Что такое экология? (1 класс, окружающий мир)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.01.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экология в настоящее время волнует большое количество людей. Цель данного урока познакомить детей с проблемой, стоящей перед человечеством : сохранить нашу Землю для будущих потомков. Кто если не мы? Такой вопрос должен стоять перед каждым человеком. Детям в доступной для данного возраста дан материал по экологической культуре.В данном материале содержится находятся все этапы урока для воспитания экологической культуры у детей младшего школьного возраста.
Иконка файла материала разработка урока по экологической культуре.docx
Окружающий мир.  1 класс  Тема: Что такое экология? Цель:   сформировать   первоначальное   представление   об   экологии и её роли в жизни людей. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей с экологическими проблемами. 2. Обогащать и активизировать речь детей. 3.  Учить анализировать, делать выводы. Развивающие:  1.Развивать познавательную активность, умение работать сообща. 2.Развивать внимание, память, мышление . Воспитательные: 1.Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.   Тип урока: усвоение нового материала. Оборудование: мультимедийное оборудование, лепестки ромашки со   словами:   «берёза»,   «сосна»,   «лось»,   «паук»,   «экология», «муравей»,   конверты на партах со словами :медведь, лиса, дятел, бабочка, сова, дятел. УМК   «Школа   России»,   учебник   «Окружающий   мир»   1   класс   (2 часть)   Москва   «Просвещение»   2015г.   под   редакцией   А.А. Плешакова. Ход урока: I Организационный этап. ­Здравствуйте, ребята.                     Мы урок начнём с разминки:             А теперь рывки руками                        Встали, выпрямили спинки.            Выполняем вместе с вами.                       Вправо­влево наклонились               Раз­рывок и два ­ рывок.                        И друг другу улыбнулись.                Начинаем наш урок II  Этап   подготовки   учащихся   к   активному   и   сознательному усвоению новых знаний. ­Посмотрите на доску и скажите какой цветок вы видите на доске. – Прочитайте слова и разбейте их на группы. ЗАЯЦ СОСНА БЕРЁЗАМУРАВЕЙ  ЛОСЬ ЭКОЛОГИЯ СТРЕКОЗА – А как вы считаете, почему слово экология лишнее? – Что же мы должны будем узнать сегодня на уроке? – Правильно, это и будет тема нашего урока. – Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»? – Попробуйте объяснить, что означает слово «экология».  – А   как   вы   думаете,   что   же   мы   должны   узнать   на   уроке,   чтобы прийти к единому мнению? (разобраться, что такое экология, что она изучает.)  III Этап усвоения новых знаний. – Где и как  можно выяснить значение этого слова? (Спросить   у   взрослых,   посмотреть   в   толковом   словаре,   найти   в Интернете, попробовать догадаться самим.) – Давайте сравним ваши высказывания с точным толкованием этого слова. Где его можно найти? (в словаре, в учебнике)  – Слово экология в переводе с греческого обозначает наука о доме. А о каком доме идёт речь? (Земля) ­ Доброе утро, друзья! ­ Природа! Доброе утро! ­ Здравствуйте, реки и озера, моря и океаны, горы и равнины! ­ Здравствуйте, птицы и звери!­ Всем, всем, всем! Доброе утро! Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и  близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на  земле жили все те животные и растения, которых мы больше никогда не  увидим – человек уничтожил их, и мы с вами никогда бы не услышали слова  ЭКОЛОГИЯ. – От   слова  «экология»  произошло   слово  «эколог».  А   кто   может объяснить значение этого слова?   ­Посмотрите на доску и попробуйте объяснить, что означает это слово: SOS. – Когда можно услышать этот сигнал?    (сигнал бедствия, просьбы о помощи, сигнал SOS) – Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые нам подавала природа. А сейчас, этот сигнал SOS нам посылает лес. Послушайте его историю. – Жил был лес. – Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.  – Жили в лесу и звери.  –   Но   однажды   пришёл   в   лес   человек.   Построил   рядом   с   лесом фабрики,  заводы,  дома,  школы,  дороги.  Места   для   жизни   ему   не хватило. – Стал человек тогда вырубать лес.  – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. –   Заводы   и   фабрики   сбрасывали   отходы   в   реки,   лесные   озера   и загрязнили воду в лесу. – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. –   Отдыхающие   загрязнили   природу   леса   мусором   (бутылками, резиной, бумагой). – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.   «Помогите вернуть былую красоту!» – А   кто   на   уроках   окружающего   мира   нас   всегда   сопровождает? (Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик) –Вот и сегодня Мудрая Черепаха предлагает вам побыть экологами. Ведь   лес  нуждается   в   скорой   экологической   помощи.  Придём   на помощь лесу и исправим ошибки человека. – Что же нужно сделать, чтобы вернуть лесу его былую красоту, ведь он пострадал от рук человека? (Посадить деревья) – Мудрая Черепаха для вас приготовила задания.  Если вы отгадаете загадки, то узнаете какие деревья растут в наших лесах.   1. То ли с крыши, то ли с неба – Или вата, или пух. Или, может, хлопья снега Появились летом вдруг? Кто же их исподтишка Сыплет будто из мешка?(тополь)  2.Белоствольные красавицы Дружно встали у дорожки, Книзу веточки спускаются, А на веточках сережки.  (Берёза)  3. Что же это за девица:  Не швея не мастерица,  Ничего сама не шьет,  А в иголках круглый год  (ель)  4. Все знают, что у елки Не листья, а иголки, И так же, как она С иголками ...(сосна)  5. Есть у родственницы елки      Неколючие иголки,      Но, в отличие от елки,      Опадают те иголки.(лиственница) – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. – Если   вы   отгадаете   загадки   и   доскажите   словечко,   то   сможете узнать, что ещё можно посадить в лесу.Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш) •Я шариком пушистым белею в поле чистом,  а дунул ветерок ­ остался стебелек. (Одуванчик) У занесённых снегом кочек, Под белой шапкой снеговой Нашли мы маленький цветочек, Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник) •Цветочек этот голубой Напоминает нам с тобой О небе — чистом­чистом, И солнышке лучистом (Незабудка) •Стоит в саду кудряшка ­ Белая рубашка, Сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка) – Кого мы ещё должны вернуть в наш лес? (птиц и зверей) –Правильно. Следующее задание от Мудрой Черепахи для       работы в парах.На столе у вас лежат конверты. Достаньте и соберите слова (на карточках разрезаны слова: медведь, лиса,  сова,   дятел, бабочка ) – Какие же животные поселились в нашем лесу? Физминутка  – Посмотрите вокруг себя по классу и найдите карточки. Прочитать слово на карточке. (учитель рассказывает об этих животных) Дятел – санитар леса. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он   проделываетклювом дырку,   то   высовывает   свой   язычок,   и насекомое прилипает к нему. Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если каждая мышь съедает в        год   1кг зерна, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.   Кукушка –   за   час   съедает   100   гусениц,   если   в   лесу   появляется большое   количествонасекомых ­   вредителей,   она   расправляется   с ними в течение нескольких дней.мусор     банку ветку   подвяжу,   забуду   закопаю     а   убрать   Летучие мыши – очищают местность от малярийных комаров. За час   ночной   охоты   летучая мышь   может   поймать   и   съесть 170 комаров. Волк­   санитар   леса.   Он   поддерживает   равновесие   в   природе,   не давая травоядным и больным животным размножаться. Трясогузка­   одна   из   самых   полезных   птиц.   Она   уничтожает комаров, мух и других насекомых –вредителей. – Посмотрите, как наш лес преобразился. Снова запели птицы, звери начали резвиться на полянках. –Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в игру «Светофор» (круги зелёного и красного цвета) Если  я   приду   в   лесок   и   сорву   ромашку   (Нет) Если   съем   я   пирожок   и   выброшу   бумажку   (НЕТ) (ДА) Если   хлебушка   кусок   на   пеньке   оставлю   Если     колышек   поставлю   (ДА)   а   тушить   не   буду   (НЕТ) Если   разведу   костер, (НЕТ) Если   сильно   насорю, Если уберу, (ДА) Я люблю свою природу, я ей помогаю! (ДА) IV Этап закрепления новых знаний. –А как вы думаете, у нас в  Хакасии есть объекты природы, которые нуждаются в особой защите? Какие? Хочется сказать   об   объектах природы, которые тоже взяты под защиту.   Хакасский   заповедник   один   из   красивейших   уголков природы в нашем регионе.     Физминутка –А теперь юные экологи вы поработаете в группах. Каждой группе я вручу   конверт   с   природоохранными   знаками.   Вы   должны   будете обсудить и решить какие знаки понадобятся для охраны «Воды», «Воздуха»,   «Леса».   Нужные   знаки   наклейте   на   Большой   знак   и выберите того, кто будет выступать от вашей группы. (делимся на группы «Вода», «Лес», «Воздух». Представитель от группы выходит со знаком и рассказывает, что на них изображено, чему они учат)  V Рефлексия. –Ребята, как вы думаете, а можно ли наш   сегодняшний  разговор считать важным? Почему?   –Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла? –А   какие   меры   принимаются   по   охране   природы? (Создание Красной   книги,   создаются   заповедники,   заказники,   парки, питомники.) – Так какая же наука занимается охраной природы? – А как называются люди, которые охраняют природу?–А сейчас я прошу вас подойти к нашему дереву и оставить свой магнитик на веточке знаний.