Барышня-крестьянка
Оценка 4.9

Барышня-крестьянка

Оценка 4.9
doc
31.05.2021
Барышня-крестьянка
Урок внеклассного чтения Барышня-крестьянка.doc

Урок внеклассного чтения  по повести

А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

 

         Тема: Человеческая ценность повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка».

  Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы.

 Цель: расширить представление учеников о творчестве А.С.Пушкина;

          учиться видеть за внешней простотой текста его глубину;   

          развивать умение анализа прозаического текста;

          продолжить обогащение словарного запаса учащихся;

          продолжить знакомство с жизнью поместных дворян 19 века.

Задачи: научиться самостоятельно характеризовать героев литературного произведения, давать оценку их поступкам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

 

Ход урока

 

Оргмомент.

I.  Вступление

Учитель: I. Сегодня на уроке мы поговорим о повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», вошедшей в цикл повестей, которые называют «Повести Белкина»

 

II.  История создания «Повестей Белкина»

  1. Полное название этого произведения «Повести  покойного Ивана Петровича Белкина,

  изданные А. П.» были написаны Пушкиным осенью 1830 года в его поместье Болдино

  (знаменитая болдинская осень – самый плодотворный период в творчестве Александра

  Сергеевича), это цикл (группа) повестей, состоящий из 5 произведений, перечислите их

      /«Выстрел»

       «Метель»

       «Гробовщик»

       «Станционный смотритель»

       «Барышня-крестьянка»/   

 

  2.   Автором повестей заявлен некий Иван Петрович Белкин, к тому же покойный.

  Это, конечно, литературная мистификация

                /литературная мистификация – намеренное введение в обман, в заблуждение/

 

Почему так поступил Пушкин? Версий много, это и дань своему времени (тогда это было модно), и возможность писать от лица человека простого, якобы слышавшего эти истории от разных людей – все это должно было придать рассказам достоверность, жизненность.

Но, конечно, широкая публика очень скоро узнала настоящего автора.

 

III.   Повесть «Барышня-крестьянка». 

 Учитель:  Ранее с вами  мы познакомились  с одним из произведений этого цикла - очень печальной    повестью  - «Станционный смотритель»

  -Какие основные темы, проблемы вам запомнились?

       /судьба «маленького человека», библейская тема «блудных детей»/

 

Учитель:  Да, мы  говорили о глубине, трагичности повести «Станционный смотритель». Но чтобы понять многообразие тем и интонаций этого цикла произведений Пушкина, сегодня мы обращаемся к другой повести, входящей в этот цикл, – повести «Барышня-крестьянка».

Проблемный вопрос:

  повесть «Барышня-крестьянка» настолько легка в восприятии, что кажется – здесь нет ни особой глубины, ни особых  авторских приемов, появляется ощущение, что перед нами просто веселое произведение со счастливым концом. Так ли это? Ответу на этот вопрос мы и посвятим свой урок

 

1. Герои повести.

Учитель:    Поговорим, о героях, о сюжете повести

Опишите героев, здесь представлены два поколения:

старшее поколение – Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромский

Иван Петрович Берестов - пересказ ученика:

     «В одной из отдаленных губерний…

     …Вообще его любили, хотя и почитали гордым»

- Каков же его сосед?

Григорий Иванович Муромский –пересказ ученика:

     «Это был настоящий русский барин…

     …оборот, казавшийся в то время чрезвычайно сложным и смелым»

- Каковы отношения между ними?

     /«Из всех людей, осуждавших его /Муромского/, Берестов отзывался строже всех.

   Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера»/

- Как реагировал Муромский?

    /«Англоман выносил критику столь же нетерпеливо, как и наши журналисты. Он

    бесился и… прозвал своего зоила медведем и провинциалом»/

- Объясните значение слов «англоман»? «зоил»?

     /зоил – завистливый критик, по словарю В.И.Даля; англоман – человек,

       испытывающий пристрастие ко всему английскому/

Вывод: пред нами типичные помещики того времени: один – настоящий хозяин своего поместья; другой – оригинал, живущий на иностранный манер. Оба типа помещиков характерны для поместного дворянства того времени, а описание уклада их жизни – позволяет познакомиться с миром русской усадьбы.

Вернемся к сюжету: но между ними непримиримая вражда!

- Каково же молодое поколение?

Алексей Берестов – выразительное чтение учащимися описания героя:

     «Алексей был в самом деле молодец…

    …ходил по рукам список с адреса одного из его писем: Акулине Петровне Курочкиной,

     в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника Савельева, а вас

     покорнейше прошу доставить письмо сие А.Н.Р.»

- Какая-то тайная любовь? Но ощущаете ли вы иронию автора? Что здесь не

  соответствует стилю любовной драмы?

       /немножко смешное имя – Акулина Петровна Курочкина и медник Савельев/

Лиза Муромская (Бетси) –– выразительное чтение учащимися описания героини:

  «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое очень и  приятное лицо…и   

  приводили в отчаяние ее мадам мисс Жаксон…»

2. Сюжет повести

Учитель: Как развивается действие, сюжет? /Сюжет – ход повествования/

Где завязка?/начало интриги/

  Завязка: Заинтересованная рассказами своей служанки Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» встретить Алексея в лесу. Почему она не может иначе увидеть Алексея?

     /вражда отцов! Это и порождает интригу/

-  Как происходит первое свидание?

- Как дальше развиваются отношения?

     /Алексей влюбляется в крестьянку Акулину, Лиза-Акулина испытывает те же чувства/

 

-Что привлекает Алексея в Акулине?

       /ее непосредственность, живость, ум, естественность/

 

Перед нами как будто классический сюжет: враждующие родители – влюбленные дети

Трагедия неизбежна?!

- Как развиваются отношения между родителями?

      /Берестов-старший помог Муромскому-старшему, упавшему на охоте, в ответ был приглашен вместе с сыном в гости/

-Что придумала Лиза, чтобы не быть узнанной?

     /воспользовалась белилами, румянами мадам Жаксон/

 

Чтение сцены «В гостях у Муромских»:

  «Лиза, его смуглая Лиза…не мог узнать свою Акулину в этой смешной и блестящей барыне»;

 поведение Лизы: «Лиза жеманилась…говорила только по-французски»

Жеманность?

    /отсутствие простоты/

- Что не понравилось Алексею в Лизе?

/Жеманность, неестественность поведения, манерничанье, позирование/

 

- Почему Алексей решился объясниться с Лизой? На что он был готов ради Акулины?

            /отец требовал его женитьбы на Лизе Муромской,

             Алексей  готов был жениться на крестьянке!/

 

Сцена «Вторая встреча с Лизой» - выразительное чтение учащимися описания героини:

 «Все будет решено…» - до конца повести.

- Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза - одна и та же девушка. Теперь герои

могут не скрывать своих чувств. Повесть заканчивается счастливо.

- Почему автор одаривает своих героев счастьем?

- Почему они этого заслуживают?

- Что ценит  автор в человеке?  

                             

Учитель:

Вывод: глубина повести в том, что Пушкин провозглашает главными ценностями

в человеке простоту, ум, живость,  способность быть верным своим чувствам, таких людей автор «награждает» счастьем. А Лиза – привлекательная, артистичная девушка, представшая и в образе крестьянки, и в образе дворянки - действительно заслуживает  слов эпиграфа

 

IV. Художественные особенности повести

 

   1. Описания природы, роль пейзажа в повести

     - Что делает повесть такой лиричной, светлой?

        Обратимся к описаниям природы

        «Заря сияла…в шестом часу весеннего утра?»

 

   - Что добавляет повествованию это описание? Какова роль природы?

               1. создает лирический фон для романтической сцены свидания

               2. автор описывает весну, утро, весенний лес – это ассоциируется с

                  зарождающимся чувством героев

               3. помогает передать настроение героини, настроение «младенческой веселости»

               4. создать образ героини

 

2.  Художественные средства

      -Какие изобразительные средства создают это настроение? создать образ утра?

     / Работа по тексту

               олицетворение

               сравнение

               эпитеты/

 

3.  Композиция

      Поразмышляем над композицией повести – выделим завязку, кульминацию, развязку

      Объясните значение терминов

  - Какой эпизод вы назвали бы завязкой?

          /Настя решает переодеться крестьянкой для встречи с Алексеем/

  - Какой эпизод вы назвали бы кульминацией?

         /Неожиданный приезд Алексея к Муромским/

  - Какой эпизод вы назвали бы развязкой?

         /Алексей видит Лизу читающую его письмо Акулине и… – все понимает/

  - Кульминация, а за ней сразу следует развязка, что это придает сюжету?

       /динамичность, стремительность!/

VII.  Ирония - об этом в сильном классе /ответы подготовленных учащихся/

 

 - Что еще добавляет  повествованию легкость, жизнерадостность?

          /улыбка, ирония автора/

  - Приведите примеры:

       /описание помещиков, мадам Жаксон, Алексея, описание утра в лесу- сравнение и др./

 

Вывод по теме урока:

 

Мы убедились в том, что простое на первый взгляд произведение Пушкина обладает глубиной: оно говорит о ценности простоты в человеке, естественности в проявлении

чувств, о верности в любви – Пушкин потом не раз будет подчеркивать значение этих качеств в своих героях (например, в образе Татьяны Лариной - главной героини его романа «Евгений Онегин», Маши Мироновой – героини повести «Капитанская дочка»).

Да и незатейливость повествования – кажущаяся: автор продумал и сюжет, и композицию,

и поэтические описания природы, это и делает  произведение  легким, жизнерадостным и

удивительно гармоничным

 

 

V. Оценки за урок

 

VI. Домашнее задание: Сформулируйте небольшой ответ на вопрос:

      Мое впечатление от повести «Барышня-крестьянка». Почему автор завершает

      именно этой повестью цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина,

      изданного А.П.»?  


Урок внеклассного чтения по повести

Урок внеклассного чтения по повести

Каковы отношения между ними? /«Из всех людей, осуждавших его /Муромского/,

Каковы отношения между ними? /«Из всех людей, осуждавших его /Муромского/,

Учитель: Вывод : глубина повести в том, что

Учитель: Вывод : глубина повести в том, что
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021