Авторская программа "Обучение грамоте"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 02.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Моя программа составлена на основе многолетних личных наблюдений. Программа «Обучение грамоте» актуальна, так как расширяя и углубляя программный материал, развивает самостоятельность, творческую инициативу ученика, формирует его учебную компетентность, пробуждает интерес к предмету. Инновационность программы в дополнении использования новых форм и методов обучения чтению, основанных на укрупнении дидактических единиц и использовании системно-деятельностного подхода в обучении чтению, анализе живой речи и литературного материала как программного, так и дополнительного характера, использовании ИКТ в обучении. Формулировки заданий носят преимущественно характер интригующих вопросов, которые активизируют внимание учащихся.
Иконка файла материала Обучение грамоте.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Авторская программа Обучение грамоте. 1 класс                                            Автор Е.А.Подлегаеваг. Зверево, 2011г. Обучение грамоте. 1 класс ( 85 час.) Пояснительная записка.   Особенности обучения в современной школе во многом определяется всё  нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения учебного материала, модернизацией образования, появлением новых информационно­ коммуникативных технологий. Программа по обучению грамоте разработана на основе основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего  образования, Концепции духовно­нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, планируемых результатов начального общего  образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее  образование, авторских программ системы Л.В.Занкова «Обучение грамоте»  Предлагаемая программа составлена на основе многолетних личных  наблюдений и опыта учителей­новаторов, а также использовалась система  проф. П.М.Эрдниева об укрупнении дидактических единиц.    Изменяя содержание, формы и методы обучения чтению, хочу помочь  каждому ученику проявить и развить свою индивидуальность на уроке.  Научить детей читать – великая дидактическая задача. Я ставлю задачу  научить читать с удовольствием, осознанно и быстро.  Спад интереса к чтению наблюдается уже в период окончания работы с  букварём. До школы дети были в большинстве слушателями произведений,  заучивали стихи со слуха, не тратя своего труда на чтение. Трудность для  детей заключается в овладении по слоговым чтением, когда теряется связь  прочитанного таким способом слова со смыслом целого предложения.  Задача этого этапа обучения чтению состоит в том, чтобы чтение доставляла  детям удовлетворение как самостоятельная деятельность. Попутно с чтением  букваря ученики должны читать небольшие интересные рассказы, сказки,  загадки и стихи.  В то же время именно в этот период необходимо приложить особые усилия к  тому, чтобы выработать у детей плавное чтение. Не следует читать много разодин и тот же текст, т. к. дети быстро устают от однообразной деятельности.  Лучше перечитывать знакомые из букваря и книг тексты спустя время,  особенно со слабо читающими учениками.  Нужно в это время отрабатывать чтение трудных слов, встречающихся детям  в текстах букваря и книгах для чтения.  С первых уроков в центре внимания находятся изучаемые произведения, их  содержание, изобразительные средства, которые способствуют обогащению  речи учащихся образцами литературного языка.   В это время важно создать и моральный стимул к чтению вместе с семьёй.  Заводятся «Дневники чтения»: Дата Сколько строк  или страниц  прочитал Подпись  родителей Оценка и подпись учителя  Дневник заполняется родителями ежедневно. Тексты дети и родители  выбирают самостоятельно.  Эти и другие формы и виды работ позволяют сократить период обучения  грамоте с 6 месяцев до 4,5 месяцев.   Обучение грамоте осуществляется аналитико­синтетическим методом с  использованием информационно­ценностного подхода в обучении чтению,  разработанного акад. А.М. Кушниром. Этот подход применяется на занятиях  по внеклассному чтению.  Меняется содержание и структура урока чтения: используются  разнообразные виды работ, игровые технологии, нестандартные и  комбинированные уроки, т. к. чтение связано со всеми предметами курса  начальной школы. Связь с предметами эстетического цикла помогает  гармоничному развитию личности ребёнка. Чтение и развитие речи ( 43 часа).   Блоковое изучение букв и звуков.  № Темы уроков 1. . Знакомство с речью, предложением, слогом,  ударением    Кол­во часов 3 2. Блок №1 а,о,и,у,э,ы 3. Блок № 2 й,н,р,л,м 4. Блок № 3 х,з,ч,ш 5 8 65. Блок № 4 б,в,г,д,з,ж,п,ф,к,т,с,щ 6. Блок № 5 ю,я,е,ё 7. Блок № 6 ь, ъ 8. Закрепление изученного 10 2 4 5  Изучение звуков и букв идёт комбинированными уроками, на которых  развиваются умения называть мягкие и твёрдые звуки в словах, делить слова  на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам, обозначать  мягкость согласных звуков гласными буквами и ь, пересказывать небольшие  тексты, составлять рассказы по наблюдениям и картинкам.  Главными задачами являются овладение навыками плавного смыслового  чтения небольших текстов различных стилей и жанров. Внеклассное чтение ( 8 занятий по 15­20 мин.).     Круг чтения:  детская художественная литература; А. Барто «Игрушки», «Стихи о детях», «Вовка – добрая душа», «Девочка  ревуша», «Девочка чумазая»;  С. Маршак «Радуга­дуга», «Вот такой рассеянный», «Разговор с первым  классом», «Детки в клетке», «Усатый полосатый», «От А до Я»; Л.Толстой «Рассказы о детях», «Рассказы и басни»; Сказки, читалочки.  Работа с книгой: систематическое расширение читательского кругозора,  развитие умений слушать произведения, оценивать прочитанное, рассказывать  запоминающиеся эпизоды, рисовать словесные картины. Знакомство с правилами гигиены чтения и сохранности книг. Ориентирование  в книгах. Письмо и развитие речи (42 часа).  Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа  координации устной и письменной речи. Работа над каллиграфией идёт по  методу заслуженного учителя М.Т.Стрижаковой. Письмо без прописей по широкой линейке. Правильная посадка, умение держать тетрадь и ручку.Сходство и противопоставление по форме в написании букв, вошедших в  блоки. Предупреждение возможного смешения букв.  Запись слов, предложений, с печатного и рукописного шрифта, письмо под  диктовку текстов в 15­20 слов.  Фонетический разбор слов. Составление и запись небольших рассказов на заданную тему. Закрепление блоков № 1 и 2 № Темы уроков 1. Подготовка к письму 2. Письмо строчных и заглавных букв блока № 1 3. Письмо строчных и заглавных букв блока № 2 4. 5. Письмо строчных и заглавных букв блока № 3 6. Письмо строчных и заглавных букв блока № 4 7. Письмо под диктовку. Списывание. 8. Письмо строчных и заглавных букв блока № 5 9. Письмо строчных и заглавных букв блока №6 10 . Закрепление, письмо под диктовку, списывание Кол­во час. 3 3 4 4 6 8 2                      2 2 8