Что «слово» – часть предложения
Оценка 4.7

Что «слово» – часть предложения

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
дефектология
22.11.2022
Что «слово» – часть предложения
что «слово»
конспект занятия 1 класс.docx

Тема СЛОВО

Цели: дать понятие о том, что «слово» – часть предложения, пояснить его лексическое значение; практически усвоить слова, обозначающие живые и неживые предметы; развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: картинки с изображением животных и неодушевленных предметов; предметы окружающий обстановки.

Ход занятия

Организационный момент

 Логопед знакомит детей с кабинетом, показывает, кто и где будет сидеть во время занятия, объясняет цель занятия. Работа с предложением

Логопед произносит предложение, состоящее из двух слов: Де­ти на­сы­па­ли, а затем задает вопросы:

 – Про кого это предложение? (Про де­тей.)

– Что вы узнали про детей? (Де­ти на­сы­па­ли.)

– А вы узнали, что дети насыпали? (Нет.)

 – Добавим еще слово в предложение: Де­ти на­сы­па­ли корм. Что теперь вы узнали? (Что де­ти на­сы­па­ли корм.)

– А вы узнали, кому дети насыпали корм? (Нет.)

– Добавим еще одно слово: Де­ти на­сы­па­ли корм пти­цам. Что теперь вы узнали? (Что они на­сы­па­ли корм пти­цам.)

– А теперь добавим еще одно слово: Зи­мой де­ти на­сы­па­ли корм пти­цам. Что еще вы узнали? (Что де­ти на­сы­па­ли корм пти­цам зи­мой.)

 Логопед делает вывод:

– Мы добавляли в предложение по одному слову и каждый раз узнавали все больше и больше. Чем больше слов в предложении, тем больше мы узнаем. А теперь ответьте, из чего состоит предложение? (Из слов.) Для того, чтобы научиться составлять полные предложения, надо знать много разных слов. Этим мы будем заниматься сегодня на занятии.

 Работа со словом

 Ученики вспоминают, какие звуки издают корова, собака, лягушка и пр., и имитируют их.

Логопед повторяет звукоподражания и выясняет, понятен ли их смысл, затем называет слова: гулять, писать, пить.

 – А теперь вам понятно, что я сказала? (По­нят­но.) В первом случае я назвала сочетание звуков, поэтому вам было непонятно, а во втором случае вы услышали слова и поняли их, потому что каждое слово имеет определенный смысл.

 А теперь давайте поиграем в игру «Определи слово».

 Детям раздаются картинки с изображением различных предметов.

Логопед вперемешку называет слова и соответ­ Слово 13 ствующие им по структуре звукосочетания, например: кот, пул, са­по­ги, ба­ку­са и т.д.

Ученики поднимают соответствующую картинку и объясняют, почему, услышав слово кот, они подняли картинку, а услышав слово пул – нет. (Кот – это сло­во, а пул – это не сло­во, а на­бор зву­ков.)

  Логопед указывает на предметы, находящиеся в кабинете, и задает вопрос: что это?

Дети отвечают одним словом, например: стол, дос­ка, стул и т.д. Ученикам задаются вопросы:

 – Кто спрашивал? (Вы.)

– Кто отвечал? (Мы.)

– Как я спрашивала? (Что это?)

 – Что это?

 – это вопрос.

Какой вопрос я задавала? (Что это?) Вопрос что это? задаем к словам, которые обоз­на­ча­ют пред­ме­ты.

 На доске

 – в первом ряду картинки, изображающие неживые предметы, а во втором – картинки, изображающие живые предметы.

 Логопед задает вопрос к картинкам первого ряда: что это?

 Ученики отвечают одним словом: куст, чашка, дом и т.д. К картинкам второго ряда задается вопрос: кто это?

Дети также отвечают одним словом: ко­за, со­ба­ка, кош­ка и т.д.

Ученикам задаются вопросы:

– Какой вопрос я задавала сначала? (Что это?)

 – Какой вопрос я задавала потом? (Кто это?)

– Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим

 – кто? (По­то­му что од­ни пред­ме­ты не­жи­вые, а другие – жи­вые.)

– К каким предметам ставили вопрос что? (К не­жи­вым.)

– К каким предметам ставили вопрос кто? (К жи­вым.)

Логопед делает вывод:

– К словам, обозначающим неживые предметы, ставим вопрос что? К словам, обозначающим живые предметы, ставим вопрос кто?

 На доске

– картинки с изображением живых и неживых предметов.

 Ученикам предлагается распределить их на две группы: в одну – изображающие живые предметы, в другую – неживые, и задать к ним соответствующие вопросы.

Развитие зрительного внимания и памяти

Логопед просит учеников рассмотреть картинки, изображающие живые и неживые предметы, запомнить их и назвать сначала только те, которые обозначают живые предметы, а затем – неживые. (Постепенно количество картинок в ряду увеличивается.)

 Итог занятия

 Логопед говорит детям:

 – Сегодня на занятии вы узнали, что слова могут обозначать различные предметы. Какие предметы могут обозначать слова? (Жи­вые и не­жи­вые.) Какие вопросы можно задать к словам-предметам? (Кто? Что?) К каким словам-предметам ставим вопрос кто?, к каким – что?

 Затем ученики самостоятельно рассказывают, что нового они узнали на занятии.


 

Тема СЛОВО Цели: дать понятие о том, что «слово» – часть предложения, пояснить его лексическое значение; практически усвоить слова, обозначающие живые и неживые предметы; развивать…

Тема СЛОВО Цели: дать понятие о том, что «слово» – часть предложения, пояснить его лексическое значение; практически усвоить слова, обозначающие живые и неживые предметы; развивать…

А теперь вам понятно, что я сказала? (По­нят­но

А теперь вам понятно, что я сказала? (По­нят­но

Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим – кто? (По­то­му что од­ни пред­ме­ты не­жи­вые, а другие – жи­вые

Почему к одним предметам я ставила вопрос что?, а к другим – кто? (По­то­му что од­ни пред­ме­ты не­жи­вые, а другие – жи­вые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2022