Технологическая карта урока по музыке на тему «Музыка народов Кавказа» - 4 класс
Авторская разработка Куксиной Александры Владимировны, учителя музыки МБОУ «СОШ №17», г. Усть-Илимск.
Тема урока, место в общей теме |
«Музыка народов Кавказа» в рамках темы «Музыка ближнего зарубежья» по программе Д. Кабалевского и в «Музыкальном театре» при знакомстве с балетом А. Хачатуряна «Гаянэ» по программе Г.П.Сергеевой. |
Цель урока
|
Познакомите детей с интонационными особенностями музыки народов Кавказа. Учить различать тембровую окраску народных музыкальных инструментов и сравнивать их. Создать условия для развития логического мышления и фантазии. Развивать умения чувствовать выразительные возможности музыки в передаче образа жизни народов Кавказа. Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования уважительного отношения к культурным традициям народов мира — как к источнику единства и мира на Земле. |
Тип занятия |
Мастерская по построению знаний продолжительностью-2 часа. |
Жарн занятия |
Тематический. |
Вид занятия |
Путешествие. |
Планируемые результаты данного занятия |
|
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока |
Песня, песенность, танец, танцевальность, музыкальный образ, тембр, многоголосье, творчество ашугов, ритмическое сопровождение, сильная доля, пульсация, импровизация, вариации. |
Предметные знания и умения, которыми овладеют уч-ся в результате проведенного занятия. |
· узнают основные особенности музыки Кавказа: интонационная неустойчивость мелодии и активное проявление ритмического рисунка; · по тембровой окраске, внешнему облику и по способу звукоизвлечения научатся отличать музыкальные инструменты друг от друга; · научатся приемам исполнения ритмического сопровождения танцевальной музыки; |
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока |
Познавательные УУД: · общеучебные - выявление интонационных особенностей музыки народов Кавказа с помощью сравнения и соотнесения её с графическим изображением; · умение анализировать результаты сравнения; · логические - осуществление поиска необходимой информации (главную и значимую мысль текста), раскрывающей тему занятия; · Регулятивные УУД: · уметь оценивать и анализировать результат своего труда; · планировать алгоритм действий; · организовывать свое рабочее место. Коммуникативные УУД: · развивать умение осуществлять сотрудничество с целью решения общей задачи (умение слушать других, принимать другую точку зрения, умение высказывать собственную точку зрения и доказывать её, обосновывая, приводя аргументы). Личностные УУД: · узнают о жизни и музыкальном творчестве других народов; · научатся сопоставлять выразительные средства музыки с особенностями жизни и деятельности народов Кавказа; · сравнивать, находя общее и отличия между русской народной музыкой и музыкой Кавказа; · научатся эмоционально реагировать на характер музыки, участвовать в её исполнении (пластическая и ритмическая импровизации) · ценить и уважать традиции и культуру других народов. |
Применение оборудования и инструментария: (ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.) |
|
Музыкальный ряд |
|
Ход занятия.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Исследовательские умения и навыки |
1.Организационный этап.
Индукция (аудиальный индуктор) |
Распределить учащихся по группам (4-5-6 человек). Пригласить обучающихся в мастерскую по построению знаний, где каждый может себя проявить в различных видах деятельности. Предложить прослушать музыкальный фрагмент («Колыбельная» из балета «Гаянэ» - А. Хачатуряна).
Предложить совершить путешествие, озвучив тему занятия «Музыка народов Кавказа» - СЛАЙД № 1. |
Распределиться по группам. Выслушать вступительное слово учителя.
Прослушать и проанализировать предложенный музыкальный фрагмент, создав его графическое изображение (как вариант – выбрать изображение из предложенных заготовок) Записать тему урока в тетрадь.
|
Подбор линий, штрихов, графически отображающих характер музыки. |
2.Самоактуализация
Создание проблемной ситуации
|
Рассмотреть географическое расположение Кавказа на карте мира – СЛАЙД №2, природа края – СЛАЙД№ 3,4,5,6, основное занятие населения – СЛАЙД №7, национальные костюмы – СЛАЙД №8. Создать условия для визуального знакомства с новым материалом. Предложить рассмотреть прослушать народную песню и определить её особенность звучания. СЛАЙД № 9.
СЛАЙД № 10. Искусство народных певцов-ашугов.
СЛАЙД №11. Представить слайд с изображением музыкальных, народных инструментов Кавказа, предложить найти общие черты с русскими народными инструментами. СЛАЙД № с 12 по 18. Активизировать внимание ребят для дальнейшего разбора темы занятия фразой: «Оказывается, что музыкальные инструменты очень схожи с инструментами русского народа. В чём же эта схожесть и как называются эти инструменты, предлагаю познакомиться через изучение информации в распечатках и поиск ответов на вопросы. Предложить ученикам соотнести описание инструмента с его внешним обликом и найти его на слайде. |
Просмотр слайдов, знакомство с природным ландшафтом Кавказа, национальными костюмами. Обсуждают в группах, выбирают, высказывают свое мнение.
Найти сходства (лирическая, способ песния-а капелла) и отличия в сравнении с русской народной песней движение мелодии с неустойчивыми мотивами). Вспомнить, как называли народного певца на Руси (баян). Просмотр слайда, распределение муз. инструментов по трём группам звукоизвлечения: ударные, духовые, струнные.
Индивидуальное изучение информации и выбор важной и значимой, отвечающей на вопросы анализа текста (работа в паре, групповое взаимодействие). Обсуждают в группах предложенную информацию, находят по описанию необходимый музыкальный инструмент, изображённый на слайде. |
Рассматривают сравнивают, анализируют, читают, обсуждают, обобщают. Определение и решение проблемы. |
3. Самоактуализация Социализация.
|
Создание условий для свободного самовыражения учащихся. Организация межгруппового взаимодействия. Выслушать ответы ребят. Предлагаю группам проверить свои гипотезы, сравнить с правильным ответом, представленном на слайде по каждому муз. инструменту. В момент представления группой изученного инструмента, через видео ряд познакомить детей с тембровой окраской изучаемых музыкальных инструментов. |
Межгрупповое взаимодействие по обмену информацией на разных этапах социоконструкции
Высказываю свои предположения. Групповое обсуждение.
Просмотр и определение тембровой окраски музыкальных инструментов (звучат мягко, нежно, звонко, пронзительно, твёрдо, резко, тягуче и т.д.)
|
Умение анализировать и находить подходящие определения и слова. |
4. Актуализа-ция «разрыв знаний» в практической деятельности. |
Раздать дидактическую игру «Узнай музыкальный инструмент». Через аудио ряд воспроизвести фрагменты звучания каждого изученного музыкального инструмента как в отдельности, так и в ансамбле. |
Распределить муз. инструменты по группам (их -3). Закрепление полученных знаний на практике. Слушать, анализировать и определять звучащий инструмент. Демонстрировать свой выбор поднятием карточки. |
Анализ тембровой окраски инструмента. |
5. Самоактуализация.
Социализация. |
Предложить ученикам создать ритмическое сопровождение к музыкальному произведению данного характера. Дать послушать фрагмент для определения настроения, жанра музыки («Лезгинка»). СЛАЙД №19. Показ ритмических рисунков по группам: 1-я– озвучивание акцентов (бубен; рубель, коробочки) 2-я – пульсация в определённом темпе (хлопки); 3-я –ритмический рисунок (тыльная сторона карандаша или ручки); 4-я-ритмическая импровизация пальцами по столу). |
Прослушать муз. фрагмент и по выразительным средствам определить жанр и характер музыки (танец). Дать определение понятию «вариация».
Воспроизведение ритмического сопровождения вариаций танца «Лезгинка» по группам: 1-я вариация исполняет 1-я группа – выделение акцентов; 2-я вариация – 2- группа – пульсация; 3-я вариация – 3-я группа – ритм; 4-я вариация – 4-я группа – ритмическая импровизация; 5-я вариация – объединить группы попарно 1-я+4-я и 2-я+3-я; 6-я вариация-общее исполнение. |
Соотнесение музыки к определённому музыкальному жанру. |
6. Самоактуа-лизация.Создание проблемной ситуации, «разрыв знаний» |
Предложить школьникам подобрать из собственных ощущений и опыта, а так же, продемонстрировать ряд танцевальных движений под музыку лезгинки. Показать видео исполнения данного танца профессиональными исполнителями Кавказа. |
Исполнение движений танца «Лезгинка», с опорой на свой практический опыт. Индивидуальное, групповое и межгрупповое взаимодействие. Сравнить свой вариант с образцом видео просмотра. Определить характерную особенность этого танца (страсть, энергия, воинственность, ритмичность). |
Собственный жизненный опыт детей. Сравнение . |
7. Итог. Рефлексия.
Разрыв |
Осуществляю рефлексию, анализируя деятельность групп, подвожу итоги работы в мастерской. Предлагаю ребятам продолжить начатую мною фразу «Сегодня на мастерской я….» (чувствовал себя..., понял, что…, узнала…, и т.д.).
Разрыв осуществляется между имеющимися и полученными знаниями: при изучении и обсуждении информации; сравнении и анализе музыки; просмотре видео ряда. |
Озвучивают собственное мнение по работе в мастерской, продолжив фразу «Сегодня на мастерской я….» (чувствовал себя..., понял, что…, узнала…, и т.д.). Осознают, насколько интересна и разнообразна музыка народов Кавказа. Узнают новые музыкальные инструменты и термины.
|
Умение анализировать собственную деятельность.
|
7. Домашнее задание. |
Предложить детям дома самостоятельно просмотреть видео ролики разных вариантов исполнения этого танца. |
Просмотр видео роликов разных вариантов исполнения «Лезгинки» |
Ссылка в дневнике.ру |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.