Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"
Оценка 4.9

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Оценка 4.9
Семинары
docx
русская литература +1
Взрослым
31.03.2017
Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"
Мастер-класс позволяет раскрыть приемы критического мышления для достижения метапредметных результатов на уроках и во внеурочной деятельности средствами технологии развития критического мышления. Одна из технологий – развитие критического мышления. Критическое мышление представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую творческую активность, развивает индивидуальность.
Мастер.docx
Мастер­класс Тема: Технология критического мышления для достижения метапредметных  результатов Цель:  Раскрыть приемы критического мышления для достижения метапредметных  результатов на уроках и во внеурочной деятельности средствами технологии развития  критического мышления Задачи:  • продемонстрировать     приемы   и   методы   технологии   развития критического   мышления   как   для   достижения   метапредметных результатов. • создать условия для активного взаимодействия участников мастер ­  класса между собой; • организовать рефлексию мастер­класса с целью определения его   результативности; План: I.    Стадия вызова   II. Стадия осмысления   III. Стадия рефлексии Ход мастер – класса: Делимся на проектные команды В   аудитории   сформировано   несколько   отдельных   рабочих   зон   (по   количеству участников, из расчета в группе 4­ 6 человек). У каждой группы на столе распечатки материалов (Приложение 1 и Приложение 2), а также шляпы. Каждый участник, входя в аудиторию, получает буклет с соответствующим цветом, его задача найти  группу в соответствии с цветом  шляпы, лежащих  на   столах.  1. Давайте познакомимся. Здравствуйте те, которые работают по ФГОС,   Здравствуйте те, которые осваивают УУД, Здравствуйте те, которые используют современные технологии,  Здравствуйте   те,   кто   использует   технологию   развития   критического   мышления. Позвольте мне представиться. Меня зовут Светлана Ивановна, я учитель начальных классов МБОУ «Савалеевская СОШ» Дорогие коллеги! Вот   мы   и   одна   команда!   Как   здорово,   что   наш   мастер­класс   объединил   вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ нашего района!  Продолжать  путь    нам  предстоит,  работая  в командах,  потому  что  вместе   учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда – это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, которые используются в  комплексе для достижения метапредметных результатов. Задача современной школы – включить каждого ученика в «процесс добывания знаний». В   связи   с   этим   появилась   необходимость   современного   проектирования   учебной деятельности, т.е. ­ технология.  Одна   из   технологий   –   развитие   критического   мышления.   Критическое   мышление представляет собой совокупность разнообразных методов и приёмов, направленных на то,   чтобы   заинтересовать   ученика,   пробудить   в   нём   исследовательскую   творческую активность, развивает индивидуальность.  Меня  заинтересовала     эта  технология  «Развитие  критического  мышления». Так  как данная   технология   позволяет   строить   учебный   процесс   на   научно­обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.   Я остановлюсь на тех приёмах,которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель   технологии   вписывается   в   урок   и   состоит   из   трёх   этапов   (стадий):   стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.  2.Итак, на стадии вызова­прием «Кластер». Понятие «Сказка»(СЛАЙД) Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. Например: сказка 1.   Посередине   чистого   листа   написать   ключевое   слово   или   предложение,   которое является «сердцем» идеи, темы.  2.   Вокруг   «накидать»   слова   или   предложения,   выражающие   идеи,   факты,   образы, подходящие для данной темы. 3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются   новые   логические   связи.   В   итоге   получается   структура,   которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.      ­ На работу отводится 4 минуты.  (Кратко анализируют, что написали, вывешивают кластеры на доску) Правила оформления кластера на уроке В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске,  на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального  задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши,  ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и  нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей  информации. Дети очень любят такой прием и справляются с ним легко. ­ Коллеги, мы отработали 1 прием (Кластеры), которые применяются на этапе  вызова. Могут применяться «Дерево предсказаний», «Мозговой штурм»,  «Корзина идей»  и др. II. Стадия осмысления    Термин   "критическое   мышление"   у   всех   на   слуху.   Мы   знаем,   что   критическое мышление – это что­то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями нашего сетевого века, поможет глубже понять то, что мы изучаем   и   делаем   и   как   достигаем   метапредметные   результаты     с   помощью   этой технологии. Итак , на данном этапе мы используем технологию «Шесть шляп» 3.Технология «Шесть шляп» (слайд) «Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления,  разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп  позволяет структурировать и  сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и  коллективную. Она применяется и индивидуально, ведь бурные дебаты идут и в голове каждого человека. Методику используют также для проведения различных тренингов.  Фактически ее можно использовать для структурирования любого креативного  процесса, где важно отделять логику от эмоций и придумывать новые оригинальные  идеи. Правила надевания шляп Естественно, никаких шляп в реальности иметь не нужно – человек лишь виртуально  надевает головной убор того цвета, который лучше всего подходит на данной стадии  решения задачи. Белая шляпа: информация Белая шляпа используется для того, чтобы направить внимание на информацию. В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что  мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить. Белая  шляпа учит человека работать только с конкретными фактами, цифрами, событиями.  Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций, которые, как  известно, «туманят разум». Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна  информация? Красная шляпа: чувства и интуиция В режиме красной шляпы у участников сессии появляется возможность высказать свои  чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в  объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать. Красная шляпа дает  возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных  красках. Тем самым создаются условия для отреагирования эмоций, благодаря чему  они больше не будут мешать работе. Какие у меня по этому поводу возникают  чувства? Черная шляпа: критика Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности.  Она защищает нас от безрассудных и непродуманных действий, указывает на  возможные риски и подводные камни. Польза от такого мышления несомненна, если,  конечно, им не злоупотреблять. Черная шляпа помогает человеку увидеть все  негативные стороны события, явления, проблемы, она позволяет оценить  риски. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь  неправильно? Желтая шляпа: логический позитив Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств,  преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. Желтая шляпа помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации; увидеть «плюсы» ситуации,  явления, проблемы. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это  можно сделать? Почему это сработает? Зеленая шляпа: креативность Находясь под зеленой шляпой, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже  существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности, в общем, даем  креативности зеленый свет. Зеленая шляпа актуализирует творческое мышление  человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать  новые способы и приемы. Каковы некоторые из возможных решений и действий?  Каковы альтернативы? Синяя шляпа: управление процессом Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с  содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности, ее  используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце,  чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели.  Синяя шляпа помогает человеку находить смысл в том, что он делает, продуктивно  управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт, вписывать проблему в  контекст  глобальных событий в экономике, политике, мироустройстве; философски  осмыслять события и явления, понимая, что одна проблема есть проявление более  общих механизмов и сил, действующих во Вселенной... Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше? III. Стадия рефлексии 4. Прием на этапе рефлексии. ­ Следующий этап работы  Этап рефлексии.   ­ Систематизацию наших сегодня полученных знаний о ТКМ  проведем с помощью  приема «Синквейн» (слайд) Приём составления синквейна относится к технологии развития  критического мышления. Синквейн – стихотворная  форма, основанная на рефлексии и построенная  «по правилам».  Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на  любом этапе обучения.  Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач:   инструмент для синтезирования сложной информации;  способ оценки понятийного багажа учащихся;  средств развития творческой выразительности.     Синквейн  может быть предложен: ­как индивидуальное самостоятельное   задание, ­для  работы  в  парах, ­для  работы  в группах, ­как  коллективное  творчество.  Границы  предметной области зависят от гибкости воображения учителя.  Я предлагаю вам составить синквейн на тему «Сказка», «Семинар»,  Критическое мышление», «Новый год» 5.Обобщение        Главная цель работы учителя с детьми при развитии креативности – научить их  мыслить. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывать для себя  что­то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы,  возникает атмосфера сотрудничества, которая рождает вкус к творчеству, делает его  привлекательным для всех.     Главное – вера в ребенка, уважение к нему, как к личности, стремление помочь ему в  достижении успеха.   ­ Давайте подведем итог нашей работы и обратимся вновь к нашему синквейну  «Критическое мышление».  Я предлагаю каждому высказаться о сегодняшнем мастер­классе и о технологии  критического мышления.   Критического мышление. Творческое, открытое. Выдвигаем, обосновываем, принимаем. Помогает ориентироваться в обмен информации. Своя точка зрения.  Мне нравится работать по данной технологии  потому, что она начинается с вопросов и проблем, а  не с ответов на вопросы преподавателя. Человек нуждается в критическом  мышлении, которое помогает ему жить среди людей, социализироваться. Технология  РКМ формирует культуру чтения, стимулирует самостоятельную поисковую  творческую деятельность, запускает механизм самообразования и самоорганизации.  Она позволяет    формировать УУД. А универсальные учебные действия: – обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность  учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы  их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее  результаты; – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться»  и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни  обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную  и профессиональную мобильность.    Использование технологии развития критического мышления  позволяет достичь  следующих  метапредметных результатов: ­ повысить познавательное отношение к прочитанному; ­ развить положительное отношение к заданиям творческого и проблемно­поискового  характера; ­ изменить у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям,  возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло  умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); ­ мотивировать учащихся к дальнейшей деятельности (саморефлексия и развитие  коммуникативной культуры); ­ создать атмосферу доверия, сотрудничества в системе "учитель ­ ученик ­ класс",  выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной  деятельности. Творческих успехов всем!

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"

Мастер-класс на тему :"Технология критического мышления для достижения метапредметных результатов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017