Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)
Оценка 4.9

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Оценка 4.9
Образовательные программы +1
doc
Междисциплинарный 3
3 кл—11 кл +1
22.02.2017
Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)
Данная педагогическая разработка программы дополнительного образования "Кукольный театр" предназначена для внеклассной работы в классе или в школе.Это может быть увлеченный учитель или родитель. Тематическое планирование составлено и апробировано на действующем коллективе. Сценарии интересные, познавательные. Подобраны так, что учитываются возрастные особенности.Содержит программу,КТП, список рекомендуемой литературы
Программа школьного кукольного театра.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА                  Программы общеобразовательных учреждений «Театр 1­11 классы», рекомендованной   Главным управлением общего среднего образования Министерства образования  и науки РФ (М.:  Просвещение, 2009 год)                Кукольный театр играет большую роль в формировании личности ребёнка. Он  доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, благотворно воздействует на зрителей.                                Кукольный театр располагает целым комплексом средств. Художественные образы­ персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образного конкретного мышления младшего школьника, помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Кукла, играющая на сцене, живет для ребёнка не условно, она реальность, ожившая сказка. В отличие от персонажей телевизионных   передач   и     мультипликационных   фильмов,   она   реально   зрима   в   трехмерном пространстве и материально ощутима, присутствует рядом, её можно потрогать.                                Младшие школьники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию  спектакля. Они активно включаются  в действие,  отвечают  на вопросы,  задаваемые куклами, охотно выполняют  их поручения. Значение кукольного театра подчеркивалось и изучалось в исследованиях Т.Н.Караменко, Ю.Г. Караменко, А.П.Усовой и т.д.                                Эмоционально   пережитый   спектакль   помогает   определить   отношение   детей   к происходящему,   к   действующим   лицам   и   их   поступкам,   вызывает   желание   подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.                                Кукольный   театр   заключает   в   себе   большие   потенциальные   возможности   для всестороннего развития личности ребёнка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда  дети чувствуют  радость  и удовлетворение  от созданного ими,  если у них процесс творчества вызывает хорошее настроение.                 Кукольный театр – это ещё и целый мир новых слов, понятий, которые в обыденной жизни не   употребляются.   Это   сцена,   занавес,   кулисы,   куклы.   Знакомство   со   многими   удивительными словами и понятиями ожидает тех, кто пожелает заглянуть за кулисы. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ                             Игра  различных направлений, игра с куклой ­  одна из видов деятельности ребёнка 9 – 12 лет.   Лучше   всего   в   игре   развиваются   разные   стороны   его   личности,   удовлетворяются   многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Самый скромный ребёнок развивается и раскрывается во время игры с куклой, забывает об условностях, заявляет о себе, пробует,   на  что  способен,   начинает   верить   в   себя.   Маленькие   успехи  складываются   в  большие победы. Вот у него получился этюд с куклой, следующая ступенька – маленькая сценка. Вот он уже пробует свои возможности на публике, совсем забывая об её присутствии. Возникает первая победа, радость от того, что он может сам делать интересные постановки, у него формируется устойчивое положительное отношение к кукольному театру. Вот он уже перестаёт бояться публики, учителей на уроках и превращается в прекрасного оратора, владеющего телом, мимикой. Проходит время, и ребёнок   начинает   мыслить,   думать,   предлагать   свои   идеи.   Задача   руководителя   –   поддержать крупицы его творчества, помочь развить способности ребёнка.                     Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности. Сами того не замечая, дети становятся раскрепощёнными, уверенными в себе, и пусть у них потом изменятся интересы и мало кто из них станет актёром – сейчас они живут увлекательной, интересной жизнью.                 Кукольный театр будет жить вечно, развиваясь, совершенствуясь, и недаром на экранах телевизора мы всё чаще и чаще видим предачи с участием кукол; это не случайно – ведь кукла может творить чудеса, делать то, чего не может делать человек. Люди всегда пытались создавать себе подобных существ, которыми могли бы управлять, и не   случайно   появились   куклы   Владимира   Захарова   с   микрочипами.   Японцы   создают   различных роботов, способных скрасить их одиночество, уберечь от насилия и зла, которое заполонило мир.                                  Кукла сохраняет мир детства. Дети, как и все мы, устали от насилия на экранах телевизоров, им хочется жить весело, непосредственно, общаться с друзьями. Всё это они могут найти в кукольном театре. Каждое занятие дети учатся общаться, уважать друг друга, заботиться о малышах.                  Кукольный театр – это творческий коллектив ребят, основной деятельностью которых является   работа   с   куклой   –   постановка   этюдов,   кукольных   спектаклей,   больших   и   маленьких, разработка к ним декораций. Работа театра включает в себя выступления на концертах, разработку художественных   номеров   с   использованием   кукол,   внедрение   проектной   деятельности.   Здесь проявляется   самостоятельность   ребят,   их   творчество.   Задача   педагога   –   правильно   направить деятельность детей, поддержать талант, помочь сделать чертёж или выкройку.                   Изготовление кукол – это творческий процесс; каждая кукла, созданная руками детей, уникальна. Конструкция кукол совершенствуется год от года, учитываются ошибки   предыдущих конструкций.   В   этом   может   помочь   знакомство   с   деятельностью   труппы   кукольного   театра «Терлямы» города Братска.                                   Основная  цель учебного процесса в кукольном театре – формировать навыки сотрудничества,   творчества,   эмоциональной   гибкости,   коммуникативности,   самопрезентации, самореализации через занятия, постановку спектаклей, проектную деятельность.                                Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата: раскрепощённый, общительный человек, владеющий словом и телом, готовый к творческой деятельности в любой области. Программа занятий кукольного театра «КУКУНЯ» разработана на основе:            Программы общеобразовательных учреждений «Театр 1­11 классы», рекомендованной   Главным управлением общего среднего образования Министерства образования  и науки РФ (М.:  Просвещение, 2009 год). ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ  ИХ  ПРОВЕРКИ                                  В процессе обучения учащиеся не получают прямых оценок своей   деятельности. Наградой   за   старание   служит   радость   от   выступления   перед   публикой,   мнение   окружающих   о спектакле, художественном номере. Причём важна не только оценка в целом, но индивидуальная оценка каждого участника – как он понравился окружающим.   В подростковом возрасте главная ценность – мнение ровесников, одноклассников, и потому умение удивить и увлечь их – главная задача   ребёнка.   После   премьеры   спектакля,   художественного   номера   интересно   проходит рефлексия,   где   каждый   ребёнок   высказывает   своё   мнение   о   том,   что   у   него   получилось   очень здорово,   а где нужно ещё подтянуться. Поэтому необходима организация видеосъёмки премьеры спектакля и сбор как можно большего количества мнений зрителей, педагогов, родителей. Младших школьников   можно   попросить   нарисовать   самого   понравившегося   сказочного   персонажа,   а воспитателей детских садов – записывать интересные высказывания детей.                  Во время просмотра премьеры спектакля необходим подробный анализ положительных моментов и недочётов, при этом подчёркиваются позитивные стороны каждой ситуации.                  Поэтому внешним результатом деятельности будут следующие формы работы: 1. Показ спектаклей, художественных номеров; 2. Участие в школьных, городских, региональных  выставках –  экскурсиях 3. декоративно­прикладного искусства; 4. Участие в школьных, городских, региональных  конкурсах и  фестивалях детского  творчества  искусства. Внутренним результатом деятельности станет развитие устойчивых личностных качеств детей. Это: 1. Навыки сотрудничества; 2. Навыки самопрезентации; 3. Творческая активность; 4. Стремление к самореализации; 5. Эмоциональная гибкость; 6. Трудолюбие; 7. Толерантность; 8. Способность к адекватной самооценке; 9. Формирование   совокупности     компетентности   учащихся:   интеллектуальной,   личностной, коммуникативной, рефлексивной, креативной, эмоциональной. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА  3  ГОДА № п/п Наименование  предмета 1­й год 2­й год 3­й год Всего часов Проектная деятельность теори я 2 практик а 5 теори я 2 практик а 5 теори я 1 практик а 2 теори я 1 2 2 3 1 1 10 10 15 10 2 1 1 2 2 1 10 9 12 15 3 1 4 1 4 1 1 1 1 2 1 1 1 9 9 9 9 9 2 5 4 1 1 1 1 практика 3 3 3 2 4 68 68 68 20 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Сценическая  речь Театральная  игра Ритмопластика Кукловождение  Работа над   кукольным  спектаклем Прикладное  творчество Основы  театральной  культуры Индивидуальная работа Выбор  проблемы,  планирование  работы 10 Культура  общения                           итого СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ                   I  раздел – «Сценическая речь» ­  объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же отдел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Упражнения и игры из этого раздела должны помочь   детям   сформировать   правильное,   четкое   произношение,   научить   точно   и   выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон и силу голоса, темп речи), а также   развивать   воображение,   умение   представить   то,   о   чем   говорится,   расширить   словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.                     Детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плеч, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. В зависимости от поставленной задачи акцент делается  то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на  интонацию или высоту звучания.                 Чтобы голос звучал свободно , необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. В предложенной артикуляционной   гимнастике использованы   известные   для развития мышц губ, челюсти и языка. Свобода звучания голоса непосредственно связана с положением, когда смыкание связок   совпадает   с   началом   выдоха.   Больше     внимания   нужно   уделить   работе   над   дикцией, диапазоном   звучания  и   силой  голоса,  темпом  речи   и  т.п.  все  эти  компоненты   речи  прекрасно тренируются   на   скороговорках   и   стихотворениях,   без   использования   специальных   актёрских тренингов. Дети должны понять, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то постепенно повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать стихотворение от имени тех или иных сказочных героев.                                  С точки зрения исполнительской деятельности важно научить детей пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито. А так же удивленно,  таинственно, восхищенно, жалобно,  тревожно,  презрительно,  осуждающе и тому подобное.                   Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ни подразумеваем выделение   отдельных   слов   во   фразе,   определяющих   её   смысл   и   выразительность.   Когда   дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворением или сценарием будущего спектакля   надо   будет   обратить   их   внимание   на   ключевые   слова   в   отдельных   фразах   и предложениях, выделять их.                 В разделе «Сценическая речь» включены творческие игры со словами. Они развивают воображение   и   фантазию   детей,   пополняют   словарный   запас,   учат   вести   диалог   с   партнером, составлять   предложения   и   небольшие   сюжетные   рассказы.   Их   необходимо   связывать   со специальными театральными  играми (на превращение; на действия с воображаемыми предметами и т. п.).                II раздел – «Театральная игра» ­ подготовительный этап к репетициям спектакля, направленный на формирование в ребёнке  готовности к творчеству. Здесь развиваются такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего   мира,   воображение   и   фантазия,   которые   являются   условием   для   любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребёнка   ориентироваться в окружающей обстановке,   развивать   произвольную   память   и   быстроту   реакции,   воспитывать   смелость   и находчивость,   умение   согласовывать   свои   действия   с   партнерами,   активизировать мыслительный процесс в целом.                   Игра помогает ребёнку сосредоточится, снять зажимы, учит внимательно слушать друг друга, понимать смысл происходящего, отвечать на вопросы, зачем и для чего он выходит на сцену. Она направлена не столько на приобретение  ребёнком профессиональных умений и навыков,   сколько   на   развитие   игрового   поведения,   эстетического   чувства,   способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.                                Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры (упражнения с предметами; этюды; игры на превращения; игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий).                         Задача театральных игр – расшевелить детей, им обрести на сцене все те качества,  которыми в избытке обладают   в   реальной   жизни, все они строятся согласно нескольким принципам:  игрового самочувствия;    от простого к сложному; от элементарного фантазирования к созданию образа.                В любом упражнении желательно выделять и фиксировать трехчастную структуру, это помогает детям впоследствии освоить основной композиционный закон: начало – середина – конец.   На   языке   драматургии   это   завязка,   кульминация   и   развязка.   На   языке   движения: фиксация – откат – посыл. На языке актёрского мастерства: увидел – оценил – действую. Эта триада,    в идеале,  должна  войти  в привычку, зафиксироваться  на уровне  подсознания  или мышечных реакций. Выполняя любое действие, отдельный актёр или весь актерский ансамбль должен проходить эти три стадии последовательно, не пропуская ни одной – как на уровне элементарного физического движения, так и на уровне исполнения целой пьесы. В жизни мы никогда не опускаем звеньев этой триады: сначала что­то узнаем, потом принимаем решение и, наконец, действуем, на сцене этому надо учиться заново.                                                    III  раздел – «Ритмопластика»  ­ включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей школьников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие  свободы и выразительности  телодвижений,  слияние  актера с куклой.                         Узнать язык своего тела ребёнку помогут занятия ритмопластикой. Ребёнок  выполняет  определённые   упражнения,   игры   под   музыку,   потом   эти   же   движения   старается   перенести   на куклу, пытается слиться с куклой. Не зная сначала её характера, манеры говорить, он «выжимает» из неё максимум движений,  испытывает, на что способна данная кукла.  Причем каждый раз кукла меняется;   ребёнок   испытывает   новую   куклу,   знакомится   с   её   особенностями.   Занятие ритмопластикой с куклами помогает «зажатым» детям открыться. Порой они забывают, что это не кукла выделывает определенные «зигзаги удачи», а они сами. Особенно интересные  пластические образы     возникают   под влиянием  музыки.  Различные   по характеру  и  настроению  музыкальные произведения  стимулируют  фантазию  ребёнка,  помогают  творчески   использовать   пластическую выразительность.  Помочь ребёнку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела, слиться с куклой   можно   с   помощью   разнообразных   ритмопластических   упражнений   и   игр.   Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:     развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, выносливости); развитие пластической выразительности  (ритмичности, музыкальности, быстроты реакции,       координации движений); развитие воображения (способность к пластической импровизации с куклой).                  Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У детей отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение   («зажим»)   всех   или   отдельных   групп   мышц   и   как   излишняя   разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков,   необходимы   специальные   упражнения   в   попеременном   напряжении   и   расслаблении различных   групп   мышц,   вплоть   до   полного   расслабления   всего   тела   лежа   на   полу. Ритмопластические   упражнения     развивают   гибкость   и   умение   владеть   своим   телом   и представляют   собой   задания,   несущие   «художественно   ­   смысловой   образ»,   затрагивающий эмоциональный мир ребёнка.           IV раздел ­ «Кукловождение» ­ дети знакомятся с различными видами кукол (верховые: перчаточные, тростевые; марионетки, планшетные и т.д.), их устройством, и понимают, что система управления куклами напрямую  зависит от их конструкции. Существуют общие правила ведения  кукол, которые дети отрабатывают на занятиях. Главная задача раздела – не только познакомить  детей с     различными видами и устройствами кукол, но и добиться гармоничного слияния с  куклой. При отработке упражнений с куклами желательно использовать знакомые приёмы и  игры  для детей, в которые они уже умеют играть, тогда ребёнку легче понять смысл движений и жестов  куклы. Важно, чтобы ребёнок не просто «махал» на сцене  куклой, а  понимал значение каждого жеста, знал основные правила работы с куклой. Тогда кукла оживёт в его руках и «заговорит»  образно и выразительно.                    Жесты – важное средство выразительности  при работе с куклой. Ребёнок не только должен знать основные правила вождения куклы, но и применять их на практике. И ещё.  Кукла может делать то, чего не может делать человек, и наоборот, человек не может делать то, что   может   делать   кукла.  Простое,   но   самое   главное   и   необходимое   для   работы   с   куклой правило, оно зависит от устройства куклы, и поэтому при работе с ней всегда надо «выжимать» максимум движений и возможностей. Например, в любом состоянии у человека  действует мимика, а у куклы её нет. Зато в волшебных сказках куклы могут летать, легко превращаться в любые предметы,   поворачивать   голову   на   180­360   градусов   и   вытворять   всевозможные   недоступные человеку   движения.   Необходимо   показать   ребёнку,   что   театр   кукол   находится   в   постоянном движении, и потому любой предмет может «ожить»  и заговорить голосом актёра, будь то книга или шарфик. Здесь действует принцип «все может быть всем».                  Ребёнок сам находит ответы на вопросы: что же такое театр кукол, в чем сила куклы?                    Vраздел ­  «Работа над кукольным спектаклем» ­ большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился не только педагогу, но и ребятам. Идет чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, в кто антагонист, кто соратник,  а кто объект;  что они делают и для чего это необходимо;    что такое конфликт,   для чего он нужен. Ребёнок усваивает  основную конструкцию  спектакля: завязка – кульминация – развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие – промежуточными.  Это помогает определить задачу, сквозные действия, жанр спектакля. Анализ пьесы помогает в создании речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени говорят об этом говорят. Если нет музыкального руководителя, следует обратиться за помощью к учителю музыки, чтобы он помог с музыкальным оформлением спектакля, подобрал готовые фрагменты, используя различные звуки. В  этот раздел входят также репетиции  (по эпизодам, монтировочные, генеральные, прогоны) и показ спектакля   (премьера,   участие   в   фестивалях,   конкурсах,   гастроли   по   другим   школам,   детским садикам).                   Вторая жизнь кукол (участие в выставках, конкурсах).                  VI раздел ­  «Прикладное творчество» ­   после анализа пьесы идет выбор системы кукол для спектакля. Здесь помогает метод «мозгового штурма». Дети предлагают, спорят, какой конструкцией кукол лучше воспользоваться, как сделать декорации и какие. По желанию дети рисуют по очереди  свои  варианты  декораций,  кукол на доске, тут же исправляют,  добавляют, доказывают,     как   сделать   лучше.   На   следующем   занятии   снова   обсуждают,   дополняют   более обоснованно. Затем, придя к тому или иному варианту решения проблемы, начинают разрабатывать эскизы кукол, декорации в цвете. Эскиз дает возможность лучше представить себе куклу, её типаж, цвет, фактуру и форму костюма. Легче сделать несколько эскизов, чем сшить костюм наугад и не добиться желаемых результатов.  Можно посмотреть литературу по истории костюма.                   Костюм куклы должен решаться лаконично, без лишних деталей, которых зритель может даже не заметить. Необходимо научиться видеть куклу как единое целое, как одно цветовое пятно или геометрическую форму. Цвет костюма должен гармонировать с фоном,  и подбирать его надо так, чтобы кукла выгодно смотрелась, не терялась на сцене. Проверять это надо при подходящем освещении и на расстоянии. После выполнения эскизов начинается разработка выкроек, подбор материала,   инструментов   и   приспособлений,   проводится   инструктаж   по   технике   безопасности, рассчитывается себестоимость изделия.                  VII раздел ­  «Основы театральной культуры» ­ содержание этой главы знакомит детей   с   основными   понятиями   и   терминологией   театрального   искусства,   носит   практический характер,   то   есть   происходит   во   время   игр,   работы   над   пьесой,   просмотра   видеозаписей спектаклей. Нет смысла строго требовать усвоение всего материала каждым ребёнком;  достаточно того,   чтобы   дети   понимали   педагога,   использующего   театральные   термины,     и   постепенно пополняли   свой   словарный   запас.   Знания   они   получают   в   ходе   театральных   игр,     диалогов   с педагогом в виде вопросов и ответов.                    На театральных занятиях  и репетициях  педагог расширяет и систематизирует знания детей  о театре в соответствии с их возрастом. Данная глава включает рассмотрение пяти основных тем.                      Особенности театрального искусства. Необходимо объяснить детям, что театр использует  и  объединяет  другие  искусства  –  литературу,  живопись,   музыку,  хореографию.   Но главное в кукольном  театре – это кукла.  Можно использовать высказывание В.И.Немировича – Данченко:  «Вы можете построить   замечательное   здание,   посадить   великолепных   директоров   и   администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актёра, постелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актёр – царь «сцены».                 На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, так  как создается усилиями     всех   участников   творческого   процесса,   и,   в   отличие   от   произведений   живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и поддержке зрителей.                  Различные виды театрального искусства. Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели видеозаписи спектаклей   кукольного   и   драматического театров, отрывки из балетных,   оперных   спектаклей.   Затем   им   предлагается   поставить   хорошо   знакомую   сказку, например «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный.                   Рождение спектакля. Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и зрителей.                  Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».                Театр снаружи и внутри. Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, ­ недаром театр называют   «храмом   искусства».     Знакомство   происходит   при   рассмотрении   фотографий   или иллюстраций   с изображением  известных  театров  (Большого,  Малого,   МХАТа,   Музыкального детского).                Культура поведения в театре.  Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идём в театр» и др. можно познакомить детей с воспоминаниями известных деятелей культуры о первом посещении театра (К. Станиславского, Г, Улановой, Н. Сац, и др.)                               Знакомство с историей развития кукольных театров в России.  Здесь уместно использовать   интернет   –   ресурсов,   видеоматериалов   областных   фестивалей   кукольных самодеятельных театров, видеозаписей телепередач.                VIII раздел ­  «Индивидуальная работа» ­ работа над образом.  Она  может строиться по   нескольким   направлениям.   Например,   необходимо   отработать   музыкальное   оформление спектакля под фонограмму, где солируют один или два ребёнка. Естественно, это надо делать в тишине, когда никто не мешает ребёнку сосредоточиться.  Ил при работе над словесным образом героя,     когда   ребёнок   сомневается,   как     правильно   расставить   логическое   ударение,   найти необходимый   стиль,   тон   поведения   героя,   как   сделать   первый   шаг.   Дать   толчок   в   нужном направлении помогают индивидуальные занятия. Если ВОв время работы над созданием какого – либо персонажа не   получается разработка   определенной выкройки, то здесь тоже   необходима индивидуальная работа. Ведь каждый экземпляр созданной нами куклы ­  эксклюзивный вариант. Наполнителями для кукол может служить не только набивной материал, но и пластиковые бутылки и т.д. Особенности кукловождения.  Здесь иногда приходится работать с выдающимися экземплярами кукол. Придумали, создали, а   «выжать»   из куклы все её возможности помогает лишь  сосредоточенная работа, когда никто не мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении куклы требуют только индивидуального подхода. Как создать единственную в своём роде Жар – птицу, чтобы она не только покорила сердца зрителей своей красотой, но и работать «как  живая»?  После «мозгового   штурма»     и   кучи   эскизов   всё   равно   необходимо   сосредоточиться,     чтобы   выбрать правильное решение,  разработать необходимые выкройки, ­ опять без  индивидуальной работы не обойтись.                                  IX  раздел ­   «Проектная деятельность» ­  формирование  интеллектуальных, личностных,   коммуникативных,   деловых,   технических   компетентностей   происходит   в   процессе проектной   деятельности.   Самая       главная   проблема   для   руководителя   –   как   помочь   ребёнку достичь   его   цели   и   при   этом   самому   остаться   незаметным,   ненавязчивым,   не   дать   угаснуть интересу. Не все дети могут создавать грандиозные проекты, быть публичными людьми, но  и  им хочется сделать что­то доброе, пусть не всем заметное, но своими силами, своими руками. Как быть педагогу в такой ситуации? Новые формы работы с детьми  порождают новые проблемы.  К сожалению, современное общество ещё не готово к таким глобальным   переменам в воспитании подрастающего поколения. Его тоже надо воспитывать, учить отвечать за свои обещания.   Как быть, когда отсутствуют  ресурсы и нет финансовой поддержки? В таких условиях темой проектов может стать разработка маленьких витражей, кукол к спектаклям.                                        Дети учатся собирать и анализировать информацию, изучают нормативную базу, проводят социологические  исследования, рассчитывают экономическое обоснование проекта, его реалистичность. Занимаются социальной перепиской, взаимодействуют с властными структурами. Занимаются прикладным творчеством. Выполняют практическую и  теоретическую части проекта. Разрабатывают эскиз изделия, выкройки. Учатся подбирать материал, выполнять детали работы. Смётывают,   стачивают,   наполняют,   соединяют   детали,   декоративно   оформляют   изделия   и получают эксклюзивный вариант куклы («Я могу быть волшебником…»)                    X раздел. «Культура общения».  Это раздел направлен на различные формы общения между   детьми,   на   развитие   внутреннего   мира   ребёнка   путем   проведения   театральных   игр   в непринужденной   дружеской     на   развитие   сопереживания,   умение   понимать психическое   состояние   партнера   (эмпатия),     на   развитие   способности   к   самоуглублению,   к имитации мыслей партнера (рефлексия), расширение эмоционального спектра личности. Задачей этого раздела является  также моделирование межличностных отношений,  развитие способности к адаптации в различных ситуациях, воспитание коллективизма,  социализация ребенка.    обстановке,     И с п о л ь з о в а н и е о б р а з о в а т е л ь н ы х     т е х н о л о г и й                                 Использование  театральных образовательных технологий (смотри таблицу  ниже) помогает   формировать   у   детей   волю,   целеустремлённость,   трудолюбие,   воспитывать художественный   вкус,   умение   различать   красивое   и   безобразное.   Дети   учатся   анализировать произведения, повышается их общий интеллектуальный уровень. О б щ и е   п е д а г о г и ч е с к и е   п р и н ц и п ы                      В  работе над программой используются следующие педагогические принципы:     принцип поэтапного углубления знаний ( от простого к сложному); принцип комплексного  развития (взаимосвязь разделов программы); принцип учета индивидуальности каждого ребёнка (педагог учитывает психологические           особенности детей при обучении); принцип совместного творческого поиска в педагогической деятельности;   принцип положительной перспективы при оценке созданного (критиковать, подчеркивая           крупицы  интересного, давая идею их развития); принцип личностной оценки каждого ребёнка без сравнения с другими детьми, помогающий        детям почувствовать свою неповторимость и значимость для группы.       Интегрированные театральные занятия, объединённые определённым сюжетом, проводятся со                  всей группой.  В них используются упражнения и игры из разных разделов программы. Технология,  метод, прием Мозговой  штурм Технология творческой групповой работы Личностно­ ориентированное  обучение Проектно­ исследовательска я технология Здоровье ­ сберегающие технологии ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ Образовательные события Показатели эффективности реализации Разработка сценария,  художественного номера Постановка спектаклей,  художественных  номеров,  разработка проектов. Участие в фестивалях, конкурсах Разработка и защита проектов: «Волшебные куклы»,   «Подготовка  к мероприятию» и  пр. Исследования режимных  моментов школы, санитарно­ гигиенических условий и  требований к занятиям, классному помещению Умение составлять и разрабатывать   художественные номера, спектакли Умение работать в группе, научиться видеть  и уважать свой труд и труд своих  сверстников, давать адекватную оценку и  самооценку своей деятельности и  деятельности других; формирует  толерантное  отношение к окружающим Умение выразить свои мысли; доводить  начатое дело до конца; умение передать  характер и образ героя через выразительные  средства кукольного театра Умение разрабатывать эскизы, выкройки  кукол, декораций. Умение  распределять  обязанности, подготовить и защитить  авторский или групповой проект Стремление вести и пропагандировать  здоровы образ жизни Информационные технологии Создание слайдовых презентаций; использование Интернет­ресурсов; создание фонограмм к спектаклям Технология  развивающего  обучения Постановка художественных  номеров Умение разрабатывать мультимедийные  презентации, использовать  Интернет­ ресурсов; создание фонограмм к спектаклям Умение ориентироваться в пространстве у  детей школьного возраста                    Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов,  направленных на развитие психомоторных эстетических способностей   детей.   Театральная   игра   –   это   шаг   к   искусству,   начало   художественной деятельности.                 Театральные игры рассчитаны на активное участие ребёнка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником творческого процесса. Новые знания преподносятся   в   виде   проблемных     ситуаций,   требующих   от   детей   и   педагога     активных совместных поисков.  Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь  продуктивного  результата  через  коллективное   творческое  дело.   Занятия  проводятся  в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.    Условия реализации программы зал для репетиций; 1. 2. комната для хранения кукол, костюмов, декораций; 3. сцена для постановки спектаклей, художественных номеров; Оснащение кабинета: 1. мебель (шкафы, столы, стулья); 2. магнитофон; 3. утюг; 4. гладильная доска; 5. ножницы, иглы, нитки; 6. ткани для изготовления кукол, декораций, костюмов; 7. швейная машина; 8. ватман, краски, кисти; 9. методическая литература для детей, родителей, педагогов; 10. куклы, костюмы, декорации. Структура программы. 1 год №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19 Название темы Кол­во  часов Что такое театр? Какие бывают куклы?   1 ч. Правила поведения за ширмой. Правила поведения в театре.                                  1 ч. Верховые куклы, их создание. Материалы для создания кукол.                              2 ч. 8 ч. Создание перчаточных кукол. Лепка голов, папье­маше. Создание кукол. Грунтовка 6 ч. Создание кукол. Работа с красками и гуашью, покрытие лаком.                             2 ч. 4 ч. Как оживают куклы. Правила ведения  перчаточных кукол.                                   5 ч. Работа над сказкой «Змей Еремей» Работа над сказкой «Репка» замена  «Как баба Яга училась соблюдать ПДД» 10 ч. 2 ч. Работа  над речью 1 ч. Демонстрация спектакля Работа над  сказкой «Теремок» 9 ч. 2 ч. Создание декорации «Теремок» 2 ч. Работа  над речью 1 ч. Демонстрация спектакля Работа над пьесой «Мужик и медведь»,  «Секреты здоровья» 8 ч. 3 ч. Создание декорации 2 ч. Работа  над речью Демонстрация спектакля 1 ч.                                                                     Итого: 68часов КАЛЕНДАРНО ­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по  кукольному театру « Кукуня» Класс  4­6  Педагог дополнительного образования   Нагорная Наталья Владимировна Количество часов: всего 68  часов; в неделю 2 часа. Планирование составлено на основе: Программы общеобразовательных учреждений «Театр 1­11 классы» рекомендованной Главным управлением общего среднего образования Министерства образования и науки  РФ (М.: Просвещение, 2009 год).                                                                                                                             программа Наименование разделов и тем № п/п 1 Что такое театр? Какие бывают куклы?   2 Правила поведения за ширмой. Правила поведения в театре.      3 Верховые куклы, их создание. Материалы для создания кукол.  4 Реставрация  перчаточных кукол. Ремонт одежды. 5 Русские народные игрушки  в устном творчестве 6 Малые жанры в устном народном творчестве 7 Как оживают куклы. Правила ведения  перчаточных кукол.        8 Создание декорации к сказке  «Змей Еремей», «Как собака  друга искала» 9 Музыкальное оформление сказок. 10 Создание декорации к сказке «Змей Еремей» 11 Работа над сказкой «Змей Еремей» 12 Работа  над речью. 13 Демонстрация спектакля. 14 Работа над  сказкой «Репка»/ Замена ««Как баба Яга училась соблюдать ПДД» 15 Работа над  сказкой «Как баба Яга училась соблюдать ПДД» 16 Работа над  сказкой «Как баба Яга училась соблюдать ПДД» 17 Работа над сказкой «Мужик и медведь» 18 Работа  над речью в сказке «Мужик и медведь» 19 Работа над сказкой «Теремок» 20 Создание перчаточных кукол. Лепка голов лягушки, петуха,  ежика. Замена    «Девочка и 10 друзей» 21 Работа над сказкой «Теремок». Замена «Девочка и 10 друзей» 22 Создание кукол  лягушки, петуха, ежика. Замена «Девочка и 10 друзей» 23  Создание кукол лягушки, петуха, ежика.  24 Работа над сказками «Теремок» и «Мужик и медведь» Замена  «Девочка и 10 друзей» 25 Демонстрация спектакля «Репка», «Мужик и медведь», «Теремок»   Замена «Девочка и 10 друзей» 26 Работа над пьесой  «Репка на новый лад».  Замена Всего часов Предполагаемая дата   1 1 2 2 2 2 4 5 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 «Девочка и 10 друзей» 27 Работа  над речью.  Замена  «Девочка и 10 друзей» 28 Создание декорации, подготовка костюмов 29 Работа над сказкой «Репка на новый лад» Замена  Демонстрация сказки «Девочка и 10 друзей» 30 Работа над сказкой «Репка на новый лад» с музыкальным  оформлением. 31 Демонстрация спектакля «Репка на новый лад» 32 Работа над сказкой «Секреты здоровья». Работа над речью. 33 Создание декораций. 34 Работа над сказкой. Музыкальное оформление. Демонстрация сказки «Секреты здоровья» 2 2 2 2 2 2 2 2 Итого: 68ч 2  год  №   п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12 13. 14. 15. 16. 17. Название темы  Правила поведения в театре.   Материалы необходимые для создания кукол.                                                           Как уберечься от травм.  Тростевые и  эстрадные куклы.  Работа с куклой. Читка сценария «Теремок». Правила поведения за ширмой.  Работа над ролью. Работа по сценарию «Теремок». Музыкальное оформление сказки «Теремок»  Реставрация декорации к сказке «Теремок»  Демонстрация спектакля.  Работа над  сказкой «Пых­пых»  Работа над сказкой  «Колобок»   Реставрация  декораций к сказке «Колобок»                         Демонстрация спектаклей  «Теремок», «Пых­пых» и «Колобок» для начальной  школы Демонстрация спектакля «Теремок», «Пых­пых» и «Колобок»для детских  садов  №61, 57.  "В гости в Простоквашино" ­ мюзикл "Репка" по мотиву русской народной  сказки.  Реставрация кукол  Итоговое занятие Кол­во  часов 1 ч. 2 ч. 1 ч. 4 ч. 2 ч. 8 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 8 ч. 10 ч. 2 ч. 4 ч. 2 ч. 12 ч. 2 ч. 2 ч. Итого: 68ч                                                                                                                                                             № п/п 1 Правила поведения в театре.   Наименование разделов и тем (за кулисами)                                                                                     2 Как уберечься от травм. 3 Материалы необходимые для создания кукол.                              4 Тростевые и  эстрадные куклы.   Знакомство. Всего часов Предполагаемая дата   1 1 2 2 5 Работа с куклой. Работа по сценарию сказки «Как собака друга искала» 6 Работа по сценарию сказки «Как собака друга искала» 7 Работа по сценарию сказки «Как собака друга искала» 8 Музыкальное оформление сказки 9 Реставрация декорации к сказке «Как собака друга искала» 10 Работа над сказкой «Как баба Яга в город летала» 11 Работа над сказкой «Как баба Яга в город летала» Прогон. 12 Работа над сказкой «Как баба Яга в город летала»  Музыкальное оформление 13 Работа над сказкой «Как баба Яга в город летала» 14 Работа над  сказкой «Пых­пых» 15 Работа над  сказкой «Пых­пых» 16 Работа над сказкой «Колобок» 17 Работа  над речью в сказке «Колобок» 18 Работа над сказкой «Колобок» 19 Работа над сказкой «Колобок» 20 Работа над сказкой «Колобок» 21 Реставрация декораций к сказке «Колобок». 22 Работа над сказками «Теремок», «Пых­пых» и «Колобок» 23  Демонстрация спектакля  «Теремок», «Пых­пых» и «Колобок» 24 Демонстрация спектакля  «Теремок», «Пых­пых» и «Колобок» 25 "В гости в Простоквашино" ­ мюзикл "Репка" по мотиву  русской народной сказки. 26 Создание декорации, подготовка костюмов 27 Работа над текстами и музыкальным исполнением 28 Работа над сказкой «В гости в Простоквашино" ­ мюзикл  "Репка" по мотиву русской народной сказки. 29 Работа над сказкой «В гости в Простоквашино" ­ мюзикл  "Репка" по мотиву русской народной сказки. 30 Работа над сказкой «В гости в Простоквашино" ­ мюзикл  "Репка" по мотиву русской народной сказки. 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 31 Реставрация кукол. 32 Реставрация кукол. 33 Реставрация кукол. 34 Итоговое занятие 2 2 2 2 68ч Итого:   Название темы 3 год Правила поведения в театре.  Материалы необходимые для создания кукол по технологии мягкой игрушки. Шитье голов по выкройке №   п/п 1. 2. Кол­во  часов 1 ч. 1 ч. 2 ч. Шитье куклы Сборка кукол Работа над пьесами  «Дружная семейка», «Мой друг Крокодил» Создание декораций. Работа над речью Демонстрация пьес. Работа над пьесой «Как Хрюша готовился ко Дню Защитника Отечества» Создание декораций Работа над речью Демонстрация пьесы. Работа  над пьесой к Новому году. Создание декораций Работа над речью Демонстрация пьесы Работа над пьесой «День рождения в Детской больнице г.Братска. Создание декораций Работа над речью Демонстрация пьесы. Итоговое занятие 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Итого: 4 ч. 2 ч. 9 ч. 4 ч. 2 ч. 1 ч. 2ч 2ч 2ч 2ч 9 ч. 4ч. 2 ч. 1 ч. 12 ч. 2ч. 2 ч. 1 ч. 1 ч. 68 № п/п 1 Правила поведения в театре. Наименование разделов и тем (за кулисами) 2 Материалы необходимые для создания кукол. 3 Материалы необходимые для создания кукол. Как уберечься от травм. 4 Создание кукол по технологии мягкой игрушки 5 Создание кукол по технологии мягкой игрушки       6 Работа над пьесами «Дружная семейка», «Мой друг  Крокодил» 7 Работа над пьесами «Дружная семейка», «Мой друг  Крокодил» 8 Работа над пьесами «Дружная семейка», «Мой друг  Крокодил» 9 Работа над текстами  «Дружная семейка», «Мой друг  Крокодил» и музыкальным  исполнением 10 Работа над текстами «Дружная семейка», «Мой друг  Крокодил» и музыкальным исполнением 11 Работа над текстами «Дружная семейка», «Мой друг  Крокодил» и музыкальным исполнением 12 Генеральная репетиция спектаклей пьесами «Дружная  семейка», «Мой друг Крокодил» Демонстрация спектаклей перед начальной школой 13 Работа над пьесой к Новому году совместно с воспитанниками  фонда «Единство» 14 Работа над пьесой и музыкальным исполнением Всего часов Предполагаемая 1 1 2 2 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 дата 03.09  03.09 10.09 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 22.10 12.11 19.11 26.11 03.12 10.12 15 Работа над пьесой и музыкальным исполнением. Создание декораций. 16 Работа над пьесой и музыкальным исполнением. Создание декораций. 17 Генеральная репетиция. Проведение праздника в фонде «Единство». 18 Работа над спектаклем «Как Хрюша готовился ко Дню  Защитника Отечества» 19 Работа над спектаклем «Как Хрюша готовился ко Дню  Защитника Отечества» и музыкальным исполнением. Создание декораций. 20 Работа над спектаклем «Как Хрюша готовился ко Дню  Защитника Отечества» и музыкальным исполнением. Создание декораций. 21 Работа над спектаклем «Как Хрюша готовился ко Дню  Защитника Отечества» и музыкальным исполнением. Создание декораций. 22 Генеральная репетиция. Проведение праздника для детских садов № 61,57. 23  Работа над пьесой «День рождения в Детской больнице  г.Братска. 24 Работа над пьесой «День рождения в Детской больнице  г.Братска. 25 Работа над пьесой «День рождения в Детской больнице  г.Братска. 26 Работа над пьесой «День рождения в Детской больнице  г.Братска. 27 Работа над пьесой «День рождения в Детской больнице  г.Братска. 28 Выступление с пьесой «День рождения в Детской больнице  г.Братска. 29 Работа над пьесами к отчетному концерту. 30 Работа над пьесами к отчетному концерту. 31 Работа над пьесами к отчетному концерту. 32 Работа над пьесами к отчетному концерту. 33 Работа над пьесами к отчетному концерту. Отчетный  концерт. 34 Итоговое занятие. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 68ч 17.12 24.12 28.12 14.01 21.01 28.01 04.02 11.02 18.02 25.02 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 15.04 22.04 29.04 06.05  13.05 20.05 Список литературы рекомендуемой и используемой для детей 1.   «Технология   обработки   ткани»   учебное   пособие   для   учащихся   общеобразовательных учреждений. Чернякова В.Н.; М. Просвещение  1989 год. 2.   «Мягкие   игрушки,   куклы   и   марионетки»     перевод   с   английского   А.С.   Трошина,   Москва, Просвещение, 1979год. 3.    «Семья и школа»  Ж. № 10­ 1994, № 3 ­ 1994, № 8 ­ 1994, № 9 ­ 1994, № 5 ­ 1994, № 7 ­ 1995, № 10 ­ 1996. 4.    Календарь 2010. Рукоделие. 5.  Деммени Е. «Школьный кукольный театр»    Л; Детгиз ­ 1960. Список литературы рекомендуемой и  используемой для учителя 1.«Вторая жизнь вещей» под. Ред. П.Р. Атупова  1989 год. 2. Деммени Е. «Призвание ­ кукольник»  Л;  Искусство , 1986. 3  Калмановский Е. «Театр кукол, день сегодняшний»  Л; Искусство, 1977. 4. Королев М. «Искусство театра кукол»  Л;  Искусство , 1973. 5. Образцов С.  «Актер с куклой» Кн. 1. ­ М; Л; Искусство , 1973. 6. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» ­ М; Просвещение, 1993. 7. Федотов А. «Секреты театра кукол» ­ М; Искусство, 1963. 8.  Смирнова Н.И. «Оживают куклы» ­ М; Дет. Лит. , 1982.

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный театр" (3-6 класс)

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Кукольный  театр" (3-6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017