Авторские песни , Бардовские песни
Оценка 5

Авторские песни , Бардовские песни

Оценка 5
Разработки уроков
doc
искусство +2
8 кл
19.02.2017
Авторские песни , Бардовские песни
Знакомство учащихся с бардовскими песнями . На уроке использую видео, работа с раздаточным материалом, узнают по музыке , по знакомым песням знакомые песни авторских исполнителей Юрия Визбера, Владимира Высоцкого, Б Окуджаву, итд На уроке авторских встреч , посиделки В кругу друзей ребята сами исполняют песни бардовскиеАвторские песни .Бардовские песни
7 кл Бардовская песня.doc

Михеева Е О

 

Бардовская песня, на мой взгляд, очень благодатный материал для подростков. Не далёкая («древняя» по выражению детей), классика, не пустая однодневная «попса», а тихая, спокойная, «доходчивая», - своя. И настолько разнообразная, что любая тема современной программы ей подвластна: война, любовь, детство, счастье, одиночество и многое, многое… Сама владея гитарой, с удовольствием знакомлю ребят с этим уникальным жанром.

 

Урок №9 в 7-м классе

 (обобщающий).

 

Тема: Мир бардовской песни.

Цель: Способствовать восприятию бардовской песни, как глубоко духовного,

            самостоятельного явления отечественной культуры.

           Развивать аналитические навыки, эмоционально-чувственную сферу

            восприятия.

           Формировать собственное представление о бардовской песне.

 Музыкальный материал: О. Митяев «Как здорово!», «Разговор в поезде.» Окуджава «Грузинская песня», С. Никитин «Пони», Ю. Визбор «Солнышко лесное», «Домбайский вальс».

Дополнительный материал: портреты Б. Окуджавы, С. и Т. Никитиных, Ю. Визбора, Ю. Левитанского, стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя», Б. Окуджавы «Поэт», тексты песен «Как здорово!», «Солнышко лесное», таблички со словами «душа» и «музыка», гитара, шумовые инструменты.

Оформление доски: написаны тема и цель урока. Написаны названия станций и фамилии бардов. Прикреплены фотографии бардов.

 

Организационный момент.

 

Ход урока.

 


Домашним заданием был синквейн со словом «душа». (проверка Д/З). Учащиеся зачитывают несколько синквейнов.

 

  1. Введение в тему урока. Мотивационная беседа.

В исполнении учителя звучит песня О. Митяева «Как здорово!». Учащиеся поют по розданным текстам.

Люблю эту песню за то, что она, казалось бы, простая и в то же время – ёмкая.

Впрочем, продолжите, пожалуйста, какая она, эта песня….. Предполагаемые ответы: тёплая, дружеская, туристская, душевная…  Да, о душе:

(Открыть крыло доски со словами «душа» и «музыка»).

2. Работа по теме урока. Осмысление.

Итак, всё-таки здорово, что мы собрались здесь, в этом экскурсионном поезде, который вот-вот отправится по огромному, загадочному, неизученному, но доброму и открытому миру бардовской песни.



Открыть доску:

ТЕМА: Наполним музыкой сердца!

ЦЕЛЬ: Сформировать собственное представление о бардовской песне.

 

«Наполним музыкой сердца!» - предлагает нам Юрий Визбор. Эти слова могут стать и темой, и целью, и девизом нашего урока-путешествия.

                Как и в любом путешествии, мы будем внимательно слушать, впитывать и делать путевые заметки, а потом поделимся впечатлениями.

                Отправились в путешествие мы со станции «Митяевка», потому что там живёт и творит Олег Митяев, автор песни «Как здорово!». И пока мы приближаемся к следующей станции, хочу напомнить вам ещё одну его песню, которая так и называется:

«Разговор в поезде».(№16)

Слушание песни.

 Вам знакомо это чувство? Случайный разговор…

Как точно показал автор атмосферу вагонного разговора – обо всём, что наболело, что «зацепило», что хочется понять.

Прикрепить портрет Митяева, написать название песен,

исполненных на этой «станции».

 

А мы подъезжаем к станции «Юрьево», где живут замечательные люди:. Юрий Кукин, романтик, путешественник, любитель туманов и тайги (мы слушали песню «За туманом»).

Прикрепить портрет.

Юрий Визбор, стоявший у самых истоков авторской песни, один из первых бардов, показавший, что песня души может быть слышна и понятна всем. Человек непоседливый, любознательный, общительный, он изведал в своей жизни очень много: строил дома, работал тренером, исколесил весь крайний Север, выучился на актёра.

Прикрепить портрет.

«Домбайский вальс» (№3)



Сравните, пожалуйста, песни этих авторов (Митяева, Визбора)

 

Предполагаемые ответы: о путешествии, туристская, романтика, исполняются размеренно, спокойно, в форме монолога, под собственный аккомпанемент.

Так почему же, по вашему, едут люди за туманом, за романтикой, зачем  настойчиво зовут нас с собой, хотя бы вот таким способом – песней?  Поразмыслите, пока путешествуете от станции к станции, слушайте внимательно, но…как сказал ещё один известный Юрий (поэт Ю. Левитанский):

каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу,

дьяволу служить или пророку –

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе…


Что, по вашему мнению, имел в виду поэт?

Я привела вам эти строчки, потому, что поэзия Юрия Левитанского настолько пронизана музыкой, что многие барды часто обращаются к ней. Ведь не зря же сказал Булат Окуджава «Бардовская песня – это поэзия, положенная на музыку». К нему в гости мы сейчас и отправимся.

 

Прикрепить портрет. Рассказ.

 

Следующая станция «Грузинская». Сам Булат Шалвович говорил о себе так: «во мне много намешано разных кровей, но по происхождению я – московский грузин». Тонкий лирик, учитель литературы, он остро чувствовал слово и умел донести его до слушателя так, что не согласиться с автором почти невозможно.

 

«Грузинская песня» (№10)

Слушание песни.

Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали эту песню? Что выделили в ней  главное? Предполагаемые ответы: о любви, о друзьях, о месте в жизни, о душе. (Философская).

Как элегантно, тонко и как глубоко. Пожалуйста, запишите в тетрадь Д/З: написать на каникулах эссе «Зачем Я живу на земле».

А переездом к следующей станции будет ещё одна песня Б.Ш. Окуджавы.

 

«Надежды маленький оркестрик» (№2)

Слушание песни.

 

А теперь сравним две песни одного автора. О чём они?... о надежде, о любви, …

А мы тем временем подъезжаем к «Ягодному»! это такая весёлая, шумная


детская станция, на которой можно выйти размяться.

                Подъезжаем, тормозим (разминка: качают туловищем, головой, притопывают ногами). Приехали! Отдыхаем. Кстати, кто скажет мне, что общего между ДОрогой, тРЕщиной, разМИнкой и инФАрктом? (ноты). Можно любые слова с «нотами».

За правильный ответ вручается шумовой муз. инструмент.

Ø  А какой муз. инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь?

Аккордеон.


Ø  Как называется русский народный трёхструнный щипковый инструмент?

Балалайка.

Ø  Каким музыкальным инструментом владел Садко? Гусли.

Ø  Какой миниатюрный ударный инструмент часто сопровождает испанские танцы? Кастаньеты.

Ø  Какой русский народный ударный инструмент похож на кастаньеты? Ложки.

Ø  Как называется музыкальная погремушка? Маракас.

Ø  Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? Орган.

Ø  Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.

Ø  Название какого инструмента содержит в себе два термина «громко» и «тихо»? Фортепиано.

Ну, раз станция у нас детская, то и песни должны звучать детские. А таких в творчестве бардов немало.

Сейчас те, кто получил инструменты, помогут мне исполнить песню С. Никитина «Пони». Только продумайте сначала своё участие в ансамбле, не портите нам отдых нагромождением звуков.

 

В исполнении учителя и ансамбля шумовых  инструментов

звучит песня «Пони».

 

                Вот так незаметно, с хорошей песней, мы добрались до станции «Никитовка», где Татьяна и Сергей Никитины пишут замечательные песни: лёгкие, весенние, солнечные, пронизанные юмором и любовью к жизни. Так не хочется расставаться с этой весёлой песней, однако, мы уже приближаемся к конечной станции.

Каким вам показалось творчество Никитиных? Да, юмор – дело серьёзное, и на вещи порой нужно смотреть с юмором, иначе жизнь станет скучной и обыденной.

 

Прикрепить портрет. Записать название песни

Собрать инструменты.

 

3. Рефлексия.

Итак, мы на конечной остановке. Хотела бы услышать от вас, что почерпнули вы в этом путешествии? Наполнились ли ваши души и сердца музыкой, светом, любовью?

Нашли ли вы что-то общее во всех этих песнях, что отличает их от современной эстрады? Аккомпанемент, обращение непосредственно к собеседнику, задушевность, романтика, лирика…

А какие темы были затронуты в песнях? Друзья, философия, размышления, любовь, путешествия, шутка…

А о чём ещё может поведать нам бардовская песня? Любовь к людям, желание поделиться музыкой, чувствами, впечатлениями. Щедрая душа, разносторонние интересы, эрудиция…

Есть ли темы, которые ей недоступны? Нет, с друзьями можно говорить обо всём.

 

Ну что ж, каждый выбирает для себя… Надеюсь, выбрали и вы. А путешествие я хочу завершить словами Б. Окуджавы:

У поэта соперников нету

Ни на улице, и не в судьбе,

И когда он кричит всему свету,

Это он не о вас – о себе.

Руки тонкие к небу возносит,

Жизнь и силы по капле губя,

Догорает, прощения просит:

Это он не за вас – за себя…

Но когда достигает предела

И душа отлетает во тьму…

Поле пройдено, сделано дело.

Вам решать: для чего и кому.

                                           («Поэт»).

Расстаёмся мы надолго, не забудьте на каникулах поразмыслить о домашнем задании, всем зачтено участие в нашем путешествии по музыкальным мирам. Давайте завершим путешествие  песней мечтателей, верящих в свою счастливую звезду.

«Солнышко лесное».

 

 



Михеева Е О Бардовская песня, на мой взгляд, очень благодатный материал для подростков

Михеева Е О Бардовская песня, на мой взгляд, очень благодатный материал для подростков

А мы подъезжаем к станции «Юрьево», где живут замечательные люди:

А мы подъезжаем к станции «Юрьево», где живут замечательные люди:

Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?

Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2017