Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Оценка 4.8

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл—4 кл
22.02.2019
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
Тема урока: Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Тип урока: Решения конкретно-практической задачи. Цели урока: Формирование орфографических навыков. Дополнение модели правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Усвоение алгоритмических образцов рассуждения. Задачи урока: Образовательные: С помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися правописания буквы ь после шипящих в конце слов, называющих действия. Учить применять на практике правила правописания мягкого знака после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия. Воспитательные: Учить высказывать свои мысли и понимать позицию собеседника. Воспитывать любовь к родному языку, культуру общения, аккуратность, усердие, взаимовыручку.
конспект.docx
Турнир знатоков русского языка Цели: формировать устойчивый интерес к изучению русского языка;  развивать творческие способности и логическое мышление детей; воспитывать любовь к родному языку. Учебные материалы. Стенд с высказываниями известных людей о русском  языке; словари русского языка; выставка книг; рисунки детей к известным  детским произведениям; таблицы с ребусами и занимательным материалом;  дипломы и грамоты для победителей и участников игры; компьютер,  проектор, презентация игры; чистые листы бумаги, ручки, фломастеры;  музыкальное сопровождение (песня «Чему учат в школе» и др.). ХОД ИГРЫ Под музыкальное сопровождение (звучит песня «Чему учат в школе»)  участники игры, педагоги, родители и болельщики входят в зал и  рассаживаются. Ведущий. Я рада вас приветствовать на интеллектуальной игре в клубе  любителей русского языка. Сегодня мы проводим турнир знатоков русского  языка. Состязание начинается с выполнения творческого задания. Ребята,  ставшие его победителями, станут участниками нашего турнира. Пожелаем  им успехов! 1­й класс Собери 8–10 слов из разбросанных слогов и букв, нарисуй 3 схемы: МА. ЛЯ, И, ЛЬ, У, НА, Г, ГО, К, ГА, Д, СИ, РИ, СА, О, М, ЛЕ, А, РЬ, РЕ, Й,  РО, ША 2­й класс Расшифруй слова, в которых Баба­Яга перепутала буквы: АЛЬМВАИН, САРОЛНК, ЛЕЯМЕ, ЛЕБЖОНЕКАС, НУАТБИОР (Мальвина, Карлсон, Емеля, Белоснежка, Буратино.) 3­й класс Назови одним словом и запиши его: – исконный житель России (рус...кий); – документ об окончании школы (ат...естат); – группа дружных детей (кол...ектив); – сотрудник газеты (кор...еспондент); – помещение, где идет урок (класс...) и др. 4­й класс ИГРА «ХВОСТОГЛАВ» Что за странные слова? Ходит кругом голова. Кто поймет? Кто разберет? Как читать? Наоборот? Догадался? Молодец! 1 Слова первого конец Стал началом для второго – Подсказал нам это Вова. Тебе понравилась игра? Тогда, дружок, найди слова: Ребятарелкартинарод (Ребята, тарелка, картина, народ.) Собакартонародина (...........................................................) Яблокомнатарелкартофель (........................................................) Ведущий. Я приглашаю от каждого класса по два победителя отборочного  тура на сцену, прошу занять места за игровыми столами. Подумайте, как  можно расшифровать названия ваших команд: «БАРС» (Большие Аналитики  Русских Слов) и «ПУПС» (Пусть Успех Принесут Слова). Выберите  капитанов. Конкурс 1. «Вопрос – ответ» 1. Сколько букв в русском алфавите? (33.) 2. Чего в русском алфавите больше: гласных букв или гласных звуков?  (Гласных букв, их 10, а гласных звуков только 6.) 3. Как называется часть речи, обозначающая действие предметов? (Глагол.) 4. Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?  (Местоимения.) 5. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы кто?  или что? (Подлежащее.) 6. Когда у существительных после шипящих на конце слова пишется мягкий  знак? (Когда эти существительные женского рода.) 7. Как называется общая часть родственных слов? (Корень.) 8. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (Окончание.) Конкурс 2. «Знатоки словаря» Деревянный кафтан, В нем живет цветной Иван. Любит он альбом, тетрадь, А я люблю им рисовать. (Карандаш.) Эти резвые подружки, Попрыгуньи и крикушки, Песни громко распевают И комариков глотают. (Лягушки.) Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Ботинки.) Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом 2 Быстро в городе другом. (Вагон.) Ты в летний полдень, в тишь и зной Их не увидишь над собой. А иногда белы, как вата, Они плывут, спешат куда­то. (Облака.) Не зверь, не птица, Нос как спица; Летит – кричит, Сядет – молчит; Кто его убьет – Свою кровь прольет. (Комар.) Я землю копала – Совсем не устала, А кто мной копал, Тот и устал. (Лопата.) В поле родился, На заводе варился, На столе в стакане Быстро растворился. (Сахар.) Конкурс 3. Найди крылатое выражение – Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, – сказала мама. А Саша стучит. – Прекрати стук! – сказал папа. А Саша стучит... – Как об стенку горох, – говорит бабушка. – Ему хоть кол на голове теши, а  он все свое... Отберу молоток!.. Стучит. – Сказано – сделано! – Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. – Отдай! – Завтра. А сейчас молотка не видать тебе, как своих ушей! Саша заплакал. – Я машину чиню... А бабушка: – Всему свое время. – Зачем молоток унесла? – Ему про Фому, а он про Ерему. Да ты как с луны свалился. Русским языком  сказано: поздно уже, все спят. – Не все: мы не спим. – Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать! Папа сказал: – Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана: что ни  слово, то пословица или поговорка. 3 А бабушка говорит: – Кашу маслом не испортишь. Конкурс 4. «Скажи чисто, скажи быстро» На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора. Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет. Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон! Конкурс 5. Конкурс капитанов Из букв слова «Орфограмма» капитаны за одну минуту должны составить как можно больше слов. Конкурс 6. Игра «Интеллектуал» Команда должна ответить на три интеллектуальных вопроса. Например: 1. Как называется знаменитое стихотворение К.И. Чуковского? а) «Лабиринт»; б) «Неразбериха»; в) «Путаница»; г) «Безобразие». 2. От чего погибнет тот, кто придет к нам с мечом? а) От холода; б) от голода; в) от кирпича; г) от меча. 3. Какого падежного вопроса в русском языке не существует? а) По чему? б) по чем? в) к чему? г) с чем? 4. Как называется торжественная процедура вступления в должность главы  государства? а) Интервенция; б) имплантация; в) инаугурация; г) импичмент. 5. Как звали пособника Карабаса Барабаса в сказке А. Толстого  «Приключения Буратино»? а) Дуролом; б) Дурошлеп; в) Дуралей; г) Дуремар. 6. Какой предмет не используется в художественной гимнастике? 4 а) Булава; б) мяч; в) скакалка; г) ракетка. Конкурс 7. Собери пословицу Каждая команда получает конверт со словами, из которых нужно составить  пословицу и объяснить ее смысл. Команда, выполнившая задание первой, за  верный ответ получает 3 балла. Вторая команда – 2 балла. Если пословица  составлена неверно или неправильно истолкована, с команды снимается 1  балл. СЕРДИТЫХ ВОЗЯТ НА ВОДУ («На сердитых воду возят.») ЧАС МИНУТКУ УПУСТИШЬ ПОТЕРЯЕШЬ («Упустишь минутку – час потеряешь.») Конкурс 8. Станция «Ребусная» спички         утюг кипяток         нож розетка         корова иголка         стоянка подвал         каток вектор         уксус подарок         вода Конкурс 9. «Черный ящик» В ящике лежат предметы: иголки, бутылка с водой, изображение глаза. В этом конкурсе участвуют по два представителя от команды, которые  получают карточки с незаконченными текстами пословиц. Задание: посмотрев на текст незаконченной пословицы, выбрать из черного  ящика один из предметов. Закончить пословицу и объяснить смысл  пословицы. «Сидеть как на ... (иголках)». (Беспокоиться, испытывать тревогу.) «Как рыба в ... (воде). (Чувствовать себя непринужденно, уверенно.) «Беречь как зеницу... (ока). (Очень старательно что­либо охранять.) Конкурс 10. «Умникам и умницам» 1. Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?  (Алфавит или азбука.) 5 2. Почему слова в словарях располагают в алфавитном порядке? 3. Как написать, не употребляя букв я, ю, е, ё, следующие слова: ярмо, слезы,  сюда, заяц, ель, елка? (Йармо, сльозы и т.д.) 4. Какие буквы не употребляются в начале русских слов? (ы, й, ъ, ь.) 5. Какая часть света называет себя первой и последней буквами древнерусс 6

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.

Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.