по биологии в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО
по теме: «Организм, классификация организмов»
Цель урока: Сформировать представления учащихся о роли биологических знаний в жизни человека
Планируемые результаты:
Предметные: знать основные признаки живой и неживой природы; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни
Метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя
Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению
Оборудование урока: Учебник, проектор, рабочая тетрадь, иллюстрации растений и животных
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Планируемая деятельность учащихся |
Развиваемые (формируемые) учебные действия |
|
предметные |
универсальные |
|||
1.Оргмомент |
Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки |
Регулятивные УД |
|
2.Эмоциональный настрой на урок
|
- Мне очень приятно видеть в
ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать
и слышать. Давайте создадим друг другу хорошее настроение – улыбнемся. Мне
хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало
вас в течение всего урока. |
Выполняют просьбу учителя
|
Регулятивные УД
|
|
3.Актуализация знаний |
Читает стихотворение: - Посмотри, мой милый друг, - В 5 классе вы начали
узучать предмет о природе. - Молодцы! А по каким
признакам вы отличаете живой организм от неживого? Учитель фиксирует на доске понятия, названные учащимися в виде схемы. Попробуйте дать определение, что такое живой организм |
Слушают стихотворение
Отвечают на вопрос: Природа Отвечают на вопросы учителя
Отвечают на вопросы учителя Называют, что изображено на каждом рисунке
Отвечают на вопрос Называют признаки живого: рост, движение, дыхание, питание, размножение и др. Формулируют определение |
Актуализация знаний, полученных в 4 классе на уроках окружающего мира |
Регулятивные УД
Коммуникативные УД |
4.Проблемная ситуация |
На некоторые свойства, названные учащимися, приводит пример из неживой природы: демонстрирует движение заводной игрушки. - Как же теперь будет звучать определение, что такое живой организм, неживой? - Какое из определений будет верным? Почему? |
Наблюдают за действиями учителя
Высказывают свою точку зрения |
Умение формулировать выводы |
Личностные УД |
5.Целеполагание |
- Так как мы говорим об организмах, то как звучит тема нашего урока. А если у нас возникло противоречие по поводу признаков живого и неживого, то цель урока будет звучать… Что является важным для достижения любой цели? - Что поможет нам в достижении цели? |
Продолжают предложение учителя (узнать, что такое живой организм, каковы его признаки) Отвечают на вопрос (план деятельности) С помощью учителя отвечают на вопрос ы (1 ступень – изучение, 2 ступень – осмысление, 3 ступень – формулировка) Отвечают на вопрос учителя (учебник, иллюстрации) |
Умение четко формулировать цель урока
Умение составлять план собственной деятельности |
Логическое мышление
Регулятивные УД
Личностные УД Коммуникативные УД |
6.Открытие нового знания |
- Для того, чтобы достичь цели, я предлагаю посмотреть видео-ролик - А чтобы вам было легче осмыслить и запомнить изученное, я предлагаю открыть тетради ,записать число и тему «Понятие об организме, классификация организмов . Просмотр видео-ролика с остановками Консультирует, направляет, контролирует работу учащихся. |
Выдвигают предположения
Работа с учебником стр.26,рис.15
|
Умение работать с источником информации |
Познавательные УД
Коммуникативные УД |
7.Физминутка |
Дети по лесу гуляли, |
Повторяют упражнения |
Регулятивные УД |
|
8.Применение нового знания |
- Хорошо отдохнули. А теперь пора обратиться к цели нашего урока. Давайте вспомним её. - Я предлагаю вам, ребята, сейчас немного поиграть. Согласны? Игра «Да-нет». Я называю утверждение, если вы считаете его верным, поднимаете белый кружок, если не верным – зеленый. - Живые организмы способны к самостоятельному существованию (да). - Клетка – это мельчая часть организма (да). - Цветение – это один из основных признаков живого (нет) - В процессе дыхания в организм поступают кислород и питательные вещества (нет) - Движение, рост, размножение – признаки, которые характерны не только для живых организмов, но и для неживых (да) - А давайте приведем примеры этих признаков. - Какой можно сделать вывод по вышесказанному? - Как определить принадлежность изучаемого объекта к живому или неживому? |
Называют цель урока (узнать, что такое живой и неживой организм, каковы признаки) Отвечают на вопрос
Берут в руки кружки белый и зеленого цветов Показывают красный кружок
Показывают белый кружок Показывают зеленый кружок
Показывают зеленый кружок Показывают белый кружок
Приводят примеры (движение – комета, рост – сосулька, размножение – вирус) - Некоторые признаки живого могут быть и у неживых тел - Если объект – живой организм, то у него должны быть все основные признаки живого. |
Умение находить ошибки в утверждениях
Умение обобщать и формулировать выводы
Умение применять знания |
Коммуникативные УД
Познавательные УД
Личностные УД
Познавательные УД |
9.Рефлексия |
Можно ли сказать, что цель, которую мы ставили в начале урока, достигнута? - А теперь давайте снова возьмем в руки красные и зеленые кружки. Если вы считаете, что хорошо поработали на уроке и вам все понятно по теме, то поднимите красный кружок, если есть вопросы, не все было понятно, то поднимите зеленый кружок. - Давайте поможем тем, у кого возникли затруднения (если есть ребята, поднявшие зеленые кружки) |
Высказывают свое мнение по желанию Высказывают свое мнение Поднимают красные или зеленые кружки
Предлагают варианты помощи |
Умение четко формулировать мысли Умение объективно оценивать собственную деятельность
Умение оказать помощь |
Коммуникативные УД |
10.Домашнее задание Оценки |
Домашнее задание стр.27. РУБРИКА подумайте |
Записывают в дневник |
Самоконтроль |
Регулятивные УД |
11.Итог урока |
- Ребята, мне очень приятно было с вами сегодня работать! - Спасибо за урок! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.