Авторская разработка технологической карты занятия на тему «Музыка народов Кавказа» (4 класс).
Оценка 5

Авторская разработка технологической карты занятия на тему «Музыка народов Кавказа» (4 класс).

Оценка 5
Разработки уроков
doc
музыка
29.12.2020
Авторская разработка технологической карты занятия на тему «Музыка народов Кавказа» (4 класс).
Данное занятие построено в форме мастерской по построению знаний в области музыки ближнего зарубежья. Основной акцент занятия делается на познание стиля музыкального искусства Кавказа. К конспекту прилагается презентация и дидактическая игра "Музыкальные инструменты народов Кавказа"
Технологическая карта 4 класс - Музыка народов Кавказа..doc

Технологическая карта урока по музыке на тему «Музыка народов Кавказа» - 4 класс

Авторская разработка Куксиной Александры Владимировны, учителя музыки МБОУ «СОШ №17», г. Усть-Илимск.

Тема урока, место в общей теме

«Музыка народов Кавказа» в рамках темы «Музыка ближнего зарубежья» по программе Д. Кабалевского и в «Музыкальном театре» при знакомстве с балетом А. Хачатуряна «Гаянэ» по программе Г.П.Сергеевой.

Цель урока

 

 Познакомите детей с интонационными особенностями музыки народов Кавказа. Учить различать тембровую окраску народных музыкальных инструментов и сравнивать их. Создать условия для развития логического мышления и фантазии. Развивать умения чувствовать выразительные возможности музыки в передаче образа жизни народов Кавказа.  Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования уважительного отношения к культурным традициям народов мира —   как к источнику   единства и мира на Земле.   

Тип занятия

Мастерская по построению знаний продолжительностью-2 часа.

Жарн занятия

Тематический.

Вид занятия

Путешествие.

                                                                                          Планируемые результаты данного занятия

Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока

Песня, песенность, танец, танцевальность, музыкальный образ, тембр, многоголосье, творчество ашугов, ритмическое сопровождение, сильная доля, пульсация, импровизация, вариации.

Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного занятия.

·                     узнают основные особенности музыки Кавказа: интонационная неустойчивость мелодии и активное проявление ритмического рисунка;

·                     по тембровой окраске, внешнему облику и по способу звукоизвлечения научатся отличать музыкальные инструменты друг от друга;

·                     научатся приемам исполнения ритмического сопровождения танцевальной музыки;

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Познавательные УУД:

·                                 общеучебные - выявление интонационных особенностей музыки народов Кавказа с помощью сравнения и соотнесения её с графическим изображением;

·                                 умение анализировать результаты сравнения;

·                                 логические - осуществление поиска необходимой информации (главную и значимую мысль текста), раскрывающей тему занятия;           

·                                 Регулятивные УУД:

·                                 уметь оценивать и анализировать результат своего труда;

·                                 планировать алгоритм действий;

·                                 организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные УУД:

·         развивать умение осуществлять сотрудничество с целью решения общей задачи (умение слушать других, принимать другую точку зрения, умение высказывать собственную точку зрения и доказывать её, обосновывая, приводя аргументы).

Личностные УУД:

·                                 узнают о жизни и музыкальном творчестве других народов;

·                                 научатся сопоставлять выразительные средства музыки с особенностями жизни и деятельности народов Кавказа;

·                                 сравнивать, находя общее и отличия между русской народной музыкой и музыкой Кавказа;

·                                 научатся эмоционально реагировать на характер музыки, участвовать в её исполнении (пластическая и ритмическая импровизации)

·                     ценить и уважать традиции и культуру других народов.

Применение оборудования и инструментария:

(ТСО, ИКТ, таблицы, карточки и т. д.)

  • Презентация и фото, фрагменты видео фильмов;
  • распечатки информации о народных инструментах;
  • дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент» - раздаточный материал;
  • карточки с графическим изображением музыки;
  • шумовые и ритмические музыкальные инструменты.

Музыкальный ряд

  • «Колыбельная» из балета «Гаянэ» - А. Хачатуряна;
  • Видео фрагменты со звучанием национальных музыкальных инструментов Кавказа (саз, кяманча, зурна, дудук, дхол):
  • Музыкальные фрагменты звучания саза, кяманчи, зурны, дудука, дхола индивидуально и в ансамбле (для дидактической игры «Определи музыкальный инструмент»).
  • «Лезгинка» - народный танец Кавказа (для оркестра и танцевальной импровизации).

 

 

Ход занятия.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Исследовательские умения и навыки

1.Организационный этап.  

 

Индукция

(аудиальный индуктор)

Распределить учащихся по группам (4-5-6 человек). Пригласить обучающихся в мастерскую по построению знаний, где каждый может себя проявить в различных видах деятельности.

Предложить прослушать музыкальный фрагмент («Колыбельная» из балета «Гаянэ» - А. Хачатуряна).

 

 

Предложить совершить путешествие, озвучив тему занятия «Музыка народов Кавказа» - СЛАЙД № 1.

Распределиться по группам. Выслушать вступительное слово учителя.

 

Прослушать и проанализировать предложенный музыкальный фрагмент, создав его графическое изображение (как вариант – выбрать изображение из предложенных заготовок)

Записать тему урока в тетрадь.

 

 

 

 

 

Подбор линий, штрихов, графически отображающих характер музыки.

2.Самоактуализация

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

Рассмотреть географическое расположение Кавказа на карте мира – СЛАЙД №2, природа края – СЛАЙД№ 3,4,5,6, основное занятие населения – СЛАЙД №7, национальные костюмы – СЛАЙД №8.

Создать условия для визуального знакомства с новым материалом.

Предложить рассмотреть прослушать народную песню и определить её особенность звучания. СЛАЙД № 9.

 

СЛАЙД № 10. Искусство народных певцов-ашугов.

 

СЛАЙД №11. Представить слайд с изображением музыкальных, народных инструментов Кавказа, предложить найти общие черты с русскими народными инструментами.

СЛАЙД № с 12 по 18. Активизировать внимание ребят для дальнейшего разбора темы занятия фразой: «Оказывается, что музыкальные инструменты очень схожи с инструментами русского народа. В чём же эта схожесть и как называются эти инструменты, предлагаю познакомиться через изучение  информации в распечатках и поиск ответов на вопросы. Предложить ученикам соотнести описание инструмента с его внешним обликом и найти его на слайде.

Просмотр слайдов, знакомство с природным ландшафтом Кавказа, национальными костюмами.

Обсуждают в группах, выбирают, высказывают свое мнение.

 

 

Найти сходства (лирическая, способ песния-а капелла) и отличия в сравнении с русской народной песней движение мелодии с неустойчивыми мотивами). Вспомнить, как называли народного певца на Руси (баян).

Просмотр слайда, распределение муз. инструментов по трём группам звукоизвлечения: ударные, духовые,

струнные.

 

Индивидуальное изучение информации и выбор важной и значимой, отвечающей на вопросы анализа текста (работа в паре, групповое взаимодействие). Обсуждают в группах предложенную информацию, находят по описанию необходимый музыкальный инструмент, изображённый на слайде.

Рассматривают сравнивают, анализируют, читают, обсуждают, обобщают.

Определение и решение проблемы.

3. Самоактуализация Социализация.

 

 

 

 

Создание условий для свободного самовыражения учащихся. Организация межгруппового взаимодействия.

Выслушать ответы ребят.

Предлагаю группам проверить свои гипотезы, сравнить с правильным ответом, представленном на слайде по каждому муз. инструменту.

В момент представления группой изученного инструмента, через видео ряд познакомить детей с тембровой окраской изучаемых музыкальных инструментов.

Межгрупповое взаимодействие по обмену информацией на разных этапах социоконструкции

 

Высказываю свои предположения. Групповое обсуждение.

 

Просмотр и определение тембровой окраски музыкальных инструментов (звучат мягко, нежно, звонко, пронзительно, твёрдо, резко, тягуче и т.д.)

 

Умение анализировать и находить подходящие определения и слова.

4. Актуализа-ция «разрыв знаний» в практической деятельности.

Раздать дидактическую игру «Узнай музыкальный инструмент». Через аудио ряд воспроизвести фрагменты звучания каждого изученного музыкального инструмента как в отдельности, так и в ансамбле.

Распределить муз. инструменты по группам (их -3). Закрепление полученных знаний на практике. Слушать, анализировать и определять звучащий инструмент. Демонстрировать свой выбор поднятием карточки.

Анализ тембровой окраски инструмента.

5. Самоактуализация.

 

 

Социализация.

Предложить ученикам создать ритмическое сопровождение к музыкальному произведению данного характера. Дать послушать фрагмент для определения настроения, жанра музыки («Лезгинка»). СЛАЙД №19.

Показ ритмических рисунков по группам: 1-я– озвучивание  акцентов (бубен; рубель, коробочки) 2-я – пульсация в определённом темпе (хлопки); 3-я –ритмический рисунок (тыльная сторона карандаша или ручки); 4-я-ритмическая импровизация пальцами по столу).

Прослушать муз. фрагмент и по выразительным средствам определить жанр и характер музыки (танец). Дать определение понятию «вариация».

 

Воспроизведение ритмического сопровождения вариаций танца «Лезгинка» по группам: 1-я вариация исполняет 1-я группа – выделение акцентов; 2-я вариация – 2- группа – пульсация; 3-я вариация – 3-я группа – ритм; 4-я вариация – 4-я группа – ритмическая импровизация; 5-я вариация – объединить группы попарно 1-я+4-я и 2-я+3-я; 6-я вариация-общее исполнение.

Соотнесение музыки к определённому музыкальному жанру.

6. Самоактуа-лизация.Создание проблемной ситуации, «разрыв знаний»

Предложить школьникам подобрать из собственных ощущений и опыта, а так же, продемонстрировать  ряд танцевальных движений под музыку лезгинки.

Показать видео исполнения данного танца профессиональными исполнителями Кавказа.

Исполнение движений танца «Лезгинка», с опорой на свой практический опыт. Индивидуальное,  групповое и межгрупповое взаимодействие.

Сравнить свой вариант с образцом видео просмотра. Определить характерную особенность этого танца (страсть, энергия, воинственность, ритмичность).

Собственный жизненный опыт детей. Сравнение .

7. Итог. Рефлексия.

 

 

 

Разрыв

Осуществляю рефлексию, анализируя деятельность  групп, подвожу итоги работы в мастерской. Предлагаю ребятам продолжить начатую мною фразу «Сегодня на мастерской я….» (чувствовал себя..., понял, что…, узнала…, и т.д.).

 

Разрыв осуществляется между имеющимися и полученными знаниями: при изучении и обсуждении информации; сравнении и анализе музыки; просмотре видео ряда.

Озвучивают собственное мнение по работе в мастерской, продолжив  фразу «Сегодня на мастерской я….» (чувствовал себя..., понял, что…, узнала…, и т.д.).

Осознают, насколько интересна   и разнообразна музыка народов Кавказа. Узнают новые  музыкальные инструменты  и термины.

 

Умение анализировать собственную деятельность.

 

7. Домашнее задание.

Предложить детям дома самостоятельно просмотреть видео ролики разных вариантов исполнения этого танца.

Просмотр видео роликов разных вариантов исполнения «Лезгинки»

Ссылка в дневнике.ру

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по музыке на тему «Музыка народов

Технологическая карта урока по музыке на тему «Музыка народов

Кавказа; · научатся эмоционально реагировать на характер музыки, участвовать в её исполнении (пластическая и ритмическая импровизации) · ценить и уважать традиции и культуру других народов

Кавказа; · научатся эмоционально реагировать на характер музыки, участвовать в её исполнении (пластическая и ритмическая импровизации) · ценить и уважать традиции и культуру других народов

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Самоактуализация. Социализация

Самоактуализация. Социализация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2020
Посмотрите также: