Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные источники страданий, как одиночество или неразделённая любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия, ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души. Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую вершины мирового музыкального искусства. Что такого в этой музыке, что притягивает к ней новые и новые поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной» сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой? Богатство вместе с властью вольно бродят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, Бессмертная, в бессмертии пребудет, Всё превзойдёт, что было - или будет. (П. Б. Шелли. Любовь бессмертная) «Лунная» соната принадлежит к числу наиболее популярных произведений великого композитора и является одним из замечательнейших произведений мировой фортепианной музыки. Своей вполне заслуженной славой «Лунная» обязана не только глубине чувств и редкой красоте музыки, но и её поразительной цельности, благодаря которой все три части сонаты воспринимаются как нечто единое, неразрывное. Вся соната - нарастание страстного чувства, доходящего до настоящей душевной бури. Соната № 14 до-диез минор (cis-moll ор. 27 № 2, 1801 г.) стала знаменитой ещё при жизни Бетховена. Название «Лунная» она получила с лёгкой руки поэта Людвига Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал ночь на Фирвальдштетском озере в Швейцарии: «Гладь озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о тёмный берег; покрытые лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделённой любви». Читатели легко связали этот романтический пейзаж с давно уже завоевавшей популярность I частью бетховенской сонаты, тем более что на слух музыкантов и публики 1820–30-х годов все эти ассоциации выглядели совершенно естественными.
Иконка файла материала 1.docx
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты Содержание: Чувства одиночества, неразделённой любви, воплощённые в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры «Экология человеческой  души». Музыкальный материал: Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть  (слушание); II и III части (по желанию педагога); А. Рыбников, стихи А. Вознесенского. «Я тебя никогда не  забуду» из рок­оперы «Юнона и Авось» (пение). Характеристика видов деятельности: Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.Выявлять возможности эмоционального воздействия  музыки на человека. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и  правды. Осознавать интонационно­образные основы музыки. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии,  гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов  (Л. Бетховен)  «Музыка в себе – это страсть и тайна. Слова говорят о человеческом; в музыке выражается то, что никто не знает, никто не  может разъяснить, но что в большей или меньшей степени есть в  каждом…»Ф. Гарсиа Лорка (испанский поэт, драматург, известный также как музыкант и художник­график)  Совсем не жалкими предстают в искусстве такие вечные  источники страданий, как одиночество или неразделённая  любовь, напротив: они исполнены своеобразного величия,  ведь именно они раскрывают подлинное достоинство души.  Бетховен, отвергнутый Джульеттой Гвиччарди, пишет  «Лунную» сонату, даже сумраком своим озаряющую  вершины мирового музыкального искусства. Что такого в  этой музыке, что притягивает к ней новые и новые  поколения? Какая бессмертная песнь звучит в «Лунной»  сонате, торжествуя над всеми сословиями мира, над суетой и заблуждениями, над самой судьбой? Богатство вместе с властью вольно бродят, Вступая в океан добра и зла,Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, Бессмертная, в бессмертии пребудет, Всё превзойдёт, что было ­ или будет. (П. Б. Шелли. Любовь бессмертная) «Лунная» соната принадлежит к числу наиболее  популярных произведений великого композитора и  является одним из замечательнейших произведений  мировой фортепианной музыки. Своей вполне заслуженной  славой «Лунная» обязана не только глубине чувств и  редкой красоте музыки, но и её поразительной цельности,  благодаря которой все три части сонаты воспринимаются  как нечто единое, неразрывное. Вся соната ­ нарастание  страстного чувства, доходящего до настоящей душевной  бури.Соната № 14 до­диез минор (cis­moll ор. 27 № 2, 1801 г.)  стала знаменитой ещё при жизни Бетховена. Название  «Лунная» она получила с лёгкой руки поэта Людвига  Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал  ночь на Фирвальдштетском озере в Швейцарии: «Гладь  озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо  ударяет о тёмный берег; покрытые лесом мрачные горы  отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно  духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны  руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделённой любви». Читатели легко связали этот романтический пейзаж с давно уже завоевавшей популярность I частью бетховенской  сонаты, тем более что на слух музыкантов и публики 1820– 30­х годов все эти ассоциации выглядели совершенно  естественными.Призрачные арпеджио на туманно обволакивающей правой  педали (эффект, возможный на тогдашних роялях) могли  восприниматься как мистическое и меланхолическое  звучание эоловой арфы ­ инструмента, чрезвычайно  распространённого в то время в быту и в устройстве садов  и парков. Мягкие колыхания триольных фигур даже  зрительно уподоблялись лёгкой ряби на глади озера, а  плывущая поверх фигураций величаво­скорбная мелодия ­  луне, озаряющей пейзаж, или почти бесплотному в своей  чистой красоте лебедю. Трудно сказать, как отнёсся бы к подобным  интерпретациям Бетховен (Рельштаб посетил его в 1825  году, но, судя по воспоминаниям поэта, они обсуждали  совсем другие темы). Не исключено, что композитор не  нашёл бы в нарисованной Рельштабом картине ничего  неприемлемого: он не возражал, когда его музыкуистолковывали с помощью поэтических или живописных  ассоциаций. Рельштаб уловил лишь внешнюю сторону этого гениального творения Бетховена. На самом деле за картинами природы  раскрывается личный мир человека ­ от сосредоточенного,  спокойного созерцания до крайнего отчаяния. Как раз в это время, когда Бетховен ощутил приближение  глухоты, он почувствовал (или, во всяком случае, ему так  показалось), что впервые в жизни к нему пришла настоящая любовь. О своей очаровательной ученице, юной графине  Джульетте Гвиччарди он стал думать, как о своей будущей  жене. «...Она меня любит, и я её люблю. Это ­ первые  светлые минуты за последние два года», ­ писал Бетховен  своему врачу, надеясь, что счастье любви поможет ему  одолеть свой страшный недуг. А она? Она, воспитанная в аристократической семье,свысока смотрела на своего учителя ­ пусть знаменитого,  но незнатного происхождения, да к тому же ещё и  глохнущего. «К несчастью, она принадлежит к другому сословию», ­  признавался Бетховен, понимая, какая пропасть лежит  между ним и его возлюбленной. Но Джульетта и не могла  понять своего гениального учителя, она была для этого  слишком легкомысленна и поверхностна. Она нанесла  Бетховену двойной удар: отвернулась от него и вышла  замуж за Роберта Галленберга ­ бездарного сочинителя  музыки, зато графа... Бетховен был великим музыкантом и великим человеком.  Человеком титанической воли, могучего духа, человеком  высоких помыслов и глубочайших чувств. Как велики  должны были быть и его любовь, и его страдания, и его  стремление одолеть эти страдания! «Лунная соната» и была создана в эту трудную пору егожизни. Под настоящим её названием «Sonata quasi una  Fantasia», то есть «Соната вроде фантазии», Бетховен  написал: «Посвящается графине Джульетте Гвиччарди» ... «Вслушайтесь теперь в эту музыку! Вслушайтесь в неё не  только своим слухом, но и всем своим сердцем! И, может  быть, теперь вы услышите в первой части такую безмерную  скорбь, какой никогда раньше и не слышали; во второй  части ­ такую светлую и в то же время такую печальную  улыбку, какой раньше и не замечали; и, наконец, в финале ­  такое бурное кипение страстей, такое неимоверное  стремление вырваться из оков печали и страданий, какое  под силу только подлинному титану. Бетховен,  поражённый несчастьем, но не согнувшийся под его  тяжестью, и был таким титаном». Д. Кабалевский. Звуки музыкиПервая часть «Лунной» Adagio sostenuto резко отличается  от первых частей других сонат Бетховена: в ней нет  контрастов, резких переходов. Неторопливое, спокойное  течение музыки говорит о чистом лирическом чувстве.  Композитор отметил, что эта часть требует  «деликатнейшего» исполнения. Слушатель точно вступает  в зачарованный мир мечты и воспоминаний одинокого  человека. На медлительном волнообразном сопровождении  возникает полное глубокой выразительности пение.  Чувство, вначале спокойное, очень сосредоточенное,  разрастается до страстного призыва. Постепенно наступает  успокоение, и вновь раздаётся грустная, полная тоски  мелодия, замирающая затем в глубоких басах на фоне  беспрерывно звучащих волн аккомпанемента. Вторая, очень небольшая, часть «Лунной» сонаты полна  мягких контрастов, лёгких интонаций, игры света и тени.Эту музыку сравнивают с танцами эльфов из «Сна в летнюю ночь» Шекспира. Вторая часть служит чудесным  переходом от мечтательности первой части к могучему,  гордому финалу. Финал «Лунной» сонаты, написанный в полнокровной,  богатой сонатной форме, составляет центр тяжести  произведения. В стремительном вихре страстных порывов  проносятся темы ­ грозные, жалобные и печальные, ­ целый  мир взволнованной и потрясённой человеческой души.  Разыгрывается подлинная драма. «Лунная» соната, впервые в мировой истории музыки, даёт столь редкий по цельности образ душевного мира художника. Все три части «Лунной» производят впечатление единства  благодаря тончайшей мотивной работе. Кроме того, многие выразительные элементы, заключённые в сдержанной  первой части, развиваются и достигают кульминационнойточки в бурном драматическом финале. Стремительное  восходящее движение арпеджий в заключительном Presto  начинается с тех же звуков, что и спокойное волнообразное начало первой части (тоническое трезвучие до­диез минор). Самое движение вверх через две­три октавы перешло из  центрального эпизода первой части. Любовь бессмертная: пусть она редкая гостья в мире, но  всё же она есть, пока звучат произведения, подобные  «Лунной» сонате. Не в этом ли заключено высокое  этическое (этический – нравственный, благородный)  значение искусства, способного воспитывать человеческие  чувства, призывать людей к добру и милосердию друг с  другом? Подумайте, как тонок и нежен внутренний мир человека,  как легко его ранить, уязвить, иногда на долгие годы. Мы  всё больше осознаем необходимость защиты окружающейсреды, экологии природы, но по­прежнему слепы в  отношении «экологии» человеческой души. А ведь это  самый динамичный и подвижный мир, который порой  заявляет о себе тогда, когда ничего уже нельзя поправить. Вслушайтесь во всевозможные оттенки грусти, которыми  так богата музыка, и представьте, что живые человеческие  голоса рассказывают вам о своих печалях и сомнениях.  Ведь часто мы поступаем неосторожно не оттого, что злы  по природе, а оттого, что не умеем понимать других людей. Такому пониманию и может научить музыка: нужно только  поверить. Что в ней звучат не какие­то отвлечённые идеи, а  реальные, сегодняшние проблемы и страдания людей. Вопросы и задания: Какая «бессмертная песнь» звучит в «Лунной» сонате Л.  Бетховена? Поясните ответ.Согласны ли вы с утверждением, что проблема «экологии»  человеческой души является одной из важнейших,  актуальных проблем человечества? Какой должна быть  роль искусства в её решении? Поразмышляйте об этом. Какие проблемы и страдания людей отражаются в  искусстве настоящего времени? Как они воплощаются?