Перспективное планирование
образовательной области
«Речевое развитие»
Чтение художественной литературы
старшая группа
Сентябрь
Форма проведения |
1 неделя |
Формы проведения |
2 неделя |
Формы проведения |
3 неделя |
Формы проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
|
|
Чтение |
Чтение В. Смита «Про летающую корову» в переводе Б. Заходера. Формировать у детей желание слушать произведение, умение выделять образные выражения, поддерживать общее веселое настроение.
|
Чтение |
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…» из романа в стихах «Евгений Онегин». Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.
|
Чтение |
Чтение русских народных сказок по выбору детей. Прививать детям любовь к чтению, к произведениям устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
|
Чтение |
Чтение сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Чуковского. Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы, понимать смысл поступков героев. |
Чтение |
Чтение английский народных песен в переводе С. Маршака. Предложить детям внимательно прослушать песенки, сопоставить их содержание с иллюстрациями, рассказать с опорой на рисунки запомнившиеся фрагменты. Выяснить, какая из песенок понравилась больше других каждому ребенку и почему. |
Чтение |
Чтение В. Бианки «Сова». Учить детей внимательно слушать рассказ, понимать смысл прочитанного, передавать свое отношение к содержанию произведения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
|
Заучивание |
Заучивание песенки «Ранним-рано поутру». Продолжать знакомить детей с фольклором, развивать память, внимание. |
Чтение |
Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Развивать у детей интерес к художественной литературе, стимулировать желание слушать произведение. Предложить ребятам придумать новые приключения домовенка, развивать фантазию, вербальное воображение, активизировать словарь. |
Чтение |
Чтение глав из книги Т. Александровой «Домовёнок Кузька». Пробуждать у детей интерес к художественной литературе, учить оценивать поступки героев, вызвать эмоциональный отклик на сказку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение А. Милна «Баллада о королевском бутерброде». Вызвать эмоциональный отклик на это произведение, провести беседу о том, какие продукты можно получить из молока. Обратить внимание детей на новую книгу в книжном уголке, закрепить правила бережного отношения к книгам. |
Рассказывание |
Рассказывание русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Познакомить детей с русской народной сказкой, объяснить ее особенность. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Обратить внимание детей на образную народную речь в сказке. |
Чтение |
Чтение сказки «Заяц-хвастун» в обработке О. Капицы. Вызвать эмоциональное восприятие сказки у детей, учить оценивать характеры и поступки героев. |
Чтение |
Чтение стихотворения Я. Акима «Жадина». Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. Майкова «Пролетело лето». Развивать связную речь, ее выразительность, произволь – ную словесную память; обогащать словарь. |
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. Н. Плещеева «Осенью». Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями, читать стихи. Продолжать учить отвечать на вопросы, развивать умение поддерживать непринужденную беседу. |
Заучивание |
Заучивание заклички «Божья коровка». Познакомить детей с понятием «закличка», пояснить, для чего они нужны, как используются. Помочь запомнить и с выражением рассказать закличку. |
Чтение |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Вызвать у детей эмоциональный отклик на произведение, воспитывать бережное отношение к игрушкам, учить малышей давать оценку поступкам героев литературных произведений. |
5 неделя |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение сказки Г. А. Скребицкого «Всяк – по-своему». Пробуждать у детей интерес к жизни диких зверей, любовь к природе. Учить осмысливать полученную из книг информацию, отвечать на вопросы по тексту. |
Пересказ |
Пересказ сказки «Лиса и рак». Учить детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». |
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» в обработке Л. Н. Толстого. Продолжать знакомить детей с основными жанровыми особенностями народных сказок, учить понимать целесообразность использования в литературном произведении различных выразительно-изобразительных средств. |
Чтение |
Чтение сказки Я. Клина «Какого цвета зебра?». Показать детям на примере сказки, что делать добро приятно. Помочь детям понять, что делать добро – это дарить радость себе и другим. Вызвать желание делать добрые дела. |
Чтение |
Чтение таджикской народной сказки «Листочек и комочек». На примере сказки познакомить детей с правилами дружбы: оказывать взаимопомощь, доверять друг другу, не слушать, когда о твоем друге говорят плохо, даже если он что-то сделал не так. Развивать фантазию. |
Октябрь
Форма проведения |
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
Чтение |
Чтение стихотворения С. Маршака «Почта». Продолжать знакомить детей с трудом работников почты, учить отвечать на вопросы по тексту, систематизировать полученную информацию. |
Чтение и заучивание |
Чтение и заучивание считалки «Ходит свинка по бору». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества; пояснить назначение считалок; предложить использовать новую считалку для организации игры.
|
Чтение |
Чтение глав из книги А. Милна «Вини-Пух и все, все, все». Учить подбирать и применять в самостоятельном высказывании образные слова и выражения, подводить детей к пониманию переносного значения слов, пословиц и поговорок.
|
Чтение |
Чтение: Лебедев-Кумач «Песня о Родине» (отрывок). Учить детей внимательно слушать произведение, понимать смысл, раскрыть значение слова Родина. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила». Формировать умение выразительно читать стихотворение, учить использовать в речи образные выражения из текста. |
Пересказ |
Пересказ Я. Тайца «Все здесь». Учить пересказывать литературное произведение близко к тексту. Формировать интонационную выразительность речи. Развивать память и познавательные интересы у детей. |
Заучивание |
Заучивание стихотворения М. Карем в переводе с франц. В. Берестова «Мирная считалка». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, развивать поэтический слух, формировать умение понимать и чувствовать образный язык произведения.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Учить детей понимать выразительные средства русского языка, образную речь, эмоционально декламировать стихотворение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение английской народной песенки «Старушка» в переводе С. Маршака. Учить детей отслеживать свое эмоциональное состояние, его изменения, вызванные произведением, рассказывать о том, понравилось ли стихотворение. |
Чтение |
Чтение произведений по выбору детей. Развивать самостоятельность, художественный вкус, предлагать обосновать свой выбор, поощрять интерес детей к литературе, чтению.
|
Чтение |
Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга». Учить детей находить в тексте ответы на поставленные воспитателем вопросы. Рассказывать о характере и повадках персонажа, передавать свое эмоциональное отношение к содержанию рассказа.
|
Чтение |
Чтение глав из книги А. Милна «Винни-Пух и все, все, все» (в переводе Б. Заходера). Формирование информационных компетенций: умения находить в прочитанном (услышанном) необходимую информацию для ответа на вопросы, анализировать информацию, оценить чувство юмора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение глав из книги А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше». Прививать интерес к художественной литературе, учить передавать содержание отрывков по вопросам воспитателя, с опорой на иллюстрации, давать оценку поступкам персонажей.
|
Чтение |
Чтение в лицах стихотворения Э. Успенского «Разгром». Формировать у детей умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, рассказывать о поступках и переживаниях героев. |
Чтение |
Чтение рассказа Л. Пантелеева «Буква «ты». Учить детей понимать содержание произведения, отвечать на вопросы о действиях и характерах персонажей, выражать свое эмоциональное отношение к прочитанному. |
Рассказывание |
Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». Познакомить детей с новой сказкой. Учить передавать свое отношение к поступкам героев сказки. Учить отвечать на вопросы по тексту, используя разные виды предложений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Лиса и кувшин». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки. |
Чтение |
Чтение А. Барто «Вовка – добрая душа». Познакомить детей с новым произведением, учить слушать внимательно, оценивать поступки главного героя, выделять добрые дела, сделанные мальчиком, воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к чтению. |
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка» в обработке М. Булатова. Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить видеть жанровые особенности сказок, пересказывать понравившиеся отрывки с опорой на иллюстрации.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. Толстого «Осень, обсыпается весь наш бедный сад…». Помочь детям освоить приемы запоминания текста. Учить соотносить картины природы, описываемые в стихотворении, с наблюдаемыми ее осенними изменениями.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Продолжать знакомить детей с рассказами В. Драгунского, помочь понять характеры и поведение героев, вызвать эмоциональный отклик. |
|
|
|
|
|
|
Ноябрь
Форма проведения |
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
Чтение |
|
Чтение |
Чтение рассказа Г. Снегирёва «Пингвиний пляж». Учить детей выявлять и понимать идею произведения, расширять кругозор, поддерживать интерес к природе. |
Чтение |
Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». Предложить детям узнать персонажей этого произведения на иллюстрациях, предположить о ком и о чем они рассказывают. По ходу чтения сказки просить ребят пофантазировать о том, что произойдет дальше, предположить, как лучше Муравьишке обратиться с просьбой, какие вежливые слова сказать. |
Чтение |
Чтение Я. Бжехва «На Горизонтских островах» (перевод с польского Б. Заходера). Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов разных стран, учить выделять жанровые особенности стихотворения.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо». Предложить вниманию детей различные ситуации, учить давать оценку поступкам людей, формировать критическое отношение к плохим поступкам. |
Чтение |
Чтение стихотворения Л. Завалюнюка «Времена года». Предложить детям внимательно прослушать произведение, найти в нем приметы осени и постараться запоминать их. Предложить детям увидеть за окном все названные приметы осени. |
Чтение |
Чтение китайской народной сказки «Жёлтый аист» (в переводе И. Ярилина). Продолжать знакомить детей со сказками народов мира; дать представления о той стране, где создавалась и бытовала сказка; учить ребят вдумываться в нравственный смысл произведения. |
Чтение |
Чтение произведения Н. Подлесова «Еженька». Помочь детям понять, что для животного лес – его дом, что каждый должен жить в своем доме. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение ненецкой народной сказки «Айога». Учить детей внимательно слушать, понимать нравственную идею сказки, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать понравившиеся отрывки. |
Чтение |
Чтение сказки «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Андреева). Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им свою оценку. |
Чтение |
Чтение С. Городецкого «Первый снег». Помочь детям понять содержание произведения, учить чувствовать его ритм, выделять средства выразительности.
|
Чтение |
Чтение глав из повести А. Гайдара «Чук и Гек». Формировать у детей умение внимательно слушать, высказывать свое мнение о характере и поступках героев; учить детей рассказывать об эмоциях, вызванных повестью. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение песенки «Как на тоненький ледок» в обработке К. Чуковского. Продолжать знакомить детей с произведениями фольклора, учить вслушиваться в мелодику поэтического текста. |
Рассказывание |
Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый и масленый» в обработке И. Карнауховой. Учить детей внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, пересказывать отдельные отрывки, понимать характеры героев.
|
Чтение |
Чтение произведений по выбору детей. Учить выбирать книгу для коллективного чтения, аргументировать свой выбор, отвечать на вопросы по содержанию знакомой книги. |
Чтение |
Чтение сказки «Лиса и рак». Учить детей находить отрывки сказки, соответствующие иллюстрациям; с опорой на них рассказывать запомнившиеся фрагменты; обыгрывать диалоги персонажей, передавая их характер и повадки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны». Формировать у детей умение декламировать стихотворение: правильно расставлять смысловые акценты, использовать различные средства выразительности голоса (тембр, динамика, высота, длительность). |
Чтение |
Рассказывание словацкой сказки «У солнышка в гостях». Познакомить детей с новой сказкой, учить понимать ее содержание. Продолжать учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения. Воспитывать интерес к сказкам разных народов. |
Заучивание |
Заучивание стихотворения С. Городецкого «Пять маленьких щенят». Работать над выразительностью речи детей, развивать память, отрабатывать произнесение звуков в словах стихотворения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывание |
Рассказывание сказки «Лиса и журавль». Учить детей вслушиваться в интонации живого разговорного языка, анализировать мотивы поведения героев, установить связь с пословицей «как аукнется, так и откликнется».
|
Чтение |
Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». Учить детей понимать содержание произведения. Развивать интерес и любовь к поэзии, чувство юмора. |
Чтение |
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Лев и собачка». Вызвать эмоциональный отклик на содержание произведения, сопереживание героям, воспитывать понимание, бережное отношение к животным. |
|
|
Декабрь
|
Форма проведения
|
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
|
|
Чтение |
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Кто как зимует». Формировать у детей информационные компетенции: учить работать с различными источниками информации, извлекать, отбирать и систематизировать необходимую информацию, выделять в тексте главное, осознанно воспринимать информацию. |
Чтение |
Чтение стихотворения Саши Черного «Волк». Учить детей внимательно слушать, понимать выразительные средства языка, образные выражения; обогащать словарный запас детей. |
Чтение |
Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомство со сказкой, вызвать желание узнать, какие приключения происходили с героями дальше, учить целостному восприятию произведения. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Чтение |
Чтение стихотворения С. Есенина «Береза». Учить вслушиваться в ритм и мелодику стихотворения, видеть красоту русской природы, передаваемую автором художественным словом. |
Чтение |
Чтение глав из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Познакомить детей со сказкой, вызвать заинтересованность, желание слушать сказку дальше. Учить детей высказывать предположения относительно ее продолжения. |
Чтение |
Чтение стихотворения И. Никитина «Встреча зимы». Учить детей понимать содержание произведения, отличать стихотворение от других литературных жанров, выделять и понимать образные выражения. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
Чтение |
Чтение Л. Пантелеева «Большая стирка» («Рассказы о Белочке и Тамарочке»). Формировать умение концентрировать внимание, сохранять его на протяжении слушания всего рассказа. Учить детей отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать вопросы, рассказывать о том, что понравилось и заинтересовало. |
Чтение |
Чтение глав из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Продолжать знакомить детей с произведением, учить понимать характеры и поступки героев, видеть связь сказочного и реального. |
Чтение |
Чтение стихотворения из сборника стихов Ю. Мориц «Домик с трубой». Формировать у детей умение внимательно слушать, понимать действия персонажей, соотносить выдумку с реальностью. Обогащать словарный запас детей, развивать вербальное воображение, чувство юмора. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Чтение |
Чтение голландской песенки «Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой. Учить детей целостно воспринимать произведение, понимать его основную мысль, подбирать рифму.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима». Учить детей выделять жанровые особенности стихотворения, помочь освоить базовые приемы запоминания стихотворения, учить декламировать стихотворение, использовать соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать долговременную память. |
Заучивание |
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Вот моя деревня». Учить детей декламировать стихотворение, выбирая средства выразительности с учетом его содержания. Развивать память, артистические способности. |
Чтение |
Чтение произведения Г. Ладонщикова «Цирк». Познакомить детей с произведением, побеседовать о цирке и цирковых профессиях, рассмотреть иллюстрации к книге. Обогащать словарь, расширять кругозор. |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
Чтение |
Чтение рассказа Г. Снегирева «Отважный пингвиненок». Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих впечатлениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
Чтение |
Чтение рассказа В. Бианки «Сова». Познакомить детей с новым произведением, расширять кругозор, учить отвечать на вопросы о жизни обитателей леса. Воспитывать любовь к природе.
|
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Морозко». Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним. |
Чтение |
Чтение произведения «Дом, который построил Джек» (английский фольклор в переводе С. Маршака). Обратить внимание детей на построение произведения (многочисленные повторы), учить основам закономерности в предположении развития сюжета стихотворения. Развивать чувство юмора, память. |
|
|||||||||
5 неделя |
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Заучивание |
Заучивание стихотворений о Новом годе. Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников. |
Чтение |
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Учить детей оценивать поступки героев, сопереживать, отвечать на вопросы по содержанию произведения. |
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер». Помочь детям понять содержание стихотворения, его настроение; учить подбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием и передаваемым в стихотворении настроением. |
Чтение |
Чтение сказки К. И. Чуковского «Айболит». Учить детей внимательно слушать произведение, понимать его содержание, отвечать на вопросы по тексту, давать оценку поступкам героев. |
Чтение |
Чтение стихотворений Б. Заходера «Собачкины огорчения», «Про сома», «Приятная встреча». Учить детей отличать поэзию от других литературных жанров, создавать хорошее настроение. Предложить нарисовать понравившихся персонажей. |
|||||||||
Январь
Форма проведения
|
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
Заучивание |
Заучивание песенки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами, помочь запомнить песенку, формировать умение декламировать, используя соответствующие содержанию средства выразительности. Развивать память, речь. |
Рассказывание |
Рассказывание русской народной сказки «Никита-Кожемяка». Формировать у детей умение выделять в тексте средства выразительности, понимать цель их использования. Развивать внимание, воображение. |
Чтение |
Чтение стихотворения Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар». Закреплять знания детей о жанровых особенностях стихотворения; учить видеть его структуру, предугадывать появление повторяющихся фрагментов, подбирать интонацию, тембр и мимику для его декламации. |
Чтение |
Чтение сказки Н. Павловой «Зимняя пирушка». Познакомить детей с новой сказкой, учить оценивать поступки героев. Закреплять умения детей полно отвечать на вопросы по содержанию текста. Воспитывать у детей желание быть добрыми, заботливыми, помогать всем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рассказывание |
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк». Продолжать знакомить с произведениями устного народного творчества; учить узнавать в разных сказках черты характера одного и того же персонажа (лиса хитрая, умеет манипулировать другими героями сказки…) |
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. Фета «Чудная картина». Формировать у детей умение подбирать и использовать средства выразительности, соответствующие содержанию стихотворения, передаваемому им настроению. Учить видеть красоту природы, выраженную художественным словом. |
Чтение |
Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Усатый, полосатый». Предложить детям ответить на вопросы: О ком может быть стихотворение с таким названием? Кто бывает усатым, полосатым, усатым и полосатым одновременно? Ребятам нужно обосновать свое мнение. |
Пересказ |
Пересказ рассказа Н. Калинина «Про снежный колобок». Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Продолжать знакомить детей с творчеством писателя, учить отвечать на вопросы по содержанию, вызывать желание послушать другие его произведения.
|
Чтение |
Чтение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Учить детей видеть особенности построения произведения, предугадывать повторяющиеся события. Формировать художественный вкус, развивать воображение. |
Чтение |
Чтение стихотворения А. Введенского «Загадка». Побеседовать с детьми о жанровых особенностях загадок, учить выделять загадки среди других миниатюр, рассказать о правилах построения загадки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение: быль Л. Толстого «Косточка». Уточнить, какое произведение называют былью; формировать умение понимать характеры и поступки героев. Рассмотреть ситуацию, в которую попал герой произведения, предложить детям рассказать, к чему привел обман, как нужно было поступить. |
Чтение |
Чтение с продолжением А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Учить детей давать оценку характера и поступков героев, предложить спрогнозировать их действия в той или иной ситуации, учить сопоставлять придуманный вариант с событиями сказки. Развивать творческое воображение, учить видеть художественные достоинства произведения. |
Чтение |
Чтение глав из сказки Х. Мякеля в переводе с финского Э. Успенским «Господин Ау». Знакомить с классикой мировой художественной литературы, учить понимать характеры и поступки сказочных героев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение английской народной песенки «Котята» в переводе С. Маршака. Продолжать знакомить детей с разнообразием жанров поэзии. Побеседовать о прочитанном, обсудить, почему возникла ссора, как можно было ее избежать. Предложить детям привести аналогичные примеры из личного опыта. |
Чтение |
Чтение индийской сказки в переводе Н. Ходзы «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром». Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира, учить понимать содержание сказки, оценивать характеры и поступки персонажей.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка». Учить детей запоминать стихотворение, понимать его образный язык. Продолжать учить выразительно читать стихи. Воспитывать интерес к природе. |
|
|
Февраль
Форма проведения |
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
Чтение |
|
Чтение |
Чтение стихотворения А. Барто «Снег, снег кружится». Пробуждать у детей любовь к художественному слову, помочь прочувствовать напевность мелодики стихотворения. |
Заучивание |
Заучивание стихотворения В. Степанова «Большая пурга». Познакомить детей с различными приемами запоминания, учить выбирать средства выразительности речи в соответствии с содержанием стихотворения. Учить соотносить описываемые в стихотворении картины природы с наблюдаемыми явлениями. Воспитывать любовь к природе.
|
Чтение |
Чтение стихотворения Саши Чёрного «На коньках». Учить детей слушать внимательно, чувствовать настроение героя, рассказывать о поступках и переживаниях персонажей. Развивать образное мышление, связную речь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
|
Чтение |
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою-зимою околдован лес стоит». Учить детей понимать и воспроизводить образность поэтического языка, помочь прочувствовать красоту, напевность и лиричность стихотворения.
|
Чтение |
Чтение глав из повести-сказки О. Пройслер «Маленькая Баба-Яга». Учить детей различать сказочные события и реальные, предполагать, как они поступили бы в той или иной ситуации на месте героев сказки. |
Чтение |
Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа». Учить детей понимать юмор, комичность ситуации, уточнить представления об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер». Учить детей понимать, выделять и воспроизводить в своей речи образные выражения из текста. Прививать любовь к поэтическому слову, развивать воображение.
|
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова. Закреплять знания детей о жанровых особенностях сказок, учить осмысливать характеры персонажей, формировать чуткость к образному строю языка.
|
Чтение |
Чтение глав из сказки П. Ершова «Конёк-горбунок». Заучивание стихов о Городце. Развивать у детей интерес к художественной литературе, образному слову. Формировать эмоциональное отношение к прочитанным эпизодам. развивать память, выразительность речи.
|
Чтение |
Чтение стихотворений об армии. Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости из армию своей страны.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение африканской сказки «Малыш-леопард и малыш-антилопа» в переводе М. Гершензона. Продолжать знакомить детей с фольклором народов мира, учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и мотивы поведения персонажей. |
Заучивание |
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Помочь детям запомнить стихотворение, отрабатывать речевое дыхание, развивать поэтический слух детей. |
Чтение |
Чтение рассказа Л. Толстого «Лев и собачка». Развивать чуткость к художественному слову, эмоциональное восприятие содержания; воспитывать бережное отношение и любовь к животным.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение Д. Чиарди «Мистер Жук» в переводе с английского Р. Сефа. Формировать у детей эмоциональное отношение к произведению, интерес к литературным произведениям. |
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Бабушка, внучка и курочка» в обработке И. Карнауховой. Развивать эмоционально-образное восприятие сказки, побуждать пересказывать запомнившиеся отрывки с опорой на иллюстрации. |
Чтение |
Чтение глав из сказки Т. Янсона «Шляпа волшебника» в переводе В. Смирнова. Познакомить детей с новым произведением детской зарубежной классики, вызвать желание узнать о дальнейших приключениях героев и прочитать всю сказку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение Д. Родари «Волшебный барабан» («Сказки, у которых три конца» в переводе с итальянского Л. Брауде). Формировать у детей умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать характеры сказочных героев. Развивать связную речь, учить использовать образные выражения. |
Заучивание |
Заучивание потешки «Ты мороз, мороз, мороз» в обработке И. Карнауховой. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами. Помочь запомнить потешку, учить рассказывать ее, используя соответствующие содержанию средства выразительности.
|
|
|
|
|
Март
Форма проведения |
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
|
|
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол». Формировать умение запоминать последовательность событий, пересказывать сказку по вопросам, с опорой на иллюстрации, вести рассказ от имени одного из персонажей. |
Чтение |
Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится». Учить воспринимать содержание стихотворения эмоционально. Побеседовать о том, какие чувства и переживания оно вызывает.
|
Ознакомление |
Ознакомление с закличкой «Иди, весна, иди, красна» в обработке И. Сахаровой. Рассказать детям о назначении закличек в устном народном творчестве, учить сравнивать заклички с другими жанрами фольклора, выявлять их отличительные особенности. Вызвать у детей радостное настроение, связанное с приходом весны. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине». Помочь детям запомнить стихотворение, добиваться четкого произнесения слов, интонационной выразительности. Воспитывать уважение и любовь к маме. |
Чтение |
Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка». Учить детей пересказывать литературное произведение близко к тексту. Учить понимать мотивы поведения героев и характеризовать их. Развивать память, умение рассказывать, опираясь на личный опыт. Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье. |
Чтение |
Чтение немецкой песенки «Небылицы» в обработке В. Викторова. Формировать умение эмоционально воспринимать своеобразие песенки, рассказывать, почему она относится к жанру небылиц. Помочь ребятам сделать вывод о том, как отличить небылицу от произведений других жанров.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения А. Фета «Кот поет, глаза прищурив». Учить детей выразительно декламировать стихотворение, выделять изобразительные средства языка, использованные поэтом, подбирать соответствующие содержанию средства выразительности речи. Развивать интерес к чтению.
|
|
|
Чтение |
Чтение стихотворения Д. Хармса «Кошки». Познакомить детей со стихотворением, рассказать, что показалось ребятам забавным, смешным, интересным, предложить нарисовать героев. Развивать чувство юмора, связную речь.
|
Чтение |
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики». Учить детей отслеживать последовательность событий, выразить свое отношение к героям сказки, анализировать поступки персонажей.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение шотландской народной песенки «Спляшем» в обработке И. Токмаковой. Поддерживать интерес детей и любовь к устному народному творчеству, формировать интонационную выразительность речи при декламации отдельных отрывков. |
Чтение |
Чтение рассказа Л. Пантелеева «Трус». Учить детей понимать характеры героев произведения, комментировать и оценивать их поступки, воспитывать отрицательное отношение к трусости.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворений о весне. Предложить детям рассказать, какие чувства вызывает каждое стихотворение, какое стихотворение хотел бы выучить каждый из детей? |
Чтение |
Разгадывание загадок о животных. Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение Д. Мамина-Сибиряка «Лесная сказка». Актуализировать, систематизировать и дополнить знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение пересказывать содержание сказки с опорой на вопросы. |
Чтение и пересказ |
Чтение и пересказ русской народной сказки «Снегурочка». Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, художественному слову; формировать эмоциональное отношение к произведению, закреплять навыки пересказа текста. Развивать внимание, память, связную речь.
|
Чтение |
Чтение рассказа В. Бианки «Подкидыш». Расширять представления детей о жизни птиц, учить отвечать на вопросы по тексту рассказа, делать выводы. Воспитывать любовь к природе, желание оберегать птиц. |
Чтение |
Чтение стихотворения С. Маршака «Снег теперь уже не тот…». Учить детей выявлять использованные поэтом выразительные средства, понимать образную речь, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для описания картин весенней природы.
|
5 неделя |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение сказок народов севера «Кукушка», «Айога». Познакомить детей со сказками народов Севера. Учить понимать скрытые мотивы поступков героев, определять их характер. Развивать интонационную выразительность речи. |
Чтение |
Чтение стихотворения Р. Сефа «Отчего весна пришла весной?» Учить воспринимать стихотворение эмоционально, рассказывать о своих впечатлениях. Формировать умение чувствовать напевность стихотворения. |
Чтение |
Знакомство с песенкой «Идет матушка-весна» в обработке Г. Науменко. Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества. Помочь ребятам вспомнить названия весенних месяцев, характерные для них изменения в природе. |
Заучивание |
Заучивание отрывка из стихотворения Я. Акима «Апрель». Формировать умение выразительно декламировать стихотворение, учить воспроизводить образные выражения из текста. |
Чтение |
Чтение сказок Э. Шима «Солнце, мороз, ветер», «Камень, ручей, сосулька и солнце». Познакомить детей с новыми сказками, учить понимать смысл произведения, образные выражения в тексте. Закреплять умение точно отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать интерес к сказкам и любовь к природе. |
Апрель
Форма проведения |
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
Чтение |
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по очень важному делу». Повышать интерес к художественной литературе; учить детей понимать смысл, главную идею произведения; оценивать поступки героев, выражать свое отношение к содержанию произведения. |
Чтение |
Чтение чешской сказки «Златовласка». Учить детей внимательно слушать, запоминать последовательность действий, рассказывать о развитии сюжета. Формировать умение пересказывать отрывки из произведения от имени различных персонажей. |
Чтение |
Чтение стихотворения Г. Сапгир «Нарисованное солнце». Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического произведения, побеседовать о том, какие чувства вызывает стихотворение и почему.
|
Чтение |
Чтение сказки Д. Родари «Мышка, которая ела кошек» (перевод с итальянского И. Константиновой). Формировать у детей эмоциональное отношение к сказке, учить осмысливать содержание, понимать характеры персонажей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». Формировать умение внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию, оценивать поступки и действия героев. |
Чтение |
Чтение стихотворения Р. Сефа «Совершенно непонятно». Познакомить детей со стихотворением, учить слушать внимательно, осмысливать содержание, отвечать на вопросы по тексту. |
Заучивание |
Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» Помочь детям вспомнить программные стихотворения и запомнить стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…».
|
Чтение |
Чтение чешской сказки «Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой. Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях, их лучших качествах. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения С. Козлова «Апрель». Учить детей понимать образную речь, слышать мелодику поэтического ритма, декламировать стихотворение, самостоятельно выбирая средства выразительности.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения Е. Серова «Подснежник». Учить детей понимать содержание поэтического произведения, учить его наизусть. Отрабатывать интонационную выразитель – ность речи, учить отвечать на вопросы по тексту. Воспитывать любовь к природе, к поэзии. |
Чтение |
Чтение произведения Ю. Казакова «Жадный Чик и кот Васька». Помочь детям описать характеры и поступки героев, увидеть стоящие за ними мотивы; учить предлагать свои варианты поведения в различных ситуациях. Прививать интерес к художественной литературе, воспитывать любовь к животным.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды». Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть, учить отвечать на вопросы по содержанию строчкой из стихотворения. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам. Совершенствовать интонационную выразительность речи. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение глав из повести-сказки Т. Янсон «О самом последнем в мире драконе». Продолжать знакомить детей с мировой детской литературой, учить осмысливать и оценивать характеры и поступки героев, пересказывать понравившиеся эпизоды. |
Чтение |
Чтение произведения Я. Акима «Мыть посуду я люблю». Развивать слуховое внимание, прививать любовь к труду, желание помогать старшим по хозяйству. |
Чтение |
Чтение словенской сказки «Кто сшил Видеку рубашку» (в переводе Л. Яхнина). Продолжать знакомить детей со сказками народов мира, формировать умение выделять в тексте различные средства выразительности.
|
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Наливное яблочко - золотое блюдечко». Учить детей выделять характерные черты сказок, отличающие их от других жанров; определять зачин, основную часть сказки. Формировать умение выражать свое отношение к характерам и поступкам героев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение и пересказ |
Чтение и пересказ рассказа Г. Снегирева «Ласточка». Учить пересказывать литературное произведение близко к тексту. Учить отвечать на вопросы, используя предложения из текста. Воспитывать интерес и любовь к птицам, желание за ними ухаживать. |
Чтение |
Чтение произведения Е. Чарушина «Страшный рассказ». Учить различать жанровые особенности произведения, видеть связь между его названием и содержанием, отвечать на вопросы по тексту. |
Чтение |
Чтение стихотворения В. Жуковского «Жаворонок». Помочь детям почувствовать красоту стихотворения, напевность и лиричность мелодики. Учить выделять средства выразительности, используемые поэтом при создании образов и передачи картин природы.
|
Чтение |
Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко». Учить детей внимательно слушать, понимать характеры героев, устанавливать связь описываемого события с реальностью; отвечать на вопросы по содержанию. |
Май
Форма проведения |
1 неделя |
Форма проведения |
2 неделя |
Форма проведения |
3 неделя |
Форма проведения |
4 неделя |
|
|
|
|
||||
|
. |
|
|
Чтение |
Чтение сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Воспитывать интерес к художественной литературе, формировать эмоциональный отклик на поступки героев сказки, учить их оценивать.
|
Чтение |
Чтение глав из книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все» в переводе Б. Заходера. Формировать у детей умение эмоционально воспринимать содержание сказки, передавать последовательность событий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря, океаны». Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить отвечать на вопросы по тексту. Развивать внимание, память, интонационную выразительность. Воспитывать любовь к Родине. |
|
|
Чтение |
Чтение армянской народной песенки «Ласточка» в переводе И. Токмаковой. Учить выделять средства выразительности, использованные поэтом, чувствовать эмоциональный настрой произведения. |
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Котофей Иванович». Учить детей понимать главную идею произведения, рассказывать о характерах и поступках персонажей, давать им оценку. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная» в обработке А. Афанасьева. Учить детей воспринимать содержание произведения; выделять в тексте образные выражения, сравнения, слова, используемые в переносном смысле.
|
Заучивание |
Заучивание стихотворения С. Есенина «Черёмуха». Учить детей декламировать стихотворение, выбирать средства выразительности в соответствии с содержанием произведения и передаваемым им настроением. Учить подбирать эпитеты, сравнения для образного описания весенней природы. |
Чтение |
Чтение Б. Заходера «Стихи о профессиях». Учить детей осмысливать идею стихотворений, углублять понимание значимости различных профессий. Побеседовать о профессиях, известных детям. |
Чтение |
Чтение произведения Л. Н. Толстого «Мышь, петух и кот».
Воспитывать любовь к животным, эмоциональную отзывчивость; работать над развитием мышления, речи.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение произведения К. И. Чуковского «Тараканище». Учить детей отвечать на вопросы по содержанию произведения, рассказывать о событиях, оценивать поступки героев. |
Чтение |
Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка». Учить детей внимательно слушать произведение, пересказывать понравившиеся фрагменты. Развивать эмоциональную отзывчивость.
|
Чтение |
Чтение произведения А. Блока «После грозы». Закрепить знания детей об изменениях в природе в весеннее время; вызвать желание выражать свои впечатления в образном слове. |
Чтение |
Чтение произведения Н. Сладкова «Белка и медведь». Поддерживать интерес детей к чтению; учить выражать свое отношение к содержанию произведения; рассказывать отдельные эпизоды от имени персонажей, передавать их эмоции.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение сказки братьев Гримм «Заяц и еж». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, воспроизводить образные выражения, рассказывая о действиях персонажей. |
Чтение |
Чтение произведения В. Бианки «Хитрый Лис и умная Уточка». Формировать у детей речевые умения, связанные с коммуникативно- личностными и рефлексивными функциями речи. Учить понимать мотивы поведения героев.
|
Чтение |
Чтение стихотворения З. Александровой «Дождик». Учить детей осмысливать содержание стихотворения, развивать поэтический слух. |
Чтение |
Чтение глав из книги Э. Успенского «Все Простоквашино». Учить детей следить за сюжетом, пересказывать понравившиеся фрагменты. Вызывать интерес к чтению, развивать чувство юмора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтение |
Чтение произведения Ю. Морица «Домик с трубой». Учить детей внимательно слушать стихотворения, эмоционально воспринимать их, отвечать на вопросы по содержанию. |
Чтение |
Чтение Ю. Тувима «Письмо всем детям по одному важному делу» в переводе с польского С. Михалкова. Поддерживать и развивать у детей интерес к художественному слову, развивать поэтический слух, учить осмысливать содержание стихотворения. |
Чтение |
Чтение Т. Янсона «О самом последнем в мире драконе» в переводе с шведского И. Константиновой. Продолжать знакомить детей с произведениями зарубежной литературы, вызывать желание прочитать всю сказку до конца. Учить понимать характеры и поступки героев. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.