Блочная система преподавания
Оценка 4.9

Блочная система преподавания

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
математика
9 кл—11 кл
24.07.2023
Блочная система преподавания
Материалы для учителей, полезные в средней школе и СПО
Блочная система.docx

Зверяка Светлана Усманбаевна

преподаватель предметов общеобразовательного цикла

Многопрофильный педагогический колледж

ФГБОУ ВО «ЛГПУ»

 

Блочная система

Как можно дать обучающимся знания, объем которых рассчитан на большой период обучения? Только, на наш взгляд, с помощью увеличения единиц информации на уроках по теории, чтобы потом освободить время на практическое закрепление. Это предлагают также многие ученые, например, Л. Мареева из Москвы, которая преподает тему "График квадратичной функции" по следующему плану. Сначала на доске или на плакатах учитель подготавливает рисунок с несколькими графиками, к каждому из которых обсуждает с классом свойства, сравнивая друг с другом, подчеркивая и записывая новые термины: "парабола, ветки, вершина". Затем для закрепления решает несколько задач, не ограничиваясь одной [1, с.34]. В связи с тем, что в колледж начали приходить выпускники 9 классов, занимавшихся по программе 11- летней школы, мы воспользовались изложением теоретического материала по разделу «Геометрия» по следующему плану:

1. Прямые и плоскости в пространстве.

2. Многогранники.

3. Самостоятельная работа. Решение упражнений.

4. Фигуры вращения.

5. Объемы геометрических тел.

 Конечно, главная работа преподавателя и обучающегося проводится на занятии, где используются стандартные виды работы: проверка домашнего задания, повторение ранее пройденного, объяснение нового материала и его закрепления, подведения итогов урока и задачи домой. Но если каждый раз не менять форму урока, обучающимся становится неинтересно, они теряют интерес к предмету, что приводит к снижению усвоения нового материала. Очень интересную информацию мы нашли у Т.М. Мищенко.  Как самостоятельную законченную единицу учебного процесса учитель выбрала систему уроков при изучении отдельной темы или раздела программы не только в колледже, но и в школе, что впоследствии облегчает восприятие материала обучающимися.

Т.М. Мищенко компонует материал в виде коллективного решения учащимися под руководством учителя учебных задач. Это способствует одной из важнейших условий интенсификации учебно - воспитательного процесса - увеличению объема усваиваемой на уроке информации. Темы изучаются большими блоками, то есть методом увеличения дидактических единиц. Одна из форм применения этого метода - лекционно - практическая система, где наряду с уроками - лекциями, семинарские занятия, зачетными уроками практикуются уроки - консультации, собеседования, конференции. Элементы лекционно - практической системы вводятся, начиная с 6 - го класса. Итак, выполняется самое главное условие интенсификации - применяются формы обучения, активизируют познавательную деятельность учащихся. На уроках удачно сочетаются научность и доступность изложения, ученикам предлагается литература для самостоятельного углубленного изучения темы [1, с.5]. Профессионал своего дела П.В. Стратилов, в свою очередь, считает, что первым этапом учебной деятельности, влияет на весь ее дальнейший ход и результаты, мотивация. Поэтому при дифференцированном обучении математике очень важно уже на этом этапе учитывать индивидуальные особенности учащихся. Если у ученика наблюдается интерес к математике, тогда ему на этапе мотивации необходимо давать задачи математического склада. Если появляется привязанность к гуманитарным наукам, то для таких учащихся необходимо составлять ситуации, решение которых требует знаний из знакомых отраслей. Ученики, заинтересованные экономикой, могут решать задачи экономического характера. Другим, обладающих увлечение литературой, удобно предлагать составления математической модели из текста анализируемого [2, с.46]. Помощь в построении урока мы нашли в А.Окунева, который отмечал, что только творческие, посильные задачи держат внимание учеников. При этом чем более открытий будет сделано на уроке, тем больше возможностей для творческой, самостоятельной деятельности. В своей работе А.А. Окунев рассматривает опыт известного педагога Шацкого, который подчеркивал подчеркивает, что «обучение без труда лишает учеников положительных эмоций, ощущение радости от их преодоления» [3, с.18]. Важным моментом совершенствования математического образования является формирование у учащихся творческого эвристического мышления. Путь к математической науки лежит не только через усвоение некоторого комплекта математических фактов, сопровождается дедуктивными рассуждениями, но и через развитие математической интуиции, самостоятельности математического мышления и понимания логики математических доказательств. Высказывания В. Лейфуры предлагает учитывать О.Г. Примаков, особенно  для  тех учеников, которые намерены серьезно изучать математику, формировать свое представление об общих приемы облегчения поиска решения задач. Пособие может послужить своеобразным вступлением в мир олимпиадных задач и способствовать повышению заинтересованности математикой [4, с.3].  

Многие данные вопросы использовались автором в своей педагогической деятельности при преподавании математики на секциях Луганской областной малой академии наук учащейся молодежи [5, 6], а в дальнейшем с успехом применяются на занятиях в торгово-кулинарном колледже.

2.2. Мини - пособия

В действующих учебниках отдельные темы поданы или в очень большом или в недостаточном объеме. В первом случае ученикам трудно выделить существенное из изучаемого материала, которым можно было бы воспользоваться при практическом решении задач и упражнений, во втором же случае представленного материала недостаточно для его практического применения. В таких случаях большую помощь оказывают методические разработки или мини - пособия, методические рекомендации, которые раздаются учащимся при изучении данной темы. Они могут быть разными по цели их использования. Рассмотрим некоторые из разновидностей таких пособий:

Практическая работа №1. Приближенные вычисления.

Практическая работа № 2. Векторы и действия с ними.

 Цель такой разработки - предоставить возможность ученикам самостоятельно овладеть умением выполнять действия с приближенными значениями по правилу подсчета правильных цифр; развивать навыки выполнения действий с приближенными значениями по способу границ, проверить свои знания, выполнив последний из пунктов. Учитель в этом случае выполняет работу по организации контроля за работой учащихся, в необходимых случаях объясняет суть этой работе на доске или отдельной группе учеников.

Так же строится работа автора данной работы при использовании других пособий такого типа:

• Классические и нестандартные последовательности.

• Проценты.

• Векторы на плоскости и в пространстве.

 • Графики стандартных и нестандартных функций.

• Решение неравенств методом интервалов.

2.3. Взаимосвязь между предметами, профессиональная ориентация.

         Особенностью преподавания математики в профессиональном учебном заведении типа торгово-кулинарного колледжа является особое построение уроков. Все зависит от профессии «Повар», «Кондитер», «Официант, бармен». Отвечая на вопросы, постоянно возникающие у учащихся: «Зачем это нам?» и «Где математика может пригодиться?», преподаватель вынужден искать пути, чтобы наглядно показать взаимосвязь математики и технологии приготовления пищи, математики и отраслевой экономики и т.д. Лучшим ответом на данные вопросы может послужить методическая разработка открытого урока «Перпендикуляр и наклонная» или внеклассного мероприятия «Турнир юных матеваров», которые были проведены в 2016 году.

  

ЛИТЕРАТУРА

1.     Мареева Л.В. Знакомство с особенностями парабол. //Математика в школе. –2001. - № 7. – С. 34 –36.

2.     Стратилов П.В.  О системе работы учителя математики: Методические рекомендации по организации учебного процесса. – М.: Просвещение, 1984. – 215 с

3.     Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческих способностей учащихся: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 128 с.

4.     Приймаков О.Г., Молявко О.И. Интересные разделы математики (8 – 11 классы). – Х.: Скорпион, 2001. – 113 с.

5.     Особенности обучения в секциях в математического и экономического отделений Малой академии наук: учебно-методическое пособие /С.У. Зверяка, О.О. Курченко, К.В. Рабец. – Луганск: СПД Резников В.С., 2009. -   96  с. 

6.     Зверяка С.У. Особенности обучения в секциях в математического и экономического отделений Республиканской малой академии наук: учебно-методическое пособие /С.У. Зверяка. – Луганск, 2018. – 46 с.


 

Зверяка Светлана Усманбаевна преподаватель предметов общеобразовательного цикла

Зверяка Светлана Усманбаевна преподаватель предметов общеобразовательного цикла

Т.М. Мищенко компонует материал в виде коллективного решения учащимися под руководством учителя учебных задач

Т.М. Мищенко компонует материал в виде коллективного решения учащимися под руководством учителя учебных задач

В своей работе А.А. Окунев рассматривает опыт известного педагога

В своей работе А.А. Окунев рассматривает опыт известного педагога

Рассмотрим некоторые из разновидностей таких пособий:

Рассмотрим некоторые из разновидностей таких пособий:

Турнир юных матеваров», которые были проведены в 2016 году

Турнир юных матеваров», которые были проведены в 2016 году
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.07.2023