Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Урок 22.docx
Д а т а : 0 6 . 1 0 . 1 5
У р о к 22
Тема: БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
(ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗВУКОВ [Й’], [У])
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а : ознакомить с обозначением буквы ю в начале слова;
научить ориентироваться в звуковой структуре слова, выполнять звуковой анализ слов «юла», «юнга»;
обеспечить условия для развития фонематического слуха, воспитания чувства взаимоподдержки.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают обозначение буквы ю в начале слова; умеют выполнять звуковой анализ слов
«юла», «юнга».
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – воспроизведение по памяти информации, необходимой для
решения учебной задачи; логические – соотнесение звуковых моделей со словами (названиями
картинок).
Р е г у л я т ив н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя
и товарищей; планировать свое действие.
Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность.
Х о д у р о к а
I. Повторение изученного. Игра «Живые буквы».
Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки (они «хозяева»
домиков), другие учащиеся («буквы») получают карточки с представленными буквами – А, Я, О, Ё, У,
Ю.
– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.
Учащиеся«буквы» выходят изза парт и гуляют по классу.
– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели
домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы»,
каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зелёный – я, ю, ё.)
Учитель приглашает другую группу учащихся, раздаёт им те же карточки.
– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.
Учитель обращается к «букве» А.
– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук
[а] после согласных. Букву А пишем после твёрдых согласных звуков, букву Я – после мягких.)
Аналогичная работа проводится с остальными буквами.
Учитель приглашает третью группу учащихся, раздает им те же карточки.
– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твёрдого
согласного.
Ученики«буквы» (О, А, У) присели.
– Назовите эти гласные.
– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти
гласные. Чем они знамениты?
Учитель обращает внимание учеников на то, что буква Ю в прятки не играла.
– Может ли буква Ю обозначать два звука? Сегодня мы продолжим разговор о букве Ю.
II. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слова «юла». – Отгадайте з а г а д к у :
Одинокий Ивашка – расписная рубашка.
Петьплясать мастак, а стоять – никак.
(Юла.)
– «Прочитайте» слово «юла», ведя указкой по схеме звукового состава слова.
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. Назовите его. ([й’].)
– Определите: какой это звук и фишкой какого цвета обозначить? (Согласный, звонкий – зелёная
фишка.)
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. Назовите его. ([у].)
– Определите, какой звук и какой фишкой его обозначить. (Гласный – красная фишка.)
– Произнесите слово «юла» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. Назовите его. ([л].)
– Определите, какой это звук. (Согласный, звонкий – синяя фишка.)
– Назовите его мягкую пару. ([л’].)
– Найдите четвёртый звук в слове «юла». (Гласный, красная фишка.)
– Сделайте вывод. (Звуки [й’], [у] в начале слова обозначаются буквой ю.)
– Замените фишки, обозначающие звуки [ й’] , [ у] , буквой ю.
– Определите количество звуков и букв в слове «юла». Для этого ещё раз «прочитаем» слово по
схеме.
2. Чтение стихотворения.
– Кто такой юнга? Найдите ответ в стихотворении. (Юнга – будущий матрос.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «юнга».
Н а д о с к е две модели слов: «юла» и «юнга».
– Какие одинаковые звуки есть в схемах этих слов? ([й’], [у], [а].)
– Какой буквой обозначен звук [ а] в этих словах? (Буквой а.)
3. Дифференцированная работа.
Ч и т а ю щ и е у ч е н и к и получают карточки.
№ 1. Скажите слова со звуками [ й’] , [ у] в начале слова.
..ля, ..ра, ..мор, ..ноша, ..г.
Впишите нужную букву. Подчеркните слова, написанные с большой буквы.
№ 2. Скажите со словом «Я»: играть (я играю), петь, делать, слушать, рисовать, говорить, убирать,
мастерить.
– Какой буквой заканчивается каждое из новых слов? Напишите эту букву ____________ .
Н е ч и т а ю щ и е у ч е н и к и работают в рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
– Разгадайте кроссворд. (Стул, брюки, груша, клюква.)
– Назовите слово, которое отличается от остальных количеством гласных звуков. (Стул – один
гласный звук.)
– Назовите слова, в которых все согласные звуки твёрдые. (Стул, груша.)
– Объясните, чем похожи и чем различаются слова «брюки» и «груша». (Похожи: количество букв,
звуков; различие: звуки [р’], [р].)
– Почему в словах «груша» и «клюква» третьи звуки одинаковые, а буквы разные?
4. Работа по учебнику. «Разгадай кроссворд».
– Обозначьте согласные звуки в словах кроссворда фишками, гласные – буквами. (Кактус, клюв,
кукла, люстра, клюшка.) 5. Работа в парах (по учебнику).
Двое учеников работают на доске.
– Попробуйте найти модель каждого слова. (Брюки, лук, клюв, рука.) Замените красные фишки на
гласные буквы.
– В каком слове не удалось этого сделать? Почему? (В слове «брюки» гласный звук [и]. Какой
буквой его обозначить, пока не знаем.)
III. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке? Что узнали о букве ю?
– Назовите гласные буквы, которые пишутся после твёрдого согласного, после мягкого согласного.
– Определите, какие из этих букв могут обозначать два звука. Какие звуки они обозначают?
БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
БУКВА Ю В НАЧАЛЕ СЛОВА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.