Цели: раскрыть важнейшие аспекты частной жизни человека; показать признаки и функции гражданского общества и правового государства.
Учащиеся должны знать, что:
аспектом частной жизни является внутренний духовный мир человека, его межличностное общение и т. д.;
частное право - совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения;
гражданское общество - это совокупность межличностных, семейных, общественных, культурных, религиозных отношений, которые развиваются вне рамок и без вмешательства государства.
Учащиеся должны понимать, что такое:
частная жизнь;
гражданские права;
частное право;
внутренняя духовная жизнь человека;
межличностное общение;
Учащиеся должны уметь:
объяснять смысл основных понятий;
выявлять существенные признаки понятия «частное право» и давать его определение.
Тип урока - комбинированный.
Т е м а у р о к а : Частная жизнь граждан. Частное право.
Цели: раскрыть важнейшие аспекты частной жизни человека; показать
признаки и функции гражданского общества и правового государства.
Учащиеся должны знать, что:
1)аспектом частной жизни является внутренний духовный мир чело
века, его межличностное общение и т. д.;
2)частное право совокупность норм, регулирующих имущественные
и личные неимущественные отношения;
3)гражданское общество это совокупность межличностных, семей
ных, общественных, культурных, религиозных отношений, которые раз
виваются вне рамок и без вмешательства государства.
Учащиеся должны понимать, что такое:
1)частная жизнь;
2)гражданские права;
3)частное право;
4)внутренняя духовная жизнь человека;
5)межличностное общение;
Учащиеся должны уметь:
1)
2)
объяснять смысл основных понятий;
выявлять существенные признаки понятия «частное право» и
давать его определение.
Тип урока комбинированный.
Х о д у р о к а
I. Повторение изученного материала.
Объектом нашего изучения на прошлом занятии было гуманитарное
право. Насколько хорошо вы разобрались в нём, мы выясним сейчас с
помощью маленькой тестовой работы. (Каждому дать листок с тестом,
попросить его подписать на нём ручкой отметить вариант правильного
ответа. Время работы 3 минуты).ТЕСТ
Международное гуманитарное право
1.
а)
Международное гуманитарное право:
рассматривает правомерность применения вооруженной силы
для разрешения международного конфликта;
б)
защищает жертв вооруженных конфликтов и ограничивает
средства и методы ведения войны;
в)
2.
защищает граждан государства, подвергшегося нападению.
Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных
действиях, в МГП применяется термин:
а) репатрианты; б)беженцы; в) комбатанты.
3.
а)
Действий;
Стороны, участвующие в конфликте:
свободны в использовании всех средств и методов ведения боевых
б)
не должны применять средства, причиняющие обширный и
долговременный ущерб окружающей среде;
в) не должны пользоваться оружием, которое не может быть направлено
против определенного военного объекта и имеет неизбирательное действие.
4.
Какие из следующих приказов соответствуют положениям
международного гуманитарного права?
а)
Использовать минометный огонь против снайпера, засевшего в одной
из квартир многоэтажного дома;
б)
в)
плен.
вывести всех гражданских лиц из сектора действия батальона;
уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в
5.
Основные положения международного гуманитарного права
содержатся:
а)
б)
в)
в Женевских Конвенциях;
в Конституции РФ;
во Всеобщей декларации прав человека.
2II. Переход к изучению нового материала.
Нашу дальнейшую работу сегодня я хочу продолжить с вопроса:
Слышали ли вы выражение «Человек ведёт двойную жизнь»? Уверен
слышали. И не просто слышали, но и в вашем представлении возникал
образ человека, который старается на людях вести себя иначе,
выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. А вот знаете ли вы, что у
нас – у людей есть две стороны жизни? (Если знают, то называют. Если
не знают сказать самому). Это жизнь частная (личная) и жизнь
публичная (общественная). Вот об этих двух сторонах нашей жизни мы
будем говорить на двух занятиях. Но сегодня мы поговорим о частной
жизни.
Запись темы уроков:
«Частная жизнь гражданин. Частное право».
П Л А Н у р о к а :
1.Что такое частная жизнь и частное право.
2.Понятие «гражданское общество».
3. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Конституция Российской Федерации в статье 23 не только
провозглашает право наших граждан на частную жизнь, но и закрепляет
ее неприкосновенность.
Задание: Чтобы яснее разобраться с вопросами о том, что такое
частная жизнь, каковы её основные стороны (аспекты) я предлагаю вам
познакомиться в параграфе 38 с разделом «Что такое частная жизнь» на
стр. 239 – 240 и по ходу чтения, сделав сейчас подзаголовок «Аспекты
частной жизни», выписать их себе в тетрадь.
( через 5 7 мин. Проверить записи)
1й аспект внутренняя духовная жизнь человека.
2й аспект непосредственное межличностное общение.
33й аспект решения и действия, касающиеся личного и семейного
потребления.
4й аспект имущественные отношения.
А теперь на основании сказанного, давайте попытаемся
сформулировать определение частной жизни. Ваши варианты, (затем под
запись дать свой вариант).
Частная жизнь – одна из сторон человеческой жизни, включающая в
себя четыре аспекта.
Вопросы для закрепления изученной части материала:
1. Как вы понимаете, что такое внутренняя духовная жизнь
человека? (К д у х о в н о й ж и з н и л и ч н о с т и (или духовному миру
личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потребности,
способности, стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и
сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной
духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в
ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры.
Степень овладения ими характеризует духовную культуру человека.)
Опираясь на изученные в первом разделе курса знания о
потребностях человека, охарактеризуйте духовные потребности
бальзаковских героев. Как, повашему мнению, каждый из них решал
вечные вопросы о смысле своего бытия (Кто я? Зачем я? Что будет после
меня?)? Оцените духовный мир Теодора и Августины с позиции норм
нравственности. Почему внутренняя духовная жизнь человека выделяется
в качестве стороны его частной (огражденной от вмешательства
государства и других лиц), а не просто личной жизни?
2.Что такое межличностное общение? Определите виды межличностных
отношений бальзаковских героев и оцените их с позиций норм
нравственности. Какие права способствуют свободе межличностного
общения человека и как, с вашей точки зрения, они влияют на культуру
общения?
3.Что такое личное (семейное) потребление? Объясните, почему
домашнее хозяйство, домоводство, досуг относятся к личному
(семейному) потреблению. Какие права выражают свободу личного
(семейного) потребления и как эта свобода реализовывалась
бальзаковскими героями? Влияет ли, по вашему мнению, свобода выбора
на ведение домашнего хозяйства, организацию семейного досуга,
приобретение предметов и услуг (когда, что и в каких количествах
покупать)? Аргументируйте ответ, опираясь на свой личный опыт.
44.Что означают имущественные отношения в частной жизни? Каким
(конкретно) имуществом владел каждый из бальзаковских героев? Какое
из естественных неотчуждаемых прав является основой владения,
пользования и распоряжения своим имуществом, возникновения
имущественных отношений? В чем значимость реализации права
собственности в жизни человека? Как вы думаете, почему бальзаковские
герои были так свободны в выборе своих решений и действий?
А вот теперь, давайте запишем в тетради права человека, которые
определяют частную сферу жизнедеятельности гражданина.
Запись в тетради: Частные права.
Частные права
Вопрос: Какие права мы можем записать? (если могут, называют,
если нет, называю сам и записываем)
Частные права
на жизнь и личную
неприкос новенность
на свободу мысли,
совести и религии
на тайну
корреспонденции
на неприкос
новенность жилища
на владение
имуществом.
Особенность этих прав, а их называют гражданскими в том, что они
оставляют полную свободу гражданину для самоопределения, ограждают
его частную жизнь от общественного и государственного вмешательства.
Гражданские права граждан являются областью регулирования
частного права.
Вопрос: Что же мы называем частным правом? Ответ на этот вопрос
мы постараемся дать после того, как познакомимся с разделом «Частное
право» в том же параграфе 38 на стр.241 – 243.
(читают самостоятельно 5 минут)
Вопросы для обсуждения и закрепления изученного материала:
1.
Когда впервые возникло понятие «частное право»? ( у
древних римлян в Vв. До н.э.)
52.
Когда в российском обществе возникла идея деления права
на частное и публичное? С какими историческими событиями это было
связано? ( конец XXв., с переходом к рыночной экономике)
3.
Как вы считаете, можно поставить знак равенства между
частным правом и гражданским? Своё мнение обоснуйте.
(Частное право не = гражданскому праву, т.к. понятие частного
права шире гражданского. Оно включает нормы и других ораслей права,
например, семейного. Гражданское право – всего лишь ядро, главная
составляющая частного права).
Это можно выразить образно
следующим образом:
4.Какие отношения регулирует частное право? (имущественные и
личные неимущественные отношения между гражданами, коллективами
людей).
5. И вот мы, наконец, подошли к основному вопросу обсуждения. Так
что же это такое «Частное право»? Пожалуйста , ваши варианты
определения. (это не какаято отдельная отрасль права, а совокупность
отраслей, которые регулируют имущественные и личные неимущественные
отношения граждан).
Запись определения в тетрадь: Частное право – это часть системы
действующего права (суперотрасль), включающая отрасли, которые
обеспечивают интерес отдельной личности, коллективов людей.
Частное право предстает как область «частных дел» (гражданских,
трудовых, семейных и пр.), как совокупность норм, регулирующих
имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на
равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их
участников, выступающих в качестве частных лиц.
6Хочу обратить ваше внимание на то, что частная жизнь людей, а
значит и частное право, реализуются лишь в обществе свободных
граждан.
Вопрос: Подскажите пожалуйста, как такое общество называется?
(гражданское). С историей его возникновения, с его признаками вы уже
знакомились в этом году на уроках обществознания. Напомню лишь, что
гражданское общество , т.е общество свободное от государства
охватывает частную жизнь людей, саморазвивающуюся (товарнорыночную)
экономику, духовнонравственные и другие неполитические отношения.
(если осталось время можно сообщить далее) Идея гражданского
общества появилась в новое время, в противовес всевластию
государства. Концепцию гражданского общества разработал Г. Ф. Гегель,
который определял гражданское общество как связь (общение) лиц через
систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок.
Гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан
и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, огражденных
соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной
регламентации со стороны государственной власти.
Гражданское общество это общество, в котором есть ответствен
ность власти и народа по выполнению взаимных обязательств поддержи
вать закон и порядок, соблюдать при обоюдном согласии сторон права
государства, граждан и их объединений.
Гражданское общество вся совокупность межличностных, семейных,
общественных, культурных, религиозных отношений, которые развиваются
вне рамок и без вмешательства государства, а также разветвленная
система независимых от государства общественных институтов, реа
лизующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности.
Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный
и полноправный гражданин.
Характерные признаки гражданского общества:
1.Наличие в обществе свободных владельцев средств производства
2.Развитость и разветвленность демократии.
3.Правовая защищенность граждан, равенство всех перед законом.
4.Высокий уровень гражданской культуры.
7В о п р о с : Можно ли говорить о существовании в России сформиро
вавшегося гражданского общества? Подумайте над ответом на этот вопрос
дома.
IV. Домашнее задание: А мы на этом заканчиваем наш сегодняшний
разговор, с тем чтобы продолжить его на следующем занятии в отношении
публичной жизни.
Запишем задание на дом: параграф 38, стр. 238 243
8