Час общения «Поговорим об ответственности»
Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Задачи:
продолжать формировать у воспитанников понимание определения ответственность
знакомить со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков и взрослых за противозаконные действия.
содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий
воспитывать правовое сознание
Ход:
Ведущий: Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. В каждом из нас есть противоречивые чувства. Много зависит от того, какие цели поставил каждый из вас перед собой. Не оступиться в жизни трудно. Стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Настоящий гражданин своей страны должен знать Закон и соблюдать его. А какой главный Закон страны? (Конституция РФ)
Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться – плохо, почему то количество малолетних преступников растет. Не каждый подросток, осознает, что совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается огромное количество преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
- Как вы думаете, почему?
Ведущий: да, ребята, подростки не задумываются, когда идут на совершение какого-либо противоправного деяния, об ответственности, которую они понесут, ссылаясь на то, что они «не знали». А ведь «незнание закона не освобождает от ответственности». Тема нашего занятия – «Поговорим об ответственности».
-А, что такое ответственность? (ответы воспитанников).
Ведущий: Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную. Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.
Я предлагаю вам некоторые ситуации, которые могут произойти с подростками, разделить их на две группы и объяснить на основании, какого признака вы это сделали.
Курил за школой, похитил мобильный телефон у одноклассника, перешел дорогу на запрещающий сигнал светофора, выпив пива, 14 летний подросток прогуливался по городу после 12 часов ночи, в драке сломал нос и челюсть своему противнику, жег костер в лесу жарким, сухим летом, взял без спроса чужой велосипед «покататься» обозвал одноклассника, тайно взял чужую вещь, угнал машину, убежал из дома, похитил человека, продавала наркотики, опаздывает на уроки, толкнул одноклассника, тот упал на камень и умер.
Ведущий: Ребята, у вас получились две группы правонарушений: проступки и преступления.
- Давайте вспомним, что называют правонарушением?
Правонарушение – это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое по закону. Но правонарушения делятся на две группы: проступки и преступления.
Проступки – это деяния, причиняющие небольшой вред. (Курил за школой, перешел дорогу на запрещающий сигнал светофор, выпив пива, 14 летний подросток прогуливался по городу после 12 часов ночи, жег костер в лесу жарким, сухим летом, обозвал одноклассника, убежал из дома, опаздывает на уроки). За административные проступки ответственность наступает с 16 лет.
Преступления – это деяния, запрещенные Уголовным кодексом Российской Федерации, причиняющие большой вред личности, обществу или государству, либо создающие угрозу вреда. (Похитил мобильный телефон у одноклассника, в драке сломал нос и челюсть своему противнику, взял без спроса чужой велосипед «покататься», тайно взял чужую вещь, угнал машину, похитил человека, продавал наркотики, толкнул одноклассника, тот упал на камень и умер). За преступления ответственность наступает с 16 лет, а за наиболее опасные и распространенные - с 14 лет.
В статье 20 УК РФ приводится перечень преступлений, за которые ответственность наступает с 14 лет. В этот перечень попали почти все виды преступлений, которые совершаются подростками .
убийство,
умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,
похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,
кражу,
грабеж,
разбой,
вымогательство,
неправильное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон),
уничтожение или повреждение имущества при отягощающих обстоятельствах (т.е. путем поджога, взрыва, повлекшие смерть человека или иные тяжкие последствия)
Терроризм (совершение взрывов, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей в целях нарушения общественной безопасности),
захват заложника,
заведомо ложное сообщение об акте терроризма,
хулиганство при отягощающих обстоятельствах (т.е. совершенное группой лиц, либо с применением оружия),
вандализм (т.е. осквернения зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах),
хищение либо вымогательство наркотических веществ,
привидение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Незнание закона от ответственности не освобождает.
Ведущий: Из выше сказанного следует, что за разные виды правонарушений наступает разная ответственность.
- Какой бывает ответственность? (1) юридическая; 2) уголовная; 3) административная; 4) гражданско-правовая; 5) дисциплинарная).
Существует четыре вида юридической ответственности при нарушениях:
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство). За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
4. Гражданско–правовая ответственность наступает за нарушение договорных обязательств имущественного характера, причинение имущественного внедоговорного вреда. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
- А какова ответственность тех, кому еще не исполнилось четырнадцати?
Их не судят по уголовным законам. Но по другим законам государства к ним применяют иные принудительные меры. В частности, направление в спецшколы и спецпрофтехучилища, режим в которых приближен к режиму воспитательных колоний.
Ведущий: следующая часть нашего занятия называется «Юридическая консультация». Я предлагаю вам побыть немного юристами и определить виды ответственности за совершённые правонарушения в ситуациях, которые я вам прочту.
Ситуации:
1. Определите виды ответственности, наступившей в следующих случаях:
- служащего банка лишили премии за опоздание на работу (дисциплинарная)
- суд признал подростка виновным в краже магнитолы из автомобиля (уголовная)
-суд удовлетворил иск гражданина к соседям, залившим их квартиру (гражданская)
- суд обязал продавца вернуть покупателю деньги за некачественный товар (административная)
- пешеход перешел улицу в запрещенном месте (административная)
2. Прогуливаясь вечером с собакой, гражданин увидел двух подростков, пытавшихся открыть двери гаража. Они делали вид, что этот гараж принадлежит их родителям. Но собаковод-автолюбитель отлично знал, что гараж принадлежит ему. И позвонил в полицию. Подростков задержали в момент, когда они, наконец, справились с замком. Но в гараж войти не успели.
- Как вы думаете, определит ли суд вину подростков? Возникнет ли уголовная ответственность?
3. Порвал учебник одноклассника (Г)
Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)
Ударил, избил человека (У)
Совершил кражу мобильного телефона (У)
Прогулял уроки (Д)
Разбил мячом окно. (Г)
Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Ведущий: А как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему?
Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни, и они выполняют указ о нахождении подростков в вечернее время на улицах города.
- Каким должно быть ваше поведение при этом?
Во-первых, отвечать спокойно на вопросы сотрудника полиции, не бояться, говорить правду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…
Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или людям, которые за вас несут ответственность, и позвонить им сами.
- А за какие правонарушения вас могут доставить в полицию?
1.Нарушение правил дорожного движения
2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.
3. Хулиганство (драка, порча имущества, оскорбления, фото и видеосъёмки на уроке, в перемены на сотовые телефоны, злословие и т.д.).
4.Незаконная продажа вещей.
5.Злостное неповиновение.
Ведущий: А в заключении предлагаю каждому из вас выполнить небольшой тест.
Тест “Ваше чувство ответственности”.
Прочтите приведённые ниже вопросы и выберите варианты ответов, которые соответствуют Вашим личным представлениям и привычкам:
1. Что бы Вы предпочли, если бы Вам понадобилась красивая одежда для выхода на дискотеку:
а) одолжить у друзей;
б) идти в том, что имеется;
в) не ходить на дискотеку вообще.
2. Если Вы увидите драку с участием Ваших знакомых, то Вы постараетесь:
а) помочь своим;
б) остановить драку;
в) остаться незамеченным.
3. Какую форму времяпрепровождения (из предложенных) Вы бы предпочли, если бы пришлось коротать время в поезде:
а) игра в карты;
б) чтение и кроссворды;
в) разговаривать и смотреть в окно.
4. Если бы Вы задолжали деньги, а их не было, но от Вас требовали срочно вернуть долг, то Вы:
а) перезаняли бы у друзей;
б) попросили бы у родителей, объяснив причины;
в) попросили бы у родителей, скрыв причины, или добыли бы деньги другим способом.
5. Если бы Вам предложили крупную сумму денег только за то, чтобы вечером Вы постояли 2 часа в определённом месте, то Вы бы:
а) согласились;
б) отказались;
в) попытались бы получить дополнительную информацию о цели действия.
6. В подъезде дома Вы находите красивый нож и:
а) забираете его себе;
б) показываете родителям, звоните в милицию;
в) не прикасаетесь к нему.
7. Если Вы видите на ком – то или у кого – то очень красивую или интересную вещь, то Вы:
а) чувствуете желание иметь такую же;
б) чувствуете удовольствие или интерес;
в) стараетесь показать своё равнодушие.
8. Когда Вас обижают, к Вам пристают, Вы:
а) чувствуете желание уничтожить “негодяя”;
б) ведёте себя решительно, но стараетесь не обострять отношения;
в) пытаетесь задобрить.
Если в Ваших ответах преобладает вариант “А”, это означает, что над Вами нависла серьёзная опасность, поскольку чувство ответственности у Вас практически отсутствует. Вы можете принять необдуманное решение и потом горько об этом сожалеть. Вы очень любите делать только то, что Вам нравится. В ближайшем будущем это может превратиться в проблему.
Рекомендации. Учитесь представлять последствия того, что Вы собираетесь сделать. Для этого надо давать себе немного времени на раздумье. Если же Вы убедитесь, что Ваше решение чревато неприятными последствиями и всё равно его примете – что ж, по крайней мере, Вы никого не должны винить в своих неприятностях. Философ Г.Спенсер писал для таких, как Вы: “Самообладание, как все качества, развивается через упражнение. Кто хочет управлять страстями в зрелом возрасте, должен учиться этому в юности”.
Если в Ваших ответах чаще встречается вариант “Б”, то за Вас близкие могут не беспокоиться. Вы сможете трезво оценить ситуацию и выбрать тот путь, который чреват наименьшими потерями для Вас, Вашей души, всей последующей жизни.
Рекомендации. Постарайтесь не растерять то, что у Вас уже есть. Запомните высказывание восточного мудреца Саади: “Мужество – не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым”.
Если среди Ваших ответов преобладает вариант “В”, то чувство ответственности в Вас ещё только зреет. Оно наталкивается на сопротивление таких Ваших качеств, как боязнь всего на свете, неуверенность в собственных силах, желание всех перехитрить и т.д. Это означает, что в определённых ситуациях Вы не удержитесь от соблазна сделать что – либо такое, что заставит Вас всю жизнь об этом сожалеть.
Рекомендации. Встряхнитесь, одёрните себя. Перестаньте попусту тратить время и коптить небо. Прежде всего, нужно избавиться от навязчивых идей вроде “лучше не высовываться”, “все так делают” и т.д. Не пытайтесь скрыться от неприятностей, если Вы их заслужили. Старайтесь не порождать их своими действиями. Вот что сказал французский учёный А.Жювье: “Несчастье походит на труса; оно преследует людей, которых видит трепещущими, и бежит, когда смело идут ему навстречу”.
Рефлексия.
Ведущий: Наше занятие подошло к концу. Предлагаю вам игровое упражнение «Продолжи фразу».
- Я не знал, но сегодня узнал, что…
- Меня удивило, что…
- Я сделал вывод, что…
- Новым для меня было…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.