Математика
Дата «___»_______ ____ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 36
Тема урока: Четвёртая часть.
Цели урока:
1. формировать умение составлять таблицу умножения и деления на примере составления таблицы на 4, формировать понятие четвёртая часть, тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Тип урока: ОНЗ; урок в технологии деятельностного метода «Школа 2000…»
Оборудование, наглядность, ТСО: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (решение задач на кратное сравнение)
- Разве до этих уроков вы не умели решать такие задачи? (Раньше мы решали задачи на разностное сравнение на сложение и вычитание, теперь познакомились с решением задач на умножение и деление.)
- Нравится ли вам решать задачи? Как вы справляетесь с этим видом заданий? (...)
И сегодня на уроке вы расширите свои знания, связанные с умножением и делением.
- И, как всегда, на уроке вас ждёт что-то интересное. Хотите узнать что? (...)
- Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся сами «открыть» новое знание.)
(Чистописание)
2. Актуализация знаний
1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 4, тренинг вычислительного навыка.
- Тогда выполните следующее задание. Записывайте только ответы.
Учащиеся работают на индивидуальных планшетках.
* На сколько 35 меньше 39?
* На сколько 60 больше 52?
* Я задумала число, увеличила его на 9, получила 21. Какое число я задумала?
* Я задумала число, уменьшила его на 9, получила 7. Какое число я задумала?
* Уменьшаемое 400, вычитаемое 380. Найдите разность.
- Проверьте ответы.
Учитель открывает на доске образец:
4, 8, 12, 16, 20.
- Поднимите руку, у кого верные ответы. Поставьте себе «+».
В случае выявления большого числа ошибившихся, проводиться подробный разбор ошибок. По еле этого учитель переворачивает образец обратной стороной.
- Теперь самое время узнать, что еще интересного вас ждёт на уроке. (Узнай сказку.)
- Вам предстоит угадать какую-то сказку. Это будет по ходу урока, а сейчас посмотрите на ответы. Что вы замечаете? (Это счёт четверками - числа увеличиваются на 4.)
- Посчитайте хором четверками от 4 до 20. (...) Учитель открывает на доске точки с числами:
- Продолжите счет четверками от 20 до 44, соединяя соответствующие точки на доске. Один из учащихся работает у доски.
- Что получилось? (Шляпа.)
- Я думаю, что это подсказка к сказке. Это, наверное, шляпа одного из героев сказки. Как вы думаете, кто мог ее носить? (...)
- Наверное, все перечисленные вами герои могли носить такую шляпу. Я надеюсь, что о ходе урока вы раздобудете другие подсказки для сказки.
- А теперь попробуйте посчитать, отнимая от 40 по 4, пока не получится 24. (40, 36, 32, 28, 24.)
- Составьте все возможные равенства с числами 4, 32, 8. Один из учащихся составляет равенства у доски:
8 • 4 = 32
4 • 8 = 32
32 : 8 = 4
32 : 4 = 8
- Это все равенства, которые можно составить.
- Какими правилами вы пользовались при составлении равенств? (Переместительным свойством умножения, правило действия деления, ...)
Учитель вывешивает на доску эталоны и, затем картинку с изображением топора.
- Что изображено на рисунке? (Топор.)
- Шляпа, топор, . . . Что же это за сказка? (...)
- Правильность ваших предположений проверите в ходе урока.
2) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы повторили случаи умножения и деления числа 4, потренировались в счете.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.) Учитель открывает на доске задание для пробного действия :
4 • 6
8 • 4
28 : 4
- Что нужно сделать в этом задании? (Найти значения выражений.)
- Что нового в нем? (В данных выражениях случаи умножения и деления на 4.)
- Запишите значения данных выражений за пол минуты.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных планшетках. Учитель строго ограничивает учащихся во времени выполнения задания.
- Итак, проверьте свои ответы.
Учитель записывает на доску правильные ответы.
- Кто не смог получить правильные ответы?
В данном случае при выполнении пробного действия учащиеся могли пользоваться таблицей умножения и деления. Но так как учитель ограничил время, отведенное на выполнение задания, учащиеся не успеют найти значения всех выражений, либо допустят ошибки.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значения данных выражений.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были найти значения выражений.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались воспользоваться таблицей умножения и деления.)
- В чем затруднение? (Требуется много времени.)
- Почему же возникло затруднение? (У нас не построена таблица умножения и деления на 4.)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить таблицу умножения и деления на 4.)
- А как же выучить таблицу? (Эту цель мы поставим перед собой дома.)
- Что поможет вам составить таблицу? (Переместительное свойство умножения, правило действия деления.)
- Как вы будете составлять таблицу? (Мы начнем составлять таблицу, начиная со случая 4 умножить на 4, заполнять будем, присчитывая по 4, заполнять будем по строчкам, применяя правила.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
- Я предлагаю поработать вам в парах. Как должны работать пара, чтобы не мешать другим парам? (Нужно стараться говорить в полголоса, не спорить, не кричать.)
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в парах.
- Составьте таблицу умножения и деления на 4 в учебнике на странице 83 в парах. Записывайте ее в тетрадь.
Учащиеся в парах составляют таблицу в тетрадях. В случае возникновения затруднений учитель организует фронтальную работу. Учащиеся с места комментируют. Вариант комментирования:
Так как 4 умножить на 3 будет 12, то 4 умножить на 4 будет 16, ток как к 12 прибавить 4 будет 16. Поэтому 16 разделить на 4 будет 4.
Далее работа комментируется аналогичным образом.
Если учащиеся работали в парах, в донном случае защиту можно провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться коррекционная работа.
- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу умножения.)
- Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения. Учащиеся проверяют свои ответы по таблице.
- Сделайте вывод. (Мы, верно, составили таблицу умножения и деления на 4.) Учитель раздает учащимся эталоны.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Находить значения выражений, содержащих умножение и деление на 4.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в применении составленной таблицы.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
- Что нужно сделать теперь? (Постараться запомнить таблицу умножения и деления на 4.)
- Прочитайте составленную таблицу на 4 хором и постарайтесь запомнить.
2) Работа в парах.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для работы в парах:
4 • 5 = 36 : 9 =
8 • 4 = 16 : 4 =
- Решите данные примеры в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, оправимся ли мы самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа.
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
- Вы заслужили третью подсказку.
Учитель вывешивает на доску картинку с серебряными башмачками Д-9.
- Есть версии по поводу сказки? (...)
- Проверим чуть позже.
Динамическая пауза.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где вам может пригодиться знание таблицы умножения и деления на 4? (...)
- При выполнении, каких заданий? (В решении примеров, уравнений, задач.)
- Я предлагаю вам потренироваться в решении задач. .№2 (а-б-в-г), стр. 83
- Найдите № 2 (а) на странице 83.
- Прочитайте задачу.
- Что известно? Что надо узнать?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Запишите решение задачи. Каждое решение имеет свою волшебную букву.
а) Продавец взвесил 4 покупателям по 5 кг яблок. Сколько всего килограммов яблок взвесил продавец?
5 • 4 = 20 (кг) «И»
б) 12 кг конфет разложили в 4 пакета поровну. Сколько ки¬лограммов конфет в каждом пакете?
12 : 4 = 3 (кг) «В»
в) На 6 тарелок разложили по 4 лепёшки. Сколько лепёшек разложили?
4 • 6 = 24 (леп) «А»
г) 28 детей разделились для игры на 4 команды поровну. Сколько детей в каждой команде?
28 : 4 = 7 (д) «Л»
Один из учащихся записывает решение задачи на доске.
- И, наконец, вы получите четвёртую подсказку к сказке. С ее помощью вы точно определите, какую сказку вам надо разгадать. Для этого выполним все ответы к задачам запишем в таблицу
3 20 7 7 20 24
Н
- Имя доброй волшебницы ... (Виллина).
- Назовите сказку. (А. Волков «Волшебник изумрудного города».)
- Кому же принадлежали предметы, которые помогали вам угадать сказку? (Шляпа - Страшиле, топор - Дровосеку, серебряные башмачки - девочке Элли.)
- Это очень интересная сказка о девочке Элли и ее друзьях. Сказка о мудрости, дружбе, храбрости, готовности придти на помощь друг другу. Кому не приходилось читать ее, обязательно прочитайте.
9. Рефлексия
- Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу умножения и деления на 4.)
- Удалось ли достичь цели?
- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха.
- Поставьте перед собой цель сегодняшней домашней работы. (Выучить наизусть таблицу умножения и деления на 4.)
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание.
Стр.64 №4Тема урока: Четвёртая часть.
Цели урока:
1. формировать умение составлять таблицу умножения и деления на примере составления таблицы на 4, формировать понятие четвёртая часть, тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи.
2. Закреплять мышление, речь, внимание.
3. Воспитывать познавательную активность, умение работать в коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
Дата «___»_______ ____ г
Математика
(1 четверть)
Класс 3- «Б»
Урок 36
Тема урока: Четвёртая часть.
Цели урока:
1
.
формировать умение составлять таблицу умножения и деления на
примере составления таблицы на 4, формировать понятие четвёртая
часть, тренировать вычислительный навык, умение решать
текстовые задачи.
Закреплять мышление, речь, внимание.
Воспитывать познавательную активность, умение работать в
коллективе, умение оценивать себя и одноклассников
2
.
3
.
Тип урока: ОНЗ; урок в технологии деятельностного метода «Школа
2000…»
Оборудование, наглядность, ТСО:
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Этапы и структура урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Мотивация.
- Какую тему вы изучали на предыдущих уроках? (решение задач на
кратное сравнение)
- Разве до этих уроков вы не умели решать такие задачи? (Раньше
мы решали задачи на разностное сравнение на сложение и
вычитание, теперь познакомились с решением задач на умножение
и деление.)
- Нравится ли вам решать задачи? Как вы справляетесь с этим
видом заданий? (...)
И сегодня на уроке вы расширите свои знания, связанные с
умножением и делением.
- И, как всегда, на уроке вас ждёт что-то интересное. Хотите узнать
что? (...)
- Как же будет построена работа на уроке? (Мы сначала сами
поймем, что мы еще не знаем, а затем постараемся сами «открыть»
новое знание.)
(Чистописание)
2. Актуализация знаний
1) Актуализация изученных случаев умножения и деления на 4,
тренинг вычислительного навыка.
- Тогда выполните следующее задание. Записывайте только ответы.
1Учащиеся работают на индивидуальных планшетках.
* На сколько 35 меньше 39?
* На сколько 60 больше 52?
* Я задумала число, увеличила его на 9, получила 21. Какое число я
задумала?
* Я задумала число, уменьшила его на 9, получила 7. Какое число я
задумала?
* Уменьшаемое 400, вычитаемое 380. Найдите разность.
- Проверьте ответы.
Учитель открывает на доске образец:
4, 8, 12, 16, 20.
- Поднимите руку, у кого верные ответы. Поставьте себе «+».
В случае выявления большого числа ошибившихся, проводиться
подробный разбор ошибок. По еле этого учитель переворачивает
образец обратной стороной.
- Теперь самое время узнать, что еще интересного вас ждёт на
уроке. (Узнай сказку.)
- Вам предстоит угадать какую-то сказку. Это будет по ходу урока,
а сейчас посмотрите на ответы. Что вы замечаете? (Это счёт
четверками - числа увеличиваются на 4.)
- Посчитайте хором четверками от 4 до 20. (...) Учитель открывает
на доске точки с числами:
- Продолжите счет четверками от 20 до 44, соединяя
соответствующие точки на доске. Один из учащихся работает у
доски.
- Что получилось? (Шляпа.)
- Я думаю, что это подсказка к сказке. Это, наверное, шляпа одного
из героев сказки. Как вы думаете, кто мог ее носить? (...)
- Наверное, все перечисленные вами герои могли носить такую
шляпу. Я надеюсь, что о ходе урока вы раздобудете другие
подсказки для сказки.
- А теперь попробуйте посчитать, отнимая от 40 по 4, пока не
получится 24. (40, 36, 32, 28, 24.)
- Составьте все возможные равенства с числами 4, 32, 8. Один из
учащихся составляет равенства у доски:
8 • 4 = 32
4 • 8 = 32
32 : 8 = 4
32 : 4 = 8
- Это все равенства, которые можно составить.
- Какими правилами вы пользовались при составлении равенств?
(Переместительным свойством умножения, правило действия
деления, ...)
Учитель вывешивает на доску эталоны и, затем картинку с
изображением топора.
2- Что изображено на рисунке? (Топор.)
- Шляпа, топор, . . . Что же это за сказка? (...)
- Правильность ваших предположений проверите в ходе урока.
2) Пробное действие.
- Что вы повторили? (Мы повторили случаи умножения и деления
числа 4, потренировались в счете.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия
нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором
будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не
знаем.) Учитель открывает на доске задание для пробного действия
:
4 • 6
8 • 4
28 : 4
- Что нужно сделать в этом задании? (Найти значения выражений.)
- Что нового в нем? (В данных выражениях случаи умножения и
деления на 4.)
- Запишите значения данных выражений за пол минуты.
Учащиеся выполняют пробное действие на индивидуальных
планшетках. Учитель строго ограничивает учащихся во времени
выполнения задания.
- Итак, проверьте свои ответы.
Учитель записывает на доску правильные ответы.
- Кто не смог получить правильные ответы?
В данном случае при выполнении пробного действия учащиеся
могли пользоваться таблицей умножения и деления. Но так как
учитель ограничил время, отведенное на выполнение задания,
учащиеся не успеют найти значения всех выражений, либо
допустят ошибки.
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли найти значения данных
выражений.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас
затруднение.)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были
найти значения выражений.)
- Каким способом вы пытались воспользоваться? (Мы пытались
воспользоваться таблицей умножения и деления.)
- В чем затруднение? (Требуется много времени.)
- Почему же возникло затруднение? (У нас не построена таблица
4. Построение проекта выхода из затруднения.
умножения и деления на 4.)
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить
таблицу умножения и деления на 4.)
- А как же выучить таблицу? (Эту цель мы поставим перед собой
дома.)
- Что поможет вам составить таблицу? (Переместительное свойство
умножения, правило действия деления.)
- Как вы будете составлять таблицу? (Мы начнем составлять
таблицу, начиная со случая 4 умножить на 4, заполнять будем,
3присчитывая по 4, заполнять будем по строчкам, применяя
правила.)
Учитель может зафиксировать план на доске.
5. Реализация построенного проекта.
- Я предлагаю поработать вам в парах. Как должны работать пара,
чтобы не мешать другим парам? (Нужно стараться говорить в
полголоса, не спорить, не кричать.)
В случае необходимости актуализируются другие правила работы в
парах.
- Составьте таблицу умножения и деления на 4 в учебнике на
странице 83 в парах. Записывайте ее в тетрадь.
Учащиеся в парах составляют таблицу в тетрадях. В случае
возникновения затруднений учитель организует фронтальную
работу. Учащиеся с места комментируют. Вариант
комментирования:
Так как 4 умножить на 3 будет 12, то 4 умножить на 4 будет 16, ток
как к 12 прибавить 4 будет 16. Поэтому 16 разделить на 4 будет 4.
Далее работа комментируется аналогичным образом.
Если учащиеся работали в парах, в донном случае защиту можно
провести следующим образом. Учащиеся читают только ответы по
столбикам. В случае возникновения расхождений, проводиться
коррекционная работа.
- Как проверить свое открытие? (Нужно посмотреть в таблицу
умножения.)
- Проверьте произведения первой таблицы по таблице умножения.
Учащиеся проверяют свои ответы по таблице.
- Сделайте вывод. (Мы, верно, составили таблицу умножения и
деления на 4.) Учитель раздает учащимся эталоны.
- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)
- Что вы можете теперь делать? (Находить значения выражений,
содержащих умножение и деление на 4.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Потренироваться в применении
составленной таблицы.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1) Фронтальная работа.
- Что нужно сделать теперь? (Постараться запомнить таблицу
умножения и деления на 4.)
- Прочитайте составленную таблицу на 4 хором и постарайтесь
запомнить.
2) Работа в парах.
Учитель раздает учащимся карточки с заданием для работы в
парах:
4 · 5 =
8 · 4 =
- Решите данные примеры в парах.
Учащиеся выполняют задания в парах с комментированием.
Проверка организуется по образцу.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
36 : 9 =
16 : 4 =
4- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, оправимся ли
мы самостоятельно.)
7. Самостоятельная работа.
- Кто из вас ошибся?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (Мы все хорошо усвоили.)
- Вы заслужили третью подсказку.
Учитель вывешивает на доску картинку с серебряными башмачками
Д-9.
- Есть версии по поводу сказки? (...)
- Проверим чуть позже.
Динамическая пауза.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Где вам может пригодиться знание таблицы умножения и деления
на 4? (...)
- При выполнении, каких заданий? (В решении примеров,
уравнений, задач.)
- Я предлагаю вам потренироваться в решении задач. .№2 (а-б-в-г),
стр. 83
- Найдите № 2 (а) на странице 83.
- Прочитайте задачу.
- Что известно? Что надо узнать?
- Можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
- Запишите решение задачи. Каждое решение имеет свою
волшебную букву.
а) Продавец взвесил 4 покупателям по 5 кг яблок. Сколько всего
килограммов яблок взвесил продавец?
5 · 4 = 20 (кг) «И»
б) 12 кг конфет разложили в 4 пакета поровну. Сколько ки-
лограммов конфет в каждом пакете?
12 : 4 = 3 (кг) «В»
в) На 6 тарелок разложили по 4 лепёшки. Сколько лепёшек
разложили?
4 · 6 = 24 (леп) «А»
г) 28 детей разделились для игры на 4 команды поровну. Сколько
детей в каждой команде?
28 : 4 = 7 (д) «Л»
Один из учащихся записывает решение задачи на доске.
- И, наконец, вы получите четвёртую подсказку к сказке. С ее
помощью вы точно определите, какую сказку вам надо разгадать.
Для этого выполним все ответы к задачам запишем в таблицу
3
20
24
Н
7
7
20
5- Имя доброй волшебницы ... (Виллина).
- Назовите сказку. (А. Волков «Волшебник изумрудного города».)
- Кому же принадлежали предметы, которые помогали вам угадать
сказку? (Шляпа - Страшиле, топор - Дровосеку, серебряные
башмачки - девочке Элли.)
- Это очень интересная сказка о девочке Элли и ее друзьях.
Сказка о мудрости, дружбе, храбрости, готовности придти на
помощь друг другу. Кому не приходилось читать ее, обязательно
прочитайте.
9. Рефлексия
- Какую цель вы перед собой ставили? (Составить таблицу
умножения и деления на 4.)
- Удалось ли достичь цели?
- Кто из вас смог сам «открыть» новое знание? Докажите.
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите
перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы
находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную
работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на
верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу,
но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку.
Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались
вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Учащиеся оценивают себя с помощью лестницы успеха.
- Поставьте перед собой цель сегодняшней домашней работы.
(Выучить наизусть таблицу умножения и деления на 4.)
Далее идет обсуждение домашнего задания.
Домашнее задание.
Стр.64 №4
6