Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс
Оценка 5

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Оценка 5
Образовательные программы
doc
Междисциплинарный 5
Все классы
22.02.2017
Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс
Программа «Народное пение и детский календарный фольклор» разработана с опорой на программы, опубликованные в программно-методическом пособии «Фольклор- музыка- театр» для педагогов дополнительного образования, работающих со школьниками, под редакцией С.И. Мерзляковой в серии «Воспитание и дополнительное образование детей»: «Горенка» М.В. Хазовой и программа «Оберег» Е.Г. Борониной, а так же на основе примерной программы по музыке Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.), авторской программы по музыке Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной «Просвещение», 2011г.Содержит программу, КТП.
Программа Народное пение и детский каледарный фольклор.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования МО «Рассмотрено» Заседание НМС Зам.директора по НМР  «Утверждено» Приказ №       от  Директор  Авторская адаптационная педагогическая разработка «Народное пение» Программа дополнительного образования  для обучающихся 1­4  классов                                                                                                                                Автор разработки:                                                                               Нагорная Н.В.,                                                                               Педагог дополнительного образования                                                                                МБОУ «СОШ №31 им.А.П. Жданова»,                                                                                первая квалификационная категория                                                                                 г. Братск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Народную песню нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребёнка. Как и родная речь, она должна присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста, только в том случае ребёнок вырастет здоровым нравственно.   Параллельно   нравственному   воспитанию   идёт   развитие   музыкальных способностей.                   Детский календарный фольклор ­ одна из самых поэтических страниц детского творчества, так как  он связан с образами природы, природными явлениями, он приучает детей видеть     поэзию окружающей природы, относиться к ней трепетно. От взрослого детский календарный фольклор отличается тем, что в его основе, прежде всего, лежит игра. Игра является важным средством полноценного развития личности ребёнка. Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших   дней   из   глубокой   старины,   вбирая   в   себя   лучшие   национальные   традиции, формируя   типичные   черты   русского   характера:   удальство,   соревновательный   задор, любовь   к   веселью,   ловкость,   силу,   смекалку,   находчивость,   выдумку,   силу   воли, выносливость. Программа «Народное пение и детский календарный фольклор»  разработана  с   опорой   на     программы,   опубликованные   в   программно­методическом   пособии «Фольклор­ музыка­ театр» для педагогов дополнительного образования, работающих со школьниками, под редакцией С.И. Мерзляковой в серии «Воспитание и дополнительное образование детей»: «Горенка» М.В. Хазовой  и программа  «Оберег» Е.Г. Борониной, а так   же  на   основе   примерной   программы   по   музыке   Федерального   государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373   от   6   октября   2009г.),   авторской   программы   по   музыке   Г.   П.   Сергеевой,   Е,   Д, Критской, Т.С. Шмагиной «Просвещение», 2011г. Цель   программы:  Приобщение   учащихся   к   традиционной   музыкальной отечественной культуре и воспитании у них бережного отношения и любви к ней. Задачи: 1. Познакомить   с   отдельными   жанрами   детского   музыкального   фольклора   и календарными праздниками. 2. Способствовать   раскрытию   творческих   способностей   и   задатков     младших школьников   в   области   народного   пения,   сформировать     мотивацию   к   занятиям музыкальным фольклором.  Научить выражать свои эмоции, развить образное мышление, внимание, память. 3. 4. Научить понимать и анализировать произведения музыкального фольклора. Желаемый результат Ребенок,  закончивший   курс  обучения,    имеет   определенные     социальные   знания, элементарные   представления   о   народной   музыкальной   культуре,  об   отдельных   жанрах музыкального   фольклора   и     календарных   обрядовых   праздниках,   имеет   простейшие вокальные навыки и умения. У него   на начальном уровне сформировано   позитивное отношение   к     таким   базовым   общественным   ценностям,   как       «человек»   и   «семья» «Отечество», «культура»; сформированы полезные для жизни навыки участия в игровой деятельности. Характеристика программы Программа   «Народное   пение   и   детский   календарный   фольклор»     имеет общекультурную направленность, предназначена   для работы   с учебным классом,   но может быть реализована и в творческом объединении. Назначение программы   в рамках стандартов  второго поколения: заключается в  обеспечении  полноты  социального знания школьника, как  показателя его  личностного роста, который в дальнейшем будет выражен в позитивном   отношении к   таким базовым общественным ценностям, как Отечество, человек,     программе   большое   внимание   уделяется проведению   бесед,   рассказывающих     об   особенностях   и     традициях     музыкального народного искусства и его жанрах, о календарных обрядовых праздниках   и     семейных традициях русского народа.   семья,   культура.   Поэтому   в   Ребенок   вводится   в   мир   музыкального   фольклора   и   народной   игры,   где   нужно проявить   такие   качества   как   внимание,  смекалку,   подвижность   и  ловкость.   При   этом импровизационная   основа   фольклора   дает   большие   возможности   для   свободного раскрытия   творческих   способностей   детей.   Интерес   к   музыкальному   народному творчеству формируется в   доступной, увлекательной форме, посредством игры, пения. Происходит   развитие   музыкальных   данных   детей,   их   эмоциональной   отзывчивости   на музыкальные   впечатления,   выработка   правильных   вокально­интонационных   навыков, формирование ментальности. Оживленная игра помогает достижению первых результатов на пути к внутренней свободе, раскрепощенности, естественному поведению ребенка в коллективном   исполнении.   Параллельно   идет   развитие   музыкальных   способностей ребенка:   мелодического   слуха,   чувства   метроритма,   музыкальной   памяти,   обучение умению сочетать пение с движением или игрой, сохраняя качество звучания, стремление к полной свободе исполнителей, чтобы эти навыки были такими же естественными, как и процесс речи. Формирование у детей осознания «пульсации» в музыке, что поможет в дальнейшем   обходиться   без   дирижера.   Дети   учатся   выражать   эмоционально­образное содержание песни, приобретают начальные  навыки импровизации.         Одним   из   важных   компонентов   содержания   программы   является   подготовка   и   способствуют   развитию проведение   календарных   праздников.   Эти   праздники   познавательного интереса младших школьников, погружению детей в атмосферу народной жизни, в атмосферу  радости,  сотворчества.  Учебное содержание программы представлено в пяти  разделах, в рамках которых формируются   простейшие навыки  исполнения народных песен, навыки слушания.  1.Слушание – восприятие. Этот раздел способствует развитию музыкального  слуха. Большое внимание следует уделять   на   занятиях   воспитанию   у   детей   культуры   восприятия   музыки,   расширению музыкального кругозора.  2. Работа над учебно­тренировочным материалом. Работа над учебно­тренировочным материалом способствует  развитию  речевого и  голосового аппарата, артикуляции, дыхания; формирует правильную постановку  корпуса, навыки правильного произношения гласных и согласных звуков. Продуктивному освоению учебно­тренировочного материала способствуют  пальчиковые игры. Тренировка мелкой  пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим  развитие речи, а,  следовательно,  оказывает большое влияние на чистоту интонирования.  Упражнения выполняются без специальной подготовки, имитационным способом со  сменой темпа, динамики, интонации и тембра голоса. 3. Детские календарные песни. Вокально­хоровая работа.             Прослушивание   народных     песен   в   исполнении   детских   фольклорных коллективов даёт возможность познакомить детей с   образцами детского календарного фольклора, с  различными жанрами (хороводной, плясовой, колыбельной). Разучивание и исполнение этого музыкального материала   даст возможность младшим школьникам не только познакомиться с нетрадиционной  для них мелодикой, но и подготовить  репертуар к календарным праздникам. 4. Музыкально­ фольклорные игры. Игра признана ведущей в творческой деятельности ребенка и является эффективным средством   формирования     личности.   Музыкально­   фольклорные   игры   способствуют развитию   индивидуальных   качеств   ребёнка,   его   творческого   самовыражения   путём исполнения,  его самостоятельности и инициативы.   5. Календарные праздники         ­  Кузьминки – по осени поминки.          ­  Праздник "Осенины". ­ Праздник "Покров".        ­  Зимние праздники русского народа.       ­ Празднование Рождества Христова.        ­  Пришла Коляда – открывай ворота!        ­  Праздник «Юрьев день".        ­  Закликание весны. ­  «Вербное воскресение", "Пасха". ­  Праздник майского дерева.                          Участие в календарных праздниках способствует   знакомству младших школьников     с   национальными   обычаями,   традициями,   обрядами,   позволяет   на практике окунуться в атмосферу «народной   жизни». Во время праздников   дети исполняют   выученные   шуточные   и   обрядовые   календарные     песни,     а   также воспроизводят  музыкально­фольклорные игры.                Формой подведения  итогов (педагогического контроля) является                     контрольное занятие – прослушивание репертуара в конце учебного года.          Продуктивное взаимодействие с классом и школой, на базе которой реализуется         программа, опосредовано  выступлениями детей на  школьных  мероприятиях для          начальных классов. МЕТОДИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ  УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Для детей семи лет характерны   несформированность голосовых мышц, короткое дыхание,   неширокий   диапазон.   Часто   дети   этого   возраста   отличаются   неустойчивым вниманием,   легко   возбуждаются,   неусидчивы   ­   это   предъявляет   особые   требования   к организации занятий. Поэтому обучение фольклорным азам  следует начинать с игровых форм, что является благодатной почвой для всестороннего развития личности.  При освоении первого раздела программы «Слушание­восприятие»  у   детей   необходимо     формировать     умения   понимать   особенности       вокального произведения: темп (быстрый или медленный), характер (печальный, грустный, веселый, задорный). Внимание детей  может акцентироваться  на следующих  аспектах: 1 с голосами,  каких животных или птиц, у них ассоциируются те или иные мелодии; 2 что можно под  звучащую музыку делать – шагать,  плясать, водить хоровод и т.п. 3 каков   характер   музыки:   а   капелла,   песня   с   голосом   и   с   инструментальным сопровождением, или инструментальная музыка. В ходе работы над учебно­тренировочным материалом, следует помнить, что: А) проговаривать скороговорки  (при работе над артикуляцией) можно  вместе и  по одному (у кого лучше получится), в быстром или медленном темпе; Б) для постановки дыхания     при разучивании   песни следует   проговаривать целое предложение нараспев и на одном дыхании;     В) проведение пальчиковых игр можно поручить  одному из воспитанников, чтобы дети вместе с ним повторяли действия, это должно активизировать творческую деятельность, усилить     уверенность   в   себе.   В   ходе   вокально­хоровой   работы    нужно   обращать внимание на следующие факторы: 4 петь  песни  не только со всей группой, но и с небольшой подгруппой в 3­5 человек (только мальчики, только девочки) и индивидуально; при таком пении дети лучше 5 слышат себя;  6   одним из приемов может быть   пение песни по фразам коллективно и цепочкой: каждый ребенок по очереди поет последовательно одну музыкальную фразу. Если в песне встречаются   отрезки   мелодии, трудные в мелодическом или ритмическом отношении (паузы, пунктирный ритм, шестнадцатые доли), то их можно пропевать в медленном темпе, как со всей группой, так и по одному;  7 для быстроты разучивания слов песен можно использовать методы соревнования и выразительного чтения.  При освоении раздела «Музыкально­фольклорные  игры» следует обращать  внимание на то, чтобы  игровая деятельность носила  разносторонний характер, при  планировании занятий нужно делать так, чтобы  набор игр на каждом занятии был  разнообразным по характеру; для этого нужно включать  игры  спокойные, игры с  элементами  театрализации, на сообразительность, подвижные и музыкальны. Каждое   учебное   занятие   начинается   с   игрового   приветствия.   Затем   следуют учебно­тренировочные упражнения, нацеленные на выражение различных эмоций. Потом педагогом проводятся музыкально­подвижные и хороводные игры, которые выполняют функцию своеобразной   разминки. Это игры на сочетание движения и речи, на умение свободно и раскрепощено двигаться.  Далее   идет   работа   над   учебно­тренировочным    материалом   и     ознакомление   с жанрами музыкального фольклора. В конце занятий подводятся его итоги.  Организация занятий обеспечивается рядом методических приемов:  1 при разучивании новых песен и музыкальных игр применяется показ, следует петь по фразам, а также   цепочкой. Необходимо систематически повторять  с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла). 2   педагог  выполняет  учебно­тренировочные упражнения  вместе  с  детьми  с целью увлечь их и усилить эмоциональный ответ на музыку; 3 разговорная речь оказывается «мостиком», который служит соединительным звеном между движением и музыкой во время игры; 4 игра является ведущей в деятельности дошкольника. Она способствует развитию эмоциональности,   представлению   о   характере   движений.   В   игре   легче   всего корректировать поведение воспитанников. Пояснения к учебному плану                       Программа рассчитана на 4 года обучения с общим количеством часов 136. Учебные   группы   формируются   из   детей   младшего   школьного   возраста.     Ежегодная часовая нагрузка  34 часа. Занятия проводятся  1 раз в неделю. Количественный состав групп  – от 16 до 26 человек.  По окончанию обучения   дети, имеющие музыкальные способности,   по решению родителей   могут   продолжить   занятия   данным   видом   творчества   в   школе   русского фольклора. № пп Наименование разделов Всего часов В том числе: Теория Практика Вводное занятие   1.     Слушание ­ восприятие.  2.                 Работа над учебно­тренировочным                 материалом  3. Детские календарные песни.  Вокально­хоровая работа. 4  4.     Музыкально­ фольклорные игры.  5. 6   Календарные праздники 6 7 8  Беседы Литературно­музыкальные праздники Фольклорные праздники ИТОГО: 4 16 20 40 16 28 4 4 4 136 ­ 4 4 8 4 8 4 ­ ­ 32 4 12 16 32 12 20 ­ 4 4 104  2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ Вводное занятие – 1 час. 1­й раздел.  Слушание ­ восприятие ­ 4 часов. Теория – 1 ч. Традиции  исполнения  народной музыки. Особенности музыкальных жанров. Практика – 3 ч. Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериала. 2­й раздел. Работа над учебно­тренировочным материалом – 5 часов. Теория – 1 ч. Виды учебно­тренировочных упражнений, их назначение. Практика – 4 ч. 1. Вибромассаж, для развития дыхательной мышцы диафрагмы, грудного и головного резонаторов, щечных мышц лица. 2. Упражнения   на   артикуляцию   и   дикцию   (работа   над   парными   согласными, скороговорки, упражнения для языка и нижней челюсти) 3. Работа над дыханием.  (Вдох ­ медленный выдох на буквы «С», «Р») 4. Пальчиковые   игры:   «Паучок»,   «Вьюги»,   «У   нашей   у   бабушки»,   «Это   пальчик   – дедушка» и т.д.  3­й раздел. Жанры музыкального фольклора. Вокально­хоровая работа –                 ­ 10 часов. Теория 2 ч. Жанры музыкального фольклора: колыбельные песни, детские песенки, шуточные песенки, календарные песни, плясовые и  хороводные песни. Практика ­8 ч.  Прослушивание народных песен в исполнении педагога или народных мастеров или детских фольклорных коллективов.  Распевки на плавность звучания, на дыхание, на единую манеру исполнения гласных и т.п. Пение песен в зависимости от их характера: петь протяжно и напевно, дыхание брать   перед   началом   пения     и   между   музыкальными   фразами;   петь   коллективно   в умеренном темпе так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно, свободно и правильно вертикально,   а   не   в   ширину;   открывать   рот     во   время   пения   во   избежание   белого крикливого звука.  Репертуар. Календарные песни:  *осенние песни,    *зимние и святочные («Зимушка­сударушка», колядки, «Сею, вею, посеваю»),  *весенние   («Вот   уж   зимушка   проходит»,   заклички,     «А   мы   масленицу   дожидали», «Благослови, мати», «Вью капусточку», «Во поле березонька стояла», *Шуточные песни  («Комара женить мы будем»,. «Как у  наших у ворот») 4­й раздел. Музыкально­ фольклорные игры – 4 часов. Теория – 1 ч. Виды игр. Подвижные и хороводные игры, с пением и без пения, на внимание. Практика – 3 ч. Игры: «А мы просо сеяли», «Горелки», «Кривой петух», «Дударь», «Селезень и утка», «Растяпа», «Во поле березонька стояла». 5­й раздел.   Календарные праздники – 7 часов. Теория – 2 часа . Сюжеты,   драматургия,   традиции,   обрядовость   славянских   календарных   праздников: Осенины,   Кузьминки,   Зимние   Святки,   Масленица,   Закликание   весны,   Праздники майского дерева, Троица. Практика – 5 ч. Показ календарных праздников: Кузьминки – по осени поминки, Коляда,  Закликание весны,  Праздник майского дерева. Дети   исполняют   выученные     за   период,   предшествующий   празднику,     песни,   а   также воспроизводят  музыкально­фольклорные игры. Беседы – 2 ч. Богатство русской народной музыкальной культуры.   Особенности и  традиции  музыкального  народного искусства.    Контрольное занятие – 1 час. Прослушивание репертуара. В результате к концу обучения обучающиеся  должны: Иметь представление: 1 О некоторых  жанрах  русского музыкального фольклора 2 Об основных календарных праздниках  Уметь: 1 петь фразами, выражать во время исполнения свои эмоции; 2 на  элементарном уровне совмещать движение с пением, 3 достаточно   свободно   двигаться   на   сценической   площадке,   используя   всё окружающее пространство; 4 выражать эмоциональный характер народной песни, обрядового действа. Освоить русские народные игры и включать их в  собственную жизнь.                      ТЕМАТИЧЕСКОЕ       ПЛАНИРОВАНИЕ Первый год обучения Тема урока Дата  Содержание темы   Виды упражнений Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». Поющие скороговорки. Игра «Музыкальный слон» Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». Поющие скороговорки. Игра «Музыкальный слон» № урока 1 Вводное занятие  Хоровод  друзей. «Во саду ли, в  огороде…» 2   Слушание ­ восприятие. I  Слушание ­ восприятие  ­  4 часа Традиции  исполнения народной музыки. Слушание аудиозаписей,  просмотр видеоматериала. Слушание – восприятие. Традиции  исполнения народной музыки. Слушание аудиозаписей. Слушание – восприятие.  Особенности музыкальных  жанров. Просмотр видеоматериала Слушание – восприятие. Особенности музыкальных  жанров. Слушание аудиозаписей, Песня «Как у наших у ворот» видеосказка «Репка» Вдох ­ медленный выдох на  буквы «М», «Р», «С» Поющие скороговорки. Игра «Музыкальный слон» (р.н.п.) «Дон­дон», «Уж как  шла лиса» Вдох ­ медленный выдох на  буквы «М», «Р», «С» Поющие скороговорки. Игра «Музыкальный слон» Видеосказки школьного  кукольного театра. Р.н.П. Частушки,  «Со вьюном я хожу» II  Работа над учебно­тренировочным материалом  ­  5 часов Работа над учебно­тренировочным  материалом   Виды  учебно­тренировочных  упражнений, их  назначение. Работа над дыханием.   Работа над учебно­тренировочным  материалом   Работа над учебно­тренировочным  материалом   Вибромассаж, для развития  дыхательной мышцы диафрагмы,  грудного и головного резонаторов,  щечных мышц лица. Работа над дыханием.   Упражнения на артикуляцию и дикцию  Работа над дыханием.   Работа над учебно­тренировочным  материалом   Вибромассаж, для развития  дыхательной мышцы диафрагмы,  грудного и головного резонаторов,  щечных мышц лица Работа над дыханием.   Работа над учебно­тренировочным  материалом   Учебно­тренировочные  упражнения, их  назначение. Работа над дыханием Работа над парными  согласными, скороговорки,  упражнения для языка и  нижней челюсти. Вдох ­ медленный выдох на  буквы «С», «Р» Вдох   ­   медленный   выдох   на буквы «С», «Р» Работа над парными  согласными, скороговорки,  упражнения для языка и  нижней челюсти. Вдох ­ медленный выдох на  буквы «С», «Р» Работа над парными  согласными, скороговорки,  упражнения для языка и  нижней челюсти. Вдох ­ медленный выдох на  буквы «С», «Р» Вдох ­ медленный выдох на  буквы «С», «Р» III  Жанры музыкального фольклора. Вокально­хоровая работа – 10 часов Жанры музыкального фольклора. Жанры музыкального фольклора. Вокально­хоровая  работа Жанры музыкального фольклора: колыбельные  песни, шуточные песенки, детские   песенки.  Жанры музыкального фольклора: календарные песни, плясовые и   хороводные песни. Прослушивание народных песен в  исполнении педагога или народных  Распевки на плавность  Календарные песни.  Звучания. Осенние песни.   Календарные песни:  Звучания. Осенние песни:    Календарные песни:  Звучания: зимние и святочные  3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Вокально­хоровая  работа Вокально­хоровая  работа Вокально­хоровая  работа Вокально­хоровая  работа Вокально­хоровая  работа Вокально­хоровая  работа Вокально­хоровая  работа Музыкально­  фольклорные игры   Музыкально­  фольклорные игры   Музыкально­  фольклорные игры   Музыкально­  фольклорные игры   мастеров.   Прослушивание народных песен в  исполнении  детских фольклорных  коллективов.  Исполнение  народных песен. Распевки на плавность звучания, на  дыхание, на единую манеру  исполнения гласных и т.п. «Зимушка­сударушка», колядки,  «Сею, вею, посеваю». Календарные песни:  Звучания: зимние и святочные  «Зимушка­сударушка», колядки,  «Сею, вею, посеваю». Календарные песни:  Распевки на плавность  звучания, на дыхание, на  единую манеру исполнения  гласных. Пение песен в зависимости от их  характера: петь протяжно и напевно,  дыхание брать перед началом пения   и между музыкальными фразами; Пение песен в зависимости от их  характера: петь коллективно в  умеренном темпе так, чтобы все  слова звучали ясно и выразительно,  свободно и правильно вертикально,  а не в ширину; Пение песен в зависимости от их характера: открывать рот  во  время пения во избежание белого  крикливого звука. Календарные песни.  Звучания: зимние  «Сею, вею, посеваю». Календарные песни. Звучания: святочные   «Зимушка­сударушка»,  колядки, *Шуточные песни: «Комара женить мы будем»,  «Как у  наших у ворот». Календарные песни. Звучания: колядки. Шуточные песни: «Комара  женить мы будем», «Как у   наших у ворот». Пение песен в зависимости от их  характера. Пение песен в зависимости от их  характера. «На горе­то калина» «На горе­то калина» IV       Музыкально­ фольклорные игры  –   4 часа Виды игр. Подвижные и  хороводные игры, с пением и без  пения, на внимание. Подвижные и хороводные игры, Подвижные и хороводные игры с пением и без пения, Подвижные и хороводные игры на внимание. «А мы просо сеяли», «Горелки», «Кривой петух», «Селезень и утка»,   «Растяпа», «Во поле березонька стояла». Календарные праздники. Календарные праздники. V  Календарные праздники ­  7 часов Славянские осенние. Осенины,  Сюжеты, драматургия: традиции,  обрядовость  Славянские осенние. Кузьминки. Показ календарного  праздника: Кузьминки –  по осени поминки. 27 Календарные праздники. 28 29 30 31 Календарные праздники. Беседа.  Календарные праздники. Беседа Календарные праздники. Календарные праздники. Зимние Святки. Колядки. Сюжеты, драматургия: традиции,  обрядовость  Особенности и  традиции   музыкального  народного искусства. Масленица. Закликание  весны. Сюжеты, драматургия: традиции,  обрядовость  Богатство русской народной  музыкальной культуры. Сюжеты,  драматургия: традиции, обрядовость  Праздники майского дерева. Сюжеты, драматургия: традиции,  обрядовость.  Троица. Сюжеты, драматургия:  традиции, обрядовость.                                          VI   Итоговые  занятия  ­ 3часа 32 Календарные праздники. 33 34 Контрольное занятие Итоговый концерт Музыкально­фольклорные игры.   Прослушивание репертуара Прослушивание репертуара Показ  календарного  праздника: Коляда.   Календарные песни: «Вот уж зимушка проходит»,  заклички,    «А мы масленицу дожидали»,  «Благослови, мати»,  Исполнение выученных за период, предшествующий празднику,  песен. «Вью капусточку», «Во поле  березонька стояла».  Исполнение выученных  за  период, предшествующий  празднику, песен, исполнение музыкально­ фольклорных  игр. «Игра в гостей»,  УСЛОВИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Для успешной работы по данной программе необходимы следующие  условия: В учебном  классе должно быть: 1. музыкальный инструмент   2. видеоаппаратура,    аудио, видеозаписи. 3. шкаф для хранения дидактического материала 4. 4. атрибуты для проведения игр, обрядов:           театральные костюмы  и маски, необходимые для проведения игр и               календарных праздников:  петушок, утка, курица, коза,  барашек,           гусь, волк, медведь и т.п. Тема урока Второй год обучения. № уро ка 1  Русский народный  фольклор ­ неотъемлемая  часть национальной  культуры. Русский народный  фольклор ­ неотъемлемая  2 Дата  Содержание темы   Виды упражнений Знакомство с понятием "русский  фольклор".  Тематическая беседа. Колыбельные песни. Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». Беседа с разучиванием  колыбельных песен: "Лю­ли, часть национальной  культуры. Русский народный  фольклор ­ неотъемлемая  часть национальной  культуры.  Пестушки, потешки, дразнилки,  страшилки. Русский народный  фольклор ­ неотъемлемая  часть национальной  культуры.  Скороговорки. Место небылиц в устном  народном творчестве  русского народа. История создания  загадок. Конкурс загадок. Небылицы. Загадки.  Плавание на корабле "Русская загадка" Песни русских  праздников и обрядов. Песни русских  праздников и обрядов.  Русские народные песни. Русские народные песни. 3 4 5 6 7 8 9 10 Жанры сказок. Русские народные сказки. лю­ли, лю­леньки", "Уж ты,  Котенька­коток" Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». Беседа. Рассматривание книг  по данной тематике.  Разучивание пестушек,  потешек, страшилок, "Андрей­ воробей", "Барашеньки  ,дразнилок. "Черный баран", "Сидит  Дрема", "На горе мак" Употребление, значение,  разучивание скороговорок : "Заяц белый, куда бегал?",  "Инцы­брынцы, балалайка",  "Проворонила ворона  вороненка", "Архип осип,  Осип охрип", "В Луку Клим  луком кинул", "От топота  копыт пыль по полю летит",  "Течет Речка, печет печка",  "Чешуя у щуки, щетина у  чушки", "Сыворотка из­под  простокваши". Беседа с разучиванием  небылиц Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». Значение загадки для русского народа. Составление загадок. темы ''Звери", "Крестьянское  хозяйство", "Домашняя утварь и посуда'', "Человек", "Одежда и украшения", "Изба и  внутреннее убранство". Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». "Во поле березонька стояла",  "Кумушки­кумы" Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». "Жил­был царь, у царя был  двор...", "Жили­были два  братца, кулик да журавль...",  "Летел гусь, сел на дорогу...". 11 Жанры сказок.  Русские народные сказки. "Добрыня и Змей", "Садко",  "Алеша Попович и Тугоркан",  "Илья Муромец и Соловей­ разбойник". 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Проверка знаний о  русских народных  сказках. Использование  персонажей­животных в  различных жанрах  русского народа.  Использование  персонажей­животных в  различных жанрах  русского народа.  Фольклорный праздник. Использование  персонажей ­растений в  различных жанрах  русского фольклора. Использование  персонажей ­растений в  различных жанрах  русского фольклора. Использование  персонажей ­растений в  различных жанрах  русского фольклора. Фольклорно­игровая  программа. Праздник по мотивам  русского фольклора. Праздник по мотивам  русского фольклора. Фольклорный праздник. Праздник по мотивам  русского фольклора. Праздник по мотивам  русского фольклора. Праздник по мотивам  русского фольклора.  Конкурс знатоков русских народных  сказок. Животные в жизни русского народа Подготовка к фольклорному  празднику.  Животные в жизни русского народа Подготовка к фольклорному  празднику.  Белые хоромы, красные подпоры. Фольклорный праздник. Растения в жизни наших предков. Использование персонажей  ­растений в различных жанрах  русского фольклора. Подготовка к фольклорно­игровой  программе "Каравай". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Подготовка к фольклорно­игровой  программе "Каравай". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Каравай. Подготовка к фольклорному празднику "Капустник".  Подготовка к фольклорному празднику "Капустник". Капустник. Подготовка к празднику "Каша­ малаша". Фольклорно­игровая  программа. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Фольклорный праздник. играя диалоги: "Где же ты был, черный баран?", Зайчонок и  еж". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Подготовка к празднику "Каша­ малаша". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Каша­малаша. "Самарка", "Елочки­ метелочки", "Подружка моя",  "Барыня" "Подгорная", "Ой­ ля, ой­ля­ля", "Ток­ток, 26 27 Фольклорная игровая  программа. Фольклорная игровая  программа. Быт русского народа. Русская печь. 28 Устный журнал. Пословица ­ всем углам помощница. молоток...". Беседа. играя в "Кольцо", 'Золотые  ворота", "Сидит Дрема",  "Каравай";  ("Плетень",  "Змейка"), драматические ("Со вьюном я хожу", "Во саду ли, в огороде", "Во поле березонька  стояла"), магические ("Мак  маковистый", "Уж я сеяла,  сеяла ленок") хороводы;  обыгрывая плясовые песни ("А я по лугу", "Ах вы сени",  "Ялыке", "Люмы тодьы"), "Любовь к родной земле". "Ум  и ученье". 29 30 31 32 33 34 Конкурсная программа по мотивам русского  фольклора. Разучивание песен,  частушек. Подготовка  костюмов. Оборудование  сцены. Фольклорное  представление –  пробуждение русской  природы Фольклорное  представление –  пробуждение русской  природы Фольклорное  представление –  пробуждение русской  природы Фольклорная игровая  представление Третий  год обучения. Красное словцо. Подготовка к фольклорному  представлению "Стало быть". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Подготовка к фольклорному  представлению "Стало быть". Подготовка к фольклорному  представлению "Стало быть". Подготовка к фольклорному  представлению "Стало быть". Красота весенней природы,  описанная в произведениях  русского фольклора. "Петух", "Кисонька",  "Жмурки", "Здравствуй,  дедушка!".  Стало быть. "Теремок". "Гуси­лебеди",  "Курочка­Ряба", "Репка". № уро ка 1 Тема урока Дата  Содержание темы   Виды упражнений  Русские народные  праздники осени. Тематическая беседа. Разучивание песен, частушек.  Вдох ­ медленный выдох на  буквы «М», «Р», «С» 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Подготовка к осеннему  празднику "Осенины".   Подготовка к осеннему  празднику "Осенины".  Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов. Русский народный осенний обряд. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.   Осенины. Обрядовый фольклорный праздник. Подготовка к празднику  "Покров". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.. Подготовка к празднику  "Покров". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Покров (14 октября). Обрядовый фольклорный праздник. Подготовка к празднику  "Казанская". Казанская (4ноября). Зимние праздники  русского народа. Подготовка к празднику  "Юрьев день". Тематическая беседа. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Фольклорный праздник. Беседа. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Подготовка к празднику  "Юрьев день". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.. Литературно­музыкальный праздник. Поющие скороговорки. Игра «Музыкальный слон» Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». разучивании игровых  русских народных песен  «Выходили красны  девицы»  «Бояре, а мы к вам  пришли» Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». Поющие скороговорки. Сочинение мелодии и  исполнение песен­попевок исполнять изученные песни (по выбору учащегося). Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». зимние частушки, Вдох ­ медленный выдох на  буквы «О», «У», «И», «А». школьные частушки "Ток­ток,  молоток", "Ой­ля, ой­ля­ля!"; «Полянка» (свирель), «Во кузнице» (рожок), «Как под яблонькой» (гусли) «Пастушья песенка»                Георгий­Победоносец,  Егорий (Юрий)осенний,  холодный, Юрьев день  (6 декабря) Связь времён. Встреча  зимы в современности. Подготовка к празднику  "Здравствуй, Зимушка­ зима". Подготовка к празднику  "Здравствуй, Зимушка­ зима". «Здравствуй, Зимушка­ зима! Весёлый Новый год. Подготовка к  новогоднему  представлению. Беседа. Разучивание новогодних песен, танцев,  хороводных песен. Разучивание песен к  празднику Разучивание новогодних песен, танцев,  хороводных песен. Разучивание песен к  празднику Музыкально­фольклорный праздник. Беседа. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Сочинение мелодии и  исполнение песен­попевок исполнять изученные песни (по выбору учащегося). Разучивание песен к  празднику исполнять изученные песни (по выбору учащегося).     ­   украинская ночь»   спешат   на «Тихая международный рождественский гимн «Щедрик»­ народная колядка «Все   идут, праздник» ­ колядка С.Крылов ­ «Зимняя сказка»   Сочинение мелодии и  исполнение песен­попевок Разучивание масленичных  песен и весенних закличек Разучивание масленичных  песен и весенних закличек Разучивание масленичных  песен и весенних закличек Разучивание масленичных  песен и весенних закличек Календарные песни: «Вот уж зимушка проходит»,  заклички,    «А мы масленицу  дожидали», «Благослови,  мати»,  20 21 22 23 24 25 26 Весёлый Новый год. Музыкально­познавательное шоу. Русские обряды.  Ряженые. Маски. Подготовка к празднику  "Ряженые. Маски". Тематическая беседа. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Ряженые. Маски. Фольклорный праздник. Русские народные  праздники. Масленица.  Подготовка к празднику  "Широкая Масленица". Тематическая беседа. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Подготовка к празднику  "Широкая Масленица". Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  27 Широкая Масленица. Фольклорный праздник. 28 29 30 31 32 33 34 Весенние народные  праздники. Подготовка к  празднику "Март­ грачевник". Подготовка к празднику  "Март­грачевник". «Март­грачевник».  В ожидании Пасхи. Подготовка к празднику  "Вербное воскресение."  "Пасха". Вербное воскресение. Пасха. Тематическая беседа. Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  Фольклорный праздник. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Фольклорный праздник 4 год обучения.  Славянская мифология, фольклорные и обрядовые праздники. Тема урока Дата  Содержание темы   Виды упражнений № ур ок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Возвращение на круги  своя Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.   Славянская мифология  Подготовка к празднику  "В царстве лесовика".  В царстве лесовика. Подготовка к празднику  "День живой воды". Подготовка к празднику  "День живой воды". Подготовка к празднику  "День живой воды". «День живой воды» Народное творчество  русского народа. Познавательная игровая программа по  мотивам славянской мифологии. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов.  Познавательная игровая программа по  мотивам славянской мифологии. Тематическая беседа. Разучивание песен. Подготовка  костюмов Разучивание песен. Подготовка  костюмов Познавательно­игровое занятие. Тематическая беседа. 10 Подготовка к  познавательно­игровому  занятию Разучивание песен, игр.Подготовка  костюмов 11 Подготовка к  познавательно­игровому  занятию Лубок ­ народное  творчество. Прялка. Детская фольклорная  поэзия. 12 13 Разучивание песен, частушек, игр.  Подготовка костюмов Музыкально­литературная программа. Разучивание песен, частушек.  Подготовка костюмов 14 Праздник детской  фольклорной поэзии. 15 Подготовка к  новогоднему  представлению. Весёлый Новый год. 16 Музыкально­литературная программа. Разучивание новогодних песен, танцев,  хороводных песен. Музыкально­фольклорный праздник. Вдох ­ медленный выдох  на буквы «О», «У», «И»,  «А». Поющие скороговорки. Сочинение мелодии и  исполнение песен­ попевок исполнять изученные  песни (по выбору  учащегося). ­ Песня – игра;«Бояре, а  мы к вам пришли»;  «Выходили красны  девицы» ­ р.н.п. – игра. У дедушки Трифона",  "Коршун и наседка",  "Кольцо", "Захарка". "Лиса и тетерев",  "Заюшкина избушка",  "Кошкин дом". "Чего нет быстрее?",  "Где свету конец?",  "Много ли нас?", "Что  на свете всего мягче?". исполнять изученные  песни (по выбору  учащегося). 17 Подготовка к празднику  Рождества. Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  18 Подготовка к празднику  Рождества. 19 Подготовка к празднику  Рождества. Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  20 Празднование Рождества  21 22 Христова. Святочные обрядовые  песни. Русские обряды.  Святочные гадания. 23 Подготовка к празднику  "А мы с ложками да  колокольцами!" 24 Подготовка к празднику  "А мы с ложками да  колокольцами!" 25 Подготовка к празднику  "А мы с ложками да  колокольцами!" 26 А мы с ложками да  колокольцами!. 27 О чём рассказывает  музыка. Музыкально­фольклорный праздник. Разучивание обрядовых святочных  песен. Беседа с элементами обрядовых  действий. Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  Музыкально­фольклорный праздник. Путешествие в сказку. 28 Подготовка к празднику  "Жаворонки весну  кличут". 29 Жаворонки весну кличут. 30 Свадебные песни как  часть бытового  обрядового фольклора. 31 О России пою. 32 О России пою. Разучивание песен. Подготовка  костюмов.  Фольклорный праздник. Тематическая беседа. Музыкальная беседа. Беседа­концерт. 33 Все дети на большой  планете должны всегда  Знакомство с народными песнями  других народов. Музыкальная беседа.    «Рождественская  песенка» П.Синявский     «Добрый тебе вечер»       «Рождественское чудо»   ­ Рождественские песни: ­ Тихая ночь. ­ Рождественские песни: «Добрый тебе вечер»       «Рождественское чудо»   ­ Тихая ночь. исполнять изученные  песни (по выбору  учащегося). ­ Песня – игра;«Бояре, а  мы к вам пришли»;  «Выходили красны  девицы» ­ р.н.п. – игра. «Заиграйте, мои  гусельки»; «Высота  ли, высота»  ­ Масленичные песни исполнять изученные  песни (по выбору  учащегося). исполнять изученные  песни (по выбору 34 дружить. Все дети на большой  планете должны всегда  дружить. Знакомство с народными песнями  других народов. Музыкальная беседа.    учащегося). исполнять изученные  песни (по выбору  учащегося). Список использованной литературы 1.  Бачинская Н. Попова М. Хрестоматия. Русское народное музыкальное          творчество. Москва. 1974 г  2. Мельникова   Л.И.   Зимина     А.Н.   Детский   музыкальный   фольклор   в   дошкольных образовательных   учреждениях.   Репертуарный   сборник.   Пособие   для   методистов, воспитателей и музыкальных руководителей. М. 2000. 3. Науменко Г.М.   Фольклорный праздник   детском саду и в школе. Репертуарный сборник М.: ЛИНКА­ПРЕСС, 2000 4. Науменко Г.М. Народные праздники обряды и времена года в песнях и сказках.   Москва. 2001 г 5. Фольклор ­ музыка ­ театр" под редакцией Мерзляковой М.: 1999, "Владос»

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс

Авторская педагогическая разработка программы дополнительного образования"Народное пение" 1-4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017