Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста
Оценка 5

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
Детсад
01.08.2017
Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста
Наиболее эффективным дидактическим материалом, дающим возможность формировать в комплексе сенсорное развитие, восприятие, мышление и речь дошкольника, являются логические блоки Дьенеша. В данной статье я описала свой опыт работы с детьми, который включает в себя описание дидактического пособия, методику работы с ним и разработку перспективного планирования.
БЛОКИ ДЬЕНЕША ОПЫТ РАБОТЫ.docx
Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание ­ это одна из основных сторон дошкольного воспитания, именно оно   составляет   фундамент   общего   умственного   развития   ребенка.   Накопление разнообразного сенсорного опыта – одна из основных  задач  развития дошкольников. На   следующих   этапах   обучения   полученный   опыт   позволяет   систематизировать накопленные   знания,  приобрести   новые,  а  так   же   использовать   их   в   разнообразных ситуациях. С целью реализации этой задачи я стараюсь обеспечить соответствующую развивающую среду,  использую много дидактических игр и упражнений. Но ведущее место в моей практике занимает универсальный дидактический материал "Логические блоки  Дьенеша».    Таким   образом,  целью   моей  работы   стало  –  развитие  сенсорных способностей детей младшего и среднего возраста с использованием логических блоков Дьенеша.  Добиться   поставленной   цели   помогло   составление   перспективного   планирования   с играми используя логические блоки Дьенеша. Логические блоки придумал известный венгерский математик и психолог Золтан  Дьенеш, который является  автором игрового подхода к развитию детей. Идея такого  подхода заключается в том, что дети  осваивают  математику посредством  увлекательных логических игр, песен и танцев.   Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех до восьми лет. Они представляют  собой набор из 48 геометрических фигур: а) черырёх форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники) б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие); В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура  характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером и толщиной.        Блоки Дьенеша – это универсальная развивающая игра. Применение в работе с  детьми логических блоков, позволяет мне решить следующие задачи:  – познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. – развивать пространственные представления; – развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над  множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и  декодирование информации). – усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления; – развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по  их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои  рассуждения; – развивать познавательные процессы, мыслительные операции; – воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели; – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к  моделированию и конструированию. – развивать речь; Игры с блоками использую в различных формах организации работы с детьми: во  время занятий, в самостоятельной деятельности детей, в режимных моментах. Во время ООД включение блоков в процесс обеспечивает наглядность, доступность  и  смену деятельности. Использование логических блоков в аппликации, рисовании,  конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур позволяет  разнообразить наши  занятия, делают их интересней, помогают детям  ориентироваться в пространстве и закономерностях («Дом», «Елочка», «Бабочка»,  «Животные» и т.д.)  Логические блоки находятся в сенсорном уголке и у каждого из  детей есть свободный доступ к игре, дети играют как вместе со мной, так и  самостоятельно. В режимных моментах  больше времени  уделяю индивидуальной  работе с детьми. Важным преимуществом блоков является его ориентация на  индивидуально – личностный  подход к ребенку, гораздо облегчает работу моё  сотрудничество с детьми, партнёрские отношения между нами помогают развиваться и совершенствоваться  в выбранном направлении. Благодаря развивающим  возможностям игры становится легко выявить детей с менее развитым уровнем  сенсорных способностей, уделить им внимание, пополнить недостающие знания.  Наоборот, детям с высоким уровнем математических способностей, чтобы  поддержать интерес детей к мыслительным занятиям, к обучению, постоянно  придумываю варианты игровых задач, сюжетов, меняю игровую мотивацию и   персонажей.  Детям очень нравится  играть с блоками, поэтому включаю их в различные  игры:  ­ дидактические игры: «Цепочка», «Второй ряд», «Домино», «Чудесный мешочек» ­ настольно­печатные (игры в альбомах, «Какой фигуры не хватает?», «Найди место  фигуре», «Чудо – дерево») ­ подвижные ( предметное ориентирование, обозначение домиков и дорожек, игры –  эстафеты;   ­ сюжетно­ролевые игры. В игре «Магазин» ­ деньги обозначаются блоками, а цены на  товар ­  кодовыми карточками, аналогично в игре «Поезд». Практически все варианты игр с логическими  блоками возможно использовать в  работе с детьми разного возраста, в зависимости от уровня их развития. Поскольку  логические блоки представляют собой эталоны форм, цвета, то их можно  целесообразно использовать в работе с детьми, начиная с раннего возраста.  С блоками  Дьенеша я работаю второй год  со 2­ой младшей группы.  Во время знакомства детей с логическими блоками, чтобы облегчить восприятие  предложенной игры пользовалась термином «фигура». Предоставила  детям  возможность самостоятельно использовать блоки по своему усмотрению в различных  видах деятельности, в игре дети в игре свободно манипулировали фигурами. В ходе   самостоятельных манипуляций с блоками детям становилось понятным, что фигуры  имеют различную форму, цвет, величину и толщину. Работу по формированию  познавательных способностей начинала со знакомства с цветом, затем с формой. И,  соответственно, предлагала детям игры и упражнения на развитие умения оперировать  одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному  свойству). Использовала игровые моменты, например, угостим зайку желтыми  конфетами, а лисичку ­ синими, положив в  одну корзинку круглое печенье, а в другую  ­ треугольное. Так как дети в процессе выполнения задания обсуждают его и общаются  со мной и друг с другом, то удается решать такую важную задачу, как речевое  развитие. Дети должны не только правильно выполнить задание, но и доказать, почему  именно так, а не иначе нужно сделать.  Придерживаясь принципа систематичности и последовательности усвоения знаний,  старалась, чтобы  переход от одних знаний к другим был последовательным, от  простых знаний к  более сложным, для этого задания в играх упрощала  или усложняла. Начиная со второй младшей группы, для занятий с логическими блоками я  использовала специальные альбомы. Накладывая разнообразные фигуры на альбом,  дети учились соотносить плоскостные изображения с объемными фигурами. В средней группе, когда я замечала, что у  детей получается оперировать сразу двумя  свойствами, предлагала игры на развитие умения оперировать сразу тремя, а затем и  четырьмя свойствами. При этом в одном и том же упражнении  меняла степень  сложности задания с учетом умственных возможности детей. Например, детям нужно  построить дорожку для Красной Шапочки, чтобы она не повстречалась с волком. Один  ребенок строил дорожку, оперируя одним свойством: рядом не должно быть блоков  одинаковой формы, другой ­ двумя свойствами: нет одинаковых по форме и цвету,  третий ­ одновременно тремя: чтобы рядом не было блоков одинаковых по цвету,  размеру и форме.  Начиная со средней группы, в дополнение к логическим блокам,  использую карточки,  на которых условно обозначены свойства блоков – цвет, форма, размер и толщина.  Цвет обозначен цветовым пятном – красным, синим, желтым; величина – силуэтом домика (большой, маленький); форма – соответственно контурами фигуры (круглый,  квадратный, треугольный, прямоугольный); толщина – условным изображением  человеческой фигуры (толстый, тонкий).  Также использую карточки с отрицанием  свойств: не большой, не красный, не квадратный, не толстый и т. д. Использование  таких карточек позволяет развивать у детей способности к моделированию и  замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти  способности и умения развиваются в процессе выполнения предметно ­ игровых  действий. Подбирая карточки с изображенными свойствами, дети учатся замещать и  кодировать, а в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточке,  овладевают умением декодировать информацию. Таким образом, развиваются  познавательные процессы ребенка. Когда дети выкладывают карточки, рассказывающие о свойствах блока, они создают модель. Карточки ­ свойства помогают детям перейти  от наглядно – образного мышления к наглядно ­ схематическому мышлению, а  карточки с отрицанием свойств помогают перейти от наглядно – образного мышления к словесно – логическому.  Для более успешной работы проводила активную работу с родителями. В родительский уголок вносила интересную информацию об универсальной развивающей  дидактической игре,  изготовила папку­передвижку с картотекой игр, проводила  индивидуальные беседы о пользе игры в развитии сенсорных и математических  способностей детей. Вывод: Благодаря появлению в нашей группе логических блоков Дьенеша, я стала  замечать, что  дети в нашей группе становятся умнее и сообразительнее. Результат  ежедневной работы не заставил себя долго ждать. У детей значительно вырос уровень  логического мышления, познавательных и творческих способностей, повысился  уровень развития коммуникативных способностей, навыков сотрудничества. Ребята  стали проявлять самостоятельность и инициативу.       Перспективное планирование с логическими блоками Дьенеша во второй                                               младшей группе(2015 – 2016 год)  Месяц Название игры Сентябрь Мониторинг «Давайте познакомимся» Цель игры Описание игры Выявление уровня развития детей Познакомить детей с блоками Дьенеша, вызвать интерес к Использование блоков по своему усмотрению Октябрь Игра «Найди фигуру»   игре. Развивать умение сравнивать фигуры по двум свойствам: цвету и величине. «Собери бусы» (из альбома  «Маленькие  логики») Развивать внимательность, составлять   фигуры   в определённой последовательности. Ноябрь «Найди такую же фигуру» «Угощения» Развивать умения находить такие же фигуры по форме, закреплять знание формы. Развивать   умение выявлять   свойства предметов:   цвет   и форма. Блоки лежат в обруче. Дети сидят на   ковре   вокруг   обруча. Воспитатель   показывает   детям блок и просит:  Найти   фигуру,   как   эта   по величине  Найти не такую фигуру, как эта по величине  Найти   фигуру,   как   эта   по цвету  Найти не такую фигуру, как эта по цвету  Найти   фигуру,   как   эта   по цвету и размеру  Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру. Детям   предлагается   выложить блоки  по   начерченной   схеме­ картинке,   например,   нарисован красный   большой   круг,   за   ним синий маленький треугольник и т. д.  Дети находят такие же фигуры по форме, как у воспитателя. В гости к детям приходят заяц и медведь.   Дети   рассказывают, какие   сладости   они   получили   в подарок   от   Деда   Мороза. Воспитатель   предлагает   сделать подарки зверюшкам. На подносах разложены   блоки:   печенье   и конфеты.   Дети   раскладывают   в коробки   для   подарков   печенье   с первого подноса:  Заяц   любит   только   жёлтое печенье,   а   мишка   только треугольное.     какое Проверяют,   печенье досталось   зайцу   (жёлтое,   не треугольное), мишке (треугольное,   не   жёлтое).   Какое печенье подошло и мишке и зайке (жёлтое, треугольное) Раскладывают конфеты: а    Заяц любит только круглые, а мишка только синие. Проверяют, достались мишке и зайке.   какие   конфеты Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких»    , так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы. Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).  Воспитатель раскладывает перед  детьми разные блоки по одному  и  предлагает  найти каждой  фигуре пару. Затем просит  назвать признаки: цвет, форму и  размер подобранных фигур. Декабрь Игры в альбомах «Найди не такую» Январь «Найди пару» Развивать внимательность, формировать умение правильно выкладывать фигуры в соответствии  с предложенным образцом. Развивать умение различать существенные признаки. Развивать внимательность, умение различать существенные признаки. «Поручения» Развивать   умение сравнивать   предметы по цвету и толщине. Февраль «Найди лишнюю» Учить находить лишнюю фигуру по какому ­ либо свойству (форме, цвету, толщине, величине). «Что  изменилось?» Развивать память, внимательность. Воспитатель даёт поручения: Одному   ребенку   собрать   все красные, толстые фигуры; Второму ­ синие, тонкие; Третьему ­ жёлтые, толстые и т. Воспитатель выкладывает в ряд блоки одинаковые по какому – либо свойству. Один блок отличается от остальных по форме, цвету, размеру. Детям предлагается найти лишнюю фигуру. Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур,  которые нужно запомнить, а  потом одна из фигур исчезает или  заменяется на новую, или две  фигуры меняются местами.  Ребенок должен заметить  изменения. Март Игра «Мышки – норушки»  Закреплять   умение различать цвета. К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы   на   зиму.   Мышка   очень любит зёрнышки   жёлтого (красного)  цвета.  Дети  выбирают из «зёрнышки» определённого   цвета   и   приносят их в «норку» к мышке. корзинки       «Чудесный мешочек» Учить находить фигуры на ощупь, развивать тактильные ощущения. Положить несколько блоков  в  мешочек и предложить ребёнку  найти  квадратные, круглые или  треугольные фигуры. Можно  усложнить задание: попросить  достать большой круглый блок  или маленький квадратный. Или  предложить достать разные по  толщине фигуры. Когда ребёнок  достанет блок, можно уточнить,  какого он цвета. Апрель «Составь изображение» Развивать воображение,  «Помоги Зайке и Мишке» Предложить детям из логических  блоков составить плоскостные  изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня. Воспитатель предлагает детям  разделить фигуры между мишкой  и зайкой так, чтобы у мишки  оказались все красные фигуры.  Предложить им ответить на  вопросы: ­Какие фигуры оказались у  мишки? (Все красные). ­А у зайки? (Все не красные). Вариант 2. Попробуйте разделить  фигуры по­другому: а) чтобы у мишки оказались все  круглые; б) чтобы зайцу достались все  большие; в) чтобы зайцу достались все  желтые и т. д. Май «Второй ряд» Учить выделять свойство фигур, находить фигуру, учить анализировать. Выложить в ряд 5­6 любых фигур, построить под ними второй ряд так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета (формы, размера), такой же формы, но другого цвета. «Цепочка» Учить находить фигуру по заданному признаку, выделять От произвольно выбранной  фигуры постарайтесь построить  как можно более длинную свойства фигур. цепочку. Варианты построения  цепочки: ­чтобы рядом не было фигур  одинаковой формы (цвета,  размера). ­ чтобы рядом были фигуры  одинакового цвета, но разной  формы и т.д. Перспективное планирование с логическими блоками Дьенеша  в средней группе(2016 – 2017 год)  Месяц Название игры Сентябрь Мониторинг «Загадки без слов» Октябрь «Помогите  Мишке  собрать  фигуры» Цель игры Описание игры Выявление уровня развития детей   умений Развитие расшифровывать информацию   о   наличии или отсутствии определенных   свойств   у предметов по их знаково ­ символическим обозначениям.     Закрепить символики свойств   знания Воспитатель   предлагает   детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов». « Я буду показывать карточки со знаками. Знаки   подсказывают,   какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите». Загадываются   три   совместимых свойства: Например:  — форма, размер и толщина; — цвет, форма, размер; — цвет, форма, толщина и др. Содержание: У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, «Отрицание  цвета» Знакомство с символикой   отрицание цвета.   а в этом помогут карточки­ символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.     почему Содержание:   В   гости   к   детям приходит зайчик, у него в лапках коробка, в которой   лежат   карточки, обозначающие   цвет,   форму, размер,   толщину,   но   все   они перечеркнуты. Зайчик не может понять, они перечеркнуты.   На   первом занятии  воспитатель  знакомит с карточками,   обозначающими отрицание   цвета   (воспитатель достает   из   коробки   зайчика, карточки   с   перечеркнутыми обозначениями цвета). Упражнения на закрепление: « Покажите фигуру»:  — не красную и не синюю; — не синюю и не желтую; — не желтую и не красную; —   прямоугольную,   не   синюю   и не красную; — треугольную, не желтую и не красную; —   квадратную,   большую,   не желтую и не синюю; —   прямоугольную,   маленькую, не красную и не желтую —   треугольную,   тонкую,   не синюю и не желтую; — круглую, толстую, не синюю и не красную. Ноябрь «Отрицание  толщины» Знакомство с символикой   отрицания толщины.    Воспитатель достает из коробки карточки   с   перечёркнутыми обозначениями толщины, Игра с одним обручем Развивать  умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не». Декабрь Игра с двумя обручами Закрепить умение разделить фигуры на две группы по двум свойствам.   которые   обозначают   отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают. Упражнения на закрепление — « Покажи фигуру»  — не тонкую; — не толстую; —   треугольную;   желтую;   не тонкую; — круглую, красную, не толстую и т.д. Перед началом игры выясняют,  какая часть игрового листа  находится внутри обруча и вне  его, устанавливают правила:  например, располагать фигуры  так, чтобы все красные фигуры  (и только они) оказались вне  обруча. После расположения  всех фигур предлагается два  вопроса: какие фигуры лежат  внутри обруча? Какие фигуры  оказались вне обруча?  (Предполагается ответ: «вне  обруча лежат все не красные  фигуры»). При повторении игры  дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.   Воспитатель   кладет   на   пол   два обруча так, что образуются три отдельных области (пересечения).   Внутри   красного обруча   захотели   жить   все красные фигуры внутри синего – все   круглые.   А   в   области пересечения   двух   обручей поселяются фигуры, обладающие двумя   общими   признаками: цветом   (красные)   и   формой (круглые).  Какие   фигуры  лежат вне обоих обручей? (все фигуры «Отрицание  размера»   Знакомство с символикой   отрицания размера   –   не   красные   и   не   круглые; синие; желтые; зеленые, треугольные, квадратные)  Воспитатель достает из коробки карточки   с   перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают. Упражнения на закрепление — « Покажите фигуру»:  —   квадратную;   красную;   не маленькую; —   треугольную;   желтую;   не большую; —   круглую; маленькую; —   прямоугольную;   желтую;   не большую; —   треугольную;   синюю;   не маленькую.   синюю;   не Январь С – Р. игра «Поезд» «Отрицание  формы» Развивать внимание, закрепить умение пользоваться карточками – схемами.   Знакомство с символикой   отрицания формы. Февраль «Домино» Развивать умение выделять свойства геометрических фигур. Дети по карточкам ­ схемам– билетам находят своё место стульчики. Воспитатель достает из коробки карточки   с   перечеркнутыми обозначениями   формы   и объясняет, что каждая карточка обозначает. Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). «На свою веточку» Март «Какую  фигуру я  задумал?» Развивать умение  анализировать, выделять  свойства фигур,  классифицировать  фигуры по нескольким  признакам. Закрепить умение детей загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков. «Сколько» Развивать умение задавать вопросы. Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины. На   рисунке   изображено   дерево, на   котором   должны   «вырасти» фигуры.   Следуя   указателям, дети должны двигать фигуры по ветвям. Дети   по   очереди   загадывают фигуру,   а   чтобы   остальные смогли   отгадать.   Ребенок выставляет с карточки обозначением трех свойств.           со Дети   делятся   на   две   команды. Воспитатель раскладывает логические   фигуры   в   любом порядке   и   предлагает   детям вопросы, придумать начинающиеся   слов "Сколько..." За   каждый   правильный   вопрос фишка.   Выигрывает   команда, набравшая   большее   количество фишек. Варианты   вопросов:   "Сколько больших   фигур?"   "Сколько красных фигур в первом ряду?" (по   горизонтали),   "Сколько кругов?" и т.д. Апрель Игра­ Развивать скорость эстафета «Не ошибись» реакции Дети делятся на команды. Напротив команд стоят столы с разложенными блоками. По сигналу воспитатели каждый игрок должен подбежать и взять заданную фигуру: «Принести толстый треугольник, большой круг, жёлтую маленькую «Хоровод» Учить  классифицировать  фигуры по двум­  трём  признакам. Май «Найди  клад»   Развитие умений выявлять   в   предметах цвет,   размер, толщину.   форму, фигуру» Побеждает команда, в которой  ни кто из игроков не ошибся.  Дети выкладывают блоки по кругу. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.  Дети – кладоискатели, кружок из бумаги   –   клад.   Кладоискатели отворачиваются,   ведущий   под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – свойства, 8 блоков (одного цвета, но разной формы,   размера   и   толщины), кладоискатели   называют   два свойства   той   фигуры,   под которой спрятан клад на каждое правильно   угаданное   свойство, воспитатель выставляет карточку.   Угадав   два   свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении   игры   следует   взять блоки другого цвета   «Заселим в домики» Развивать  умение анализировать, выделять Перед детьми таблица с изображением дорожек и свойства фигур, классифицировать. домиков. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки­ указатели. Cписок использованных источников и литературы: 1. Авторская разработка. 2.Выготский Л.С.  « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» Вопросы  психологии №6, 1966. Михайлова З.А. Логика и математика для дошкольников  [Текст]/ З.А 3.Михайлова. ­ СПб. Издательский дом «Литера», 2000. ­ 97с.4.  Под редакцией JI. А.  Венгера. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию  дошкольников», ­ М.: Просвещение, 1978.­95с. 5. Столяр А.А. Давайте поиграем [Текст]/А.А. Столяр.­ М. Просвещение, 1996.­ 145с. 6.Журнылы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ»

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития у детей дошкольного возраста

Блоки Дьенеша как универсальное средство развития сенсорного развития  у детей дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2017