«Сопровождение индивидуальных проектов старшеклассников»
Некрасова Светлана Марьяновна
учитель химии, физики, астрономии МБОУ «СШ№4 им. Дважды Героя Советского Союза А. О. Шабалина», dgyzi.ru@yandex.ru
Индивидуальный проект после введения ФГОС второго поколения стал неотъемлемой частью работы любого педагога. ИИП является дидактическим средством образования. Перед каждой общеобразовательной организацией, реализующей ФГОС ООО и ФГОС СОО, стоит задача организации и сопровождения выполнения обучающимися проектной деятельности в образовательном процессе.
В настоящее время индивидуальный проект на старшей ступени обучения я использую как один из результатов освоения программы развития УУД. Работа над индивидуальным проектом осуществляется на протяжении 1-2 лет. Старшеклассник в процессе работы (в сопровождении педагога) получает навыки самостоятельного планирования деятельности.
Обсуждаем с учеником проектную идею, вместе разрабатываем модель защиты готовой работы. В процессе развивающего диалога подталкиваю старшеклассника к решению проблемы, не предлагая готовых решений [2, с. 36-41].
Основной задачей ставлю формирование самостоятельности обучающегося. Педагогическое сопровождение проектной деятельности делю на несколько этапов:
планирование;
мотивация и выбор тьютора;
проектирование;
помощь в реализации проекта;
подготовка к защите;
итоговая рефлексия
В 2021/2022 учебном году работали с учащимся 11 класса над проектом «Деминерализация и реминерализация зубной эмали». В рамках сопровождения ИИП возникли следующие проблемы:
конкретизация темы (сложность выбора узкого направления для исследования);
продумывание основной цели проекта (проблема постановки цели из-за необходимости соотнесения теоретического материала и возможных к постановке на базе школьной лаборатории экспериментов);
поиск оборудования (для реализации ИИП отсутствует оборудование в школьной лаборатории);
подбор научной литературы по проекту (в открытом доступе не все источники предлагают достоверную научную литературу);
Для решения возникших проблем при сопровождении проекта «Деминерализация и реминерализация зубной эмали» выбрали только доступные реактивы, провели несколько консультаций со специалистом (стоматологом), обратились за помощью к организациям, располагающим оборудованием (рН-метр, лабораторная посуда, электронные весы и т. д.)
Вопрос с научной литературой удалось решить благодаря поддержке специалистов центра довузовского образования и профессиональной поддержки СГМУ.
Благодаря методу аналогии удалось использовать в проводимых экспериментах яичную скорлупу как аналог зубной эмали. В результате был создан межпредметный проект (химия+биология+медицина), имеющий практическую значимость. Элементы готового ИИП были использованы в командном турнире — Межрегиональном химическом турнире (3 место).
Проект был представлен на профильной конференции в Северном медицинском государственном университете, что позитивно отразилось на самооценке старшеклассника. Считаю, что учебный проект в старшей школе является комплексом исследовательских, поисковых, иных видов работ, осуществляемых учащимся для практического либо теоретического решения определенной проблемы [1, с. 177-180].
Список литературы
1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.
2. Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. – 2014. - № 1. – с. 36-41.
3. Смыковская, Т. К., Головина Н. Н. Проектный метод развития интеллектуальных умений // Профессиональное образование. Столица. – 2013. - № 5. – с. 35-36
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.