие существуют проблемы в изучении этнографии в современном мире.
1
17
Этнография духовная и материальная. Способы и методы
сбора этнографического материала.
1
18-19
Этнографическое наследство Костромского края.
2
Тема 3
Топонимика в краеведении.
6 часов
20
Понятие о топонимике и ее особенности. Зарождение основ научной топонимики.
1
21
Что изучает топонимика и ее связь с другими науками. закон топонимики «от сегодня – к глубинам веков».
1
22-23
Зачем нужна топонимика. Методы сбора информации и его использования при изучении родного края.
2
24-25
Топонимика Костромского края.
2
Тема 4.
Источники изучения краеведения и их функциональная значимость
4 часа
26
Документальные источники – и их виды.
1
27
Становление архивного дела в России и Костромской области. Государственные архивы.
1
28
Многочисленные разновидности архивов и фондов их функциональная значимость в изучении родного края.
1
29
Методика сбора и организация хранения краеведческого материала.
1
Тема 5.
Школьный музей.
5 часов
31
История музея. Использование материалов на уроках. и во внеклассной работе.
1
32
Роль экскурсоводов и проведение экскурсий на основе историко-краеведческого материала. Систематизация собранного материала.
2
33-34
Отчет творческих групп.
2
Итого учебных часов по программа
34
VII. Критерии оценивания
*Результаты усвоения программы устанавливаются на основе устных критериев оценивания (отлично, хорошо, удовлетворительно).
По окончании изучения каждого из разделов педагогом проводится небольшое тестирование или беседа, устанавливающая уровень усвоения материала.
*Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
*Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Критерии
Оценки
1.
1.Глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ.
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы.
Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, дополнительную литературу, первоисточники.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Пять (отлично)
2.
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий.
Допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи.
Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).
Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Четыре (хорошо)
3.
1.Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает, не систематизирован, фрагментарно, не всегда последовательно.
2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Три (удовлетворительно)
4.
1.Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
5. Полностью не усвоил материал.
Два (неудовлетворительно)
5.
1.Отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания
Единица (используется очень редко)*.
Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся. Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
· соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
· участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
· прилежание и ответственность за результаты обучения;
· готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
· наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
· способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
· способность к сотрудничеству и коммуникации;
· способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
· способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
· способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
*Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала.
Виды контроля учебных достижений по предмету:
·
o устный опрос,
o тест,
o самопроверка,
o взаимопроверка,
o самостоятельная работа,
o терминологический диктант,
o хронологический диктант,
o словарная работа,
o контрольная работа,
o работа по карточкам,
o решение исторических задач,
o кроссвордов и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.