Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»
Оценка 4.8

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Оценка 4.8
Раздаточные материалы +2
docx
дефектология
Взрослым
12.03.2017
Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»
Кохлеарная имплантация – самый современный метод помощи при глухоте. Сама операция – это лишь первый шаг в процессе реабилитации: полноценного возвращения оглохшего или введения глухого ребенка в звучащий и говорящий мир. Следующий шаг в процессе реабилитации – это переход ребенка к коммуникации взаимодействия с окружающим миром. Эффективным является "слуховой метод" , автором которого является И. Королева.
буклет о слуховом методе.docx
Книги И. Королевой:  «У меня в классе учится ребёнок с КИ»    «Я учусь слушать и говорить». 3 рабочих тетради: высоту голоса, интонацию, смысловое ударение и  воспроизводимость их в своей речи.    Эти тетради мы используем, в основном» на индивидуальных занятиях  по РСВ и ФП. Тетрадь № 1. «Первые шаги в мир звуков» Книга для ребёнка с картинками, словами, слогами,  предложениями. Предназначена для развития у ребёнка с КИ начальных  навыков слухового восприятия неречевых и речевых звуков,  слогоритмической структуры слов, слухового контроля голоса и  ритма речи, произношения слов, формирования лексикона  описания звуков. С этой книгой мы работаем в 3 классе. Тетрадь № 2. «Слушаю и говорю предложениями» Книга для ребёнка с картинками, словами, слогами,  предложениями. Предназначена для развития умения узнавать слова в слитной  речи, восприятия предложений в составе текста, понимания текста  на слух, накопления пассивного и активного словаря, развития  диалогической и связной речи. Материалы этой книги мы широко используем и на уроках , и на  индивидуальных занятиях по РСВ и ФП. Тетрадь № 3. «Буквы или звуки» Книга для ребёнка с картинками, словами, слогами,  предложениями. Предназначена для формирования фонематического слуха,  звукопроизношения и его слухового контроля, умения различать      Технология реабилитации                  детей после КИ  по «слуховому» методу И. Королевой Тезисы из книги И. Королевой «Учусь слушать и  говорить» Зачем нам нужен слух? Чтобы слышать окружающие звуки и ориентироваться в окружающей среде. Чтобы слышать речь других людей и научиться ее понимать и говорить. И это наиболее важно. Зачем нам речь? Чтобы понимать и общаться с окружающими людьми. Чтобы думать. Чтобы выражать свои эмоции. Слух ­ не цель, но с помощью слуха можно научиться понимать   речь,  говорить  и  думать  намного  легче,  чем другим способом.             Содержание комплекта И. Королевой «Учусь слушать и говорить» В коррекционной работе для реабилитации детей с КИ мы  используем комплекс методических материалов:  Для чего: для развития слуха, языка и устной речи посредством  слуха      у детей старше 5 лет. Для кого: родителей детей с КИ, сурдопедагогов, логопедов.  Можно использовать при развитии слуха и речи у детей со  слуховыми аппаратами  и реабилитации взрослых пациентов с КИ. *для специалистов и родителей –            «Я слышу мир!»;           «У меня в классе учится ребёнок с КИ»;           Сборник игр для развития слуха и речи у детей с КИ «Учусь слушать и говорить играя»; * для  ребёнка –            «Я учусь слушать и говорить».               «Я слышу мир!» 3 книги: 1. «Дети раннего возраста». 2. «Дети дошкольного возраста». 3. «Дети школьного возраста». Книга  Сборник игр для развития слуха и речи у детей с КИ            «Учусь слушать и говорить играя» 3 части: 1. которых нужны несложные пособия. «Играем дома и в классе» – игры, для проведения  2. «Играем везде» ­ игры, в которые можно играть не только дома и на занятиях,  и на улице – во время прогулки, в походе, в  очереди в магазине, в автобусе. «Играем и запоминаем» ­ игры для развития  3. слухоречевой памяти, проблемы с которой характерны для  многих детей с КИ. Поскольку в «слуховом» методе важная роль в развитии слуха и речи у ребенка отводится  родителям,  то педагог должен постоянно использовать   разные   приемы,   помогающие  включить   их   в   процесс слухоречевого развития ребенка.  Их главная задача — в течение дня при выполнении обычных дел развивать у ребенка навыки,  которые педагог формирует во время занятий. Могут заполнять таблицы. Родителям нужно: • разъяснить   особенности   речевого   общения  с   ребенком,   обе­ спечивающим оптимальные условия для развития у него речи; • научить их контролировать работоспособность КИ/СА, состояние слуха ребенка с КИ/СА; • научить   родителей  способам   (методам,   приемам)   развития  у ребенка слуха и речи с КИ/СА, коммуникативных навыков, мышления, внимания, памяти, эмоционально­волевых качеств, приемам вызывания интереса   к   звукам,   стимуляции   высказываний/   голосовых   реакций ребенка в процессе игры и ежедневных дел; • помочь им в организации условий  для реабилитации ребенка по месту жительства; • подготовить учебную литературу и видеоматериалы  для занятий родителей с детьми с нарушениями слуха.                                                                                                                           «Слуховой» метод обучения детей с КИ Цель: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения. Цель коррекционной работы по развитию слуха у ребенка с КИ — развитие слухоречевого восприятия до уровня, приближенного к   нормальному,  чтобы   ребенок   с   помощью   слуха  смог   спонтанно осваивать речь при общении с окружающими, как это делает ребенок с нормальным слухом. Задачи коррекционной работы с ребенком  с КИ.  Для достиже­ ния этих целей в процессе целенаправленных занятий и спонтанного развития слухового восприятия ребенка надо  научить: обнаруживать  наличие   звука   и   его   исчезновение,   определять 1) начало/окончание звука (операция обнаружения звука); различать   2   звуковых   сигнала  (неречевых   или   речевых   — 2) звуков   речи,   слов,   предложений)   при   парном   сравнении   (операция различения звуковых сигналов); выделять   отдельные   признаки   звуков  (громкий   —   тихий, 3) длинный — короткий, число звуков, непрерывный — прерывистый и др.); узнавать  бытовые  и  другие  неречевые  звуки,  слова,  пред­ 4) ложения, слоги  при закрытом выборе  из 3 и более — при этом  ре   ­ бенок знает, какие звуки будут предъявлять; 5) слух); 6) этом ребенок не знает, какие звуки будут предъявлять; образовывать   связь  между   слуховым   образом   слова   и   обо­ 7) значаемым этим словом предметом, качеством предмета, действием, понятием, что необходимо для накопления словарного запаса; 8) ударение, тембр голоса и др.; 9) ные звуки (слуховое внимание); обращать внимание на нужные звуки  и игнорировать ненуж­ опознавать  звуковые  сигналы  при   открытом   выборе  —   при узнавать   все   звуки   речи  родного   языка  (фонематический выделять просодическую информацию в речи — интона    цию,                                          РАЗВИТИЕ У РЕБЕНКА СЛУХОРЕЧЕВОГО ВОСПРИЯТИЯ Цель и задачи коррекционной работы по развитию у ребенка слухового восприятия Создание   условий,   повышающих   интерес   ребенка   к   занятию   и способствующих вовлечению в обучение родителей Любое   обучение   значительно  эффективнее,  если   обучающему    ся интересен либо сам процесс обучения, либо его результат.      Для   детей   повышению   мотивации   способствует  игровая   форма упражнений, изменение роли ребенка из пассивной в более активную.  1.   Можно   предложить   ребенку  самому   выбрать   та  блицу  из определенного   блока,   работу   с   которым   запланировал   взрослый, выбрать тип задания, обсудить причину этого выбора. 2.     Во   время   занятия  взрослый   с   ребенком  меняются   ролями  . (Например, ребенок за экраном называет (читает) слово из таблицы, а взрослый   выполняет   задание   —  показывает,   называет   слова, отхлопывает   ритм.   В   этом   случае   ребенок   быстрее   обучается   и запоминает.  если   взрослый, 3.   Заинтересованность   ребенка  увеличивается, выполняя   задание,   «ошибается».  Например,   называет   не   то   слово, неправильно произносит число слогов. Обнаружив «ошибку» взрослого, ребенок понимает, что и взрослый может ошибаться, и это придает ему чувство уверенно    сти. Кроме того, ребенок становится более активным.  4.   Можно  проводить   занятия   с   двумя   детьми,   это   придает  со   ­ ревновательное настроение занятию.  В этом случае  детям можно по очереди   давать   возможность   выступать   в   роли   говорящих,  пред­ лагающих   задание   взрослому,   можно   предложить   контролировать ответы взрослого или другого ребенка. 5.  Многие таблицы с речевым материалом содержат пустые ячейки,  которые надо  заполнить вместе с ребенком. Это позволяет сделать участие ребенка  более активным, повышает его  интерес к занятию, способствует развитию памяти.                                                                                      Важно   объяснить   ребенку  последовательность   выполнения упражнения. 1 Если ребенок умеет читать, полезно, чтобы он прочитал слова (предложения, слоги), которые его будут учить различать на слух.    Надо   проверить,  знает   ли   ребенок   значение   этих   слов   (пред  ­ ложений). Если 2 ребенок   не   знает   слова,   то  объяснить   с   помощью   картинок,   Ребенок должен внимательно прослушать слова (звуки, жестов и пр.   предложения) и запомнить их.  Для этого взрослый несколько раз по очереди произносит речевой  за экраном и пальцем показывает     (зрительная подсказка) в    материал  таблице, какое слово он произносит. Ребенок при этом должен только слушать, а не повторять за взрослым.  Взрослый должен обязательно закрывать лицо (экраном).  Если взрослый сидит рядом с ребенком, то достаточно следить,  чтобы он смотрел в тетрадь. 3   Взрослый за экраном произносит слова (слоги, предложения) в случайном порядке, а ребенок выполняет действие, которое требуется в   данном   задании   —  показывает   картинку   (слово,   пред  ложение),  ном   слове, отхлопывает   или   проговаривает   число   слогов   в   услышан   читает/повторяет слово (предложение) и пр. в ) м у з ы к а л ь н ы е   з а н я т и я   —  1­2 раза в неделю. Традици­ онные   занятия   в   системе   работы   с   детьми   с   нарушенным   слухом дополняются упражнениями по развитию пения.  г ) з а н я т и я   с   психологом.  Их   регулярность   и   содержание индивидуальны.   Всем   детям   необходима   помощь  в   развитии  мыш­ ления,  памяти  и  внимания,  речевых  коммуникативных  навыков. Многие дети нуждаются в развитии эмоционально­волевой сферы.  В нашей школе­интернате с имплантированными детьми проводятся:  ­индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения,  ­ музыкально­ритмические занятия,  ­ уроки в слуховом кабинете – РСВ и техника речи,  ­ групповые занятия с психологом.  Процесс овладения речью                                               запоминать слуховые образы  многочисленных звуков и слов 4) (кратковременная и долговременная слуховая память); узнавать   и   опознавать  звуки/слова/предпожения  в   шуме  и 5) других  сложных  акустических  условиях  —  при разговоре по теле­ фону и при общении с несколькими говорящими, при быстром тем­ пе речи, восприятии шепотной речи (константное восприятие речи); 6) звукопроизношение  контроль); 13) локализовать источник звука в пространстве. 14) понимать и отвечать на вопросы, понимать прочитанное,  рассказывать о разных событиях. 15) воспринимать музыку.  свой   голос   и (слухоголосовой   и   слухоартикуляторный контролировать  с   помощью   слуха         Организация коррекционной работы с ребенком Для успешной реабилитации ребенка с КИ необходимы: а)  ежедневные  индивидуальные   занятия   с   сурдопедагогом   и родителями в течение 2­3 лет после включения процессора КИ.  б ) параллельно с занятиями с сурдопедагогом.  з а н я т и я   с   л о г о п е д о м .  Они могут проводиться с ребенком         Компоненты, необходимые ребенку для овладения речью произнести/прочитать. А после тренировки можно  предъявлять  эти сигналы в случайном порядке. И так, шаг за шагом, мы ищем эффективные пути работы с детьми с КИ. Объяснение задания и предварительное обучение ребенка. Объясняя   ребенку,   что   он   должен   делать,   следует   использовать любые зрительные подсказки: • слухозрительное восприятие инструкции, • естественные жесты, • написание слов­инструкций,           •    показ­проигрывание  выполнения   задания  другим   взрослым (педагогом/родителем) или другим уже обученным ребенком в качестве модели ответа ребенка,        в случае крайней необходимости можно дополнить устную речь  дактилированием и жестовой речью. Самая  эффективная   форма  объяснения   задания   —  показ­ проигрывание  выполнения задания другим взрослым или обученным ребенком в качестве модели ответной реакции ребенка. Надо  несколько   раз  выполнить   задание   с   ребенком  при слухозрительном восприятии (не закрывая лицо экраном),  чтобы убедиться, что он понял задание, и только в этом случае приступать к выполнению задания на слух. Материал для упражнений по развитию у ребенка слухового восприятия         Ш а г   3.  Объяснить   ребенку  задание и  научите  выполнять  ин­ струкцию.           Ш а г   4.  Убедиться, что ребенок понял, что он должен делать. Выполнять задание только на слух. Положение говорящего: 1) сидя рядом с ребенком со стороны КИ,  так чтобы ребенок не видел его лицо; 2) сидя напротив ребенка, закрыв лицо экраном. Ш а г   5.  По   мере   того   как   ребенок   справляется   с   заданием, усложнять задачу, увеличивая число звуков (слов, предложений) для   узнавания.  Помнить,  перед   введением   новых   сигналов  для узнавания на слух надо дать ребенку их несколько раз прослушать. Так   он   запомнит   их   звучание.   Затем   предложить   ему Расположение родителя/ педагога и ребенка во время занятия Занятия по развитию слухоречевого восприятия с ребенком с КИ проводятся индивидуально.  Если   выполняются   задания   по   развитию   слухового   восприятия, взрослый закрывает лицо (рот) специальным экраном. Однако надо иметь в виду следующие особенности: • экран искажает звук, особенно сильно влияя на  высокочастотные и тихие согласные; • экран недостаточно хорошо скрывает движения челюсти и щек,  напряжение гортани при говорении,  • говорение с ребенком через экран делает общение с ним  неестественным и психологически некомфортным.      С учетом этих обстоятельств рекомендуется выполнять  упражнения, сидя рядом с ребенком со стороны КИ. В этом случае  ребенку трудно видеть артикуляцию взрослого.  Когда родитель/педагог объясняет задание ребенку, то они общаются,  видя лица друг друга. Во время выполнения упражнения взрослый  должен слегка отклониться назад, так чтобы ребенок не видел его лицо  боковым зрением, и следить, чтобы ребенок смотрел на листы/таблицы,  лежащие перед ним. Это положение обеспечивает оптимальные условия для слушания, позволяет сконцентрировать ребенка именно на  слушании, и делает ситуацию общения более естественной.  Часть занятия лучше проводить, сидя рядом с ребенком, а часть — напротив него.  При работе над произношением удобнее сидеть напротив ребенка.. Можно   тренировать   ребенка   выполнять   задания   в   менее благоприятных условиях для восприятия — сидя с противоположной стороны от КИ.  В этом случае голос взрослого ослабляется на 10­15 дБ.  Если ребенок носит 2 КИ, то можно одно занятие сидеть справа, а следующее — слева от ребенка, или менять положение и в течение занятия.  Если родитель/педагог закрывает лицо экраном, необходимо, чтобы экран был достаточного размера.  Процедура обучения ребенка Ш а г   1.  Определить  цель   упражнения.  В   соответствии   с   ней выбрать тетрадь, таблицу в тетради и варианты задания, которые будут предложены ребенку. Выбрать либо таблицу с картинками (при ограниченном   словарном   запасе  или  недостаточно   сформированных навыках чтения), либо таблицу только со словами (предложениями). Ш а г   2.  Положить   выбранную  таблицу  перед   ребенком.  ния) из Необходимо закрыть чистым листом бумаги те слова (предложе таблицы, которые в данный момент ребенку не будут предъ    являться. Экран должен пропускать звук, а не отражать его. В качестве экрана можно   использовать   пяльцы   с   рыхлой   невзрачной   натянутой   тканью (например, тонкая шерсть) или веер из перьев. Экран нужно держать на расстоянии 10­15 см от лица, чтобы звук не искажался. Тогда ребенок будет понимать речь разных людей в разнообраз­ ных ситуациях общения. Учить слушать нужно ВСЕГДА!                    Как говорить с ребенком во время выполнения упражнений Что т а к о е   е с т е с т в е н н о   в н я т н а я  речь? Таким   образом,  во  время   выполнения  упражнений  и   во   время объяснения задания речь педагога/родителя должна быть: • • естественной; внятной  (разборчивой,   но   без   утрированной Правила выполнения упражнений             по развитию у ребенка слухового восприятия у ребенка с КИ Надо выполнять 6 правил: • • • • артикуляции); слишком тихой); комфортной   громкости  (не   слишком   громкой   и   не не быстрой (но нельзя говорить по слогам и говорить, от­ деляя каждое слово в предложении паузой); грамматически   правильной  (в   соответствии   с грамматикой разговорной речи); влекательной для слушающего;     эмоционально выразительной, что делает ее более при­ Часть упражнений  проводят, произнося речевой материал  более тихим голосом (в том числе и шепотом), а также в быстром темпе, с разнообразной интонацией.

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»

Буклет «Технология реабилитации детей после КИ по "слуховому" методу И. Королевой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017