Читательская конференция по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».
Оценка 5

Читательская конференция по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
24.10.2023
Читательская   конференция по  повести  Г. Н. Троепольского «Белый  Бим Чёрное ухо».
Читательская конференция – активный метод массовой работы с читателями. Целесообразно применять его в 7-11-х классах, так как в этом возрасте школьники уже владеют многими необходимыми навыками, умеют собирать и систематизировать материал, строить связные сообщения. Кроме того такой вид работы создаёт широкий простор для решения множества задач, развивает творческие способности, нестандартное мышление учащихся, а также создаёт среду, в которой обучение происходит в атмосфере сотрудничества и сотворчества. Задолго до мероприятия планирую предстоящую работу свою и учащихся. Если предусматривается работа в группах, организую их. Вместе с ребятами выбираем лидеров, координирующих дальнейшую подготовку: обговариваем и распределяем задания. В случае индивидуальной работы заранее раздаю учащимся вопросные листы к прочитанному произведению, а также индивидуальные творческие задания. Например, подготовить выразительное чтение отрывка из произведения, сделать рисунки, составить различные виды характеристик персонажей и т.д. Большую помощь в организации школьной читательской конференции оказывают члены литературно-творческого кружка «Лукоморье». Ребята помогают в оформлении зала, если необходимо, изготавливают костюмы и реквизит, организуют небольшие театрализованные инсценировки. Важно помнить, что проведение читательской конференции в школе - дело трудоёмкое, требующее большой концентрации времени и сил, высокого уровня подготовленности учащихся.
Конференция ЗАН.docx

    Читательская конференция – активный   метод массовой  работы с читателями. Целесообразно  применять его в 7-11-х классах, так как в этом возрасте школьники  уже  владеют многими  необходимыми  навыками, умеют  собирать и систематизировать материал, строить связные  сообщения. Кроме того такой вид  работы создаёт  широкий простор для  решения множества задач, развивает  творческие  способности, нестандартное  мышление  учащихся, а  также  создаёт среду, в которой  обучение  происходит в атмосфере сотрудничества  и   сотворчества.

Задолго  до   мероприятия планирую  предстоящую работу  свою  и  учащихся. Если предусматривается  работа  в  группах,  организую  их.  Вместе  с  ребятами  выбираем   лидеров, координирующих  дальнейшую подготовку: обговариваем  и  распределяем  задания. В случае  индивидуальной работы  заранее   раздаю  учащимся  вопросные  листы  к прочитанному произведению, а  также  индивидуальные  творческие задания.  Например, подготовить  выразительное  чтение  отрывка из произведения,  сделать   рисунки, составить  различные  виды  характеристик персонажей и т.д.

Большую  помощь в организации  школьной читательской   конференции оказывают  члены  литературно-творческого   кружка «Лукоморье». Ребята помогают в оформлении  зала,  если   необходимо, изготавливают  костюмы и  реквизит, организуют  небольшие  театрализованные  инсценировки.

Важно  помнить, что проведение  читательской конференции в  школе  - дело   трудоёмкое, требующее  большой  концентрации   времени и сил,  высокого  уровня  подготовленности учащихся.

Разработка  школьной  читательской   конференции

для  учащихся  6-8-х классов

по  повести  Гавриила Николаевича Троепольского

«Белый  Бим Чёрное ухо».

Цели  мероприятия:

Ø обсудить   повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо»;

Ø определить ключевые нравственные ценности  произведения: ответственность, сострадание, любовь к  братьям нашим  меньшим, чувство долга;

Ø совершенствовать  читательские  навыки  учащихся: умение  анализировать и оценивать содержание, формулировать  выводы  и  обобщать  информацию;

Ø формировать  навыки  публичного  выступления;

Ø воспитывать  дружелюбие  и  милосердие.

Методы   и   приёмы:

Методы:                                                Приёмы:

Ø иллюстративный,   беседа  по  вопросам,

Ø словесный,   выразительное  чтение,

Ø наглядный,                                           просмотр   кинофрагмента,

Ø  поисковый                                           чтение  стихотворения наизусть  

Оборудование:

Ø портрет Г.Н.Троепольского, увеличенная  обложка его повести,

Ø иллюстрации к произведению,  выполненные  уч-ся в  формате А-3,

Ø кинокадры  фильма  «Белый Бим Чёрное  ухо» режиссёра Станислава  Ростоцкого;

Ø музыка  Андрея Петрова к  кинофильму «Белый Бим Чёрное  ухо»,

Ø аудио и  видеоаппаратура  с  соответствующими  записями.

Ø программки, вопросные листы  для  обсуждения повести, бейджики, подарки и пр.;

Ø буктрейлеры участников  конференции, отобранные  организаторами.

 

Подготовительный этап.

Ø За  месяц до конференции учащимся  предлагается  прочитать  повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо»;

Ø Составляется  список докладчиков и выступающих, определяются для  них  задания;

Ø Оформляется   объявление с датой, временем и местом проведения мероприятия;

Ø В школьном телеграм-канале «Библиотека школы» также  размещается  информация о конференции для  всех читателей, родителей, педагогов;

Ø Организаторы готовят копии программок,вопросных листов  для  обсуждения повести, бейджики, подарки и пр.;

Ø Специальная группа  учащихся, привлекая  интернет-ресурсы, подбирает соответствующий  видеоряд и  музыкальное  сопровождение  мероприятия, обсуждается  целесообразность их  использования  на определённых  этапах  конференции.

Ø Заранее проводится  конкурсбуктрейлеров к повести  Троепольского среди будущих участников  мероприятия с последующей демонстрацией и награждением на  самой  конференции работ, занявших 1,2,3 места.

Эпиграф:«В чужом подъезде глубокой ночью спала чужая

собака.  Бывает. Не обижайте такую собаку.»

    Г. Троепольский.

 

Ход мероприятия.

I.            Вступительное  слово  учителя.

- Ребята! Сегодня мы с вами собрались, для  того чтобы обсудить драматическую, пронзительно-трогательную историю об охотничьей  собаке по имени  Бим из повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо». Но сначала  предлагаем  вашему  вниманию сообщения  наших  докладчиков о  писателе  и его  творчестве.

II.            Выступление докладчиков.

Первый  докладчик -  о  писателе Г.Н.Троепольском.

-- Гавриил Николаевич Троепольскийродился 29 ноября 1905 года в России, в селе Ново-Спасскоена  Елани. В семье отца-священнослужителя было шестеро  детей. В 1924 году будущий  писатель закончил  сельскохозяйственное  училище, затем работал  сельским  учителем. С 1931 года он  трудился  в опорном пункте областной  Воронежской опытной станции.  С 1937 по 1953 год занимал должность заведующего Острогожского       государственного сортоиспытательного  участка зерновых культур.  Занимался  селекцией  проса.   Вывел  восемь сортов этой  культуры. Гавриил Николаевич в период  оккупации с 1942 по 1943 год выполнял задания  фронтовой советской  разведки.

   Первый рассказ Троепольского «Дедушка»,написанный  под  творческим  псевдонимом «Т.Лирваг», был  напечатан  в  альманахе «Литературный Воронеж» в  середине 1937 года. После 1953 года   журнал «Новый  мир» публикует его рассказы.

 В них писатель  выступает как  певец земледельческого труда, очарованный  красотой  родной  природы. С этого момента он посвящает  себя литературной деятельности и переезжает в Воронеж. С 1976 по 1987 годТроепольскийвходил  в  редакционную коллегию журнала  «Наш  современник», писал публицистику, пьесы, повести и рассказы.   Скончался  писатель 30 июня 1995 года. Похоронен в Воронеже.

 

Второй докладчик -  о  повестиГ.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо».

-- Самое известное творение  Троепольского – это  повесть «Белый Бим Чёрное ухо»,  которую  писатель писал шесть  лет. В 1971 году  она  была  напечатана  и  принесла  автору  мировую  славу. Писатель  так  рассказывал о  создании  этой  книги: «Первым читателем повести был А.Т.Твардовский, которому  ещё  при  его  жизни и с его  согласия она  была  посвящена…» Именно Твардовский, будучи в то  время главным  редактором журнала «Новый  мир», настоял  на  публикации произведения автора, за  которым  долгие годы тенью  репрессированного  отца  закрепилось клеймо «Сын врага народа».Ведь  повесть  не  хотели  сначала  печатать.

Именно  АлександрТрифонович защищал Троепольского и его произведения от нападок популярного  в то  время  писателя  деревенской прозы – Валентина  Владимировича  Овечкина.

                «Честно говоря, я не ожидал  такого оглушительного  успеха повести, - писал  Троепольский. - Её поняли и приняли  миллионы людей - результат  целой жизни, результат  раздумий… Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое  время  с моим Бимом, заглянул  внутрь  себя и стал добрее  и чище.Ведь  повесть  не о  собаке…»Это  книга о нас, людях.

Это  пронзительная история  о сострадании и жестокости, о  дружбе  и предательстве и о той безграничной  преданности, на  которую  способен  далеко  не  каждый  человек и которая вела ирландского  сеттера Бима вслед за  хозяином до тех пор, пока  Бим  был способен  идти, пока  не  столкнулся с  человеческой  жестокостью, приведшей его  к гибели.

Повесть  переведена  на десятки  языков  мира. В 1975 году она была  удостоена Государственной  премии СССР, итальянских  премий  Монца, присуждаемой лучшим  книгам для  слепых  детей, и Бонкареллино, награждена  дипломом  и  золотой  медалью флорентийского Фонда Леонардо да Винчи.

Многократно  переизданная, сразу  после  выхода  в печать повесть  разошлась на  цитаты, например, о том, что дружбу и  доверие нельзя ни  купить, ни  продать.

В 1977 году на  киностудии  имени М.Горького был снят одноимённый  фильм с Вячеславом  Тихоновым в  главной роли(режиссёр С.Ростоцкий), ставший  киношедевром, имевший  грандиозный  успех.  В том же  году  его  назвали  лучшим  фильмом  года, который  посмотрели более 23 миллионов зрителей. Фильм был  удостоен Ленинской  премии, Главной  премиина фестивале  в Карловых Варах и номинирован  на премию «Оскар» в 1978  году.

В знак  любви  и  преданности главному герою книги – Белому  Биму -  в  Воронеже,  на  площади возле   театра  кукол, установили  памятник.  На мостовой  собака ждёт Человека.

 

Предваряя беседу, учитель  читает  вслух выдержки из предисловия автора  книги, обращённого  к читателю.

"...Читатель, друг! ...Ты подумай! Если писать только о доброте, тодля зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то людиперестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Еслиписать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться надбезобразным..."

 

...И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой,в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: толькоправда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - с_л_о_в_о.Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым,которые не забыли, что были когда-то детьми.Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести ипреданности.

 

...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-тонеобычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвигтолько потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностьюдругу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни,естественной основой самого существа, когда благородство души - само собойразумеющееся состояние.

 

...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистымсердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то иукрашают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, -доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба наземле..."

 

III.            Беседа  по  вопросам  к  повести Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо».

v Как  Бим появился  в доме  Ивана Ивановича?

v Счастливая жизнь Бима с хозяином.  Первые  уроки охоты, радость общения  пса со  всем живым и первый неприятель Бима  в лице Тётки, написавшей заявление  домкому. За что сварливая  соседка  невзлюбила  Бима?

v Как вёл себя пёс во  время визита домкома и Тётки?

v В чём  проявилось  благородство  собаки?  Почему  мы сразу  проникаемся чувством глубокой симпатии к Биму  именно в  главе «Первый  неприятель Бима»?

v Можно  сказать, что Иван Иванович иногда был вынужден охотиться на дичь. Ради  чего и ради кого он это делал?

v Какова родословная Бима? Почему его окрас является нетипичным для  шотландского  сеттера?

v Какой  характер был  у  Бима? Какие  команды  знал пёс?

Выступление  чтеца.  Выразительное чтение отрывка из  главы № 6 «Прощание с другом» от  слов  «Верил Бим в доброту  человека…» до  слов  «Я не буду, дорогой  читатель…»

v Как жил Бим, оставшись без  любимого  хозяина?

v Степановна, Даша, Толик, Алёша – новые  друзья Бима. За  что  всей душой  полюбил их Бим?

v Каким образом умная, интеллигентная  собака оказалась у Серого и что ей пришлось пережить с этим «коллекционером собачьих знаков»?

 

Выступление  чтеца. Выразительное  чтение отрывка из главы № 7 «Поиски продолжаются» от слов «То была первая ночь, когда Бим не пришёл домой…» до слов «Серый вскочил, включил  свет и  стал молотить Бима палкой…»

v В какой момент повествования Бим начал  терять веру в  человека?

Выступление  чтеца. Выразительное  чтение отрывка из главы № 8 «Случай на стрелке» от слов «Когда собаки  теряют  надежду, они  умирают…» до  слов «Собаки  умирают молча…»

v Как Бим стал калекой?

v Каким образом Бим оказался в деревне, в семье ХрисанаАндреевича  и Петровны? Как жилось ему на новом месте?

v Что случилось  с Бимом на охоте с Климом?

Выступление  чтеца. Выразительное  чтение отрывка из главы № 12 «На просторе полей, необычная  охота, побег» от слов «Он остался один  на  сырой холодной земле…» до слов «Сколько Бим  пролежал в забытьи, он  не  знал…»

v Почему Бим не  вернулся обратно  в деревню?

v Как Бим сам себя исцелял?

Просмотр  фрагмента из  кинофильма «Белый Бим Чёрное  ухо», соответствующий главе № 13 повести «Лесная больница.»

v Когда Бим  нашёл  в городе Толика, взрослые предали его ещё раз. Какую «тактику» применили родители мальчика, чтобы избавиться  от беззащитного одинокого пса?

v Как  Бим проявил себя  в лесу при нападении «тёртой» волчицы?

v «…Единственное  существо на земле, какого  ненавидит волк, -  это человек»,- пишет автор. Почему он  с уважением относится к волкам?  Что вы узнали о волках из повести Г.Н.Троепольского?

v Вернувшись в  город, Бим стал жертвой предательства и наговора.Как  и  почему он  погиб?

v Как познакомились  между  собой  Алёша, Толик  и Иван  Иванович?

Просмотр   фрагмента из  кинофильма «Белый Бим Чёрное  ухо», соответствующего  главе № 16 «Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре  выстрела»          Иван Иванович  находит  Бима  в карантинном  участке.

v Почему Иван Иванович не  сказал мальчикам о  том, что  нашёл Бима?

v Где Иван Иванович  похоронил  Бима?

v Какой  след на земле оставила добрая, верная и преданная  собака?

v Какая глава  повести произвела на  вас  самое большое  впечатление? Почему?

Выступление чтеца, декламирующего стихотворение З.Джемиловой «Белый Бим»


В одинокой грустной тишине

Осень, рыжий  ветер навевая,
Встрепенулась, будто бы во сне,

Встрепенулась  в листьях  мостовая.

 

А по этой пыльной мостовой

«Скорая»  с сиреною  тревожной

След взвихрила пылью и листвой,

Увозя кого-то в неотложной.

 

За своим хозяином  седым,

Вырвавшись из  злого  полумрака,

Мчался по дороге Белый Бим –

С чёрным  ухом  белая  собака.

 

Пёс бежал, бежал что было сил,

Мчался он, дорог не разбирая,

Он бежал за тем, кого любил,

В кровь  о  камни лапы обдирая.

 

Как же так могло случиться  вдруг,

Что собака стала одинокой?

Человек, хозяин, просто друг

Заболел, а жизнь была  жестокой…

 

Пёс его искал и день, и ночь,

Но глядели  люди равнодушно,

Кто-то отгонял собаку  прочь,

Кто-то принимал её радушно.

 

Был  жестоко  предан  бедный Бим,

Людям всем всецело  доверявший,

Кто-то злобный  пса нещадно бил,-

Выгоды напрасно в нём искавший.

 

Белый Бим  надеялся  найти

Своего единственного  друга…

Сколько  бед   он  встретил  на   пути!

В холод дождь его  хлестал упруго,

 

Злые люди с чёрствою душой

Отняли надежду и свободу

И в машине  страшной  и большой

Увезли собаку  злым в угоду.

 

И, вернувшись из больницы, Он –

Добрый друг - за псом своим любимым,

Был до горькой  боли  потрясён

Тем, что стало с бедным Белым Бимом.

 

Опоздал старик  прийти за ним.

В тесной клетке, за закрытой  дверцей

Умер от разлуки  верный Бим-

Не снесло  тоски   собачье   сердце…

 

Как  чиста   доверием своим,

Бескорыстна преданность  собачья!

Подрастает новый  Белый Бим,

Словно  прежний, тявкая  и плача…

 


Учитель:

-- К сожалению, многие участники  этой истории оказались  равнодушными  к  судьбе Бима, некоторые  обошлись  с  ним  жестоко. А ведь каждый из них  мог  спасти  беззащитную, доверчивую  собаку.

v Чему  учит нас повесть Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо»? (Участники конференции  высказывают  свою  точку  зрения)

Коллективный  вывод:  

Произведение Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо» учит  нас доброте и  милосердию, преданности и  верности.Жаль,что на  пути  собаки,  временно  оставшейся  без хозяина, встречаются  жестокие  и  бессердечные люди. К счастью, хороших  людей намного больше. Они приняли  самое  активное  участие  в судьбе Бима и его хозяина.

Вот  так  и   бежит по  миру Белый  Бим Чёрное  ухо – по  страницам  книг, по театральным  сценам  разных  стран, бежит навстречу  людям. И, смахивая  с глаз  слёзы, каждый из нас, прикоснувшись к рассказанной  в книге истории, становится хоть   немного  добрее, благороднее, человечнее.

IV.            Просмотр  буктрейлеров учащихся по книге " Белый Бим Чёрное ухо", занявших в школьном конкурсе 1, 2, 3  места.

V.            Итоги  конференции. Награждение  книгами самых  активных участников мероприятия   и призёров ранее проведённых конкурсов. (За лучшие рисунки  и буктрейлеры к  произведению, занявшие призовые (1,2,3) места.

VI.            По окончании  мероприятия каждому  участнику  конференции по электронной  почте  отправляется  ссылка  на  онлайн-опрос, содержащий  следующие  вопросы:

v Что вам  больше  всего  понравилось  в  конференции по  книге Г.Н.Троепольского «Белый Бим Чёрное  ухо»?

v Как  вы  в целом оцениваете проведённое мероприятие  и что бы вы хотели изменить или  улучшить в будущих  читательских  конференциях?

v Произведения каких  писателей  вам  хотелось  обсудить в данном  формате?

 

 

                                                                                                 НурмановаЗамираАблокуловна,

                                                                                                 учитель  русского  языка и литературы

                                                                                                 сош № 21 г.Ангрена  Ташкентской обл.

                                                                                                 Мой  телефон:   +9989-0-957-11-97

 

 

 


 

Читательская конференция – активный метод массовой работы с читателями

Читательская конференция – активный метод массовой работы с читателями

Оборудование: Ø портрет Г

Оборудование: Ø портрет Г

I. Выступление докладчиков

I. Выступление докладчиков

Ведь повесть не о собаке…»Это книга о нас, людях

Ведь повесть не о собаке…»Это книга о нас, людях

Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистымсердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой

Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистымсердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой

Выступление чтеца . Выразительное чтение отрывка из главы № 8 «Случай на стрелке» от слов «Когда собаки теряют надежду, они умирают…» до слов «Собаки умирают…

Выступление чтеца . Выразительное чтение отрывка из главы № 8 «Случай на стрелке» от слов «Когда собаки теряют надежду, они умирают…» до слов «Собаки умирают…

За своим хозяином седым,

За своим хозяином седым,

Вот так и бежит по миру

Вот так и бежит по миру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2023