Частная жизнь граждан. Частное право

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: раскрыть важнейшие аспекты частной жизни че­ловека; показать признаки и функции гражданского общества и правового государства. Учащиеся должны знать, что: аспектом частной жизни является внутренний духовный мир чело­века, его межличностное общение и т. д.; частное право - совокупность норм, регулирующих имуществен­ные и личные неимущественные отношения; гражданское общество - это совокупность межличностных, семей­ных, общественных, культурных, религиозных отношений, которые раз­виваются вне рамок и без вмешательства государства. Учащиеся должны понимать, что такое: частная жизнь; гражданские права; частное право; внутренняя духовная жизнь человека; межличностное общение; Учащиеся должны уметь: объяснять смысл основных понятий; выявлять существенные признаки понятия «частное право» и давать его определение. Тип урока - комбинированный.
Иконка файла материала конспект.docx
Т е м а   у р о к а :  Частная  жизнь граждан. Частное право. Цели: раскрыть важнейшие аспекты частной жизни человека; показать признаки и функции гражданского общества и правового государства. Учащиеся должны знать, что: 1)аспектом частной жизни является внутренний духовный мир чело­ века, его межличностное общение и т. д.; 2)частное право ­ совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения; 3)гражданское общество ­ это совокупность межличностных, семей­ ных,   общественных,   культурных,   религиозных   отношений,   которые   раз­ виваются вне рамок и без вмешательства государства. Учащиеся должны понимать, что такое: 1)частная жизнь; 2)гражданские права; 3)частное право; 4)внутренняя духовная жизнь человека; 5)межличностное общение; Учащиеся должны уметь: 1) 2) объяснять смысл основных понятий; выявлять   существенные   признаки   понятия   «частное   право»   и давать его определение. Тип урока ­ комбинированный. Х о д  у р о к а I. Повторение изученного материала. Объектом нашего изучения на прошлом занятии было гуманитарное  право. Насколько хорошо вы разобрались в нём, мы выясним сейчас с  помощью маленькой тестовой работы. (Каждому дать листок с тестом,  попросить его подписать на нём ручкой отметить вариант правильного  ответа. Время работы 3 минуты).ТЕСТ Международное гуманитарное право 1. а) Международное гуманитарное право: рассматривает правомерность применения вооруженной силы для разрешения международного конфликта; б) защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны; в) 2. защищает граждан государства, подвергшегося нападению. Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных  действиях, в МГП применяется термин: а) репатрианты; б)беженцы; в) комбатанты. 3. а) Действий; Стороны, участвующие в конфликте: свободны в использовании всех средств и методов ведения боевых  б) не должны применять средства, причиняющие обширный и  долговременный ущерб окружающей среде; в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено против определенного военного  объекта и имеет неизбирательное действие. 4. Какие из следующих приказов соответствуют положениям  международного гуманитарного права? а) Использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир многоэтажного дома; б) в) плен. вывести всех гражданских лиц из сектора действия батальона; уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в  5. Основные положения международного гуманитарного права  содержатся: а) б) в) в Женевских Конвенциях; в Конституции РФ; во Всеобщей декларации прав человека. 2II. Переход к изучению нового материала. Нашу дальнейшую работу сегодня я хочу продолжить с вопроса:  Слышали ли вы выражение «Человек ведёт двойную жизнь»? Уверен  слышали. И не просто слышали, но и в вашем представлении возникал  образ человека, который старается на людях вести себя иначе,  выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. А вот знаете ли вы, что у нас – у людей есть две стороны жизни? (Если знают, то называют. Если  не знают сказать самому). Это жизнь частная (личная) и жизнь  публичная (общественная). Вот об этих двух сторонах нашей жизни мы  будем говорить на двух занятиях. Но сегодня мы поговорим о частной  жизни. Запись темы уроков:  «Частная жизнь гражданин. Частное право». П Л А Н   у р о к а : 1.Что такое частная жизнь и частное право. 2.Понятие «гражданское общество». 3. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства. III. Изучение нового материала. Учитель: Конституция Российской Федерации в статье 23 не только  провозглашает право наших граждан на частную жизнь, но и закрепляет  ее неприкосновенность. Задание: Чтобы яснее разобраться с вопросами о том, что такое  частная жизнь, каковы её основные стороны (аспекты)  я предлагаю вам  познакомиться в параграфе 38 с разделом «Что такое частная жизнь» на  стр. 239 – 240 и по ходу чтения, сделав сейчас подзаголовок  «Аспекты частной жизни», выписать их себе в тетрадь.  ( через 5 ­7 мин. Проверить записи) 1­й аспект ­ внутренняя духовная жизнь человека. 2­й аспект ­ непосредственное межличностное общение. 33­й аспект ­ решения и действия, касающиеся личного и семейного  потребления. 4­й аспект ­ имущественные отношения. А теперь на основании сказанного, давайте попытаемся  сформулировать определение частной жизни. Ваши варианты, (затем под  запись дать свой вариант). Частная жизнь – одна из сторон человеческой жизни, включающая в  себя четыре аспекта.  Вопросы для закрепления изученной части материала: 1.   Как   вы   понимаете,   что   такое   внутренняя   духовная   жизнь человека?   (К   д у х о в н о й   ж и з н и   л и ч н о с т и   (или   духовному   миру личности), как правило, относят  знания,  веру, чувства,  потребности, способности,  стремления   людей.   Неотъемлемой   ее   частью   является   и сфера   человеческих   эмоций   и   переживаний.   Условием   полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. Степень овладения ими характеризует духовную культуру человека.) Опираясь   на   изученные   в   первом   разделе   курса   знания   о потребностях   человека,   охарактеризуйте   духовные   потребности бальзаковских   героев.   Как,   по­вашему   мнению,   каждый   из   них   решал вечные вопросы о смысле своего бытия (Кто я? Зачем я? Что будет после меня?)?   Оцените   духовный   мир   Теодора   и   Августины   с   позиции   норм нравственности. Почему внутренняя духовная жизнь человека выделяется в   качестве   стороны   его   частной   (огражденной   от   вмешательства государства и других лиц), а не просто личной жизни? 2.Что такое межличностное общение? Определите виды межличностных отношений   бальзаковских   героев   и   оцените   их   с   позиций   норм нравственности.   Какие   права   способствуют   свободе   межличностного общения человека и как, с вашей точки зрения, они влияют на культуру общения? 3.Что   такое   личное   (семейное)   потребление?  Объясните,   почему домашнее   хозяйство,   домоводство,   досуг   относятся   к   личному (семейному)   потреблению.   Какие   права   выражают   свободу   личного (семейного)   потребления   и   как   эта   свобода   реализовы­валась бальзаковскими героями? Влияет ли, по вашему мнению, свобода выбора на   ведение   домашнего   хозяйства,   организацию   семейного   досуга, приобретение   предметов   и   услуг   (когда,   что   и   в   каких   количествах покупать)? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт. 44.Что   означают   имущественные   отношения   в   частной   жизни?  Каким (конкретно) имуществом владел каждый из бальзаковских героев? Какое из   естественных   неотчуждаемых   прав   является   основой   владения, пользования   и   распоряжения   своим   имуществом,   возникновения имущественных   отношений?   В   чем   значимость   реализации   права собственности в жизни человека? Как вы думаете, почему бальзаковские герои были так свободны в выборе своих решений и действий? А вот теперь, давайте запишем в тетради права человека, которые определяют частную сферу жизнедеятельности гражданина. Запись в тетради: Частные права. Частные права Вопрос:   Какие   права   мы   можем   записать?   (если   могут,   называют, если нет, называю сам и записываем) Частные права на жизнь и личную  неприкос­ новенность на свободу мысли,  совести и религии на тайну  корреспонденции на неприкос­ новенность жилища на   владение имуществом. Особенность этих прав, а их называют гражданскими в том, что они  оставляют полную свободу гражданину для самоопределения, ограждают  его частную жизнь от общественного и государственного вмешательства. Гражданские права граждан являются областью регулирования  частного права.  Вопрос: Что же мы называем частным правом? Ответ на этот вопрос  мы постараемся дать после того, как познакомимся с разделом «Частное  право» в том же параграфе 38 на стр.241 – 243. (читают самостоятельно 5 минут) Вопросы для обсуждения и закрепления изученного материала: 1. Когда   впервые   возникло   понятие   «частное   право»?   (   у древних римлян в Vв. До н.э.) 52. Когда в российском обществе возникла идея деления права на   частное   и   публичное?   С   какими   историческими   событиями   это   было связано? ( конец XXв., с переходом к рыночной экономике) 3. Как   вы   считаете,   можно   поставить   знак   равенства   между частным правом и  гражданским? Своё мнение обоснуйте.  (Частное   право   не   =  гражданскому   праву,   т.к.   понятие   частного права шире гражданского. Оно включает нормы и других ораслей права, например,   семейного.   Гражданское   право   –   всего   лишь   ядро,   главная составляющая частного права). Это   можно   выразить   образно следующим образом: 4.Какие отношения регулирует частное право? (имущественные и  личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами  людей). 5. И вот мы, наконец, подошли к основному вопросу обсуждения. Так что же это такое «Частное право»?  Пожалуйста , ваши варианты  определения. (это не какая­то отдельная отрасль права, а совокупность отраслей, которые регулируют имущественные и личные неимущественные  отношения граждан). Запись определения в тетрадь: Частное право – это часть системы  действующего права (суперотрасль), включающая отрасли, которые  обеспечивают интерес отдельной личности, коллективов людей. Частное право  предстает как область «частных дел» (гражданских, трудовых,   семейных   и   пр.),   как   совокупность   норм,   регулирующих имущественные   и   личные   неимущественные   отношения,   основанные   на равенстве,   автономии   воли   и   имущественной   самостоятельности   их участников, выступающих в качестве частных лиц. 6Хочу обратить ваше внимание на то, что частная жизнь людей, а  значит и частное право, реализуются лишь в обществе свободных  граждан. Вопрос: Подскажите пожалуйста, как такое общество называется?  (гражданское). С историей его возникновения, с его признаками вы уже  знакомились в этом году на уроках  обществознания. Напомню лишь, что  гражданское общество , т.е общество свободное от государства  охватывает частную жизнь людей, саморазвивающуюся (товарно­рыночную)  экономику, духовно­нравственные и другие неполитические отношения. (если осталось время можно сообщить далее) Идея гражданского  общества появилась в новое время, в противовес всевластию  государства. Концепцию гражданского общества разработал Г. Ф. Гегель, который определял гражданское общество как связь (общение) лиц через  систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок. Гражданское общество ­ это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных  соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной  регламентации со стороны государственной власти. Гражданское общество ­ это общество, в котором есть ответствен­ ность власти и народа по выполнению взаимных обязательств поддержи­ вать закон и порядок, соблюдать при обоюдном согласии сторон права  государства, граждан и их объединений. Гражданское общество ­ вся совокупность межличностных, семейных,  общественных, культурных, религиозных отношений, которые развиваются  вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная  система независимых от государства общественных институтов, реа­ лизующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный  и полноправный гражданин. Характерные признаки гражданского общества: 1.Наличие в обществе свободных владельцев средств производства 2.Развитость и разветвленность демократии. 3.Правовая защищенность граждан, равенство всех перед законом. 4.Высокий уровень гражданской культуры. 7В о п р о с :  Можно ли говорить о существовании в России сформиро­ вавшегося гражданского общества? Подумайте над ответом на этот вопрос дома. IV. Домашнее задание: А мы на этом заканчиваем наш сегодняшний разговор, с тем чтобы продолжить его на следующем занятии в отношении публичной жизни. Запишем задание на дом: параграф 38, стр. 238 ­ 243 8