Что такката

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) — первоначально всякое произведение для клавишных инструментов, в современном смысле — инструментальная пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или органа, но встречаются также токкаты для других инструментов. В эпоху Возрождения так называли праздничную фанфару для духовых инструментов и литавр; в XVII в. — фанфарного типа вступления к операм и балетам. Характерная черта токкат состоит в том, что технические фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича. В 16-18 веках органные токкаты писалась в свободной импровизационной форме, близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как вступительная часть инструментального цикла (например, циклы токкат у И. С. Баха). Токката — это и виртуозная пьеса для лютни, клавира, органа. Первоначально токката для клавишных инструментов сочинялась как вступление (прелюдия) к хоровому произведению, например мотету, и являлась жанром церковной музыки, а затем она становится самостоятельным концертным жанром светской музыки. Композиторы включают ее в сюиту, делают начальной частью полифонического цикла (токката и фуга ре минор для органа И. С. Баха). Для токкаты характерна фактура, отражающая стиль пальцевой, клавишной игры, т. е. игры аккордами, пассажами, фигу-рациями мелодическими и гармоническими. Аккордовые и пассажные разделы чередуются в ней с имитационно-полифоническими. В токкатах Баха красота формы и небывалая виртуозность соединились с глубиной и значительностью содержания. В XIX—XX вв. токката развивалась как самостоятельная виртуозная пьеса этюдного плана (токкаты для фортепьяно Р. Шумана, К. Черни, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна). Токката как часть цикла встречается в 5-м концерте для фортепьяно Прокофьева, в сюите «Пульчинелла» И. Ф. Стравинского.
Иконка файла материала 1.docx
Токката (итал. toccata от toccare — трогать, толкать) —  первоначально всякое произведение для клавишных  инструментов, в современном смысле — инструментальная  пьеса быстрого, чёткого движения равными короткими  длительностями. Обычно токката пишется для фортепиано или  органа, но встречаются также токкаты для других  инструментов.  В эпоху Возрождения так называли праздничную фанфару для  духовых инструментов и литавр; в XVII в. — фанфарного типа  вступления к операм и балетам.  Характерная черта токкат состоит в том, что технические  фигуры постоянно проводятся в пьесе то в левой, то в правой  руке. Образцы фортепианных токкат — у Р. Шумана, Ф.  Мендельсона, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева, А. И.  Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича. В 16­18 веках органные  токкаты писалась в свободной импровизационной форме,  близкой к прелюдии или фантазии; обычно они создавались как  вступительная часть инструментального цикла (например,  циклы токкат у И. С. Баха).  Токката — это и виртуозная пьеса для лютни, клавира, органа.  Первоначально токката для клавишных инструментов  сочинялась как вступление (прелюдия) к хоровому  произведению, например мотету, и являлась жанром церковной  музыки, а затем она становится самостоятельным концертным  жанром светской музыки. Композиторы включают ее в сюиту,делают начальной частью полифонического цикла (токката и  фуга ре минор для органа И. С. Баха). Для токкаты характерна  фактура, отражающая стиль пальцевой, клавишной игры, т. е.  игры аккордами, пассажами, фигу­рациями мелодическими и  гармоническими. Аккордовые и пассажные разделы чередуются в ней с имитационно­полифоническими. В токкатах Баха  красота формы и небывалая виртуозность соединились с  глубиной и значительностью содержания.  В XIX—XX вв. токката развивалась как самостоятельная  виртуозная пьеса этюдного плана (токкаты для фортепьяно Р.  Шумана, К. Черни, К. Дебюсси, М. Равеля, С. С. Прокофьева,  А. И. Хачатуряна). Токката как часть цикла встречается в 5­м  концерте для фортепьяно Прокофьева, в сюите «Пульчинелла»  И. Ф. Стравинского.