Урок 22
Что такое омонимы?
Цель деятель- |
Создать условия для ознакомления с омонимами,
обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и
уровень владения компетенциями):
получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к
правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; научатся:
писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки
знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных
текстов, проверять написанное, ориентироваться Метапредметные (критерии
сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): владеют способностями понимать
учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные
представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои
достижения на уроке; умеют вступать Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
методы и формы обучения |
Фронтальная, парная, индивидуальная |
Образовательные |
1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Словарь омонимов русского языка. 3. Интернет-ресурс: http://nsc.1september.ru/2004/22/1.htm |
Оборудование |
Интерактивная доска, проектор (по возможности) |
Наглядно- |
Запись задач темы, элементов букв |
Окончание табл.
Основные понятия и термины |
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение
слов-омонимов. Словарь омонимов. Слово с непро- |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и
раз-вивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Формируемые |
Проме- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Постановка |
Формулирование учебных задач по названию темы |
– Откройте учебник на с. 45. Мы продолжаем – Как вы ответите на этот вопрос?
– Сегодня на уроке постараемся обстоятельно ответить на него |
– «Что такое омонимы?».
Ответы уча-щихся |
Фрон-тальная |
П – ориентируются в учебнике, извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, сведений учителя, учебника. Р
– осознают К – слушают друг друга, строят понятные для парт- |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
нера по коммуникации речевые высказывания. Л – осознают гра-ницы своего знания и «незнания» |
|
II. Минут-ка чисто-писания |
Упражнения на детальный анализ строения букв-знаков,
овладение начерта- |
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв
Учитель обращает внимание на плавное соединение элементов. Показывает правильное написание элементов. – Расположите тетрадь правильно. Возьмите – Посмотрите и отметьте элементы, которые |
– Заглавной
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р
– осознают |
Написание элементов букв |
III. Изучение нового мате- 1. Работа |
Работа над упражнением с целью наблюдения над |
– Откройте учебник на с. 45, найдите упр. 75. Прочитайте
стихотворение Б. Гольдберга. – Что означает слово «коса» в каждом из предложений? Соотнесите слова с рисунками. |
Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют различные способы поиска информации, владеют |
Представ-ление Пользо- |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
нику, с. 45, упр. 75 |
ностями
слов-омо-нимов, |
– Прочитайте определение. Какие слова называются омонимами? – Послушайте стихотворение Я. Козловского: Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат, Но важна не только внешность, Потому не торопись! Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись!.. |
– Слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения. Внимательно слушают |
|
текстов
(словарных статей) Р
– принимают К
– слушают |
словарем омонимов. Выявление лексического значения |
2. Работа |
Работа |
– О каких словах говорится в стихотворении?
– Обратите внимание, что в учебнике на с. 156 помещен словарь омонимов. Откройте словарь. Найдите слово «лайка». – Заметьте, что справа от слова стоят цифры, – Из упр. 76 найдите, пользуясь словарем омонимов,
толкование одной из пар омонимов. Запишите толкование пары омонимов.
Проверьте |
– Об омо- Выполняют |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
3. Работа |
Работа над упражнением в распознавании омонимов |
– Откройте с. 46, найдите упр. 77. Прочитайте предложения. Докажите, что выделенные слова в каждой паре – омонимы. Можете воспользоваться словарем омонимов на с. 156. – Спишите любую пару предложений с омони-мами, вставив пропущенные буквы. Подчеркните омонимы. – Обменяйтесь тетрадями с товарищем по парте и проверьте написанное.
Физкультминутка |
Выполняют
Осуществляют взаимопро- Выполняют упражнения физкульт- |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная. Парная |
П – используют различные способы поиска информации. Р
– принимают К
– излагают |
Распознавание Выявление лексического значения слов |
4. Работа |
Работа над упражнением с целью определения в предложениях изученных лексических групп, объяснения их смысла |
– Найдите упр. 78. Прочитайте. Что вы прочитали? Объясните значение выделенных слов.
– Назовите встречающиеся в пословицах анто-нимы, синонимы, омонимы. Объясните свой ответ.
|
– Пословицы. Ответы уча-щихся. – Антонимы: «шутка – Синонимы: |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– используют Р
– принимают |
Определение синонимов, антонимов, омонимов |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
– К каким случаям жизни было бы уместно – Спишите третью пословицу. Проверьте написанное |
Омонимы: «мир (согла-сие) – мир Высказывания учащихся. Выполняют |
|
и оценивают учебные действия. К
– излагают |
|
5. Словарная работа |
Работа над словом |
– Прочитайте слово, записанное в нижней части с. 46,
про себя. Чем произношение слова – Это орфограммы. Назовите их.
– Слово «понедельник» – словарное. Необходимо
запомнить написание безударных гласных – Запишите это слово. Проверьте написанное. Выделите
приставку, корень, поставьте ударение, подчеркните орфограммы, которые надо – Составьте и запишите предложение с этим – Дома заучите правильное написание слова |
– Понедельник. Отвечают – Безударные гласные Выполняют |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П
– владеют Р
– принимают К
– слушают |
Запись |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности |
Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная |
– Над какой темой работали на уроке? – Что такое омонимы? – Что выполняли на уроке? – Какие задания вызвали у вас затруднения? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? Домашнее задание: рабочая тетрадь, с. 27, |
Отвечают |
Фрон-тальная. Индиви-дуальная |
П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Р
– оценивают собственную Л
– проявляют интерес к предмету, стремятся |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.