Б.Пастернак "Доктор Живаго"
Оценка 4.8

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Оценка 4.8
Рабочие листы
docx
русская литература
Взрослым
31.03.2017
Б.Пастернак "Доктор Живаго"
В теме урока "Тема интеллигенции и революции в романе Бориса Леонидовича Пастернака" ведем речь об отношении Юрия Живаго к интеллигенции, которой сам герой собственно и принадлежал, и революции, невольным участником которой стал. Карта - задания определяет задания для студентов по двум вопросам, поднимающим на уроке
Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго» Пастернака Б. Л.docx
Тема: Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго» Пастернака Б. Л.  Цель:  дать   представление   о   мировоззрении   Б.   Л.   Пастернака,   отражённом   в   романе   «Доктор Живаго», о таких понятиях, как история, человек, революция. Задачи: Образовательная:  ­ составить представление об образе Юрия Живаго и его нравственных ценностях;  ­ рассмотреть философско­нравственные проблемы, поднятые автором романа и определить его точку зрения на них; ­ определить, что для Юрия Живаго является смыслом жизни. ­ совершенствовать навыки работы с учебной литературой. Воспитательная: ­ воспитывать интерес к литературе через пример классического текста; ­ повышать интерес к искусству декламации. Развивающая:  ­ развивать речь студентов через вопросно­ответную систему;  ­ развивать умение способности выражать собственное мнение.  Литература: Журавлев В.П. Русская литература XX ч.2,                        Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка 1. Организационный момент.  Ход урока: Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)  ­ На предыдущем уроке литературы мы знакомились биографией Б. Л. Пастернака, начали знакомство с его романом «Доктор Живаго». Сегодня мы продолжим говорить о романе и его главном герое.  2. Актуализация знаний. (10 мин)  Вступительная беседа 1. События романа развиваются с 1903 по 1929 год, какое время охватывают события романа? Что это за эпоха?  описывают эпоху Первой революции – 1905 год, I Мировой войны – начало 1914 г, Революцию 1917 года, Гражданской войны в России, 1918 г.  2. Расскажите об истории создания романа Работа по учебнику: с.155 – 156  3. Чем была вызвана резко негативная реакция властей на роман?  Работа по учебнику: с. 156 Сюжет романа построен на вымышленных героях и топографических названиях (кроме Москвы) и отражает субъективный взгляд на историю и жизненные перипетии социально чуждого сословия – интеллигенции.  3. Постановка целей урока (3 мин)  ­ Как вы думаете, на какие вопросы нам нужно ответить?  Определение целей урока.  Работа по теме урока.  4. 4.1 Юрий Андреевич Живаго представитель интеллигенции Главный герой романа, Юрий Живаго, врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт это «вечности заложник у времени в плену». Другими словами, взгляд Юрия Живаго на исторические события может ошибаться, принимать временное за вечное.  Юрий Андреевич воспитан наукой, искусством, укладом жизни прошлого века. У него больше колебаний   и   сомнений,   больше   лирического   отношения   к   событиям,   чем   ясных   ответов   и окончательных выводов. В этих колебаниях не слабость Живаго, а его интеллектуальная и моральная сила.   У   него   нет   воли,   если   под   волей   подразумевать   способность   без   колебаний   принимать однозначные решения, но в нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений. Пастернак   стремился   осмыслить   проблему   русской   интеллигенции,   привыкшей   к   мысли   о самостоятельной   ценности   каждого   мыслящего   человека,   интеллигенции,   которая   отшатнулась   от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи. Это не видение войны из цикла красных, как в «Разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений. Это не изображение из цикла белых, как в «Тихом Доне», «Дни Турбиных» и других.   Нет,   это   повествование   глазами   человека,   который   не   хочет   вмешиваться   в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи. Юрий Андреевич Живаго сын разорившегося миллионера, покончившегося с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком «свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного... у него было дворянское чувство равенства со всем живущим»... Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом. Первая   мировая   война   преддверие   и   исток   событий   еще   более   кровавых,   страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последовавших, до сегодняшнего дня постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Очень характерна судьба Антипова­Стрельникова, бывшего учителя, добровольцем ушедшего на фронт в мировую. В гражданскую он стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Уралу. «Он стал лелеять мысль стать когда­нибудь судьей и выйти на защиту и отомстить за Родину, Революцию».   «Ему   дали   за   жестокость   и   фанатизм   прозвище   Расстрельников».   «Он   спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся». Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции   не   любили   его.   Поэтому,   когда   он   исполнил   свою   роль,   его   предали   трибуналу. Затравленный преследованиями, он признается Живаго: «А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их   не   обидели,   потому   что   оказались   еще   большими   мучениками,   чем   они».   Так   объясняется бессмысленность стольких жертв. Стрельников убивает себя.  Всего несколько лет прожил после гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не   мог   приспособиться   к   новым   условиям,   которые   подошли   прекрасно,   например,   его   бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих». 4.2.«Живаго и революция» Журавлев В.П. Русская литература XX ч.2, с. 157 ­ 160  1. Каково отношение героя к революции?  2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?  Обсуждение: Поначалу   Живаго   не   отделяет   себя   от   великих   исторических   событий,   а   чувствует   свою сопричастность к происходящему, к творимой истории, вместе со всеми ожидает перемен в обществе. «Надвигается   неслыханное,   небывалое   <…>   истинно   великое   безначально,   как   Вселенная.   <…> России суждено стать первым за существование мира царством социализма…» (ч. 6, гл. 4). «Какая великолепная хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали. (ч. 6, гл. 8).  Называя   революцию   «великолепной   хирургией»,   герой   выражает   взгляд   мыслящей интеллигенции на ход истории, первоначально с энтузиазмом принявшей революцию.  Вместе с тем подчёркивается неотвратимость надвигающихся трагических событий с одной стороны, и та цена, которую народ России заплатил за столь кардинальные искусственные изменения. Неслучайно употреблено медицинское слово «хирургия».  Найдите в словаре лексическое значение слова «Хирургия» «Хирургия – отрасль медицины, занимающаяся оперативными методами лечения». Однако   это   сторонний   взгляд   наблюдателя,   который   не   в   состоянии   изменить   или предотвратить исторические процессы. Как отмечает Д. С. Лихачёв, «Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила – стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий, он служит тем, к кому попадает…»  Отношение Живаго к революционным преобразованием меняется, когда он осознаёт, что эти перемены связаны с убийством, смертью, насилием, жестокостью. Неслучайно итогом размышлений Живаго о революции становится фраза: «Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь. К добру надо привлекать добром…»  5. Выводы ­ Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?  ­ Что нового мы узнали о мировоззрении Б. Л. Пастернака, которое передано в романе через личность главного героя Юрия Живаго  6.Домашнее задание Прочитать стихотворения Юрия Живаго, определить их основные темы и роль в композиции романа. Для студентов Задание 1. По нижеприведенному тексту составьте вопросы Юрий Андреевич Живаго ­ представитель интеллигенции Главный герой романа, Юрий Живаго, врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт это «вечности   заложник   у   времени   в   плену».   Другими   словами,   взгляд   Юрия   Живаго   на   исторические   события   может ошибаться, принимать временное за вечное.  Юрий   Андреевич   воспитан   наукой,   искусством,   укладом   жизни   прошлого   века.   У   него   больше   колебаний   и сомнений, больше лирического отношения к событиям, чем ясных ответов и окончательных выводов. В этих колебаниях не слабость Живаго, а его интеллектуальная и моральная сила. У него нет воли, если под волей подразумевать способность без колебаний принимать однозначные решения, но в нем есть решимость духа не поддаваться соблазну однозначных решений, избавляющих от сомнений. Пастернак   стремился   осмыслить   проблему   русской   интеллигенции,   привыкшей   к   мысли   о   самостоятельной ценности каждого мыслящего человека, интеллигенции, которая отшатнулась от искажений и извращений идеи, а не от самой идеи. Это не видение войны из цикла красных, как в «Разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений. Это не изображение из цикла белых, как в «Тихом Доне», «Дни Турбиных» и других. Нет, это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи. Юрий   Андреевич   Живаго   сын   разорившегося   миллионера,   покончившегося   с   собой.   Мать   рано   умерла. Воспитывался   у   дяди,   который   был   человеком   «свободным,   лишенным   предубеждения   против   чего   бы   то   ни   было непривычного... у него было дворянское чувство равенства со всем живущим»... Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа. Он   становится   прекрасным   врачом.   Еще   в   университете   проснулась   у   него   любовь   к   поэзии   и   философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом. Первая мировая война преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война «была виною всего, всех последовавших, до сегодняшнего дня постигающих наше поколение несчастий». Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Очень характерна судьба Антипова­Стрельникова, бывшего   учителя,  добровольцем   ушедшего   на   фронт   в   мировую.   В   гражданскую   он   стал   военачальником,   слава   его гремела по Сибири и Уралу. «Он стал лелеять мысль стать когда­нибудь судьей и выйти на защиту и отомстить за Родину, Революцию». «Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников». «Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся». Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он исполнил   свою   роль,   его   предали   трибуналу.   Затравленный   преследованиями,   он   признается   Живаго:   «А   мы   жизнь приняли как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они». Так объясняется бессмысленность стольких жертв. Стрельников убивает себя.  Всего   несколько   лет   прожил   после   гражданской   войны   и   Юрий   Андреевич,   потому   что   никак   не   мог приспособиться к новым условиям, которые подошли прекрасно, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь «словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих». Задание 2.Используя страницы учебника Журавлева В.П. Русская литература     XX    ч.2, с. 157 ­ 160     ответьте на  вопросы     «Живаго и революция» 1. Каково отношение героя к революции?  2. Как оно меняется на протяжении романа и почему?

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Б.Пастернак "Доктор Живаго"

Б.Пастернак "Доктор Живаго"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017