В данном материале рассматривается фрагмент урока в 4- классе "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка" (по программе Е. Д. Критской и Т.С. Шмагиной: рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911). Проектирование фрагмента урока разработано с использованием стратегии развития визуальной коммуникации.
КО - беседа по картине - Глушкова Е.Е..doc
Проектирование фрагмента урока с использованием стратегии развития
визуальной коммуникации.
Рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского
«Петрушка» (1911)
Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна
ГБОУ СОШ: №557, Невский район
Тема раздела: «В музыкальном театре»
Тема урока: Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка»
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 4й
I этап взаимодействия с картиной (контактный) – эмоциональная настройка на
картину
II этап взаимодействия с картиной (ориентировочноаналитический)
Что вы видите на этой картине? Что на ней происходит?
(город, праздник, много людей вышли на улицу)
Что еще можно увидеть на этой картине?
(театр, торговцы; лавочки с пряниками и сластями; дымящийся огромный
самовар)
Что мы видим на заднем плане картины?
(горка, катальные горки с затейливыми башенками, на которых развиваются флаги)
III этап взаимодействия с картиной (качественный анализ образов)
Как вы думаете, для чего предназначались все эти сооружения?
(для увеселения народа, для народных зрелищ)
Можете ли вы подробнее рассказать о людях, изображенных на картине?
(все они разные (богатые и из бедного сословия; дети и взрослые), люди толпятся у
входа, ждут представление)
Художник изобразил «безликую толпу» или можно выделить какие
нибудь характерные группы?
(на заднем плане – очертания людей; на переднем плане отдельные группы с
определенным характером, историей)
Что объединяет всех этих людей?
(всех объединяет общее веселье: они смеются, весело разговаривают)
Как вы думаете, когда происходит то, что изображено на картине?
(возможны разные варианты: солнечный день; конец 19 начало 20 века; зимой)
Почему вы решили, что это солнечный день?
(солнечные блики на снегу; светлое небо; все освещено солнцем)
Почему вы решили, что это зимний день?
(большое количество снега)
Почему вы решили, что это конец 19 – начало 20 века?
(одежда людей того времени, старинные надписи)
Какой город изображен? Почему вы так решили?
(СанктПетербург, Адмиралтейство на заднем плане)
Какое же событие изобразил художник? Почему вы так решили?
(народный праздник – масленица; народное гулянье, катальная горка, театр;
происходит зимой)
1 Что ещё на картине помогает понять, что изображено масленичное
гулянье?
(общее веселье – настроение праздника)
С начала XIX века на просторном Адмиралтейском лугу устраивали
народные гулянья на Масленицу.
Что являлось центром развлечения на Масленице? Что находится в
центре площади?
(театр)
На картине один театр или несколько? Чем они отличаются? Чем
украшены?
(по размеру: богатые, победнее; по убранству, по доступности; украшены флагами,
вывесками, картинами, афишами)
Ктонибудь знает, как раньше назывались эти театральные
представления?
(балаганы)
Слово «балаган» первоначально обозначало легкую временную пристройку
к дому, разборную торговую постройку. Потом это слово стали
применять к театрализованным зрелищам – ярмарочным спектаклям.
Давайте внимательно рассмотрим балаганы? Что интересного увидели в
каждом из них?
(в балагане слева на балкончике можно увидеть актеров)
Что они делают?
(зазывают зрителей в театр, расхваливая зрелище)
Чем интересен балаган, который находится с другой стороны площади?
(лестница, на которой толпятся люди, дожидаясь очереди, чтобы попасть на
представление)
Что же интересного могут увидеть в этом балагане люди? Какие ещё
зрелища, кроме театральных, предлагались на Масленицу?
(цирковые представления, «комната смеха»)
А какое представление увидят в маленьком балагане в центре картины?
Почему вы так решили?
(кукольный театр; надпись «театр живых фигур»)
IV этап взаимодействия с картиной (анализ отношения и взаимодействия
героев)
Как художник показывает яркость и красочность праздника? Какой
контраст он использует? Что служит фоном?
(праздничный яркий цвет на фоне неподвижной белой массой снега)
Для чего это нужно? Что помогает показать?
(настроение праздника; пестротой праздничного движения)
V этап взаимодействия с картиной (формулировка обобщенных смыслов)
Как вы думаете, что привлекло художника в этом сюжете?
(проводы зимы – это особый народный праздник, один из самых любимых на Руси)
Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?
(общее праздничное веселье объединяет всех собравшихся людей; любовь
художника к этому празднику – картина полна жизни, очень светлая, яркая,
эмоциональная, полная событий и впечатлений)
А чем необычна эта картина?
2 (расположенные по бокам дома; в окнах второго этажа — обыватели; арка, через
которую открывается вид на площадь; занавес)
На что же похожа эта картина?
(она похожа на изображение сцены; на декорацию)
Это действительно эскиз декорации. Но чем здесь необычно оформление
сценического пространства?
(обычно декорации располагаются по периметру сцены)
Почему же автор выбрал именно такую форму декорации? Какого
эффекта он хотел добиться?
(через арку декораций смотрим на реальную жизнь; достигается пространство,
полное цвета, света, воздуха)
Декорация построена по принципу «картина в картине»; на сочетании
постоянного и сменяющихся в его проеме картин.
Что такое эскиз декорации?
(эскиз предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного
произведения; декорация живописное изображение места и обстановки
театрального действия, устанавливаемое на сцене)
Для чего же художник создал этот эскиз?
(для театрального представления)
Удалось ли ему в своем эскизе передать место, обстановку и время, в
которых будет происходить действие спектакля?
(да; художник показал реальную жизнь)
VI этап взаимодействия с картиной (выход из контакта)
Картина, над которой мы сегодня работали – произведение Александра
Николаевича Бенуа. Он создавал этот эскиз по своим детским
воспоминаниям петербургских масленичных гуляний и балаганных
театров.
Про свою работу художник говорил: «Но еще более меня соблазняла идея
изобразить на сцене театра — «Масленицу», милые балаганы, эту великую
утеху моего детства… соорудить балаганам какойто памятник».
Эта картина является одним из эскизов к произведению композитора
И.Ф. Стравинского, о котором мы сегодня будем с вами говорить.
3
Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.