В возрасте 6-7 лет дети готовятся идти в школу. В дошкольных учреждениях они посещают специальные занятия, которые позволяют детям и родителям понять, какие знания, умения и навыки будут формироваться у ребенка в школе. Фактически, в старшей группе ребенка готовят к школе. Однако по многолетней практике установлено, что придя в школу, ребенок чувствует себя неуверенно и скованно. Поэтому в подготовку ребенка к школе включаются и учителя будущих первоклассников. К тому же, общеизвестно, что в настоящее время сократилось число детей, посещающих дошкольные учреждения, в которых проводится необходимая подготовка ребенка к школе.Работа представлена в формате Microsft Word/
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная
школа №2» г. Нижнекамск
Адаптированная программа по подготовке будущих первоклассников.
Программа разработана учителем
начальных
классов
высшейквалификационной
категории Шиминой Ж. М.Пояснительная записка
В возрасте 67 лет дети готовятся идти в школу. В дошкольных учреждениях они
посещают специальные занятия, которые позволяют детям и родителям понять, какие
знания, умения и навыки будут формироваться у ребенка в школе. Фактически, в
старшей группе ребенка готовят к школе. Однако по многолетней практике
установлено, что придя в школу, ребенок чувствует себя неуверенно и скованно.
Поэтому в подготовку ребенка к школе включаются и учителя будущих
первоклассников. К тому же, общеизвестно, что в настоящее время сократилось число
детей, посещающих дошкольные учреждения, в которых проводится необходимая
подготовка ребенка к школе.
Занятия по подготовке к школе могут быть организованы до начала учебного года по
заявкам родителей будущих первоклассников, проводиться один раз в неделю, в
удобное для детей и родителей время. Желательно, чтобы занятия проводились тем
учителем, который в дальнейшем будет обучать детей, посещающих данные занятия, и
чтоб занятия проводились в стенах школы, которую родители выбрали своему ребенку
для дальнейшего обучения. Это во многом облегчит психологическую адаптацию
ребенка к школе.
Предлагаемая программа рассчитана на 27 занятий (в течение учебного года с
ноября по май по 4 занятия в месяц, 1 раз в неделю) и предусматривает занятия,
которые создают необходимые условия для успешного вступления ребенка в
школьную жизнь.
Цель:
адаптировать детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Для реализации основной цели можно выделить ряд задач:
Подготовить детей к ведущему виду деятельности школьника учению;
Адаптировать детей к режиму школьной жизни;
Показать важность занятий в школе для дальнейшей жизнедеятельности;
Познакомить с различными формами работы над объектами, предметами, числами и
словами.
развитие познавательных процессов детей.
Предмет программы:
Выбор данного предмета изучения обусловлен тесным взаимодействием педагогики и
психологии. В процессе проведения занятий предусмотрены индивидуальные и
коллективные диагностические задания, позволяющие педагогу и психологу составить
полное представление о развитии познавательных процессов у будущих
первоклассников.
Методы и формы:
В программу включены самые эффективные методы и формы организации работы с
детьми, отобранные из множества с учетом возрастных особенностей.
Методы:
объяснение;
рассказ;
демонстрация образцов;
иллюстрирование; эвристическая бебседа.
Формы работы:
занятие;
игра;
путешествие;
индивидуальные занятия.
В данной программе, за основу занятий взята подготовительная работа по
предусмотренным программой начального обучения:
основным предметам,
первоначальные математические знания, основы чтения, развитие речи и подготовка
руки к письму. Каждое занятие длится 1 час с 10 минутным перерывом каждые 20
25 минут и наряду со знаниями по предметам и развитием общеучебных умений и
навыков, предполагает обязательные оздоровительные физминутки, офтальмопаузы и
пальчиковую гимнастику. Распределение времени на занятии по предметам дано
примерно, т. к. как такового предметного разграничения не предусмотрено. Предмет,
включаемый в систему каждого занятия, связан по содержанию с другими и плавно
переходит один в другой. Занятия строятся таким образом, что письменные задания
чередуются с устными. За основу письменных заданий по подготовке к математике и
подготовки руки к письму взяты задания из серии рабочих тетрадей «Школа для
дошколят». Работа проводится или по самим тетрадям, или для каждого ребенка
делается ксерокопия рабочего листа, предназначенного для данного занятия. Не
обязательно брать для занятия весь предлагаемый материал. Объем заданий зависит от
подготовленности и способностей детей. Задания, отмеченные звездочкой,
предлагаются для выполнения в домашних условиях под руководством родителей.
Рекомендуется также после обучающих занятий с учителем, проводить занятия с
логопедом и психологом по специально разработанным программам (занятия можно
чередовать: 1 неделя логопед, 2 неделя психолог и т. д.). Эти занятия не менее
важны, т. к. после начальной диагностики возможно выявление некоторых детей,
нуждающихся в специальных занятиях с узкими специалистами.
Специфика программы состоит в том, что у детей, посещающих предлагаемые
Для этого в содержание занятий частично включен учебный материал I учебной четверти
первого класса. Это является гарантом того, что дети, будущие ученики, за отведенный период
сумеют показать высокий уровень и скорость восприятия учебного материала. В дальнейшем при
обучении это поможет учителю спланировать индивидуальные задания и осуществлять
дифференцированный подход. В данной программе соблюдены принципы постепенности,
последовательности, доступности, целостности, деятельного подхода, возрастного и
индивидуального подхода. Она может быть использована для детей, не посещающих
детский сад.
Программа предусматривает развитие психических процессов: умение
мыслить логически, способность действовать в уме, запоминать, развиваются
внимание и воображение. Эти навыки будут служить основой не только для
обучения языку и математическим навыкам, но и станут фундаментом для
получения знаний и развития способностей в более старшем периоде в школе.
Овладев перечисленными качествами, ребенок станет более внимательным,
занятия по подготовке, будут:
формироваться элементарные математические представления,
развиваться основные психические процессы, необходимые для обучения в школе,
первичное обучение чтению.научиться мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на
сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы будет приносить
радость и удовольствие.
синтеза,
обобщения,
абстрактнологического мышления,
Примерное попредметное содержание:
На занятиях по подготовке к математике основное место отводится развитию
навыков
математических способностей,
интеллектуальных способов анализа,
интегрирования,
классификации, ориентирование в пространстве и времени. К моменту поступления в
школу у малышей должны быть сформированы элементарные математические
представления. Дети должны иметь навыки количественного и порядкового счета в
пределах первого десятка. Данная программа как раз и содержит самые разнообразные
задания, направленные на развитие выше названного, предлагаемые в игровой
доступной для ребенка 67 лет форме. Кроме того, посещая занятия, предлагаемые
данной программой, дошкольник познакомится с геометрическими фигурами,
научится сравнивать предметы по высоте, ширине и длине, различать формы
предметов, ориентироваться в пространстве и на листе, научится сравнивать числа
первого десятка между собой, познакомится с цифрами, основными математическими
знаками, научится решать простые примеры на сложение и вычитание. Регулярные
занятия помогут улучшить внимание, развить тонкую моторику и координацию
движений ребенка.
Развитие движений часто рассматривается как одна из составляющих физической
готовности ребёнка к школе. Действительно, мышцы руки должны быть достаточно
крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребёнок мог
правильно держать ручку и карандаш, чтобы не уставал так быстро при письме.
Задания, предлагаемые данной программой, представляют собой первый этап
подготовки ребенка 67 лет к письму. Это задания на штриховку, раскрашивание,
рисование узоров по клеточкам, обведение контуров и другие упражнения,
направленные на отработку начальных графических навыков и правильную постановку
руки. Задания предлагаются по степени возрастания сложности. Кроме этого, у
будущего первоклассника должно быть сформировано умение внимательно
рассмотреть предмет, картинку, выделить её отдельные детали. Эти умения зачастую
есть уже у 45летних детей. Однако следует обратить внимание не на отдельные
движения рук или глаза, а на их координацию, которая также является одной из
важных составляющих школьной готовности. В процессе учёбы ребёнок часто
одновременно смотрит на предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает
то, что он в данный момент рассматривает. Поэтому так важны согласованные
действия глаза и руки, важно, чтобы пальцы как бы «слышали» ту информацию,
которую им даёт глаз. Данной программой предусмотрены задания на развитие и этих
процессов. Важно помнить, что развитие тонкой моторики стимулирует развитие
интеллектуальных способностей в целом, и не следует пренебрегать графическими
упражнениями эти задания помогут ребенку не только научиться писать, но и
подготовиться в целом к обучению в школе.
На занятиях по развитию речи и первичному обучению чтению уделяется внимание
развитию интеллекта, обогащению активного словарного запаса, формированию
навыков общения,
развитию
фонематического слуха, что способствует более успешному обучению в школе в
дальнейшем. Обучение чтению проводится по букварю Н. С. Жуковой.
умению правильно строить предложения,Работа по предлагаемой программе предполагает совместную деятельность педагога,
ребенка и его родителей. Педагог направляет ребенка, разъясняет учебный материал и
учит правильно выполнять рутинную механическую работу, направленную на
формирование того или иного навыка. Задача родителей состоит в организации
ежедневных 10 15 минутных занятий дома, закрепляя то, чему ребенок научился на
занятии. Только совместная деятельность учителя, ребенка и его родителей даст
необходимый результат и облегчит адаптационный период ребенка в школе.
Содержание изучаемого курса
1. Давайте познакомимся.
Знакомство с детьми. Раскрытие целей и задач курса, содержание программы.
Выявление уровня подготовленности детей.
2. Занятия по социализации детей, тренинги.
Психологическая подготовка детей к изменяющемуся образу жизни,
обусловленному обучению в школе.
Практика: игровые тренинги.
3. Подготовка руки к письму.
Занятия по развитию мелкой моторики рук, пальчиковые игры.
Практика: графические упражнения, изображение пальчиками предметов,
фигур, животных, птиц.
4. Формирование фонематического восприятия.
Занятия, направленные на развитие фонетического восприятия и слуха,
которые обуславливают подготовку к обучению чтению. Знакомство со
звуками русского языка и буквами русского алфавита. Слоговое чтение.
5. Веселая математика.
Занятия по развитию пространственного воображения. Знакомство с
фигурами, цифрами, умение соотносить число и цифру. Решение простых
задач.
6. Развитие познавательных психологических процессов.
Занятия по развитию познавательных психологических процессов (логическое
мышление, память, внимание, воображение).
По окончании курса обучения по данной программе, дети должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
1. По предмету «Введение в математику»:
Свободное владение последовательностью чисел от 1 до 10. Знание места
числа 0 в ряду чисел.
Умение считать предметы и устанавливать порядковый номер каждого
предмета в данной группе при указанном порядке счета.
Сознательное усвоение того, как может быть получено каждое число в
ряду чисел от 1 до 10: прибавлением 1 к предыдущему числу или
вычитанием 1 из следующего за ним при счете.
Умение читать цифру и соотносить каждую цифру (печатную и
письменную) с соответствующим числом предметов. Писать эти цифры.
Умение сравнивать числа, используя знаки «<», «>», «=».
Прочное усвоение всех случаев состава чисел первого десятка из двух
слагаемых. Умение читать простейшие математические записи вида: 1+1, 32, 2+3
и т.п. и соотносить такие записи с конкретной иллюстрацией. Умение на
основе полной предметной наглядности решать соответствующие задачи
и записывать их решение.
Умение различать основные геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник.
По предмету «Подготовка руки к письму»:
Умение правильно сидеть при письме, правильно держать ручку.
Умение ориентироваться в тетради, иметь понятие «рабочая строка»,
«вспомогательная строка».
Умение «копировать» по образцу различные элементы букв и узоры.
Умение штриховать контуры предметов заданном направлении, линиями
различной конфигурации.
3. По предмету «Развитие речи \ первичное обучение чтению»:
Иметь понятие о слоге, слове, предложении, тексте.
Умение конструировать предложение и связный тест.
Умение делить слова на слоги, находить ударный слог в слове.
Знать буквы А, О, X, С, М, У, Р, Ш, ы, Л; уметь читать с ними буквы и
слова.
Уметь располагать серии картинок по порядку.
Уметь составлять связный рассказ по сюжетной картинке.
Для реализации программы разработан учебно методический
план:
№
зан.
Предмет
Тема
1
Развитие речи
( Рассказ о себе. Правила поведения в
школе.
Введение
математику
в
Прямой и обратный счёт. Сравнение
предметов. Больше, меньше, равно.
Подготовка руки к
письму
Ориентирование в тетради. Точка,
прямая линия, наклонная линия.
2
Развитие речи
Звуки и буквы. Слово. Предложение.
Текст.
Введение
в
Справа, слева, сверху, снизу.
математику
Подготовка руки к
письму
Развитие речи
3
Г рафический диктант.
Работа по сюжетной картине.
Колич.
часов
15 мин.
25 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
10 мин.
10 мин.Введение
Число. Цифра.
в
математику
Подготовка руки к
письму
Копирование узора с доски.
4
Развитие речи
Слог. Деление слов на слоги.
Введение
в
математику
Подготовка руки к
письму
Ориентирование во времени. Название
дней недели,
Их
последовательность.
Графический диктант
месяцев года.
5
Развитие речи
Домашние и дикие животные.
Введение
Число и цифра 0.
в
математику
Подготовка руки к
письму
Прямые линии в разных направлениях.
Штриховка вертикальными линиями.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
10 мин. •
10 мин.
25 мин.
25 мин.
6
7
8
Развитие речи \
первичное
обучение
чтению.
Растения и животные. Буква А.
10 мин.
Введение
Число и цифра 1.
в
математику
Подготовка руки к
письму
Плавные линии. Прямые наклонные.
Штриховка вертикальными линиями.
25 мин.
25 мин.
Развитие речи \
первичное
обучение
чтению
Классификация
существенным признакам. Буква У.
предметов
по
10 мин.
Введение
математику
в
Число и цифра 1. Закрепление. Понятия
«больше», «меньше», «столько же».
25 мин.
Подготовка руки к
письму
Развитие речи \
первичное
обучение
чтению
Плавные и прямые линии. Обведение
клеток по контуру.
Штриховка
вертикальными линиями.
Морские обитатели. Буква О
25 мин.
10 мин.Введение
математику
в
Число и цифра 2. Состав числа 2.
Сравнение.
Подготовка руки к
письму
Прямые наклонные линии. Штриховка
вертикальными линиями.
25 мин.
25 мин.
9
Развитие речи \
первичное
обучение
чтению
Виды растений. Классификация растений
по существенным признакам. Буква М.
10 мин.
Введение
математику
в
Число и цифра 2. Закрепление.
25 мин.
Подготовка руки к
письму
Плавные и прямые линии. Штриховка
вертикальными линиями.
25 мин
10
Развитие речи \
первичное
обучение
чтению
Работа по сюжетной картине. Буква С.
10 мин.
Введение
в
Число и цифра 3. Состав числа 3.
25 мин.
математику
Подготовка руки к
письму
Плавные и прямые линии. Штриховка
вертикальными линиями.
11
Развитие речи \
обучение чтению.
Введение
в
математику
Виды спорта. Учимся соединять буквы.
Число и цифра 3.
Закрепление.
Подготовка к введению геометрических
фигур.
25 мин
10 мин.
25 мин.
Подготовка руки к
письму
Плавные и прямые линии. Штриховка
горизонтальными линиями.
25 мин
12
Развитие речи \
обучение чтению.
Составление рассказа по серии картинок.
Читаем буквы, читаем слоги.
15 мин.
Введение
в
Число и цифра 4. Состав числа 4.
25 мин.
математику
Подготовка руки к
письму
Уменьшающиеся и увеличивающиеся
фигуры.
наклонными
линиями.
Штриховка
20 мин.13
Развитие речи \
обучение чтению.
Введение
в
математику
Подготовка руки к
письму
14
Развитие речи \
обучение чтению.
Введение
в
математику
Подготовка руки к
письму
предметов
Классификация
по
существенным признакам. Соединяем
буквы, читаем слоги.
Числа 1 4 . Закрепление.
Обведение предметов, не отрывая руки
от листа. Штриховка горизонтальными
линиями.
Расположение серии картинок по
порядку. Составление рассказа. Читаем
слоги.
Число и цифра 5. Состав числа 5.
Копирование узора по образцу.
Штриховка наклонными линиями.
15
Развитие речи \
обучение чтению.
Профессии. Соединяем буквы, читаем
слоги.
Введение
в
Число и цифра 5. Закрепление.
математику
15 мин.
25 мин.
20 мин.
10 мин.
25 мин.
25 мин.
15 мин.
25 мин.
Подготовка руки к
Копирование узоров по образцу.
20 мин.
письму
16
Развитие речи \
обучение чтению.
горизонтальными
Штриховка
вертикальными линиями.
Работа по сюжетной картинке. Снова
учимся соединять буквы.
и
10 мин.
Введение
математику
в
Число и цифра 6. Состав числа 6.
25 мин.
Подготовка руки к
письму
17
Развитие речи \
обучение чтению.
Дорисовывание предметной картинки по
образцу. Круги и овалы. Штриховка
наклонными линиями.
25 мин.
Мой четвероногий друг. Читаем слитно.
15 мин.
Введение
математику
Числа 1 6 . Закрепление.
в
Подготовка руки к
письму
18
Развитие речи \
обучение чтению.
Копирование узоров по клеточкам, узоры
из овалов.
Штриховка наклонными
линиями.
Фрукты и овощи. Читаем слитно.
25 мин.
20 мин.
15 мин.Введение
в
Число и цифра 7. Состав числа 7.
20 мин.
математику
Подготовка руки к
письму
19
Развитие речи \
обучение чтению.
половинки
Штриховка
Узоры в
Дорисовывание
предложенного рисунка.
наклонными линиями.
клеточках.
Работа по сюжетной картинке. Читаем
слова.
Введение
в
Число и цифра 7. Закрепление.
математику
Подготовка руки к
письму
20
Развитие речи \
обучение чтению.
Копирование рисунка по клеточкам.
Узоры из полуовалов.
Штриховка
горизонтальными линиями.
Смешной случай из жизни. Буква X.
Введение
математику
в
Число и цифра 8. Состав числа 8.
Геометрические фигуры.
Подготовка руки к
письму
Копирование узоров по образцу.
Штриховка горизонтальными линиями.
25 мин.
15 мин.
20 мин.
25 мин. •
15 мин.
25 мин.
20 мин.
21
Развитие речи \
обучение чтению
Введение
математику
в
Читаем слоги, слова, предложения.
Составление предложений о любимой
игрушке.
Арифметический знак «+». Решение
примеров.
15 мин.
20 мин.
Подготовка руки к
письму
22
Развитие речи \
обучение чтению
Копирование геометрических фигур по
образцу.
наклонными
линиями.
Штриховка
25 мин.
Буква Р. Работа по сюжетной картине.
20 мин.
Введение
математику
в
Число и цифра 9. Состав числа 9.
25 мин.
Подготовка руки к
письму
Раскрашивание в соответствии с
инструкцией.
Штриховка
горизонтальными линиями.
15 мин. •
23
Развитие речи \
обучение чтению
Обитатели леса.
изученными буквами.
Чтение слов с
20 мин.Введение
математику
в
Арифметический знак “ ”. Решение
примеров.
Подготовка руки к
письму
Копирование рисунка по клеточкам.
Штриховка вертикальными линиями.
20 мин.
20 мин.
24
Развитие речи \
обучение чтению
Буква Ш. Работа по сюжетной картине.
20 мин.
Введение
в
Число 10. Состав числа 10.
математику
Подготовка руки к
письму
Дорисовывание второй половины рисунка
по предложенному образцу.
25
Развитие речи \
обучение чтению
Самый счастливый день в моей жизни.
Сравнительный анализ звуков [ с ] , [ ш ] .
Введение
в
Числа первого десятка.
математику
Подготовка руки к
письму
Раскрашивание
инструкции.
узоров.
по предложенной
Копирование образцов
26
Развитие речи \
обучение чтению
Буква Ы. Понятие «рифма». Игра
«Доскажи словечко».
Введение
математику
в
Решение примеров на сложение и
вычитание в пределах первого десятка.
Подготовка руки к
письму
Раскрашивание по замыслу. Штриховка в
разных направлениях.
27
Развитие речи \
обучение чтению
Буква JI. Беседа «Где бы я хотел
провести лето»
Введение
математику
в
Понятие «цепочка примеров», решение
«Цепочек» примеров.
Подготовка руки к
письму
Раскрашивание по замыслу. Штриховка в
разных направлениях.
20 мин.
20 мин.
25 мин.
20 мин.
15 мин.
25 мин.
20 мин.
15 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.ЛИТЕРАТУРА:
1. Гаврилина С. Е., Кутявина Н. Д., Топоркова И. Г., Щербинина С. В.
Рабочие тетради из серии «Школа для дошколят»:
«Учимся считать». М: ЗАО «Росмэн Пресс», 2006. 24с.
«Готовим руку к письму». М: ЗАО «Росмэн Пресс», 2006. 24с.
2. Жукова Н. С. Букварь (пособие по обучению дошкольников
правильному чтению). М: «Эксмо», 2005. 95с.
3. Ковалько В. И. Школа физкультминуток. М: «ВАКО», 2005. 204с.
4. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М: ACT
Астрель, 2003. 127с.
5. Жикалкина Т. К., Игровые и занимательные задания по математике 1
класс. М: «Просвещение», 1989.45с.
6. Лазуренко Л. В., Занимательные материалы к урокам математики в 1 2
классах. Волгоград: Учитель ACT, 2005. 95с.
7. Зайцева Г. А., Математика 1 класс, поурочные планы 1 ч. Волгоград:
Учитель ACT, 2003. 111с.
8. Волина В. В., Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: ТОО
«Издательство АРГО», 1996. 494с.
9. Кошелев И., Жители моря. М.: Аванта +, 2003. 184с.
10. Акимушкин А., мир животных (птицы, рыбы, земноводные и
пресмыкающиеся). М.: «Мысль», 1989. 463с.
11. Гаврилова С.Е. Сборник тестов «Готов ли ваш ребенок в школу»
12. Аджи А.В. «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной
группе детского сада»
13. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Умные игры»
14. Серия 1000 игр. Издательство «Росмен»: «Игры с карандашом»
15. Обухова Л.А. «Как хорошо уметь читать»
16. Хаткина М.А. Азбука «Игры, задания, рассказы, стихи»
17. Гаврина С.Е. «Учимся понимать друг друга»
18. Сергеева Т.Ф. «Математика для дошкольников»
19. Герасимова А. «Тесты для подготовки к школе»
Программное обеспечение:
При подготовке детей к школе использованы программы, рекомендованные ФЭС
министерства образования и науки РФ: Комплексные программы: «Подготовка к
школе» авторы: Н.А. Федосова, Т.С. Комарова, «Программа воспитания и
обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.
Комаровой, « Детство» авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.
Ноткина.