Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие
по нашей стране.
– Прочитайте, как называется наша страна? (Россия)
– С помощью чего записано это слово? (с помощью букв)
– А что мы произносили? (звуки)
– Чем отличаются буквы от звуков? (буквы мы пишем и
читаем, а звуки проговариваем и слышим)
– На какие две основные группы делятся все буквы и звуки
русского языка? (гласные и согласные)
– Назовите только согласные буквы этого слова. («эр» «эс»
«эс»)
– Какую работу выполняют гласные в слове? (образуют слоги)
– Назовите гласные буквы этого слова. (о и я )
- сколько гласных? 3
- Проверим сколько слогов. Произнесите слово по слогам
ИГРА. Повторим, какие гласные управляют твердыми
согласными, а какие мягкими.
- а о у ы э
- я ё ю и е
– Сегодня мы узнаем секреты хитрой буквы Я
- мы совершим путешествие по нашей стране от самой
крайней её точки до столицы нашей Родины.
– Как она называется? (Москва)
– В России очень ценятся яблоневые сады. – Раскрывая в путешествии секреты буквы Я, мы будем
сажать яблоньки.
– Помогать нам в этом будет девочка Рая.
– За правильные ответы вы будете получать яблочки, которые
раскрасите дома.
– Открываем первый секрет буквы Я.
К какой группе букв относится
буква Я?
– Давайте послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Тянется? (да)
– Какая это буква? (гласная)
– Какую работу она будет выполнять в слове? (образует слог)
– Каким цветом мы обозначаем гласные? (красным)
– Положите перед собой звуковку буквы Я.
– Обведём контур звуковки красным цветом
– Давайте ещё раз послушаем букву. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([й`а])
– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])
– Произнесите его. – Какой он? (согласный, мягкий)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)
– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.
– Впечатайте второй звук буквы. ([а])
– Произнесите его.
– Какой он? (гласный)
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Какие? ([й`а])
Звуковую схему можно обозначить так:
– Посмотрите на карту, первая яблонька дала урожай яблок,
значит мы правильно ответили на вопрос.
– Открываем второй секрет буквы Я.
К каких случаях буква Я
обозначает два звука?
Чтение схемы к слову «яблоки»
– Положите перед собой карточку №1. – Прочитайте верхнее слово. (яблоки)
– Давайте сделаем схему к этому слову.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: яб-ло-ки – 3 слога)
– Назовите 1 слог. ([й`ааааааб])
– Каким гласным образован этот слог? ([а])
– как обозначим звуки ЙА? (показ слока-слияния)
– покажите эти звуки в схеме.
– Назовите ещё раз 1 слог. ([й`ааааааб])
– Какой звук ещё есть в слоге? ( [б])
– какой это звук? Обозначим цветом в схеме.
– Назовите 2 слог. ([лоооо])
– Какой гласной образован? ([о])
– Какой согласный стоит перед ним? ([л])
– Назовите 3 слог? ([кииии]
Какой гласной образован ? ([и])
– Какой согласный стоит перед ним? ([к`])
Произнесём слово с ударением
– Какой слог ударный? (первый)
– Назовите два звука первого слияния. ([й`а])
– Какой буквой мы их обозначим? (я)
– Напечатайте букву я над слиянием. – Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (в начале слова)
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука? (в
начале слова)
– Посмотрите на яблоньку, только половинка дерева дала
плоды.
– Значит мы не до конца ответили на вопрос.
Звуковой разбор слова «Рая» (один человек у доски)
– Положите перед собой карточку №2.
– Прочитайте слово.
– Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова.
– Сколько в слове слогов? (хлопаем: Ра-я – 2 слога)
– Назовите 1 слог. ([рааа])
– Каким гласным образован слог? ([а])
– Назовите согласный, который стоит перед ним. ([ррррррр])
– Какой он? (твёрдый)
– Почему? ([а] обозначает его твёрдость – раскрашиваем)
– Назовите 2 слог. ([й`аааа])
– Каким гласным образовании слог? ([а]) – Назовите согласный перед ним. ([й`])
– Какой он? (мягкий – раскрашиваем)
– Впечатайте звук в схему.
– произнесём слова с ударением. Произнесите ударный слог
– Посмотрите на слово.
– Где в слове стоит буква Я? (после гласной буквы)
Вывод:
– Итак, в каких случаях буква Я обозначает два звука?
Буква Я обозначает два звука: [й`] и [а] в начале слова и
после гласной буквы.
– Посмотрите яблонька дала урожай яблок, значит мы
правильно ответили на вопрос.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись.
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
– Открываем третий секрет буквы Я.
Какую работу выполняет буква Я
в слиянии?
(Сравниваем схему слова «яблоки» со схемой слова «яблоня»,
впечатываем звуки буквы Я в начале слова и в слиянии, обозначаем звуки буквой, наблюдаем над буквой я в
слияниях)
Чтение схемы слова «яблоня»
– Положите перед собой карточку №1.
– Прочитайте первое и второе слово. (яблоки, яблоня)
– Сравните схемы слов. (они одинаковые)
– Чем отличаются слова? (буквами)
– Что поменялось? (слияние –ки на –ня)
– Произнесите последний слог в словах.
Какие слышим согласные - твердые или мягкие?
Какой гласный в слоге ки? – И
– Какой буквой обозначен звук?- И
Какой слышим гласный в слоге ня? - А
– Какой буквой обозначен звук? (я)
– Какой звук стоит перед гласным звуком? ([н`])
– Почему мы слышим звук [а], а пишем букву Я?
– Буква Я после мягкого согласного обозначает один звук.
Сказка про букву Я
Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными
буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]!
Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять,
что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась
встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не
надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными
буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из
них. С тех пор, как только буква Я вставала с другими
согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему
свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и
очень гордилась, тем , что рядом с ней согласные становятся
мягче. Но как только буква Я уходила от согласного, звук [й`]
тут же возвращался обратно к букве Я.
Чтение слогов-слияний с буквой Я
ма на ва са за ла та да ра
мя ня вя ся зя ля тя дя ря
- прочитайте столбики слогов.
- прочитайте слоги с твердым согласным
- прочитайте слоги с мягким согласным
– Итак, какую работу выполняет буква Я?
Буква Я обозначает мягкость
согласного звука..
– Посмотрите, яблонька дала ещё урожай яблок, значит мы
правильно ответили на вопрос.
Обобщите, что вы знаете о
букве Я?
(Обобщаем по трём предыдущим вопросам,) - буква Я обозначает два звука: в начале слова и после
гласной.
- буква Я обозначает 1 звук А, когда стоит после согласного
Откройте БУКВАРЬ по закладке, стр 70
– рассмотрите иллюстрацию, что изображено? Придумайте
рассказ по картинке.
– прочитайте название рассказа.
- почему яблоня дикая? – растёт в лесу.
– прочитаем рассказ, следим.
- Где росла дикая яблоня?
- Кто за ней ухаживал?
- Почему дикие яблоки нельзя было есть?
- найдите и подчеркните в тексте карандашом букву я
начиная с названия?
- Кто нашёл 9 букв? 8 ? 7 ?....
Игра со звуками
и (класс разбивается на варианты- девочки и мальчики )
девочки – это звуки
Мальчики – это звуки
– все читают целыми слова с доски – если буква Я обозначает
два звука, поднимают руки мальчики – если буква Я
обозначает один звук- девочки
– кто ошибся – выбывает из игры, садится на место..
Итог
– с какой буквой познакомились?
– вы сегодня все молодцы!
– спасибо
– занятие окончено
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Буква Я
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.