ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?
Оценка 5

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

Оценка 5
Разработки уроков
doc
окружающий мир
4 кл
24.03.2018
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы. На доску вывешивается карта России. По всей территории страны (можно в одну линию или полукругом) расставлены условные фигуры человечков, которые держатся за руки.
konsp_okr_ob_4kl_ur7-korr.doc
Окружающий мир  Урок 7.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК И МИР ЛЮДЕЙ Тема: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО? Цели: – Научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества. – Формировать умение учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы. 3 7 3  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Можно   предложить   другой   способ   постановки   проблемы.   На   доску вывешивается   карта   России.  По   всей   территории   страны   (можно   в   одну Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 2014 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. линию   или   полукругом)   расставлены   условные   фигуры   человечков,   которые держатся за руки. – Что за люди изображены на этой картинке? (Жители одной страны.) – Вспомните из курса «Моё Отечество», как можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура? (Общество.) На доске под картой появляется запись:  «Общество – так можно назвать всех жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура».  Рядом на доску вывешивается плакат с надписью: «Дети и взрослые, вступайте в Общество охраны природы!»  На   плакате   соответствующее   изображение   –   дерево,   зайчонок   на человеческой ладони или что­то подобное. –  Как   вы   думаете,   можно   ли   утверждать,   что   все   жители   страны   состоят   в Обществе охраны природы? (Нет, плакат только призывает к этому, значит, лишь часть жителей состоит в Обществе охраны природы.)  На доске под плакатом появляется запись:  «Общество» может включать и не всех жителей одной страны.  – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Общество – это все жители страны, но и в то же время – не все.)  – Какой возникает вопрос? © ООО «Баласс», 2014 II.  Версии   детей, актуализация знаний. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Что такое общество? Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  1  3  2 Предложите   ребятам   рассмотреть   рисунки   на   с.   28   (внизу   страницы)   и ответить на вопросы:  ◦ Что объединяет людей на первом рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их   можно назвать «Спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)  ◦ Что объединяет людей на втором рисунке? (Им нравится команда «Спартак».)   Их можно назвать «Спортивное общество команды Спартак»? (Да.)  ◦ Что вы видите на третьем рисунке? (Те же люди, которые болели за разные   команды, вместе болеют за сборную России.) Что их объединяет? (То, что они жители одной страны, болеют за свою команду – российскую.) Они являются представителями российского общества? (Да.)  ◦ Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения людей «обществом»? Ученики   высказывают   свои   мнения.   Возможно,   среди   них   встретятся   и такие:  – обществом можно назвать людей, которые вместе что­то делают;  – обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;  – общество объединяет людей, которым есть о чём пообщаться и т.д. Предположения необходимо выслушать – как верные, так и неверные, но не комментировать.   От   проблемы   урока   провести   стрелки,   под   которыми © ООО «Баласс», 2014 ключевыми словами записать основные версии. – Давайте составим план работы. План. 3 Учитель вместе с детьми составляет план урока. – Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.) – Какое умение формировали? ΙΙI. Совместное  открытие знаний.  4  3  6  7  2  4  3 1. Что такое общество? Для того чтобы проверить предположения учеников, можно воспользоваться тексом   фрагмента   «Что   объединяет   людей   в   обществе?».   Текст   можно читать   по   цепочке   вслух.   Как   только   прозвучит   фраза   из   текста, подтверждающая   одну   из   версий,   учитель   может   поставить   около   этой версии   знак   «+».   Таким   образом,   некоторые   версии   подтвердятся, недостающую   информацию   можно   дописать   рядом.   После   чтения фрагмента ученики вместе с учителем приходят к выводу, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом.  Можно предложить выполнить задание к рисункам на с. 28 и подтвердить сделанный вывод. Задание на применение.  На доску вывешиваются плакаты: 1.   Человечки   в   спортивной   сине­белой   форме,   с   символикой   и   атрибутикой «Динамо» (стоят   тесной   группой,  лицом   к   зрителю).  Под   картинкой   подпись: Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение  слушать и понимать  других. 2. Строить речевое  высказывание в  соответствии с  поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли  в устной форме. 4. Умение работать в паре  и в группах. Личностные результаты  1. Развиваем умения  выказывать своё  отношение к героям, выражать свои эмоции. © ООО «Баласс», 2014 Спортивное общество «Динамо». 2. Человечки стоят полукругом, держатся за руки. Своими фигурками защищают деревце,   ручеек,   птицу,  животное.  За   пределами   полукруга   –   пень   от   дерева, мусор, дым из трубы завода. Подпись: Общество охраны природы. 3.   Карта   России.   По   всей   территории   страны   (можно   в   одну   линию   или полукругом)   расставлены   условные   фигуры   человечков,   которые   держатся   за руки. Подпись: Россияне.  4.   Земной   шар   (видны   континенты),   вокруг   него   или   кольцом   по   экватору человечки, держатся за руки. Подпись: Человечество.  2. Оценивать поступки в  соответствии с  определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и  целенаправленной  познавательной  деятельности. Задание.  Определите, какие общие интересы, прежде всего, объединяют людей на плакатах:  Сохранение памятников мировой культуры.  Защита границ своего государства.  Сохранение редких видов птиц, животных.  Восстановление чистоты рек и озёр.  Сохранение мира на планете. Развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры. Строительство новых спортивных площадок и стадионов. Участие в различных спортивных соревнованиях.  Правильная подстановка: Спортивное общество «Динамо»: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях. Общество   охраны   природы:   сохранение   редких   видов   птиц,   животных; восстановление чистоты рек и озёр. © ООО «Баласс», 2014 Россияне:   защита   границ   своего   государства;   развитие   отечественной   науки, медицины, образования, культуры и т.д. Человечество:  сохранение памятников  мировой культуры; сохранение мира на планете. Работу на применение знаний можно организовать как в групповой форме, так и фронтально. 2. Конфликты. – Какие общие интересы объединяют вас с одноклассниками? (Любознательность, интерес к занятиям и др.) Можно сказать, что вы общество? (Да.) Представьте, что вы, как сейчас, сидите на уроке, и одному ученику жарко, он открывает окно. А другой ученик, сидящий у этого окна, не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Что будет дальше? (Они начнут спорить, должно окно быть закрытым или открытым.) Найдите на с. 30 учебника, как называется ситуация, когда желания людей   не   совпадают?   (Ориентируясь   на   выделенные   слова,   дети   называют: «конфликт».) – Так что же такое конфликт? (Это столкновение интересов в обществе.) – Между учениками возник спор, конфликт – быть окну открытым или закрытым. Какие вы предложите варианты выхода из ситуации? Ученики совещаются в парах или группах и предлагают различные способы выхода из конфликта. Остальные ученики должны оценить, насколько тот или иной выход правильный, поможет ли он решить конфликт. Хорошо, если ученики придут к выводу, что конфликт лучше предупредить, не дать ему начаться.   А   уж   если   он   начался,   то   спорщики   должны   постараться договориться между собой, пойти на взаимные уступки. Если такой вывод не прозвучит,   можно   обратиться   к   тексту   учебника   с.   30–31   со   слов: © ООО «Баласс», 2014 «Конфликт лучше предупредить…» и до конца фрагмента. Можно предложить другой способ знакомства с ситуацией конфликта. – Представьте, что вы с друзьями оказались на планете, где активно развиваются два общества. Всё большее и больше жителей планеты присоединяются или к одному, или к другому. Какие же интересы объединяют людей в этих обществах? На   доску   вывешивается   плакат  «Технику   –   на   службу   человечеству!»,  на котором   изображены   машины,   самолёты,   компьютеры,   электронные животные.   Учитель   (или   заранее   подготовленный   ученик)   читает: «Человечество должно приложить все усилия к тому, чтобы наша планета была заполнена всякой техникой! Только электронные домашние питомцы – вместо ненужных собак, кошек, птиц. Только компьютеры – вместо друзей, строгих родителей и капризных детей!»  На доску вывешивается другой плакат: «Мы – за мир без машин!»,  на котором изображены улыбающиеся первобытные люди в шкурах, с дубинами, на фоне пещеры или шалаша. Учитель (или заранее подготовленный ученик) читает: «Мы   считаем,   что   наш   мир   должен   отказаться  от   всякой   техники!   Мы должны   вернуться   к   простому   образу   жизни,   предназначенному   нам природой: не выращивать плоды и животных, а пользоваться только тем, что даёт нам планета, не строить дома, а жить в естественных пещерах. Люди,   давайте   жить   только   тем,   что   даёт   нам   природа,   и   не   будем стараться её изменить!»  – Как вы думаете, сумеют ли два таких общества мирно существовать на одной планете? (Нет, у этих обществ слишком разные интересы, столкновение между ними неизбежно.)  © ООО «Баласс», 2014 –  Такое столкновение, спор между людьми, называется конфликт. Вы можете спасти людей этой планеты. Дайте им совет, как жить дальше? Ученики совещаются в парах или группах и предлагают различные способы выхода из конфликта. Остальные ученики должны оценить, насколько тот или иной выход правильный, поможет ли он решить конфликт.  – Бортовой компьютер вашего космического корабля предложил такие варианты выхода из ситуации, выберите правильный:  (cid:152)  Если возникнет конфликт между вашими обществами, попробуйте «сесть за стол   переговоров»,   сделать   друг   другу   уступки.   Не   допускайте   усиления конфликта! (cid:152)  Если возникнет конфликт между вашими обществами, не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто­нибудь обязательно победит!  (cid:152)  Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и ваше человечество будет успешно развиваться. Ученики   должны   выбрать   первый   или   третий   вариант,   причём   третий предпочтительнее.  – Молодцы, вы справились с заданием! Вы сумели предотвратить конфликт и  спасти планету! – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? VΙ .  2 1 2 3 1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  © ООО «Баласс», 2014 предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. ТОУУ Самостоятельное  применение  знаний. выяснить? (Что такое общество?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу,   что   обществом   можно   назвать   людей,   у   которых   есть   общие интересы. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Работа в учебнике. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Необязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­два, понравившиеся   детям,   а   остальные   можно   дать   желающим   на   дом. Интересно разыграть на уроке с учениками ситуацию, описанную в вопросе 6. Половина класса или несколько человек образуют компанию, которая играет на спортивной площадке, а другие ученики – компанию, игравшую там утром. Сначала   обе   стороны   настаивают   на   своём,   обостряя   конфликт.   Затем следует второй описанный в учебнике вариант разрешения конфликта, когда © ООО «Баласс», 2014 V. Домашнее  задание. конфликт прекращает одна из сторон, наконец, третий, мирный вариант – обе стороны постараются выслушать друг друга и найти компромисс. Таким образом,   дети   должны   увидеть,   что   играть   всем   вместе   –   это   лучший вариант не только для каждого из них, но и для всех участников спора. Обязательное для всех: выполнить одно из заданий  рабочей тетради к теме 6,   выбрав   из   тех,   которые   не   были   сделаны   в   классе.   Учитель   может предложить   желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также выполнить творческое задание: –  Придумай   и   нарисуй   эмблему   какого­нибудь   общества   (настоящего   или вымышленного). Предложи друзьям догадаться, какому обществу ты «выполнял заказ». VΙ. Итог урока. 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2014 © ООО «Баласс», 2014

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?

ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2018