Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данном материале рассматривается фрагмент урока в 4- классе "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка" (по программе Е. Д. Критской и Т.С. Шмагиной: рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911). Проектирование фрагмента урока разработано с использованием стратегии развития визуальной коммуникации.
Иконка файла материала КО - беседа по картине - Глушкова Е.Е..doc
Проектирование фрагмента урока с использованием стратегии развития визуальной коммуникации. Рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911) Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна ГБОУ СОШ: №557, Невский район Тема раздела: «В музыкальном театре» Тема урока: Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка» УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Класс: 4­й I этап взаимодействия с картиной (контактный) – эмоциональная настройка на  картину II этап взаимодействия с картиной (ориентировочно­аналитический) ­ Что вы видите на этой картине? Что на ней происходит? (город, праздник, много людей вышли на улицу) ­ Что еще можно увидеть на этой картине?   (театр, торговцы; лавочки с пряниками и сластями; дымящийся огромный  самовар) ­ Что мы видим на заднем плане картины? (горка, катальные горки с затейливыми башенками, на которых развиваются флаги) III этап взаимодействия с картиной (качественный анализ образов) ­ Как вы думаете, для чего предназначались все эти сооружения? (для увеселения народа, для народных зрелищ) ­ Можете ли вы подробнее рассказать о людях, изображенных на картине? (все они разные (богатые и из бедного сословия; дети и взрослые), люди толпятся у входа, ждут представление)  ­ Художник изобразил «безликую толпу» или можно выделить какие­ нибудь характерные группы? (на заднем плане – очертания людей; на переднем плане отдельные группы с  определенным характером, историей) ­ Что объединяет всех этих людей? (всех объединяет общее веселье: они смеются, весело разговаривают) ­ Как вы думаете, когда происходит то, что изображено на картине?  (возможны разные варианты: солнечный день; конец 19­ начало 20 века; зимой) ­ Почему вы решили, что это солнечный день? (солнечные блики на снегу; светлое небо; все освещено солнцем) ­ Почему вы решили, что это зимний день? (большое количество снега) ­ Почему вы решили, что это конец 19 – начало 20 века? (одежда людей того времени, старинные надписи) ­ Какой город изображен? Почему вы так решили? (Санкт­Петербург, Адмиралтейство на заднем плане) ­ Какое же событие изобразил художник? Почему вы так решили? (народный праздник – масленица; народное гулянье, катальная горка, театр;  происходит зимой) 1­ Что ещё на картине помогает понять, что изображено масленичное  гулянье? (общее веселье – настроение праздника) ­ С начала XIX века на просторном Адмиралтейском лугу устраивали  народные гулянья на Масленицу. ­ Что являлось центром развлечения на Масленице? Что находится в  центре площади? (театр) ­ На картине один театр или несколько? Чем они отличаются? Чем  украшены? (по размеру: богатые, победнее; по убранству, по доступности; украшены флагами, вывесками, картинами, афишами)  ­ Кто­нибудь знает, как раньше назывались эти театральные  представления? (балаганы) ­ Слово «балаган» первоначально обозначало легкую временную пристройку  к дому, разборную торговую постройку. Потом это слово стали  применять к театрализованным зрелищам – ярмарочным спектаклям. ­ Давайте внимательно рассмотрим балаганы? Что интересного увидели в каждом из них? (в балагане слева на балкончике можно увидеть актеров) ­ Что они делают? (зазывают зрителей в театр, расхваливая зрелище) ­ Чем интересен балаган, который находится с другой стороны площади? (лестница, на которой толпятся люди, дожидаясь очереди, чтобы попасть на  представление) ­ Что же интересного могут увидеть в этом балагане люди? Какие ещё  зрелища, кроме театральных, предлагались на Масленицу? (цирковые представления, «комната смеха») ­ А какое представление увидят в маленьком балагане в центре картины?  Почему вы так решили? (кукольный театр; надпись «театр живых фигур») IV этап взаимодействия с картиной (анализ отношения и взаимодействия  героев) ­ Как художник показывает яркость и красочность праздника? Какой  контраст он использует? Что служит фоном? (праздничный яркий цвет на фоне неподвижной белой массой снега) ­ Для чего это нужно? Что помогает показать? (настроение праздника; пестротой праздничного движения) V этап взаимодействия с картиной (формулировка обобщенных смыслов) Как вы думаете, что привлекло художника в этом сюжете? (проводы зимы – это особый народный праздник, один из самых любимых на Руси) ­ Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник? (общее праздничное веселье объединяет всех собравшихся людей; любовь  художника к этому празднику – картина полна жизни, очень светлая, яркая,  эмоциональная, полная событий и впечатлений) ­ А чем необычна эта картина? 2(расположенные по бокам дома; в окнах второго этажа — обыватели; арка, через  которую открывается вид на площадь; занавес) ­ На что же похожа эта картина? (она похожа на изображение сцены; на декорацию) ­ Это действительно эскиз декорации. Но чем здесь необычно оформление  сценического пространства?  (обычно декорации располагаются по периметру сцены) ­ Почему же автор выбрал именно такую форму декорации? Какого  эффекта он хотел добиться? (через арку декораций смотрим на реальную жизнь; достигается пространство,  полное цвета, света, воздуха) ­ Декорация построена по принципу «картина в картине»; на сочетании  постоянного и сменяющихся в его проеме картин.  ­ Что такое эскиз декорации? (эскиз ­ предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного  произведения; декорация ­ живописное изображение места и обстановки  театрального действия, устанавливаемое на сцене) ­ Для чего же художник создал этот эскиз? (для театрального представления) ­ Удалось ли ему в своем эскизе передать место, обстановку и время, в  которых будет происходить действие спектакля? (да; художник показал реальную жизнь) VI этап взаимодействия с картиной (выход из контакта) ­ Картина, над которой мы сегодня работали – произведение Александра  Николаевича Бенуа. Он создавал этот эскиз по своим детским  воспоминаниям петербургских масленичных гуляний и балаганных  театров. ­ Про свою работу художник говорил: «Но еще более меня соблазняла идея  изобразить на сцене театра — «Масленицу», милые балаганы, эту великую  утеху моего детства… соорудить балаганам какой­то памятник». ­ Эта картина является одним из эскизов к произведению композитора  И.Ф. Стравинского, о котором мы сегодня будем с вами говорить. 3