Тема СЛОВО
Цели: дать понятие о том, что «слово» – часть предложения, пояснить его лексическое значение; практически усвоить слова, обозначающие живые и неживые предметы; развивать зрительное внимание и память.
Оборудование: картинки с изображением животных и неодушевленных предметов; предметы окружающий обстановки.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед знакомит детей с кабинетом, показывает, кто и где будет сидеть во время занятия, объясняет цель занятия. Работа с предложением
Логопед произносит предложение, состоящее из двух слов: Дети насыпали, а затем задает вопросы:
– Про кого это предложение? (Про детей.)
– Что вы узнали про детей? (Дети насыпали.)
– А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.)
– Добавим еще слово в предложение: Дети насыпали корм. Что теперь вы узнали? (Что дети насыпали корм.)
– А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.)
– Добавим еще одно слово: Дети насыпали корм птицам. Что теперь вы узнали? (Что они насыпали корм птицам.)
– А теперь добавим еще одно слово: Зимой дети насыпали корм птицам. Что еще вы узнали? (Что дети насыпали корм птицам зимой.)
Логопед делает вывод:
– Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте, из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того, чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.
Работа со словом
Ученики вспоминают, какие звуки издают корова, собака, лягушка и пр., и имитируют их.
Логопед повторяет звукоподражания и выясняет, понятен ли их смысл, затем называет слова: гулять, писать, пить.
– А теперь вам понятно, что я сказала? (Понятно.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл.
А теперь давайте поиграем в игру «Определи слово».
Детям раздаются картинки с изображением различных предметов.
Логопед вперемешку называет слова и соответ Слово 13 ствующие им по структуре звукосочетания, например: кот, пул, сапоги, бакуса и т.д.
Ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, услышав слово кот, они подняли картинку, а услышав слово пул – нет. (Кот – это слово, а пул – это не слово, а набор звуков.)
Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это?
Дети отвечают одним словом, например: стол, доска, стул и т.д. Ученикам задаются вопросы:
– Кто спрашивал? (Вы.)
– Кто отвечал? (Мы.)
– Как я спрашивала? (Что это?)
– Что это?
– это вопрос.
Какой вопрос я задавала? (Что это?) Вопрос что это? задаем к словам, которые обозначают предметы.
На доске
– в первом ряду картинки, изображающие неживые предметы, а во втором – картинки, изображающие живые предметы.
Логопед задает вопрос к картинкам первого ряда: что это?
Ученики отвечают одним словом: куст, чашка, дом и т.д. К картинкам второго ряда задается вопрос: кто это?
Дети также отвечают одним словом: коза, собака, кошка и т.д.
Ученикам задаются вопросы:
– Какой вопрос я задавала сначала? (Что это?)
– Какой вопрос я задавала потом? (Кто это?)
– Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим
– кто? (Потому что одни предметы неживые, а другие – живые.)
– К каким предметам ставили вопрос что? (К неживым.)
– К каким предметам ставили вопрос кто? (К живым.)
Логопед делает вывод:
– К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что? К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?
На доске
– картинки с изображением живых и неживых предметов.
Ученикам предлагается распределить их на две группы: в одну – изображающие живые предметы, в другую – неживые, и задать к ним соответствующие вопросы.
Развитие зрительного внимания и памяти
Логопед просит учеников рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их и назвать сначала только те, которые обозначают живые предметы, а затем – неживые. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)
Итог занятия
Логопед говорит детям:
– Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы. Какие предметы могут обозначать слова? (Живые и неживые.) Какие вопросы можно задать к словам-предметам? (Кто? Что?) К каким словам-предметам ставим вопрос кто?, к каким – что?
Затем ученики самостоятельно рассказывают, что нового они узнали на занятии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.