Беседа: «От чего зависит настроение».
Цель: Развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников.
Задачи: Объяснить детям, что настроение людей зависит от человеческого общения в жизни, вызвать желание делать приятное окружающим людям.
Оборудование: Лист «Мое настроение» у каждого воспитанника и воспитателя с изображением человечков, фломастеры или цветные карандаши, ножницы, клей, ручка, чистый лист бумаги у каждого ребёнка, компьютер.
Ход работы.
1. Вводная часть. Звучит 1 куплет песни «Неприятность эту мы переживем».
- Что вы чувствовали, слушая эту песню? (ответы детей). Что такое настроение? (дети рассуждают). В словаре Ожегова написано так: «Настроение- это внутреннее, душевное состояние». Что значит внутреннее? Душевное? (в груди, в сердце, в душе). Подберите слова и скажите, какое настроение сейчас у вас? (ответы детей). От чего зависит настроение? Можно ли узнать настроение у окружающих? (рассуждения детей). На эти два вопроса мы все вместе постараемся найти ответы (вопросы записаны на доске).
2. Воспитатель читает стихотворение «Окно» В. Телегиной.
Закрыто в комнате окно.
Как в доме скучно и темно!
Вот на окошке кот сидит,
И у него ленивый вид.
А рядом с ним цветок стоит.
И у него понурый вид.
Я широко окно открыл
И солнце в комнату впустил.
Со мною рядом кот сидит-
И у него довольный вид.
Цветок побрызган и полит-
И у него веселый вид!
- Какое настроение было у кота и цветка в начале? А что произошло потом? А как узнать у человека, какое у него настроение? (рассуждения детей). Посмотрите на листы «Мое настроение» и определите, какое настроение передал художник? (всего 5 человечков: радостное, веселое, праздничное, хмурое, сердитое). Как вы определили? (по эмоциям, по мимике, по жестам т.е. по виду - записать на доске). Какое настроение чаще всего бывает у вас? От чего это зависит? (высказывания детей). На белом листочке бумаги запишите, от чего у вас бывает хорошее настроение? (несколько человек зачитывают). Примерные ответы: похвалил учитель или родители, от приветливого слова, от улыбки, получил хорошую отметку, подарили подарок, хорошо выполнил работу и т. д.)
- Послушайте и догадайтесь, как еще можно узнать настроение человека.
«Тройка»
Идет из школы Лена. У нее печальный вид: « Я тройку получила».
Бежит из школы Павлик. У него довольный вид: «Я тройку получил».
- Кто догадался, по какому признаку можно узнать настроение Лены и Павлика? Как говорили дети? Почему? ( Ответы детей). По интонации, по тону. На доске добавляется слово- тон. Тон – это звучание голоса, которое помогает человеку лучше передать свою мысль. Послушайте маленькую историю о том, что значит тон.
Ситуация №1
Коля зашел в комнату и увидел на полу разбросанные игрушки. Он сказал маленькому Пете сердитым голосом: «А ну убери игрушки». Петя обиделся и заплакал. Коле стало жаль брата и он сказал ласково: « Давай вместе соберем игрушки». Коля успокоился и стал сам собирать игрушки.
Почему младший брат не сразу послушал Колю? (Коля приказал, говорил сердито, у него было плохое настроение).
Девочка читает рассказ В. Голявкина « Пуговица».
Я пуговицу себе сам пришил. Правда, я ее криво пришил, но ведь я ее сам пришил! А меня мама просит убрать со стола, как будто бы я не помог своей маме, - ведь пуговицу я сам пришил! А вчера вдруг дежурным назначили в классе. Очень мне нужно дежурным быть! Я ведь пуговицу себе сам пришил, а они кричат: « На других не надейся!» Я ни на кого не надеюсь. Я все сам делаю - пуговицу себе сам пришил…
Какое настроение у героя? Он гордится тем, что однажды пришил пуговицу и считает, что больше трудиться не надо. Настроение зависит от отношения к делам. На доске добавляется запись – отношение к делам.
А сейчас посмотрите на экран. На экране картинка. Девочка стоит у дверей и не может их открыть, потому что у нее заняты руки. Подходит мальчик, открывает двери. Девочка улыбается, благодарит мальчика.
Какое настроение у девочки в начале? Поменялось ли настроение у нее?
Почему? (забота и внимание окружающих). Эта запись добавляется на доске.
Подводим итог. От чего зависит настроение? Дети пользуются записями на листочках и на доске. Можно ли узнать настроение окружающих?
Самооценка психологического состояния. А сейчас подумайте и скажите, а все ли вы делаете, чтобы у других было хорошее настроение? У вас на партах лежит лист « Мое настроение». Выберите высказывание, которое подходит к вам.
1.Я стараюсь делать все, чтобы у других было хорошее настроение и у меня это получается. (Раскрасьте и вырежьте человечка под №3 )
2.Стараюсь, но не всегда получается. (Раскрасьте и вырежьте человечка девочки под №3, а мальчики под №1)
3.Не задумывался над этой просьбой (Раскрасьте и вырежьте человечка под №4 или №5)
Воспитатель открывает доску, а там цветочная поляна. Дети под музыку приклеивают человечков под №1,2,3 на полянку, а под №4 и 5 под кустик.
Воспитатель благодарит детей за работу, за откровенность, за активность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.