Буллинг как социальное явление. Участники буллинга
Школьное насилие - это вид насилия, при котором имеет место принуждение, применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам. Наряду с явными и устными формами агрессии нередки случаи её скрытых проявлений, часто ускользающих от внимания.
Сегодня можно утверждать, что совершение насильственных действий детьми по отношению к другим детям напрямую связано с их собственным психологическим неблагополучием, как правило, в основе жестокого поведения детей и подростков лежит собственный травматический опыт.
С моей точки зрения школьному насилию способствуют:
· Анонимность больших школ и многообразие выбора образовательных учреждений. В большом школьном коллективе существует меньшая вероятность выявление акта насилия и его ограничения, в силу того, что учителю трудно «дойти до каждого», углубится в его проблемы.
· Плохой микроклимат в учительском коллективе. Раздражительность и неудовлетворённость учителей может выплёскиваться и переходить в агрессию по отношению к детям. К сожалению, профессиональное выгорание учителя зачастую вымещают на учениках.
· Равнодушие и безучастное отношениеучителей к учащимся.Перегруженные работой учителя часто не вмешиваютсяв конфликты, предпочитая оставлять решение возникшей ситуации самим детям.
Анализ современных и отечественных работ, посвященных проблемам буллинга в образовательной среде, показывает необходимость глубокого и систематического изучения этогоявления.
Наиболее полным и одновременно тонким является определение буллинга, данное Д. Лейном: «Буллинг представляет собой длительное физическое или психологическое насилие со стороны одного человека или группы людей в отношении человека, который не способен защищать себя в данной ситуации».
В связи с этим можно выделить общие признаки буллинга в образовательной среде, а именно:
- буллинг - насилие (физическое, психологическое, эмоциональное);
- буллингосуществляется в одиночку или группой людей,
-буллингнаправлен против человека, который заведомо слабее(психологически, физически)
- буллинг носит систематический и длительный характер
К сожалению, проблемабуллинга в школе до сих пор не получила должного внимания в нашей стране.
Буллинг не является обособленным поведением, которое основано на таких переменных как статус, власть или конкуренция. Это социальное поведение, которое проявляется в относительно устойчивых группах и способно вовлекать других детей. В основе буллингаосновой превосходство в силе одного человека над другим, в результате чего более слабый не способен защищаться от эффективно защищаться от отрицательных воздействий.
Целесообразно выделить следующие типы буллинга:
- прямой (и физический, и вербальный)
- косвенный (сплетни, заговоры и т. д.)
Буллинг - наиболее правильно рассматривать как социальное явление, в которое включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные.
Буллинг воздействует не только на непосредственных жертв. Дети, которые травят других, получают удовольствие от власти высокого статуса по сравнению с жертвами. Поэтому у агрессоров возникают проблемы с симпатией по отношению к другим людям, что приводит к девиантному поведению.
Типологические особенности участников буллинга
1. «Преследователи». При низком социальном статусе у них самый высокий коэффициент удовлетворённости в общении, т.е. они чётко осознают круг общения, в котором их принимают. Они значимоболее авторитарны, чем все остальные участники буллинга. Эта особенность помогает им подчинять «помощников» и является внутренним оправданием при «травле» жертв, а также создаёт ощущение субъективной правоты. Кроме того «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.
2. «Жертвы». У «жертв» самый низкий социальный статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» наиболее зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т.е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности у них также самые высокие.
3. «Помощники» - у них достаточно низкий социальный статус, т.е. помогая «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т.к. часто именно они обзывают, бьют и т.д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» испытывают острый дефицит общения с отцом.Возможно, они находят качества отца в «преследователях», и поэтому стремятся помогать им даже в преследовании. Показатели по самооценке к уровню притязаний у «помощников» средний.
4. «Защитники». У «защитников» самый высокий социальный статус и довольно высокий коэффициент удовлетворенности общением, т.е. они в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы.У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. В идеале они хотят быть очень добрыми, т.е. доброта для них - постоянная ценность.Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.
5.«Нейтральные участники». У «нейтральных участников» достаточно высокие социальный статус и коэффициент осознанности положительных отношений. Они наименее зависимы, что позволяет вообще не вмешиваться в конфликты. Они просто смотрят со стороны, но это далеко не всегда хорошо, т.к. «нейтральные участники» - те самые зрители, для которых играется спектакль - «буллинг». Во многом именно их бездействие провоцирует буллинг, более того, «преследователи» зачастую являются лишь исполнителями воли «нейтральных участников».
Пути решения проблемы
Пути решения проблемы буллинга мне видятся,в социальном партнерстве школы, родителей и детей. Необходимо выработать активную систему противодействия этому ужасному явлению!
Первое и главное нам надо понять, что проблему проще предотвратить на самом начальном этапе, а именно на этапе формирования личности ребенка в младшем возрасте. Да, конечно, это целый комплекс мер, в который входят непосредственно само воспитание, благоприятный микроклимат в семье, собственный пример родителей, а также крайне внимательное отношение к организации свободного времени наших детей.С точки зрения таких наук как, возрастная психология, общая психология, педагогическая психология, ребенку необходима высокая двигательная активность, такая как занятия спортом в разнообразных секциях и активный образ жизни вместе с семьей(выходы на природу, походы, прогулки, катание с горок, на коньках, на лыжах, посещение музеев, выставок, ит.д).Комплекс этих мер позволит ребенку в правильном формировании морально этических, волевых, физических, коммуникативных, и прочих качеств личности.
Так же следует уделить пристальное внимание внешним источникам информации, которыми являются телевизоры, компьютеры, игровые приставки. К сожалению, эти самые источники, имеют огромное влияние на наших детей! И по телевидению и тем более в сети интернет наши дети видят убийства, насилие, разврат, не обоснованную грубость, хамство, причем со стороны здоровых, сильных, мужественных голливудских героев супер крутых боевиков, и берут это поведение за основу при решении конфликтов, а так же при виде более слабогочеловека чем они сами.Компьютерные игры делают свое дело. Выстрелить, ударить, что-нибудь кинуть в человека- это суть многих компьютерных игр, при этом в виртуальной реальности трагедии не происходит, потому как, убил человека (героя) на экране –а он заново воскрес, избил его ногами руками – он встал и пошел дальше. Но самое главное - грань между игрой и реальностью они не чувствуют, и начинают по шаблону одноклассников унижать, бить и т.д.
Действия школы, педагогов, классных руководителей и родителей
Учителя должны вовремя выявлять и пресекать подобные явления, каким является буллинг в школе. Причем часто приходится сталкиваться с тем, что родители могут и не включиться в процесс профилактики данного явления, причин много: от занятости, до часто в последнее время, встречающейся фразы: «Что вы, мой ребенок не мог такого сделать! Это другие виноваты и точка». При этом педагоги не должны уходить в сторону от проблемных детей, уходом от проблемы, проблему в данной ситуации не решить. В таком случае выходов несколько:
1-Индивидуальная работа с учащимися, по разбору и помощи в формировании правильной поведенческой реакции в конфликтной ситуации.
2-Совместными действиями с родителями или группой педагогов заново формировать морально этические основы учащихся. Задача достаточно трудная,но если вдуматься, то мы педагоги делаем это каждый день на своих уроках.
3-Вовлечение детей в коллективные мероприятия различного типа (игры, в том числе военно-патриотические, конкурсы, проекты, походы, экскурсии и т.д.)
В заключение хотелось бы сказать, что предложенные меры это не универсальныйрецепти они не сразу дадут результат, а может так случиться, что они окажутся не эффективными,тогда нужно будет приложить еще больше усилий нам, учителям и классным руководителям, для достижения положительного результата. Но отступать, как говорится, некуда, потому как, если не мы, то кто? просто некому! Вместе у нас получится, я уверен. Желаю всем вам терпения, крепкого здоровья и счастья.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.