«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
химия
Взрослым
02.09.2017
Рассмотрены исторические корни метода. Аспекты , виды и типы проектов. Результаты, которые планируется достичь, применяя метод проектов. Практика моего использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов.Текст выступления на методическом объединении. Знакомство коллег с технологией, которая применяется учащимися на моих уроках.
История развития проектной деятельности..docx
МЕЧЕТИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА
Выступление
на заседании школьного методического объединения
учителя химии
Князевой Ирины Викторовны
«Что такое проектная деятельность школьников. История развития проектной деятельности».
«Метод проектов» возник еще в начале 20 века в США. Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического
направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика.
Основная идея, закладываемая в метод авторами, обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь
с его личным интересом именно в этом знании».
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение, сообразное личному интересу учащегося в том или
ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях,
которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для
ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20
века. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся
активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко
внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России
больше не предпринималось скольконибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [Полат Е.С. Метод проектов]
Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по
существу представляющие собой реализацию проектов» [Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная
технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206]
Суть метода проектов
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной
суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель
контролирует процесс мышления».
«Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание
фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном
рассуждении. Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет
вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум». [Полат Е.С.
Метод проектов]
Метод проектов всегда предполагает, вопервых, решение какойто проблемы, и, вовторых, направлен на получение результата.
Метод проектов – это таким образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не
просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса
достижения этого результата. В современной педагогике метод проектов применяется не вместо систематического предметного
обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
«Метод проектов способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна
завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.… В основу метода проектов
положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при
решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной практической деятельности». «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности
разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять
знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей». «Результаты выполненных проектов должны быть, что
называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая конкретный результат,
готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).» [Полат Е.С. Метод проектов]
«Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости
предполагаемых результатов» [Полат Е.М. Метод проектов]. Необходимо понимать, что проектное обучение является непрямым, и здесь
ценны не только результаты, но и сам процесс.
О технологии МЕТОД ПРОЕКТОВ. про ктов
ее
М тодее
которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным
образом...
— это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию),
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые обеспечивали:
активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных;
формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в
практической деятельности;
приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся;
реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Подготовка проекта. Подготовка к работе над проектом начинается с со знакомства с ситуацией общения, в рамках которой на
протяжении 23 уроков накапливается материал, необходимый для работы над проектом Планируется индивидуальный план проекта. На
начальном этапе у детей часто появляются трудности. Во избежание трудностей организовывается работа с опорой на образец.
Выполнение проекта. Далее начинается самый трудоемкий этап работы над проектом — это работа с различными источниками
информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и суждения по предмету исследования. Именно на этом этапе
происходит основная работа учителя со своими учениками. На каждом уроке ч течение пяти минут обсуждаются промежуточные
результаты, корректируются ошибки в употреблении лексических и грамматических единиц. После проведения консультаций и внесения
необходимых корректировок, проект оформляется в конечном варианте.
Защита проекта. Учащиеся сами выбирают форму представления своих проектов – парная, групповая и индивидуальная. Я стараюсь,
чтобы все ученики принимали участие в представлении выполненной работы. Также я хотела бы подчеркнуть, что необходимо уделять
больше внимания заключительному, презентационному этапу работы над проектом. Проведение полноценной защиты проектов
и рефлексии позволит ученикам более осознанно подойти к работе, в полной мере понять их практическую значимость своей
деятельности, а также повысить самооценку от осознания важности результатов и наличия значимых достижений. Оценка проекта. Оценка проектной работы — нелегкое дело. Четко определяются критерии оценивания проекта. За основу критериев
оценивания взят раздел
Вы понимаете, что оценка зависит от того, насколько полно и качественно раскрыта тема, насколько учащийся может свободно рассказать
о предмете своего исследования. Для того, чтобы не было утомительным слушать несколько проектов подряд, предлагаю учащимся
оценивать проект самим по предъявленным критериям, но заключительное слово оставляю за собой. Оценку выставляется за проект
в целом, многоплановость его характера, уровень проявления творчества, четкость презентации.
В настоящее время различают 4 вида проектов: созидательный (производительный), потребительский, проект решения проблемы,
проектупражнение. Основная задача проектов — вооружение ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в
жизненных ситуациях.
Работа с проектами занимает особое место в системе образования, позволяя ученику приобретать знания, которые не достигаются при
традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что ученики сами делают свой выбор и проявляют инициативу.
С этой точки зрения хороший проект должен:
– иметь практическую ценность;
– предполагать проведение учащимися самостоятельных исследований;
– быть в одинаковой мере непредсказуемым как в процессе работы над ним, так и при ее завершении;
– быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения;
– предполагать возможность решения актуальных проблем;
– давать ученику возможность учиться в соответствии с его способностями;
– содействовать проявлению способностей ученику при решении задач более широкого спектра;
– способствовать налаживанию взаимодействия между учащимися.
Важно, чтобы ученики имели возможность выявить свои системы ценностей, опробовать новые стили поведения, иметь возможность
участвовать в независимых исследованиях и развивать значимые виды компетентности в ходе этих исследований. Можно еще раз
подчеркнуть важность узкоспециальной информации и важность контакта с носителями соответствующих ролевых моделей. Потенциал,
который содержит работа с проектами, гораздо выше, чем это может показаться на первый взгляд. По этой причине работа с проектами и
организация процесса руководства заслуживают особого внимания.
Тип проекта:
Тема
Проблема
Цель темы
зачем я собираюсь делать этот проект. Задачи
Что для этого следует сделать
Основное содержание темы, термины и
понятия
Планируемый результат
Межпредметные связи
Метапредметные связи
Цель – определение темы,
цели. Выбор группы
учащихся.
Цель – анализ проблемы.
Определение источников
информации.
Распределение ролей.
Выбор критериев оценки.
Цель – сбор и уточнение
информации.
Обсуждение альтернатив.
Выбор оптимального
варианта.
Уточнение планов
деятельности.
Предметные умения
Организация пространства
Формы работы
I этап Проблема
Деятельность учителя
Мотивирует учащихся.
Объясняет цель проекта.
II этап Проектирование
Деятельность учителя
УУД
Ресурсы
Деятельность ученика
Собирают информацию.
Обсуждают задание
Деятельность ученика
Помощь в анализе
и синтезе.
Формируют задачи.
Уточняют информацию
III этап Поиск информации
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Наблюдает.
Консультирует. Предлагает
дополнительные
источники
информации
IV Этап Продукт
Работа с информацией.
Проводят синтез и
анализ идей.
Выполняют исследование. Цель – работа над
проектом. Оформление
Цель – коллективная
защита проекта.
Объяснение
полученных результатов
Деятельность учителя
Консультирует
V этап Презентация
Деятельность учителя
Оценивает
результаты работы.
Деятельность ученика
Выполняют исследование
и работают над проектом
Деятельность ученика
Защищают проект.
Участвуют в коллективной оценке
результатов
Самым важным и на первых порах самым трудным является постановка цели своей работы. Поэтому для начала хорошим опытом
является работа над учебным проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана
к темам, изучаемым в ходе учебных курсов.
Проектная деятельность даёт не только знания, но и жизненный опыт.
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий ).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Межпредметные связи на занятиях по химии:
с уроками информатики: поиск информации в Интернете, создание презентаций;
с уроками русского языка: грамотное оформление своего проекта.
С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, моделей при защите
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
проектов.
В нашей памяти остаётся след от наших действий глубоко и надолго.
Метод проблемного обучения и метод проектов перекликаются. Так в проекте мы также сталкиваемся с проблемой и ищем методы её
решения. Это является частью метода проектов, а проблемное обучение начальной его ступенькой. Таким образом, вводя проблемное обучение, я подготавливала почву для старших классов в работе над проектами. В ходе работы над проектами мы видим, как дети
самостоятельно или с помощью взрослых справляются с поставленными задачами , и мы вместе можем регулировать дальнейшую работу, а
учитель выступать в роли координатора или соучастника проекта. Даже не самый «сильный» ученик должен получить радость результата
работы.
Практика использования метода проектов показывает, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов подразумевается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе
самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий — проектов.
Основная цель метода проектов заключается в предоставлении ученикам возможности научить самостоятельному получению знаний в
процессе решения практических задач или проблем, которое требует интеграции знаний из разных наглядных сфер.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предусматривает совокупность исследовательских,
поисковых, проблемных методов, творческих за своей сутью.
Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Метод проектов становится
"интегрированным" компонентом целиком разработанной и структурированной системы образования.
Популярность метода проектов обеспечивается возможностью объединения теоретических знаний и их практического применения для
решения конкретных проблем. Кроме того, метод проектов поддерживает становление новых подходов к организации педагогического
управления,то есть одним из эффективных средств построения личностно ориентированной педагогической системы.
Работа над проектом дает личности возможность задействовать в процессе обучения не только интеллект, опыт, сознание человека, а и ее
чувство, эмоции, волевые качества, оказывает содействие "погружению" в учебный материал, определению личностью своего
эмоциональноценностного отношения к нему, повышению эффективности усвоения, дает ощущение успеха.
Проектная работа предусматривает включение механизмов запоминания и воспроизведение информации; передачу информации другим;
применение знаний в вариативных ситуациях; понимание причинноследственных связей, соотношение частей и целого; наведение
аргументов и доказательств, перегруппировка отдельных частей и создание нового целого и т.п.. Метод проектов оказывает содействие не только раскрытию возможностей и способностей ученика, а и осознанию, оцениванию
личностных ресурсов, определению личностно значащих и социально ценностных перспектив. Проектная деятельность оказывает
содействие развитию инициативы, самостоятельности, организаторских способностей, стимулирует процесс саморазвития.
Актуализация внутренних сил осуществляется самой личностью. Ученик старается овладеть необходимой информацией, знаниями,
актуализирует те или другие способности, естественные задатки и отбрасывает те, которые мешают ему в достижении цели.
Общая стратегия обучения определяется нуждами современного общества и уровнем развития психолого педагогических и
сопредельных наук. Этой стратегией есть коммуникативный компетентностно ориентированный подход, который предопределяет
практическую цель обучения.
Проектная деятельность "заставляет" ученика поновому посмотреть на свои умения, на характер взаимодействия с окружающей средой.
Появляются новые проблемы, которые нуждаются в нестандартном решении, проявив значительные волевые и эмоциональные усилия и
довольно высокий уровень самореализации. Как результат, имеющиеся качественные изменения в психологической структуре личности,
которая предопределяет овладение привычками общения. Это такие изменения, как: умение ставить адекватные, личностно значащие и
социально важные жизненные перспективы, развитие потребности и поисковой активности относительно реализации этих перспектив.
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
«Что такое проектная деятельность школьников.История развития проектной деятельности». Выступление на методическом объединении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.