Знать и понимать ребенка
Ситуация 1.
Пятилетний Виталик, появляясь утром в детском саду, сразу же затевает беготню. Трудно переключить его на спокойные занятия. А если, подчиняясь требованию воспитателя, он начинает с детьми играть, то вспыхивает ссора, которая нередко заканчивается слезами. Так он стал вести себя недавно.
Почему?
В беседе с отцом выясняется, что, переехав в новую квартиру, родители пока что вынуждены до перевода в новый детский сад возить сына на транспорте. "Значит, ребенок устает", - делает предположение воспитатель.
- Да нет, не может этого быть. Ведь он сидит всю дорогу, - возражает отец.- Если бы уставал, так не затевал бы возню, приходя в детский сад!
Прав ли отец? Может ли ребенок уставать от того, что долго находится в однообразном положении? Почему?
Комментарий психолога:
Можно впасть в ошибку, если считать, что ребенок устает от тех же причин, что и взрослые. Одна из характерных особенностей, присущая маленьким детям, - быстрая утомляемость не от движений (хотя и их передозировка столь же вредна!), а от невозможности двигаться или от однообразной деятельности. В основе этого явления лежит быстрая утомляемость отдельных групп мышц и соответствующих им центров нервной системы. Если деятельность ребенка разнообразна, то, следовательно, и работа соответствующих групп мышц и нервных центров меняется. "Не работающие" в данный момент мышцы и нервные центры как бы "отдыхают", набираются сил. Когда ребенок долго находится в статичном положении (долго стоит, сидит, слушает чтение и т. п.), то нагрузка падает на одни и те же группы мышц и нервные центры, которые быстро утомляются.
Ситуация 2.
Трехлетняя Наташа громкими воплями оглашает квартиру: - Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!.. Она цепляется за свое пальто, пытаясь не дать его снять с себя. Она "не слышит" уговоров мамы, что уже пора обедать и Комментарий психолога:
Можно впасть в ошибку, если
считать, что ребенок устает от тех Казалось, что мама вот-вот потеряет невозмутимость, но она сдерживает же причин, что и взрослые. Одна из себя. Она уходит в комнату, плотно характерных особенностей, закрывает за собой дверь, а Наташа присущая маленьким детям, - остается в прихожей. Вскоре крик быстрая утомляемость не от прекращается. Но как только мать движений (хотя и их передозировка
открывает дверь, крики столь же вредна!), а от возобновляются с удвоенной силой. невозможности двигаться или от Мама снова в комнате и через однообразной деятельности.приоткрытую дверь наблюдает за В основе этого явления лежит быстрая дочерью. Та, несмотря на свое утомляемость отдельных групп возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему же она не берет на мышц и соответствующих им руки свою Настусю? Почему не центров нервной системы. Если уговаривает? Почему совсем не деятельность ребенка разнообразна, обращает на нее внимание? Крики то, следовательно, и работа затихают. Мама спокойным тоном, соответствующих групп мышц и как бы рассуждая вслух, говорит:
нервных центров меняется. "Не - Теперь уберу пол в прихожей. Там
работающие" в данный момент грязно, еще сегодня там пыль не мышцы и нервные центры как бы убирали.
"отдыхают", набираются сил. Когда Услышав это, Наташа сразу садится: рведь на ней новое платье, которое бенок долго находи ся в она надела первый раз! Все еще статичном положении (долго стоит, всхлипывая, она спрашивает сквозь сидит, слушает чтение и т. п.), то
слезы:нагрузка падает на одни и те же
-группы мышц и нервные центры, А платье можно выстирать? Мама хладнокровно молчит, которые быстро утомляются.
продолжая делать вид, что занята своими делами. Наташа снова:Ситуация 2.
- А его можно выстирать?
-Трехлетняя Наташа громкими Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким воплями оглашает квартиру: красивым, - говорит мама спокойно. - Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу
прыгать через веревочку!.. Она Наташа поспешно встает с пола, цепляется за свое пальто, пытаясь отряхивается и, разглядывая платье, не дать его снять с себя. Она "не бежит к маме: слышит" уговоров мамы, что уже - Сними...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.