«Что значит быть нравственным в наше время?»
Конспект урока 4 класс
Цель урока: помочь учащимся осознать, что значит быть нравственным в наше время?
Задачи:
· создать условия для развития интереса к уроку ОРКСЭ; воспитывать у учащихся нравственно – эстетические чувства;
· развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; развивать готовность слушать собеседника, вести диалог;
· формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, нравственным поступкам; умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
· способствовать формированию умений оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;
· развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
Предметные результаты: усвоение понятий: этика, мораль и нравственность.
|
|
Ожидаемый результат:
личностный: понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
предметный: осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;
метапредметный: навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Оборудование: хрестоматия для чтения, рабочая тетрадь, предметные иллюстрации, презентация, раздаточный материал для групповой работы.
Ход урока
1. Организационный этап.
Дорогие мои! Подарим сегодня в начале занятия друг другу улыбку и доброе настроение, согреем наши сердца теплотой и любовью.
Если дождь стучит по крыше,
Если в жизни всё не так.
Улыбнитесь, рассмешитесь,
Ведь улыбка – это клад!!!
Ведь не даром говорят: «Улыбайтесь друг другу чаще - жизнь будет слаще!»
― Как думаете почему?
С хорошим настроением дело делается в 2 раза быстрее и складнее.
Улыбнитесь друг другу от всей души!
А теперь с хорошим настроением приступаем к занятию. А какая сегодня тема, вы должны догадаться сами…..
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока.
Однажды, встречая закат, я стояла у самой воды и долго смотрела на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают. Так и хочется пойти по ней к солнцу.
Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали закат. Глядя на них, я подумала о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.
Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой, на которой встречается много разных людей. Мы не одиноки: живем в семье, ходим в школу, где рядом с нами наши сверстники. Каждый занимается своим делом, каждый ведет себя по-своему: кто-то хорошо, кто-то плохо.
― Как вы думаете, отчего это зависит? От поступков, поведения человека.
Разгадайте ребус и вы узнаете тему нашего урока.
- Прочитайте тему урока: Что значит быть нравственным в наше время?
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках, которые совершает человек каждый день. Узнаем, что значит быть нравственным в наше время?
3. Актуализация знаний и умений.
1) Беседа.
― Какие качества человека вы знаете? (Ответы детей)
― Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие? (Ответы детей)
― Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают? (Ответы детей)
― Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?
― Чтобы быть в жизни счастливыми и успешными, что вы должны делать? (Ответы детей)
― Безнравственному человеку не дано совершить великие дела! Вы хотите в жизни чего-то достичь?
― Что вы должны делать с малых лет?
4. Первичное усвоение новых знаний.
4.1 Работа со словарями.
― Как вы думаете, от какого слова произошло слово « нравственность», «мораль», «этика»? (работа со словарями). (Ответы детей).
Ø «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.
Ø Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.
Ø Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.
4.2 Работа с хрестоматией.
1. Чтение и обсуждение статьи (с. 125)
― Что необходимо человеку для жизни в окружающем его мире?
― Что такое нравственность?
― Когда это слово появилось в словаре?
― Каким фразеологизмом можно охарактеризовать нравственного человека?
2. Знакомство с понятием «Золотое правило». Работа с хрестоматией (с. 126-127)
― Как будут называться правила, по которым человек строит свою жизнь в обществе?
― Как применять золотое правило нравственности в жизни?
― Какие высказывания мудрецов вы запомнили?
― Как применять золотое правило нравственности?
5. Первичная проверка понимания.
5.1 Работа в группах.
Ситуация 1: Представьте себе, что вы добросовестный ученик, в понедельник у вас сложная контрольная по математике. Вы знаете, что можете получить «5», если будете заниматься в выходные. Оценки для вас небезразличны. И вдруг звонит ваш друг и говорит, что одноклассник устраивает вечеринку, на которую приглашены все «сливки» класса и вы в том числе. Если Вы останетесь дома заниматься, то друзья перестанут Вас уважать.
« Пошли, - говорит Ваш друг, - плевать на эту дурацкую контрольную. Кому она нужна?» Вы знаете, что друг прав, но все-таки считаете, что следует остаться дома и подготовиться к контрольной. Как вы поступите?
А) забываете о контрольной и идете с другом на вечеринку. Ваш друг прав, она действительно не так уж и важна.
Б) Вы идете на вечеринку, но мысль о том, что Вы не подготовились к контрольной , не дает Вам покоя. Вы рано уходите, хоть друзья Вас считают, что Вы попросту зануда.
В) Вы не идете на вечеринку. Контрольная действительно сложная, и Вам хочется доказать себе, что Вы можете с успехом решить её.
― Как можно противостоять отрицательному влиянию друга?
Ситуация 2: Во время перемены вы с одноклассниками кидались портфелями. Именно Вы разбили окно. Вошел учитель. Никто из товарищей вас не выдал. Учитель сказал: «Я не буду выяснять, кто это сделал, но весь класс лишается экскурсионной поездки в город».
Вопросы воображаемому виновному ученику (обратиться к любому ученику):
― Что предпримете?
― Что скажете сверстникам?
― Будете ли говорить с учителем? Если да, то, что скажете ему?
Вопросы классу:
― Мог ли класс изменить ситуацию? Как вы должны были поступить, чтобы класс не лишился поездки?
― Что должен был почувствовать виновный?
Вывод: У вас проявляется ощущение чувства вины, умение нести ответственность за свои поступки, переживание чувства товарищества, критическое отношение к себе и своим поступкам.
Когда дух колеблется, можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.
6. Первичное закрепление.
6.1 Выполнение заданий в рабочей тетради (с. 94-97)
1. Составление законов нравственности для учащихся школы.
2. Работа с притчей «Ведро яблок»
― Как ты оцениваешь поступок второго соседа?
― Почему добрый сосед не ответил злом на зло?
― Подходит ли к этой притче пословица «Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя»? Как понимаешь её смысл?
6.2 Определение уровня нравственности учащихся.
Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5.
Список желаний:
1) Быть человеком, которого любят.
2) Иметь много денег.
3) Иметь самый современный компьютер.
4) Иметь верного друга.
5) Мне важно здоровье родителей.
6) Иметь возможность многими командовать.
7) Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8) Иметь доброе сердце.
9) Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10) Иметь то, чего у других никогда не будет.
Результат:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
5 положительных ответов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
2 - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1) Хрестоматия, с. 129 -132. Прочитай рассказ С. Баруздина «Морской кортик», ответь на вопросы.
2) Рабочая тетрадь, с. 98 № 11 (нарисуй цветок нравственности, напиши на лепестках цветка, что бы ты хотел пожелать своему однокласснику, другу.
3) Нарисуй героя любимого произведения. Проанализируй его поступки и сделай вывод, можно ли героя считать нравственным.
8. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
8.1 Составление сиквейна «Нравственность».
8.2 Рефлексия
Ребята, спасибо вам за работу на уроке.
Хлопните в ладоши те, кому понравился урок и кто считает, что активно работал на урок.
Улыбнитесь те, кому урок был интересен, но остались вопросы.
Поднимите руку те, кому урок не понравился, кто скучал на уроке и не работал.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.