Проверка домашних упражнений.
а) Для выполнявших тестовое задание № 1, тема 1 в «Рабочей тетради».
– Назовите выбранный вами вариант ответа. Почему вы так считаете?
– Прочитайте текст ребятам, которые выполняли упр. 4 из «Дидактического материла».
– Можно ли согласиться с этим решением?
– Какое из названий отражает тему текста?
Русский язык
ПОВТОРЕНИЕ
Урок 4 (3).
Тема: Что мы знаем о слове, предложении, тексте
Цель:
– развитие умений понимать и анализировать текст с опорой на его признаки;
– развитие умений составлять устный рассказ на лингвистическую тему.
Символы:
П – повышенный уровень
М – максимальный уровень
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания
учебных успехов)
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4 3
1. Проверка домашнего задания.
Проверка домашних упражнений.
а) Для выполнявших тестовое задание № 1, тема 1 в «Рабочей
тетради».
– Назовите выбранный вами вариант ответа. Почему вы так считаете?
– Прочитайте текст ребятам, которые выполняли упр. 4 из
«Дидактического материла».
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать
по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
© ООО «Баласс», 2013
1– Можно ли согласиться с этим решением?
– Какое из названий отражает тему текста?
б) Для работавших по «Дидактическому материалу».
– Прочитайте выразительно стихотворение С. Михалкова (упр. 4).
– Какое заглавие вы выбрали?
– Что оно отражает?
– Задайте вопросы ученикам, не выполнявшим этого упражнения.
(Какая главная мысль этого стихотворения? Сколько в нём частей? Как
вы определили?)
2. Блицопрос «Что я знаю о тексте». Закончите предложения.
– Текст состоит… (из предложений).
– Предложения в тексте связаны… (по смыслу).
– К тексту можно подобрать… (заголовок).
– Тема текста – это то, … (о ком или о чём говорится в тексте).
– Тему можно определить по… (заголовку).
– В тексте выделяют части: … (начало, основная часть, концовка).
– Если озаглавить части, то получится… (план).
3. Прослушивание одногодвух рассказов «Что я знаю о тексте»
(можно с опорой на вопросы блицопроса).
1 3 3
1. Работа с учебником
– Откройте учебники на с. 17.
– Прочитайте текст в оранжевой рамке.
– Какой признак текста не был назван в блицопросе? (6.)
– Сколько здесь выражено мыслей? (2):
1) понять текст – понять главную мысль,
II.
Формулирование
проблемы,
планирование
деятельности.
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
© ООО «Баласс», 2013
2ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
2) главная мысль может быть выражена в явном и неявном виде.
– Как вы поняли, что значит в неявном виде?
– На основе текста в рамке сформулируйте цель урока. (Обобщить всё,
что знаем о тексте, научиться находить в текстах названные признаки.)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 2 4 3 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 8 – развивается умение находить признаки, названные в рамке на
с. 17, в тексте стихотворения.
а) Ученики сначала объясняют правописание приставки или предлога,
потом списывают.
Дополнительные вопросы:
– Когда вам бывает страшно?
– Каким вы себе представляете страх? Сравните с рисунком в книге.
– Как вы думаете, вы записали текст? Почему?
– Проверим, так ли это, по признакам текста, перечисленным в рамке.
б) Чтение правила по частям и проверка этих признаков на примере
текста из упр. 8.
Например, ученики читают первый признак текста: «Текст состоит
из предложений».
– Сколько предложений в стихотворении? (В стихотворении четыре
предложения.)
– Прочитайте второй признак текста «Предложения в тексте связаны по
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
© ООО «Баласс», 2013
3обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
смыслу».
– Попробуйте изменить порядок предложений. Что наблюдаете? (Смысл
непонятен.) И т.д.
Упр. 9 – развивается умение находить в тексте смысловые части,
соотносить их с абзацным членением, определять количество
предложений в каждой части.
Дополнительные вопросы:
– О чём говорится в 1й части? во 2й части? в 3й части?
– Чем законы языка отличаются от правил письма?
Ученики списывают 1й абзац (1е предложение). Подчёркивают
знакомые орфограммы.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать? (Списать, подчеркнуть орфограммы.)
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Словарная работа.
– Какие слова с буквой безударного гласного в корне, не проверяемого
ударением, встретились вам в упр. 9? (Закон, язык, правило.)
– Что означают эти слова?
– Образуйте слова, которые отвечают на вопросы: какой? как?
© ООО «Баласс», 2013
4Запишите их. (Закон – законный, законно; правило – правильный,
правильно.)
– Когда так говорят: закон не писан, по всем правилам?
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Назовите и запишите ключевые слова урока (текст, признаки текста,
правила, законы).
– Выполните тестовое задание № 3, тема 1 в «Рабочей тетради». 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 3, с. 28.
П. Задание № 9, тема 1 в «Рабочей тетради».
Деятельность учеников:
– Называть отличительные признаки слова, предложения, текста.
– Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.
– Составлять устный рассказ «Что я знаю о тексте»; сопоставлять содержание своего рассказа и рассказов
одноклассников.
© ООО «Баласс», 2013
5